Поиск по сайту

Приоритеты развития РБА: итоги и перспективы

Автор: Мамаева С. А.

Программный документ «Приоритеты развития РБА на 2011—2015 гг.» был утверждён 26 мая 2011 года Всероссийским библиотечным конгрессом, XVI Ежегодной сессией Конференции Российской библиотечной ассоциации в Тюмени.

В подготовке этого документа приняли участие многие заинтересованные специалисты, в том числе и я. Нормативным фундаментом существования РБА является её Устав. Что же касается стратегического плана, он обозначает опорные точки и главные ориентиры развития Ассоциации на среднесрочную перспективу. Первый такой документ был принят РБА в 2005 г., когда Ассоциация отмечала своё десятилетие. В 2010 г. срок его действия истёк, основные его положения были реализованы, а изменившийся социальный контекст потребовал коррекции целей, обновления первостепенных задач, стоящих перед РБА.

Документы подобного ранга представляют собой выработанное в ходе профессиональной дискуссии консолидированное мнение профессионального сообщества. Для разработки проекта «Приоритетов...» Советом РБА была сформирована специальная рабочая группа под руководством Президента РБА В. Р. Фирсова в составе Е. Б. Артемьевой, С. А. Басова, Т. Д. Жуковой, Ю. Ю. Лесневского, Б. Р. Логинова, С. А. Мамаевой, Ю. П. Мелентьевой, М. Н. Осиповой, ГА. Райковой, О. Г. Степиной, Е. В. Тихоновой, И. А. Трушиной, Я. Л. Шрайберга. В ноябре 2010 г. в Санкт-Петербурге в заседании членов рабочей группы принял участие и эксперт по вопросам развития профессиональных ассоциаций, член правления ИФЛА Майкл Хини, один из основных авторов Стратегического плана ИФЛА 2010—2015 гг., что позволило учесть в работе над документом международный опыт.

Проект был опубликован в ведущих профессиональных изданиях, доступен на сайте РБА. Итоговый текст документа вобрал в себя множество идей и предложений, это, безусловно, продукт коллективного размышления и творчества.

На протяжении пяти лет РБА последовательно проводила в жизнь изложенные в нем постулаты и принципы. И вот приближается срок для подведения итогов, саморефлексии, переосмысления целей и путей их достижения — словом «перезагрузки матрицы» развития Ассоциации.

Подводя итоги

Прошедшие пять лет жизни Ассоциации и всего профессионального сообщества были насыщены важными событиями. За этот период произошли структурные и кадровые изменения в Министерстве культуры РФ. Были приняты знаменитые майские Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г., неоднозначные последствия реализации которых в полной мере не проявились по сей день. Мы пережили Год истории, Год культуры и Год литературы. Внимание со стороны власти, которое в связи с этим выпадало на долю библиотек, отчасти способствовало достижению целей РБА, отчасти приводило к их адаптации к изменившимся обстоятельствам. На первый план, на повестку дня то и дело выдвигались совершенно новые неотложные проблемы и вопросы.

Развитие Ассоциации происходило в рамках трёх магистральных направлений, обозначенных в «Приоритетах...»: отношение с обществом и государством; библиотечная практика, образование и наука; организационное развитие Ассоциации.

Большинство первоочередных задач каждого из разделов документа было решено. И пусть не все усилия РБА оказались одинаково результативными, напрасными мы их также назвать не можем.

Рассмотрим более подробно каждое их этих направлений, следуя структуре документа.

Отношение с обществом и государством

Несмотря на то, что в названии раздела «Приоритетов...» на первом месте значатся отношения с обществом, на самом деле основным партнёром РБА по взаимодействию было и остаётся государство.

РБА год от года всё активнее участвует в формировании и реализации национальной библиотечной политики, для чего успешно осваивает технологии лоббистской деятельности, использует все доступные способы и каналы продвижения и защиты библиотечных интересов.

Важную роль в этом процессе играет участие активистов и руководителей РБА в деятельности совещательных и экспертных групп при органах власти. На текущий момент библиотечные специалисты представлены: в Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству; в Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку; в Совете по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ; в Общественном совете при Министерстве культуры Российской Федерации, Межведомственной рабочей группе по разработке предложений по инновационному развитию библиотек.

