Поиск по сайту

Модельный стандарт: 10 лет практики

Автор: Куликова Л. В.

Начало XXI в. - период принятия и активного внедрения важнейших общественно-профессиональных стандартов РБА. В2003 г. было утверждено специальное "Положение о порядке принятия заявительных, нормативно-рекомендательных и регулирующих актов Российской библиотечной ассоциации". Десять лет назад общественности был представлен "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки". Он был подготовлен рабочей группой под руководством Л.В. Куликовой (РНБ). Обсуждение двух вариантов документа проходило с учетом представителей библиотек Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Архангельской, Ивановской, Кемеровской, Кировской, Челябинской областей, Татарстана, Удмуртии, других регионов России. Важную интеграционную функцию выполняла Секция публичных библиотек РБА. Можно считать, что разработка Модельного стандарта явилась результатом усилий всего профессионального сообщества.

Модельный стандарт был принят на Ежегодной Конференции РБА 24 мая2001 г. в Саратове, его обновлённый вариант - на Конференции 22 мая2008 гв Ульяновске.

Документ2001 г. решал в большей степени задачи поддержки библиотек, способствовал демонстрации их значения в жизни общества, защите перед местными органами власти.

Документ2008 г. ориентирует публичные библиотеки на развитие, стремится показать их новые возможности, возрастающее значение в жизнедеятельности общества и отдельных граждан; выявляет их роль в содействии обучению и просвещению, информированию и культурной реабилитации.

Основная идеология обеих редакций - всестороннее отражение принципов доступности библиотечного обслуживания и создания наиболее комфортных условий для всех категорий граждан, а именно:

- пространственной и физической доступности библиотеки (требования к её размещению, режиму работы, комфорту и удобству пользования путём организации пространства библиотеки и её разнообразного оборудования);

- интеллектуальной и информационной доступности (требования к полноте и обновляемости библиотечного фонда исправочно-библиографического аппарата, к качеству и адресности услуг, обогащению информационных ресурсов за счет сетевого взаимодействия, организации и оформлению внутрибиблиотечного пространства);

- психологической доступности (требования к уровню профессиональной подготовки библиотекарей, взаимодействию с местным населением и общественностью, различными организациями и институтами).

Российская библиотечная ассоциация рекомендует органам государственной власти и местного самоуправления при определении собственной стратегии развития библиотек руководствоваться принципами и нормами, изложенными в Документе, обобщившем богатую отечественную и зарубежную практику. При этом региональным и муниципальным властям рекомендовано разрабатывать и принимать собственные нормативы, отражающие потребности в библиотечно-информационном обслуживании, материальные и иные возможности местных сообществ.

Процесс внедрения "Модельного стандарта..." включал наряду с его изданием и распространением серию различных акций, в том числе проведение региональных и межрегиональных обучающих семинаров. Их организацию взяла на себя Секция публичных библиотек, возглавляемая С.Ф. Бартовой, и Секция по библиотечной политике и законодательству во главе с В.Р. Фирсовым. Первый такой семинар на тему "Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек и Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: организация внедрения" состоялся в октябре2002 г. в Екатеринбурге и в Новоуральске (Свердловская область).

Затем в ноябре2003 г. прошёл семинар в Иваново, участниками которого стали руководители и главные специалисты областных научных, детских и юношеских библиотек, Централизованных библиотечных систем Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Ярославской областей, а также работники органов управления культурой из этих регионов.

В сентябре2004 г. на базе Донской государственной публичной библиотеки был проведён очередной межрегиональный обучающий семинар с участием библиотек и органов управления ряда регионов Южного округа РФ.

Материальную и информационную поддержку семинарам оказал Отдел библиотек Министерства культуры РФ. Их успешному проведению способствовали Постоянный комитет по публичным библиотекам ИФЛА, Секции - по библиотечной политике и законодательству, а также публичных библиотек РБА.

Наряду с законодательными актами "Модельный стандарт..." способствовал и продолжает способствовать сохранению и защите публичных библиотек как основных гарантов доступа к информации, знаниям и культуре. Одним из результатов его внедрения стало появление в сельской местности модельных библиотек на базе общедоступных муниципальных.

Многие регионы страны ориентировались на рекомендации стандарта при разработке своих нормативных актов (республики Карелия, Коми, Мордовия, Удмуртия, Чувашия; Алтайский и Ставропольский края; Архангельская, Кемеровская, Омская, Пензенская, Пермская и Ростовская области). Соответствующие документы принимались в регионах на уровне законодательной или исполнительной властей. Эта практика была поддержана Министерством культуры Российской Федерации, направившим в регионы 09.12.2002 г. Письмо за N01-149/16-29, в котором рекомендуется использовать "Модельный стандарт...." при разработке региональных и муниципальных документов.

