Поиск по сайту

Стратегия развития РБА: размышления и предложения

Автор: Гендина Н. И.

Мое личное суждение о том, какой бы я хотела видеть РБА сегодня: это должна быть более "боевитая", более активно действующая на внешнем уровне организация, более активно заявляющая о себе в обществе и государстве, в международном профессиональном сообществе. Необходимо, на мой взгляд, расширение круга социальных партнёров РБА.

Как вузовский профессор, более 30 лет занимающийся подготовкой библиотечных кадров, хотела бы отметить потребность в более активной позиции РБА как организации, которая отражает интересы работодателей. РБА должна более чётко формулировать свои требования, формировать социальный заказ на подготовку кадров высшей квалификации, более активно взаимодействовать с вузами культуры, осуществляющими их подготовку, вместе с этими вузами отстаивать в Министерстве образования номенклатуру тех специальностей, в которых остро нуждаются современные библиотеки, содействовать разрушению ведомственных барьеров, препятствующих этому (необходимость согласованных действий Минобразования, Минкультуры, Минтруда и Минсоцразвития).

Особо хотела бы сказать о необходимости повышения роли РБА в ИФЛА. Последние 10 лет я участвовала практически во всех ежегодных конгрессах ИФЛА. С горечью отмечаю, что ежегодно Россия представлена 3-4 докладами (!!!) при том, что состав участников от РФ - обычно около сотни человек. На встрече представителей русскоговорящих стран (Caucus), как правило, обсуждается не наша позиция (желательно консолидированная РБА) по ключевым вопросам, обсуждаемым в ИФЛА, а рассматриваются внутрироссийские библиотечные проблемы, раздаются приглашения друг другу на конференции, делаются самоотчёты.

Относительно обсуждаемого документа "Приоритеты развития РБА на -2015 гг." хочу высказать два замечания, первое содержательного, принципиального, а второе - частного, стилистического характера. Первое замечание. В документе среди приоритетов значится: "РБА способствует реализации основных задач библиотек в современной России: Продвижение книги и чтения, формирование читательской культуры среди всех групп населения страны".

На мой взгляд, если речь действительно идёт о современной России, то следовало бы употребить более ёмкое понятие - "информационную культуру", включающую в себя читательскую культуру. Огорчительно, что в тексте этого документа нет и понятия "информационная грамотность", которое активно используют как ИФЛА, так и ЮНЕСКО. Предлагаю следующую редакцию этого фрагмента: "РБА способствует реализации основных задач библиотек в современной России: Формирование информационной грамотности и информационной культуры личности и продвижение на этой основе книги и чтения среди всех групп населения страны".

Второе замечание. Документ имеет эпиграф: "Библиотеки - гуманитарное сердце российского общества". Возражение вызывает словосочетание "гуманитарное сердце". Если не полениться и заглянуть в словарь, то слово гуманитарный трактуется так: "Гуманитарный - (французское humaitaire, от латинского humaitas - человеческая природа, образованность), обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека, например гуманитарные проблемы, гуманитарная помощь, гуманитарные науки..." Совершенно очевидно, что выражение "гуманитарное сердце" стилистически и семантически некорректно. Это, конечно, мелкое, несущественное замечание, но очень уж документ "Приоритеты развития РБА на 2011-2015 гг." важен.

 

Ресурсы

Авторы