Президент РБА В. Р. Фирсов входит в состав Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации. Своё участие в работе Общественного совета при МК РФ В. Р. Фирсова превратил в эффективный инструмент продвижения библиотечных интересов. С 2011 по 2015 г. он многократно выступал на заседаниях данного общественного органа, его деятельность оказывала влияние на формирование повестки дня и на принятие итоговых решений.

Помимо президента РБА, заметную роль в продвижении интересов библиотечного сообщества во взаимодействиях с властью играют член Правления РБА С. А. Басов, исполнительный директор РБА И. А. Трушина, секретарь Секции по библиотечной политике и законодательству Е. И. Борисова, председатель Секции по формированию библиотечных фондов Т. В. Петрусенко и секретарь этой секции И. В. Эйдемиллер. Благодаря их активности голос библиотечного сообщества постоянно звучал и был слышим.

В период реализации «Приоритетов...» РБА направила 33 обращения в различные властные инстанции. Тематика этих обращений охватывает самые болевые точки существования профессии.

Остановимся на наиболее значимых для библиотечной отрасли сторонах деятельности РБА.

Очень важным с точки зрения долгосрочных перспектив существования библиотечной сферы было участие РБА в разработке стратегических документов «Основы государственной культурной политики», «Стратегия государственной культурной политики», а также ФЗ «О культуре».

Документ «Основы государственной культурной политики», подготовленный Администрацией Президента РФ совместно с Советом при Президенте РФ по культуре и искусству, утверждён 24 декабря 2014 года. Его можно охарактеризовать как концептуальный документ, рассчитанный на годы вперёд. К работе над ним на разных этапах привлекались многочисленные эксперты, представляющие все отрасли культуры. Обсуждения проходили на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ, на заседаниях Совета при Президенте по культуре и искусству, Общественного совета при МК РФ. В большинстве этих обсуждений принимали участие представители РБА, главным образом — президент РБА В. Р. Фирсов.

В «Комментарий к «Основам государственной культурной политики» В. Р. Фирсов оценил принятие данного документа как «главное событие Года культуры, ибо документ закладывает принципиально новые (по сравнению с господствовавшими последние 20 лет) приоритеты государственной культурной политики».

По словам президента РФ В. В. Путина, в документе «отражено отношение к культуре как к миссии, как к общественному благу и историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов». Впервые государство официально возвело культуру в ранг национальных приоритетов и «признаёт её важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально—экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России».

Библиотекам в содержании документа отводится значимое место, в чём главная заслуга принадлежит РБА. Специальный раздел документа, который касается библиотек: «3. Поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям литературы на языках народов России». Принципиально важно, что, в соответствии с этим документом, значение библиотек расценивается, прежде всего, как культурно-просветительских, нравственно—образующих учреждений. Закрепляется необходимость «сохранения библиотек как общественного института, распространения книги, приобщения к чтению, принятия мер по модернизации их деятельности».

Напомним, что долгое время в библиотечной политике господствовала и проводилась в жизнь тенденция доминирования информационной функции библиотек над всеми остальными. РБА постоянно предостерегала профессиональное сообщество от излишней увлечённости «технократизмом» и абсолютизации информационной функции. Именно в «Приоритетах развития РБА на 2011—2015 гг.» чётко сформулирована мысль о первоочередности гуманистической, культурно—просветительской миссии библиотек: «РБА отстаивает взгляд профессионального сообщества России на библиотеку как полифункциональный институт культуры, информации, просвещения и образования (самообразования), — важный и неотъемлемый элемент духовной, социальной и экономической жизни России. Мировоззренческой основой деятельности российского библиотечного сообщества является гуманизм — система ценностей и принципов, в центре которой находится человек как наивысшая ценность».

Таким образом, можно утверждать, что «Приоритеты...» в этом смысле предвосхитили ключевую идеологему «Основ государственной культурной политики».

Для достижения целей, декларированных в Основах, Министерством культуры разработана, а распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. утверждена «Стратегия государственной культурной политики до 2030 года», которая определяет конкретные задачи применительно к видам культурной деятельности, устанавливает иерархию задач, указанных в Основах, и приоритеты государственной поддержки культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровне». Однако принятый документ разочаровал библиотечное сообщество. Окончательный его вариант сильно отличается от того, который выносился на открытое обсуждение. Он не в полной мере отражает наши пожелания и не вполне адекватно отражает роль библиотек в социокультурной жизни общества.

