Поиск по сайту

Совершенствовать кадровый потенциал

Автор: Кузнецова Т. Я.

Проект Совета РБА "Приоритеты развития РБА на 2011-2015 гг.", обнародованный 21 декабря2010 г. с целью обсуждения в кругу работников библиотек, в основном заслуживает поддержки, поскольку многие его пункты служат повышению престижа библиотечной отрасли в российском обществе, укреплению социальной роли библиотек, активизации их влияния на информационное и культурное развитие страны и каждого её гражданина.

В месте с тем, представляется необходимым отразить в документе дополнительные идеи и повысить конкретность некоторых формулировок в рубрике "Первоочередные задачи", которые звучат слишком туманно и, более того, до странности подчинённо. Крайне злободневная проблема исправления опасных для общества огрехов в федеральных законах сформулирована неоправданно мягко: "способствовать совершенствованию...", когда следует сказать прямо: добиваться соответствия законодательных норм, касающихся библиотечно-информационного обслуживания населения, конституционному праву каждого "...свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (п. 4 статьи 29).

Иначе задача номер один звучит так, словно кто-то со стороны (то ли депутаты, то ли правительство) проявляют заботу по "...внесению изменений и дополнений" в наше законодательство, откровенно недружественное к правам личности и общества на получение информации и знаний в библиотеках, а РБА, как бы "на подхвате", готово "способствовать..., а также оказывать научно-методическое и организационное содействие их внедрению". Как хотите, это унизительная роль, ведь мы видим катастрофические последствия ошибок наших законодателей для библиотечно-информационного обслуживания населения. Кроме того, любые бюджетные учреждения и без РБА обязаны "оказывать содействие внедрению законов", поскольку находятся в собственности государства. А вот борьба за гармонизацию законодательства с Конституцией России - задача РБА как общественного объединения, и здесь масса работы.

Напомним лишь те ошибки, которые несут ущерб не только культуре, но и государственному бюджету.

На первом месте, по-моему, стоят разгром ЦБС и насильственный отрыв сельских поселений от районных муниципальных образований как итог печально известного Закона 131-ФЗ. Одна из членов коллектива разработчиков этого акта, не стесняясь, заявила на совещании с участием библиотекарей: "Ваших цебеэсок в Законе не предусмотрено". Стыдно, что РБА и Министерство культуры РФ это не сразу поняли, а потом, уже осознав опасность децентрализации, свели меры противодействия к методическим рекомендациям под девизом: "Теперь уж ничего не поделаешь, надо приспосабливаться!" Дошло до того, что кто-то из методистов предложил заменить ЦБС возрождением книгоношества.

Децентрализация после четвертьвекового трудного, но благотворного созидания централизованных систем на фоне благоденствия филиальных объединений публичных библиотек во всех развитых странах показалась мне до боли обидным явлением. Написал критический разбор ошибок Закона N 131-ФЗ и по наивности направил статью в "Российскую газету" - чтобы сразу довести до законодателя. К моему удивлению, работники газеты обсуждали её три месяца с лишним, передавая по редакционной иерархии, и только с "самого верха" мне вежливо сказали по телефону, что статья довольно логичная, но судьба библиотек - слишком узкий вопрос для всероссийского издания. Хороший урок и для меня, и для нашего сообщества в том смысле, что борьба за наш престиж нужна упорная и длительная! К счастью, по-другому мыслила редакция газеты "Культура", которая буквально через неделю напечатала мою статью под ироничным заголовком "Законодатель, почитай законы свои. Библиотеки получили шанс вернуться к избам-читальням" (Культура, 2005, N 4).

На второе место надо поставить полный подрыв нормального комплектования библиотечных фондов в результате принятия Закона N 94-ФЗ, согласно которому Правительство РФ утвердило "Перечень товаров одного наименования", где произведения литературы, периодические издания безграмотно отнесены к нелепой категории "полиграфическая продукция".

Достаточно лишь потрясшего общественность факта, когда в2010 г. из-за победы одной недобросовестной фирмы в конкурсах по оказанию государственных и муниципальных услуг на поставку периодических изданий 23 субъекта РФ остались без поступления газет и журналов в свои библиотеки.

На самом деле такие факты теперь повторяются во всех регионах России ежегодно, но чиновники соответствующих структур исполнительной власти, да и руководители учреждений культуры замалчивают их, так как виновными в растрате бюджетных средств будут объявлены они сами, а не мошенники, которые "уводят" деньги, пользуясь бездарным законодательным актом.

