Поиск по сайту

Позиция РБА: уберечь книжные сокровища

Автор: Борисова Е. И.

3 декабря2010 г. в "Российской газете" был опубликован Федеральный закон N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". В нём идёт речь о движимом и недвижимом имуществе религиозных организаций, национализированном советским правительством после1917 г., которое нынешнее Российское государство намерено передать в собственность конфессий.

Законопроект разрабатывался Министерством экономического развития РФ несколько лет. Процесс затянулся, в частности из-за разногласий по ряду принципиальных положений между Минэкономразвития и Минкультуры РФ. Новый этап в продвижении законопроекта начался с2010 г., когда он был одобрен Правительственной комиссией по религиозным объединениям под руководством вице-премьера Александра Жукова, а в сентябре - принят Государственной думой РФ в первом чтении.

Это событие вызвало очередную волну общественных дискуссий, в которую включилось и библиотечное сообщество. Дело в том, что в поле зрения законопроекта попало именно движимое имущество религиозного назначения, входящее в состав Музейного, Архивного и Национального библиотечного фондов РФ, что серьёзно обеспокоило Российскую библиотечную ассоциацию (далее - РБА): ведь в случае передачи религиозным организациям особо ценных объектов культурного наследия Национального библиотечного фонда России ему мог бы быть нанесён значительный ущерб. РБА выработала жёсткую позицию - не только отстоять право российских граждан на свободный доступ к культурным ценностям, гарантированный Конституцией (ст. 44), но и уберечь от возможной гибели книжные сокровища, требующие особого режима хранения, специально подготовленных кадров и соответствующей материально-технической базы для поддержания их в надлежащем виде (жёсткие требования, которые неукоснительно соблюдаются в библиотеках).

В связи с этим РБА подготовила материалы для публичной защиты своей позиции при продвижении законопроекта в Государственной думе Федерального Собрания РФ. Дело в том, что вариант законопроекта, принятый в первом чтении, включал нормы, противоречащие действующему российскому законодательству. Так, Конституция Российской Федерации в ст. 44 гарантирует каждому гражданину РФ право на свободный доступ к культурным ценностям. Этот принцип получил своё дальнейшее развитие в ст. 14 ФЗ N 78 "О библиотечном деле", которая определяет, что в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. В соответствии с нормами ст. 12, п. 2 ФЗ N 78 "О библиотечном деле" библиотеки, в отличие от религиозных организаций, обязаны учитывать сложившееся в обществе идеологическое многообразие. И в этом смысле они являются демократичными и открытыми социальными институтами. Передача особо ценных объектов культурного наследия, находящихся в библиотеках, религиозным организациям существенно ущемила бы конституционные права россиян, вступив в противоречие со ст. 28 Конституции РФ, когда "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Новые собственники движимого имущества религиозного назначения, полученного от библиотек (а это в первую очередь книжные памятники) ограничили бы его использование религиозными целями, что означало бы его полную недоступность для определённых категорий граждан, например, для атеистов.

Во вступившем в силу 13 декабря Федеральном законе N 327 учтены некоторые из принципиальных предложений, высказанных в ходе общественного обсуждения, в том числе и Российской библиотечной ассоциацией.

Так, в ст. 1 Закона указывается, что его действие не распространяется на имущество религиозного назначения, относящееся к музейным предметам и коллекциям, входящим в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документам, входящим в состав Архивного фонда Российской Федерации или Национального библиотечного фонда. Понятие "Национальный библиотечный фонд" дано в ст. 16 ФЗ N 78 "О библиотечном деле". По определению, фонд состоит из документов, комплектуемых на основе системы обязательного экземпляра, а также книжных памятников и является культурным достоянием народов Российской Федерации, охраняемым государством. Это означает, что наиболее ценная часть библиотечных фондов, на которую могли бы претендовать религиозные организации, находится под защитой нового Закона.

Однако, введённое в оборот понятие "имущество религиозного назначения" в ст. 2 Закона страдает юридической неопределённостью и нуждается в доработке. Имущество религиозного назначения подразделяется в соответствии с Законом на недвижимое и движимое. В понятие "движимое имущество" наряду с предметами внутреннего убранства культовых зданий и сооружений включены "предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей". Что относится к предметам, предназначенным для "иных религиозных целей"? Возможно ли предъявление претензий со стороны конфессий к публичным библиотекам, осуществляющим мемориальную деятельность и имеющим в своих фондах такие предметы? Могут ли в категорию предметов, предназначенных для "иных религиозных целей", попасть издания, которые ещё не получили статус "книжного памятника"? К сожалению, Закон точного ответа на поставленные вопросы не даёт, а необоснованно расширительное толкование понятия может привести к ошибкам в правоприменительной практике, имущественным спорам и социальным конфликтам.

К недвижимому имуществу религиозного назначения отнесены помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, построенные для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников. Если библиотеке недвижимое имущество, в котором она расположена, принадлежит на праве оперативного управления, то по Закону религиозные организации вправе заявительным порядком претендовать на его получение. В Законе указано: "Если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям либо учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений вследствие отсутствия иного принадлежащего указанным предприятиям либо учреждениям недвижимого имущества или его недостаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также в случае предварительного предоставления организации культуры равноценных здания, помещения, обеспечивающих уставные виды деятельности указанной организации культуры, взамен передаваемых религиозной организации, такая передача осуществляется в соответствии с формируемым по решению соответственно Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения (ст. 5, п. 4)". На практике же процедура получения нового помещения обернётся для библиотек очередной бюрократической волокитой.

Подчеркнём, что порядок отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения жёстко регламентирован и возможен только на следующих основаниях, что установлено в ст. 8:

- имущество не является имуществом религиозного назначения;

- цель его использования не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;

- религиозная организация является иностранной;

- имеется решение суда, предусматривающее иной порядок распоряжения данным имуществом;

- имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.

Таким образом, правовая перспектива отстоять право на недвижимое имущество религиозного назначения для библиотеки весьма туманна, хотя возникшие разногласия Закон предлагает решать в суде (ст. 9). Сохранить имущество удастся лишь в том случае, если оно отнесено к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включённым в Список всемирного наследия. В этом случае в соответствии со ст. 50 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" оно отчуждению из государственной собственности не подлежит.

Очень жаль, что во вступившем в действие Федеральном законе "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" не учтены конкретные предложения, высказанные участниками общественных дискуссий, а именно: предусмотреть невозможность прекращения права оперативного управления имуществом религиозного назначения до предоставления указанной организации равноценных помещений; ввести норму об обязательности подготовки государственных программ, обеспечивающих развитие музейного, архивного и библиотечного дела, в том числе о строительстве новых помещений учреждений для культуры, здания которых могут рассматриваться как объекты передачи религиозным организациям.

 

Ресурсы

Авторы