Важнейшие постулаты, изложенные в этих документах, в скором времени распространятся на все нормативно—правовое пространство библиотечной сферы. А РБА — при продвижении профессионально значимых решений — теперь есть на что опереться, есть к чему апеллировать.

Как отмечает В. Р. Фирсов, «...этот документ заложит те принципы, которые потом лягут в основу федерального законодательства в сфере культуры». Новый закон о культуре отрасль ждёт давно — в настоящее время действует закон «Основы законодательства о культуре», который был принят ещё в 1992 году. В 2015 г. при Министерстве культуры РФ создана рабочая группа по законопроекту ФЗ «О культуре в Российской Федерации», в состав которой вошли 4 представителя РБА, включая В. Р. Фирсова.

Главной задачей РБА является гармонизация законодательства в области культуры и библиотечного дела с базовыми принципами «Основ государственной культурной политики». Текст проекта ФЗ «О культуре» необходимо привести в соответствие с концепцией культуры, изложенной в документе, исключить все противоречия.

Несколько основных положений, которые продвигает РБА:

* законодательно закрепленная ответственность федеральной власти за создание современных информационных систем доступности культурных ценностей для граждан России, независимо от места их проживания;

* законодательное закрепление положений об общественно-государственном характере управления в сфере культуры; о сотрудничестве органов государственной власти с общественно-профессиональными организациями, одной из которых является РБА, в формировании и реализации государственной политики.

Президент России В. В. Путин начиная с майских указов 2012 г. неоднократно отмечал значимость данного вопроса, однако до настоящего времени он не нашёл отражения в формирующемся законодательстве. РБА настаивает, чтобы в проекте было закреплено положение о делегировании части государственных полномочий общественно—профессиональным организациям, таким как РБА. В этой связи необходимо также дополнение и изменение в законодательство о саморегулировании, поскольку в настоящее время оно не распространяется на общественные организации, действующие в социальной сфере.

По заверениям председателя Совета Федерации РФ В. И. Матвиенко, закон «О культуре» планировался к принятию до конца 2015 года. Однако рассмотрение законопроекта отложено.

РБА последовательно добивается внесения важных поправок в отраслевое библиотечное законодательство.

В течение 2012—2015 гг. президент РБА В. Р. Фирсов неоднократно отстаивал необходимость включить доступ к интернету в перечень обязательных бесплатных услуг, оказываемых общедоступными библиотеками, и обеспечить обязательное подключение библиотек к Интернету путем внесения дополнений в Федеральный закон «О библиотечном деле».

Второй специальный библиотечный закон — ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» — также подвергается сегодня серьезной редакции. Это связано в первую очередь с ликвидацией Российской книжной палаты, сокращением общего числа обязательных экземпляров, а также — с формированием юридических условий функционирования федеральной государственной информационной системы «Национальная электронная библиотека». По всем этим поводам РБА многократно писала обращения, предоставляла экспертные заключения.

9 декабря 2013 г. президент РФ подписал Указ N 894, в соответствии с которым было ликвидировано федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Российская книжная палата» с последующей передачей её функций в ведение ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР—ТАСС)».

Не будет преувеличением сказать, что библиотечное сообщество испытало шок, узнав о правительственном решении ликвидировать Российскую книжную палату (РКП).

РБА организовала работу по предотвращению негативных последствий данного решения. На сайте Российской библиотечной ассоциации размещались открытые обращения представителей библиотечной отрасли и книжной индустрии в органы государственной власти и управления, общим числом 25. От имени РБА были направлены официальные обращения в органы государственной власти и управления, к тем, кто способен влиять на политику в стране в сфере культуры. В этих письмах В. Р. Фирсов сообщил о разрушительных последствиях ликвидации РКП, а также заявил о готовности Российской библиотечной ассоциации принять участие в общественной экспертизе проекта нового федерального закона «Об обязательном экземпляре».

