Поиск по сайту

Заходите к нам на сайт: официальная интернет-площадка РБА как место встречи профессионалов

Автор: Мещерякова В. В.

Три года назад, на XVII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации в Перми профессиональному сообществу был представлен новый сайт РБА. Адрес остался прежним, но сам интернет-ресурс преобразился: полностью обновился дизайн, появились новые разделы, усложнилась структура.

Мы надеялись, что новая версия будет эффективнее отвечать своим задачам. А таковыми являются, как можно узнать из Положения о сайте РБА, "осуществление максимально свободного и оперативного доступа всех заинтересованных лиц к информационным ресурсам РБА и к информации о деятельности ассоциации, расширение возможностей эффективной профессиональной коммуникации библиотечных специалистов России в электронной среде, представление интересов РБА в глобальной сети Интернет".

За три года (два из которых автор статьи провёл в роли контент-менеджера нескольких разделов, а последний —главного редактора сайта РБА) произошли существенные изменения. Самый красноречивый результат (и традиционный, впрочем, когда речь идёт о сайте) — это рост посещаемости. По итогам 2014 г. количество и посетителей, и просмотров страниц выросло более чем в три раза по сравнению с 2012 годом.

Последние два года внесли ещё одну примечательную коррективу в статистику. Раньше посещаемость была более-менее ровной, сохраняясь примерно на одном уровне в будни, снижаясь в выходные, праздники и летом. Всплески интереса к сайту наблюдались в отдельные дни, когда размещался важный документ, анонс значимого мероприятия или случался иной информационный повод. В 2013 г. на протяжении нескольких летних (!) и осенних месяцев посещаемость росла, причём в сентябре были периоды, когда в день на сайт заходили более 10 тыс. пользователей, а количество просмотров превышало 20 тысяч. В октябре 2014 г. в отдельные дни зафиксировано почти 30 тыс. просмотров страниц. Причина тому — Всероссийский конкурс "Библиотекарь года", в ходе проведения которого сайт широко используется. В специальном разделе оперативно появляется информация обо всех участниках и их конкурсные документы, а после того, как жюри выбирает финалистов, на сайте идёт открытое онлайн-голосование. По итогам 2014 г. на раздел "Библиотекарь года" пришлась треть от общего числа запросов страниц сайта. Заметим, что во время проведения конкурса аудитория сайта расширяется: в неё вливаются читатели библиотек, в которых работают номинанты, партнёры их учреждений и другие заинтересованные лица. У участников конкурса "Библиотекарь года" и после окончания "соревновательного" цикла есть возможность напоминать о себе: например, присылать новостные материалы для возможного размещения на сайте РБА.

Стоит признаться, что информационная политика, касающаяся новостной ленты, — одна из дискуссионных тем. Спор идёт и в редакции сайта, и за её пределами. Больше всего нареканий вызывает то, что новости проходят отбор, - хотя, казалось бы, это мера абсолютно естественная и неизбежная. Регионов много, библиотеки разнообразны, их информационная активность варьируется очень сильно.

Давайте попробуем воспринимать новостную ленту сайта РБА как своего рода виртуальную "витрину" ключевых аспектов деятельности (чтобы не произносить громкого слова — достижений) библиотек России. Главная страница сайта фактически является одним из инструментов формирования имиджа библиотечного сообщества: её видят не только потенциальные члены РБА или участники проектов той или иной Секции, но и представители власти, партнёры РБА, профессионалы из других сфер, которые интересуются, чем живут сегодня библиотеки страны. В этом случае при формировании новостной ленты предпочтение не может отдаваться одному региону, одному типу библиотек или отдельным библиотекам, которые опережают других по своей пиар-активности (пусть это даже заслуживает уважения и достойно подражания). Без фильтра никак не обойтись.

Суммируя итоги дискуссий, можно предложить такое видение оптимальной новостной ленты на сайте РБА: она формируется из информации штаб-квартиры, сообщений Секций и Круглых столов, а также новостей региональных библиотек. От крупных библиотек (как универсальных, так и специализированных) мы ожидаем в первую очередь информацию о ключевых профессиональных мероприятиях (анонсы и отчёты) и крупных региональных проектах. От библиотек небольших городов и сельских поселений — отчёты об интересных профессионалам событиях и материалы в общую методическую копилку: локальные, но яркие, необычные проекты; инициативы и т. д. Если новостей больше, чем может вместить главная страница, то часть сообщений отправляется в новости на страницах Секций.