С участием ряда регионов (Архангельская, Иркутская, Липецкая, Магаданская, Новгородская, Новосибирская, Орловская и Ульяновская области, Красноярский край, республики Карелия и Коми, Чукотский АО) также был подготовлен межрегиональный проект "Модельный стандарт деятельности государственных библиотек субъекта Российской Федерации", который является руководством для государственной библиотеки субъекта по организации планомерной деятельности в целях удовлетворения потребностей населения в библиотечных услугах.

Органам исполнительной и законодательной властей субъекта Российской Федерации рекомендуется принять его за основу в ходе реализации региональной библиотечной политики, при разработке и принятии стратегических программных документов, законодательных и нормативных актов, при определении бюджетных обязательств по финансированию деятельности государственных библиотек, при формировании их ежегодных плановых заданий.

Практика использования "Модельного стандарта..." РБА помогла библиотекам выйти из информационного вакуума и консолидировать свои усилия. Она позволила сформировать в обществе позитивное отношение к публичной библиотеке как к важному и динамично развивающемуся социальному институту не только в своей профессиональной среде, но и в сознании представителей местных сообществ, органов государственной власти и местного самоуправления. Представляется, что, отвечая за социальное благополучие граждан, за их приобщение к культуре и информации, органы власти должны быть не менее заинтересованы в развитии своих библиотек, чем сами местные жители или профессиональные библиотекари.

Самое главное - публичные библиотеки смогли укрепить свои позиции в обществе в сложное время государственных реформ и начать развиваться в соответствии с современными требованиями.

"Модельный стандарт..." стимулировал творческий подход библиотекарей к организации своей деятельности. Структура документа и содержание разделов способствовали проведению методического инспектирования состояния библиотек и разработке специальных программ (например, в Пензенской, Пермской и Ростовской областях, в других регионах).

На основе "Модельного стандарта деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Свердловской области", принятого постановлением коллегии Министерства культуры региона в2006 г., проведён аудит (проверка) соответствия/ несоответствия требованиям стандарта, подготовлены рекомендации по оценке эффективности и качества работы общедоступной библиотеки.

Её деятельность оценивалась по таким параметрам, как соответствие местной ситуации потребностям общества и конкретных групп пользователей; востребованность библиотечных услуг; достаточность собственных ресурсов (фонды, техника, оборудование); способы их пополнения и модернизации и т. д. Дальнейшая отработка механизма аудита обеспечивала непрерывное совершенствование и повышение качества деятельности библиотек.

В2008 г. в помощь внедрению "Модельного стандарта..." был подготовлен пакет методических материалов "Оценка эффективности и качества работы публичной библиотеки". Данные материалы, распространённые среди библиотек, помогли многим из них провести анализ своей деятельности, определить её эффективность.

В рамках проекта "Обобщение лучшей практики, разработка и внедрение методик проведения стартовых мероприятий административной реформы" (2006 г.) его автор-составитель С.Г. Маковецкая ссылается на разработку "Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки" как на наиболее интересный документ, применение которого обеспечивает высокое качество библиотечных услуг: "Стандарт..." содержит обязательные требования к деятельности библиотеки, к процессу её взаимодействия с пользователями и является чрезвычайно показательным для формирования стандартов качества услуг. Документ был рекомендован в качестве кейс-стади в программах обучения государственных и муниципальных служащих, поскольку наилучшим образом демонстрирует специфику стандартизации качества для обеспечения интересов и потребителей, и производителей услуг".

Большую практическую помощь органам управления и библиотекам в условиях местного самоуправления оказали рекомендации, содержащиеся ещё в одном нормативном документе РБА - "Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований" (принят XII Ежегодной сессией РБА, г. Брянск,2007 г.). В данном документе также учтена отечественная и международная практика формирования нормативной базы общедоступных библиотек, создающих условия для полноценного обслуживания местных сообществ с учётом специфики муниципального образования.

"Базовые нормы..." так же, как и "Модельный стандарт...", рассматриваются в контексте иных законодательных и нормативно-правовых актов. Оба документа РБА, в частности, использованы в качестве основных источников при подготовке "Нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)" (утверждены Приказом Минкультуры России 20.02.2008 N 32) и других официальных документов.

В настоящее время важнейшим фактором переоценки роли публичных библиотек становится укрепление их информационного потенциала на основе модернизации технологий и ресурсов, создание новых условий доступности информации, знаний, культуры для всех категорий граждан.

Как социальный институт библиотеки имеют важнейшее значение для успеха проводимых в России реформ в различных сферах. На селе или в небольших поселениях они, без преувеличения, являются средством регенерации целых территорий, депрессивных с точки зрения состояния социокультурной сферы и экономики.

В последние годы РБА приняла "Руководство для детских библиотек" (2009 г.), "Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых" (2010 г.). Стремление к саморегулированию библиотечной сферы на профессиональной основе - тенденция, которая, несомненно, носит положительный характер.

Благодаря нормативным актам, разработанным профессиональным сообществом, процесс развития библиотечно-информационной сферы в значительной степени становится предсказуемым.

 

Ресурсы

Авторы