Надо сказать, что библиотечное сообщество за последнее время столкнулось с большим количеством законодательных сюрпризов. Реакция РБА на все эти «внештатные» ситуации находится в рамках решения одной из первоочередных задач: «добиваться внесения изменений в законодательные акты, затрудняющие выполнение библиотеками своих социальных функций». В «Приоритетах...» перечислены следующие проблемные и требующие коррекции законодательные акты — Федеральные законы N 94—ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; N 83—ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; 4—я Часть Гражданского Кодекса Российской Федерации и др.

Все эти ФЗ неизменно находились в центре внимания и под контролем экспертов РБА. Но к ним добавились и другие законодательные акты, требующие немедленного вмешательства.

Один из них — Федеральный закон N 436—ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятие которого породило множество проблем в работе библиотек. Для того, чтобы сообща справиться со сложной ситуацией, РБА создала межсекционную рабочую группу о выработке рекомендаций в связи с введением в действие ФЗ—436, которая разработала проект Рекомендаций Российской библиотечной ассоциации по реализации его норм.

РБА направила два обращения в уполномоченные Правительством Российской Федерации органы, ответственные за контроль и надзор за выполнением рассматриваемого нами закона, лоббировала интересы пользователей библиотек путём внесения изменений в закон, поднимая эту тему на различных заседаниях с участием представителей власти.

Делались многочисленные попытки убедить законодателей в абсурдности ряда норм это ФЗ: таких, как требование тотальной возрастной маркировки библиотечного фонда, территориальное отделение детского книжного фонда от фонда для взрослых читателей.

В 2015 г. произошёл, наконец, перелом: правительство решило заново рассмотреть закон «О защите детей», чтобы проверить обоснованность установленных им ограничений в работе учреждений культуры. Пришло понимание того, что меры, требуемые законом излишне строги, и библиотекам достаточно поставить «взрослую» литературу в отдельные стеллажи или закрыть эти книги непрозрачной обложкой.

Главным достижением Ассоциации в области адвокации и лоббизма, пожалуй, можно признать тот факт, что с РБА как серьёзной общественной силой и сильной командой экспертов стали больше считаться во власти, о чём свидетельствует широкое привлечение представителей ассоциации к разработке юридических документов, программ и проектов развития библиотечной сферы и шире — всей сферы культуры. В итоге, несмотря на сопротивление конкурирующих групп интересов, некоторые важные для библиотек и их пользователей решения удаётся отстоять и узаконить.

Библиотечная практика, образование и наука

Вторым важнейшим направлением деятельности РБА является комплексное развитие профессиональной библиотечной сферы. Остановимся только на приоритетных его аспектах.

Одним из наиболее востребованных сообществом видом деятельности РБА остаётся разработка и внедрение рекомендательных стандартов отрасли.

В период действия «Приоритетов» приняты новые нормативные и программные документы РБА: Руководство к «Порядку учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда, с комментариями и приложениями» (2015); Примерное положение «Научно—методическая деятельность Центральной библиотеки субъекта Российской Федерации»; Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014—2020 гг. (2014); Программа развития национальной библиографии в Российской Федерации на период до 2020 года (2014); «Рекомендации российской библиотечной ассоциации по реализации норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436—ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в общедоступных библиотеках России, осуществляющих обслуживание пользователей до 18-летнего возраста» (2013); Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи (2012); Модельное положение о библиотеке музея (2012).

Все эти документы носят общественно-рекомендательный, а не обязательный характер. Библиотеки опираются на них в своей профессиональной практике. Но во взаимоотношениях с учредителями эти документы часто не имеют должного веса, поэтому РБА приветствует любую попытку создания государственных стандартов, активно включается в их разработку и обсуждение. Это открывает для Ассоциации новые перспективы общественно—государственного взаимодействия.

Кроме того, как выяснилось, в части профессионального саморегулирования РБА является более опытной и продвинутой организацией по сравнению с аналогичными ассоциациями в других сферах культуры. Практические достижения, наработки РБА могут быть востребованы другими профессиональными сообществами.

Оценка качества работы библиотек

В 2012 г. в библиотечном сообществе оформилась потребность в разработке системы оценки качества работы библиотек — в РБА была создана Межсекционная рабочая группа по разработке системы показателей/индикаторов оценки деятельности библиотек и библиотечно-информационного обслуживания. Разработка показателей эффективности деятельности библиотек обусловлена потребностями реальной практики управления, необходимостью оценки целесообразности расходования бюджетных средств. Членами группы проведена работа по подготовке единого документа, в котором обобщены достижения ряда российских библиотек и учтена международная практика в области менеджмента качества.