Обидно, что активная борьба за устранение этого идиотизма, которую много лет ведут специалисты РНБ Т.В. Петрусенко и И.В. Эйдемиллер, до сих пор не дала существенных результатов. Заметим, что театральные деятели гораздо быстрее освободились от конкурсной системы в своей сфере.

Третий "горячий" участок: необходимо со всей решительностью бороться за изменение норм охраны авторских прав, где заинтересованность общества в свободном доступе каждого к научной, научно-познавательной литературе, к освоению культурного наследия должна быть сбалансирована с коммерческими интересами правообладателей, производящих компьютерные форматы произведений. Об этом неоднократно писал советник юстиции 1-го класса, профессор кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву В.Н. Монахов (см., например, его статью "Право и библиотеки" в сб. "Модернизация библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы". (М., 2009)). Но наше библиотечное сообщество практически не использует профессионально взвешенные юридические аргументы для наступательных действий в защиту интересов населения России, а заодно и законных прав нашей отрасли. По настоящему активную борьбу за право осуществлять добросовестную оцифровку книжных фондов хотя бы в Национальных библиотеках ведёт Генеральный директор РГБ А.И. Вислый, выступивший с очень обоснованными предложениями в печати и 1 марта2011 г., вместе с директором Вологодской областной научной библиотеки Н.Н. Беловой, на телеканале "Культура" в литературной передаче А. Архангельского.

Приоритетные направления развития РБА следует дополнить также завоеванием новых источников пополнения бюджета нашей организации. Тут надо использовать международный опыт общественных объединений.

На одном из ежегодных Всемирных информационных конгрессов ИФЛА многим запомнился необычный отчёт казначея организации, сделанный почти в цирковой форме. К трибуне вышел джентльмен, одетый в плащ, увешанный множеством плакатов и с зонтиком в руке, несмотря на сухую погоду. Докладчик начал с шутливого замечания, что он из Шотландии, жители которой славятся скупостью до крохоборства, и потому отчитается, наглядно её демонстрируя. Отчёт состоял из показа источников поступлений в бюджет с указанием цифр в тысячах долларов: и участники аплодировали зонту, плащу, шарфикам, значкам, книжным закладкам, открыткам, постерам и прочим вроде бы безделушкам, которые в сумме принесли ИФЛА несколько миллионов евро. В ходе этого шоу думалось: нам бы такого шотландца!

А ещё мне врезался в память финансовый отчёт, услышанный на Совете Американской библиотечной ассоциации в1996 г., в котором назывались очень впечатляющие цифры доходов, полученные только от издательских проектов ALA:

- от выпуска плакатов серии "Читай!", на которых красовались кумиры разных социальных групп американской публики, - кинозвёзды, баскетболисты, оперные солисты, популярные эстрадные исполнители и прочие, вплоть до нашего выдающегося хоккеиста Павла Буре, прозванного за океаном "русской ракетой", - и все с книгой в руках;

- от издания учебной литературы и практических руководств по работе библиотек, поскольку только гриф Ассоциации удостоверяет надёжность этих пособий.

Назывались, конечно, и многие другие прибыльные проекты, о чём можно (и нужно!) узнать у специалистов по международному библиотековедению.

Понятно, что у РБА в ближайшие годы не будет ресурсов на создание собственной издательской инфраструктуры, но двигаться в этом направлении уже пора. Первой ласточкой можно считать задачи, поставленные в разделе "РБА и библиотечное дело":

- "установить договорные отношения с высшими учебными заведениями страны с целью добровольной сертификации учебных планов и программ библиотечно-информационного профиля;

- совместно с издательствами создать систему профессиональной экспертизы научной и учебной литературы, ввести гриф ""Рекомендовано РБА" для библиотек России".

Такая практика назрела давно, поскольку "море разливанное" учебных и научно-практических пособий, выпускаемых без положенной квалифицированной оценки, за редкими исключениями представляет собой либо беззастенчивые компиляции из чужих работ, либо профессиональные азы "времён очаковских и покоренья Крыма", а иногда просто ужасает уровнем безграмотности. Пора установить нелицеприятный контроль за качеством в сфере, обеспечивающей профессионализм новых поколений наших кадров. Эти услуги РБА, безусловно, должны быть платными.

Таким образом, приоритеты нового этапа деятельности Ассоциации обязаны ставить целью последовательную модернизацию РБА как важного звена гуманитарного сектора гражданского общества страны.

 

Ресурсы

Авторы