Поиск по сайту

Слово кандидату в члены Правления Российской библиотечной ассоциации (интервью c М. А. Веденяпиной)

Автор: Без автора

В этом году обновляются «Приоритеты развития РБА» на следующие 5 лет. На Ваш взгляд, какие ключевые задачи предстоит решать РБА в ближайшие годы?

Одной из ключевых задач РБА, безусловно, является усиление действий ассоциации на политику в сфере культуры, особенно, на законодательство, а также на будущий план по реализации этой политики. Это направление обозначено РБА как одно из стратегических направлений на ближайшее будущее, и это не случайно. Утверждённая недавно Стратегия государственной культурной политики до 2030 г. слабо отражает роль библиотек, в ней не просматривается большой потенциал библиотек как базовой основы для повышения культурного уровня населения, в том числе, их значительная роль в развитии человеческого потенциала и, в целом, модернизации нашей страны. Именно библиотеки — это организации, предоставляющие качественную, надёжную и точную информацию. Библиотеки в развитых странах мира сегодня активно посещаются населением, особенно, детьми и родителями, и во многом это связано с тем, что получение проверенной информации вне стен библиотеки становится платным, а возможности «пиратства» постепенно сокращаются (это также и наша ближайшая перспектива).

Одной из задач РБА сегодня и в будущем является демонстрация потенциала, новых возможностей и меняющейся роли библиотек, в том числе, закрепление данного положения в законодательстве, в различных стратегиях, планах и программах развития нашей страны. С этой точки зрения, важна такая функция РБА как осуществление независимой экспертизы подобных документов. В «Приоритетах развития РБА» отмечено, что экспертиза должна относиться к оценке состояния библиотечного обслуживания населения, но, на мой взгляд, экспертиза должна осуществляться значительно шире, и проводиться и в отношении и других стратегических планов развития нашей страны. Библиотеки часто просто «забывают» включать в готовящиеся стратегии, планы и проекты. Запоздалое включение библиотек в уже принятые документы сильно затрудняет их реализацию. В основе этой проблемы лежит недопонимание базовой роли культуры, которая скрепляет и развивает наше общество. И как одно из следствий — плохо решаемая в нашей стране проблема межведомственного взаимодействия (например, между сферами образования, культуры и средствами массовой коммуникации), от которой в результате страдают библиотеки.

Ещё одной задачей, с этой точки зрения, является экспертиза стратегий, планов и программ относительно детей как одной из самых важных групп населения, в том числе экспертиза библиотечного обслуживания детского населения страны. Сегодня в России 22,8 млн детей, а это порядка 16% от взрослого населения страны, и от того, насколько хорошо они обслуживаются библиотеками, значительно зависит, как и что дети будут читать, а также будут ли они посещать библиотеки, когда станут взрослыми.

Вы участвуете в выборах на пост члена Правления РБА на 2016—2019 годы. На каких направлениях работы Вы планируете сосредоточить своё внимание в случае избрания?

Главным направлением моей работы в качестве члена Правления РБА станет библиотечное обслуживание детей. Согласно международному и отечественному законодательству, права детей являются приоритетными, а государство должно обеспечивать доступ детей к информации и материалам из различных источников, а также поощрять распространение материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребёнка. Сегодня реализуется «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2010—2017 гг.», а также другие стратегии и программы, имеющие непосредственное отношение к детству, в которых необходимо учитывать роль и задачи библиотечного обслуживания детей.

Дети — особая категория граждан. Специфика культуры детства требует построения особого библиотечного пространства, учитывающего возрастные и психологические особенности детей, существенно отличающиеся от потребностей взрослого человека. Дети имеют право на свою суверенную территорию. Приоритетность прав детей должна быть отражена не только в любых документах, относящихся к библиотечному обслуживанию населения, но и реализована на практике, и детям действительно должно быть отдано всё лучшее, в том числе, в библиотеках.