В 2013 г. формированием независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в число которых входят и библиотеки, заинтересовалось Правительство РФ.

В связи с подготовкой проекта соответствующего Постановления состоялась рабочая встреча заместителя министра труда и социальной защиты РФ Л. Ю. Ельцовой и президента РБА В. Р. Фирсова. Обсуждались вопросы особенностей применения системы оценки к общедоступным библиотекам России, а также о роли Российской библиотечной ассоциации в качестве звена формирующейся системы.

В. Р. Фирсов принял также участие в совещании у Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева по данному вопросу, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.

При подготовке Проекта Постановления были учтены некоторые предложения президента РБА В. Р. Фирсова. В частности В. Р. Фирсовым было отмечено, что представленный документ подразумевает создание специализированных общественных советов, однако не учитывает возможности существующих развитых общественно—профессиональных организаций, прежде всего, — РБА.

Профстандарты в библиотечной сфере

В 2013—2014 гг. Правительство РФ запланировано разработать 800 профессиональных стандартов для различных сфер деятельности, в том числе 25 стандартов в области искусства, культуры, физической культуры и спорта.

В целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», постановления Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 «О правилах разработки профессиональных стандартов» приказом Министра культуры РФ В. Р. Мединского создана рабочая группа в составе 10 человек по подготовке предложений по разработке профессиональных стандартов в области библиотечного дела. В перспективе система профессиональных стандартов должна заменить существующую во многом несовершенную систему классификаторов должностей, профессий и занятий.

Президент РБА В. Р. Фирсов предложил обязательный механизм участия Российской библиотечной ассоциации в подготовке стандартов при условии подготовки со стороны Минтруда единого макета документа. Было обращено внимание, что профессиональный стандарт должен отразить особенности библиотечной деятельности, включающие в себя информационную, культурную и образовательную составляющие.

Проект профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» был разработан рабочей группой, сформированной с участием РБА. Работа над документом осуществлялась при непосредственном кураторстве Совета РБА и при активном участии Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования. Проект стандарта широко обсуждался профессиональной общественностью на различных мероприятиях федерального и регионального уровней, научно—практических конференциях и семинарах, круглых столах, библиотечных школах и получил положительную оценку.

«Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2001) был одним из первых профессиональных стандартов, разработанных и учреждённых РБА. В 2008 г. стандарт был переработан и принят в новой редакции. Он применяется как библиотекарями-профессионалами, так и органами местного самоуправления и региональной власти, хотя и носит рекомендательный характер. Министром культуры РФ В. Р. Мединским 31 октября 2014 г. был подписан «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальной власти». Документ разработан по инициативе и специалистами Министерства культуры РФ, однако в соответствии с разграничениями полномочий между Федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления регулирование библиотечного дела не относится к полномочиям Федерального центра. Таким образом, документ, адресованный общедоступным библиотекам, носит по своей природе — так же как и документ РБА — рекомендательный, модельный характер. Принципиально важно подчеркнуть, что адресат стандарта — «органы государственной власти субъектов РФ и органы муниципальной власти». Данное положение означает, что руководителями библиотек документ может и должен использоваться, прежде всего, как инструмент обоснования требований перед учредителем библиотеки о ресурсном обеспечении рекомендуемых стандартом «услуг», «работ» и «видов деятельности, приоритетных» для данного уровня библиотеки.

Важной характеристикой данного документа является то, что он подготовлен с учётом важнейшего стратегического документа, принятие которого на самом высоком уровне планируется в ближайшее время — «Основы государственной культурной политики».