Пока на практике приоритет отдаётся новостям центральных библиотек субъектов РФ. Среди библиотек других типов есть такие, которые присылают новости очень активно (пользуясь случаем, просим их ориентироваться на целевую аудиторию сайта РБА и с пониманием относиться к необходимости отбора материалов), а есть библиотеки, которые напоминают о себе лишь эпизодически, обычно присылая анонсы мероприятий. Материал о вечере поэзии или презентации книги, проведённой в небольшой муниципальной библиотеке, при определенных условиях может стать важным вкладом в методическую копилку (однако судить об этом позволит скорее подробный отчёт). Но стоит зайти на сайт библиотеки, приславшей анонс, чтобы увидеть один, а то и несколько более значимых информационных поводов, которые представляют интерес для аудитории сайта РБА (встреча с коллегами из других библиотек для обсуждения профессиональных вопросов, новый опыт социального партнёрства, яркая интернет-акция и т. д.).

Есть и другая проблема. Порой кажется, что часть профессионалов, работающих в Секциях и Круглых столах, пока не воспринимают сайт РБА как свой ресурс. И это не упрёк, а данность, на которую очень хочется повлиять. У некоторых подразделений РБА есть свои сайты, кто-то предпочитает развивать активность в блогах или социальных сетях. Очевидно, что редакции сайта РБА за всеми площадками не уследить. Конечно, существуют отчёты, которые публикуются на страницах Секций и Круглых столов на сайте РБА, но их читают, в основном, те, кто уже знает, чем живёт та или иная Секция. А на главной странице, на той самой виртуальной "витрине достижений" возникают лакуны.

Справедливости ради стоит отметить, что есть и прекрасные примеры активности Секций на сайте РБА. Например, проведённые недавно интернет-опросы: "Памятник литературному герою" (Секция по чтению) и "Анализ деятельности библиотек России в социальных медиа" (Рабочая группа "Библиотеки и социальные медиа"). Есть Секции, которые регулярно создают информационные поводы, максимально широко оповещая о них общественность — в том числе, с помощью сайта РБА (например, Молодёжная секция). Есть те, кто особое внимание уделяет профессиональным мероприятиям и своевременно присылает как анонсы, так и подробные отчёты (например, Секция по формированию библиотечных фондов, Секция по библиотечному менеджменту и маркетингу и др.). Однако, например, с деятельностью специализированных библиотек (за исключением детских и молодёжных) у посетителей сайта мало шансов ознакомиться: разве что редактору новостного раздела удастся что-то отыскать на просторах интернета. Так же обстоит дело и с отдельными актуальными направлениями работы.

Достоин особого внимания ещё один ресурс — "РБА в печати" (раздел "Информационные ресурсы"): это частично полнотекстовая база публикаций в профессиональной печати о различных аспектах деятельности РБА, к наполнению которой мы также приглашаем всех авторов. В разделе "Информационные ресурсы" / "Бюллетень РБА" можно найти электронные версии свежих номеров официального периодического издания Ассоциации, а в разделе "Информационные ресурсы" / "Издания РБА" — сведения о книгах, которые были подготовлены при участии Ассоциации, в большинстве случаев — с полными электронными версиями.

Упомянем и такой важный профессиональный ресурс сайта РБА: в разделе "Деятельность / Обсуждение" публикуются проекты документов, по которым проводится профессиональная экспертиза и ведётся обсуждение. Это могут быть законопроекты, опросы, концепции, а также проекты общественно-рекомендательных актов РБА, которые выносятся на рассмотрение ежегодных конференций. В этом качестве сайт РБА выступает уже как элемент механизма саморегулирования библиотечной отрасли.

Будем рады конструктивным возражениям, вопросам и предложениям, пишите: pr@rba.ru; традиционно ждём свежие новости - info@rba.ru (рекомендации можно найти, нажав на баннер "Предложите новость" на главной странице сайта РБА).

Заходите к нам!

Ресурсы

Авторы