Сегодня дети и подростки продолжают довольно активно пользоваться фондами библиотек. Согласно данным нашего всероссийского исследования, проведённого в 2013 г. совместно с Левада-центром, 81% детей и подростков были записаны в библиотеку, в том числе 67% посещали школьную библиотеку, 38% — городскую (районную, сельскую). На селе и в малых городах таких детей — посетителей библиотек и сегодня гораздо больше.

С точки зрения библиотечного обслуживания детей, России есть чем гордиться. В нашей стране сложилась уникальная система специализированных детских и детско-юношеских библиотек. По данным ежегодного мониторинга, проводимого РГДБ, эти библиотеки составляют лишь 9% от общего количества библиотек системы Министерства культуры РФ, при этом они ежегодно обслуживают 22% всех библиотечных пользователей. Созданная в нашей стране система детских и детско-юношеских библиотек в РФ насчитывает 3447 специализированные детские библиотеки. Кроме специализированных библиотек, обслуживанием детей занимаются библиотеки общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий), а также 39415 публичных библиотек РФ. Организация обслуживания детей в рамках общедоступной публичной библиотеки сегодня нуждается в заинтересованной поддержке как на уровне местных властей и общественности, так и библиотечного сообщества в целом.

Казалось бы, сейчас библиотечная работа с детьми является важной сферой для библиотек разных типов, в том числе, федерального уровня, чего раньше не было. Детьми сегодня занимаются многие библиотеки, однако здесь далеко не все в порядке. Уже более двух десятилетий усиливается процесс слияния, объединения детских, юношеских, а также научных и других библиотек. Как правило, при этом идёт сокращение штатов библиотек, в том числе, библиотекарей, работающих с детьми. Этот процесс крайне негативно сказывается на качестве библиотечного обслуживания подрастающего поколения.

Сегодня важность сохранения и развития детских и других типов библиотек отражена в документе «Концепция библиотечного обслуживании детей в России», принятом РБА в 2014 году. Недавно РГДБ было инициировано всероссийское исследование «Библиотечное обслуживание детей в России», с помощью которого мы сможем получить общую картину положения дел. Мониторинг планируется проводить на постоянной основе во всех общедоступных библиотеках страны, обслуживающих детей до 14 лет при участии специалистов библиотек всех типов. Сегодня нами создан портал, на котором начат сбор этой информации. Полагаю, что нами заложена основа для разработки системы показателей для оценки библиотечного обслуживания детей, и я считаю, что направление должно стать приоритетным.

Дети должны получать самую ценную и лучшую информацию, поэтому одно из приоритетных направлений работы для меня является развитие Национальной электронной детской библиотеки в рамках НЭБ, для чего сегодня необходимо улучшение кооперации РГДБ и других библиотек. Практика реализации этого проекта вызывает много трудностей, в том числе, связанных с законодательством (в частности с авторским правом). Эти вопросы можно решать под эгидой РБА.

И ещё один вопрос — это состояние библиотечных кадров, в том числе повышения их квалификации. Сегодня, когда в вузах культуры уже не существует кафедр по библиотечной работе с детьми, это одна из самых острых проблем. От того, насколько квалифицированными будут те, кто работает с детьми в библиотеках, зависит очень многое: состояние детского чтения, помощь родителям, посещение библиотек всех типов.

Одним из вопросов, где необходимо усилить роль РБА, является экспертиза профессиональных стандартов, что особенно важно с точки зрения оценки квалификации библиотекаря при его работе детьми.

От того, насколько сильным и мощным является наше библиотечное сообщество, возглавляемое РБА, сегодня во многом зависит судьба чтения детей как будущих взрослых. Опыт многих стран показывает, что одной из главных задач культурной политики в интересах детей является межведомственное взаимодействие, прежде всего, кооперация сфер культуры и образования. Если в стране поставлена задача улучшить читательскую грамотность населения, то рано или поздно достигаются хорошие результаты: большее количество граждан читает разнообразную литературу, и, тем самым, они становятся более образованными и компетентными людьми. Основой для поддержки детского чтения и приобщения детей к ценностям мировой и отечественной культуры были и остаются библиотеки.

Ресурсы

Авторы