Проведение профессиональных конкурсов — прекрасный инструмент развития профессии. РБА стала уделять конкурсной деятельности больше внимания. Организуются новые конкурсы, в том числе ежегодные:

* Всероссийский конкурс «Библиотекарь года» — первый всероссийский конкурс профессионального мастерства для сотрудников общедоступных муниципальных библиотек, учреждённый в 2013 г. Российской библиотечной ассоциацией и Министерством культуры РФ;

* Всероссийский конкурс «Оптимизация деятельности библиотеки на основе новых технологий» был организован в 2014 г. Российской библиотечной ассоциацией и компанией «3M Россия», предлагающей решения для автоматизации библиотек;

* Конкурс «Лучшая профессиональная книга года» под девизом «Лучшие профессиональные книги — библиотекам» был впервые организован Российской библиотечной ассоциацией в 2013 г. на Коллективном стенде в рамках XXVI Московской международной книжной выставки—ярмарки. В Конкурсе принимают участие члены РБА;

* Открытый конкурс на финансирование поездки на Всероссийский библиотечный конгресс был учреждён в 2013 году. Конкурс направлен на поддержку участия в деятельности библиотечного сообщества представителей библиотек и других организаций — членов РБА, а также на повышение профессиональной квалификации библиотечных специалистов России, участвующих в деятельности Российской библиотечной ассоциации.

Кроме того, при поддержке РБА с 2014 г. проходит ежегодный Всероссийский конкурс среди Центральных библиотек субъектов РФ «Библиотечная аналитика».

Проводились также и разовые конкурсы. Среди них — Всероссийский конкурс «Библиотеки в год российской истории» (2012), номинация РБА «Библиотечный буктрейлер» в III Всероссийском конкурсе буктрейлеров (2014).

Организационное развитие ассоциации

Руководством РБА предприняты решительные шаги в сторону дальнейшей регламентации внутренней деятельности РБА. За 5 лет принят целый пакет процедурных регламентов: Регламенты выборов президента РБА, вице-президентов РБА, членов Совета РБА, председателей Постоянных комитетов Секций РБА.

Решением Совета РБА в 2013 г. создана Рабочая группа по подготовке предложений по внесению изменений в Устав РБА в составе членов Совета: С. Д. Бакейкина, С. А. Басова, И. Б. Михновой. Проект нового Устава разработан и вынесен на общественное обсуждение. Работа над ним продолжается.

РБА последовательно создаёт систему общественно-профессионального поощрения. В дополнение к ранее утверждённой общественной медали «За вклад в развитие библиотек», в профессиональный обиход введено звание «Почётный член Российской библиотечной ассоциации». На данный момент 53 человека удостоены общественной медали «За вклад в развитие библиотек», звание «Почетный член Российской библиотечной ассоциации» присвоено 8 выдающимся библиотечным лидерам.

Пополняется и список почётных грамот РБА. В 2014 г. Российская библиотечная ассоциация по инициативе Секции «Краеведение в современных библиотеках» учредила Почётную грамоту «За вклад в развитие библиотечного краеведения России».

В 2011—2013 гг. проведена серьёзная модернизация сайта РБА в целях актуализации его содержания и приведения в соответствие современному состоянию ИКТ и дизайна электронных СМИ. Как главный редактор сайта (на тот момент), смело могу утверждать, что работа проведена большая. В результате структура сайта стала более разветвлённой и дифференцированной, многоуровневой. Улучшилась навигация по сайту — в направлении удобства для пользователя и упрощения поиска информации. К одному и тому же материалу, разделу теперь можно прийти различными путями. Существенно расширились поисковые возможности сайта, созданы новые инструменты навигации. Контент сайта существенно обновлён, дополнен и продолжает наращиваться. Появились новые разделы, рубрики, такие как Конкурсы, Издания РБА, Представительство во власти, Награды РБА, История и др. Совершенно изменилось оформление, стали более активно использоваться фото и видоматериалы, иная графика.

Развитие сайта направлено в сторону его трансформации в информационный портал. Происходит поэтапное структурирование накопленного массива информации, создание на этой основе баз данных с хорошими поисковыми возможностями. Сейчас идёт работа над базами «Библиотечное законодательство» и «РБА в печати». С 2012 г. на сайте регулярно публикуется обзор «Государственная политика и законодательство в области библиотечного дела».

Становится более гибкой структура РБА. Под конкретную проблему, требующую срочного решения, создаётся межсекционная или надсекционная рабочая группа. В состав рабочих групп включаются наиболее компетентные в данной проблематике специалисты, способные внести вклад в общее дело.

Объединение экспертов по различным направлениям библиотечной науки и практики всегда было характерно для РБА. Ассоциация с момента своего создания всегда была способна мобилизовать интеллектуальные и организационные ресурсы профессионального сообщества и направить на решение общезначимых задач. Рабочие группы создаются всегда, когда нужно провести «мозговой штурм», включить коллективный разум.

Основания для формирования рабочих групп могут быть следующие: разработка поправок в законодательные нормы, разработка разнообразных стандартов библиотечной деятельности, документов, регламентирующих деятельность всего библиотечного сообщества или какого—либо его сегмента и др.

Примеры групп: Рабочая группа экспертов РБА по разработке свода рекомендательных документов РБА под общим названием «Руководство по обеспечению доступности услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья в библиотеках РФ»; Межсекционная рабочая группа по выработке рекомендаций по внедрению в общедоступных библиотеках России Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Межсекционная рабочая группа по разработке системы показателей/индикаторов оценки деятельности библиотек и библиотечно—информационного обслуживания.

Новые горизонты

РБА предстоит сформулировать приоритеты своего развития на следующий пятилетний срок. Объективно оценивая документ, которым Ассоциация руководствуется сегодня, можно заключить, что базовые его положения не утратили своей актуальности. Ёмко и чётко сформулированные статус, миссия и базовые ценности РБА вряд ли требуют существенной редакции и коррекции. РБА следовала им на протяжении всей своей двадцатилетней истории — и будет следовать впредь.

Перечень основных задач, стоящих перед библиотечным делом России, в целом остаётся тем же самым. Однако, в свете новых идеологических трендов в сфере культуры, несколько меняется их иерархия. Если в «Приоритетах РБА до 2015 г.» на первом месте среди задач Ассоциации мы видим «Информационное и социокультурное обеспечение жизнедеятельности человека в демократическом обществе», то в новом документе логично было бы на первый план вынести такие задачи, как: Утверждение в российском обществе гуманистических ценностей и идеалов через культурно—просветительскую деятельность, продвижение книжной культуры, приобщение к книге и чтению; Информационное содействие динамичному социально—экономическому развитию страны.

В переосмыслении нуждаются и некоторые первоочередные задачи. Наибольшую актуальность приобретают следующие из них: способствует гармонизации законодательства в области культуры и библиотечного дела с базовыми принципами документов «Основы государственной культурной политики» и «Стратегия государственной культурной политики до 2030 года»; добивается законодательного закрепления положений об общественно—государственном характере управления в сфере культуры; о сотрудничестве органов государственной власти с общественно—профессиональными организациями (в том числе — РБА) в формировании и реализации государственной политики; добивается законодательного закрепления ответственности федеральной власти за создание современных информационных систем доступности культурных ценностей для граждан России, независимо от места их проживания.

В качестве отдельной задачи можно рассматривать возникшую необходимость добиваться пересмотра текста «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года», в действующей редакции которого роль библиотек в государственном культурном строительстве недооценена и не отражает их реальной значимости.

Всё большую важность приобретает позиционирование РБА как социально-ориентированной организации. Общественная палата РФ в ноябре 2015 г. представила Проект дорожной карты для некоммерческих организаций (НКО) на 2015—2019 годы. Проект направлен на обеспечение гибкой системы грантовой поддержки социально—ориентированных некоммерческих организаций, совершенствования их публичной отчётности, создания всероссийского единого реестра некоммерческих организаций, передачи социально-ориентированным НКО части функций государства в социальной сфере. Одной из первоочередных задач РБА должно стать включение в дорожную карту в качестве социально-ориентированной организации, выполняющей на правах общественно—государственного партнёрства ряд функций по управлению библиотечной сферой.

Требуется и дальше расширять библиотечное представительство в общественных советах при органах власти. Президенту РБА имеет смысл баллотироваться в состав Общественной палаты РФ. Выборы состоятся в 2017 года. Кроме того, стоит более серьёзное внимание обратить на имеющийся в распоряжении РБА региональный ресурс библиотечного представительства во власти. В региональных общественных палатах на текущий момент работают 36 библиотекарей, 14 из них — сотрудники библиотек, которые являются членами РБА.

Продолжение деятельности в заявленных направлениях позволит РБА оставаться одной из наиболее влиятельных общественно-профессиональных организаций сферы культуры.

Ресурсы

Авторы