Поиск по сайту

РБА: пятнадцать шагов в будущее: беседа 4-я

Автор: Зайцев В. Н.

 

Владимир Николаевич! Известно, что Вы приняли решение вновь баллотироваться на пост Президента Российской библиотечной ассоциации. В чём заключается Ваша предвыборная программа?

Всё то, что я рассказывал о планах развития российского библиотечного сообщества в предшествующих интервью, входит в состав моей программы. Поэтому сейчас я лишь обозначу ее направления в конспективном виде. Прежде всего, это борьба за повышение общественного статуса профессии библиотекаря и библиотечных учреждений в нашей стране; участие в развитии федерального законодательства в области библиотечного дела, подготовка предложений по отражению интересов библиотек и их пользователей в общем и смежном законодательстве; сохранение, укрепление и развитие деловых взаимоотношений Российской библиотечной ассоциации с властными структурами.

Важнейшими являются: развитие приоритетных направлений профессиональной деятельности РБА; участие в развитии информационного общества, общества знаний, программы чтения; поддержка новых инициатив, разнообразных инноваций в библиотечной сфере; поддержка действий по формированию элементов общественно-государственной системы управления, развитию методов саморегулирования в библиотечной сфере, развитию экспертных функций Ассоциации.

Будет уделяться внимание активизации молодёжного движения в профессиональном сообществе; заботе о кадровом пополнении и укреплении отрасли; решению вопросов социального развития, улучшению качества жизни работников библиотек.

Предусматривается также дальнейшее развитие РБА как института гражданского общества, расширение связей с партнерскими организациями, содействующими развитию библиотечного дела, повышение эффективности международного сотрудничества РБА. Каждое из этих положений, естественно, подразумевает более детальную проработку мероприятий, направленных на получение конкретных результатов.

Но если попытаться предельно кратко сформулировать основной вектор моей программы, то это - усиление политического и общественного "веса" библиотечного сообщества, полноценное участие РБА в формировании и реализации национальной библиотечной политики.

Редакция журнала от души желает Вам успеха на президентских выборах. Ведь все эти пятнадцать лет ассоциация укрепляется и совершенствуется.

Здесь окончательное слово - за делегатами Конференции РБА в Томске. Скажу честно: я не держусь за должность Президента РБА. Но считаю принципиально важным, чтобы руководитель Ассоциации видел главную задачу в развитии самой РБА в интересах российского библиотечного сообщества, а не в использовании её как инструмента для достижения каких-то иных целей. При этом, безусловно, за кандидатом на пост Президента должно стоять учреждение, способное поддержать организационно выполнение функций Ассоциации. Если такая кандидатура будет предложена делегатами, я с удовольствием её поддержу.

Но коль скоро сейчас Вы сами идёте на выборы, читателям журнала "Библиотека" было бы интересно и важно узнать, какой жизненный путь прошёл один из самых заслуженных и уважаемых библиотекарей России. Расскажите, пожалуйста, о себе и о том, как Вы стали библиотекарем.

Мой путь не стандартен для библиотечного работника. В том, что я стал библиотекарем, есть элементы случайности, и вместе с тем, здесь проявилась определённая закономерность.

Дело в том, что читателем нескольких библиотек я стал с раннего детства. Уже в те годы библиотеки были для меня учреждениями родными - с их книжными сокровищами, спокойствием и тишиной читальных залов, вежливыми и многознающими сотрудниками.

Долгое время я был связан с библиотеками только как читатель. По окончании школы служил в армии, потом поступил в Ленинградский институт текстильной промышленности на химический факультет. В результате получил специальность химика-технолога, учился в аспирантуре и одновременно преподавал в институте, защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. И в этот период библиотека оставалась для меня родным домом.

Всегда активно участвовал в общественной работе. Будучи студентом, избирался секретарём комсомольской организации, а после защиты диссертации работал секретарём парткома института, вскоре был избран секретарем Куйбышевского райкома КПСС Ленинграда. Это - центральный район нашего города, где много учреждений культуры, науки, учебных заведений, один из самых важных в гуманитарном отношении районов Северной столицы.

Параллельно окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС по специальности "социология". Однако партийную работу не считал своей профессией: воспринимал её как временное состояние и планировал вернуться в высшую школу. Но получилось иначе. На территории Куйбышевского района находится Государственная публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне - Российская национальная библиотека). Я знал о её проблемах, участвовал в их решении, был хорошо знаком с тогдашним директором Л.А. Шиловым. Человек мудрый, авторитетный, великолепный специалист, он, историк по призванию, отдав руководству библиотекой почти пятнадцать лет, стремился освободиться от огромной организационно-хозяйственной работы, которую ему приходилось вести как директору, и заняться непосредственно научными исследованиями. Л.А. Шилов искал себе преемника и в личной беседе предложил мне занять директорский пост. Я согласился, а вскоре получил и официальное предложение - от Министерства культуры РСФСР.

К этому времени я знал немало крупных библиотек. Занимаясь наукой, посещал и ГПБ имени М.Е. Салтыкова-Щедрина, и "Ленинку", и ГПНТБ СССР и Всесоюзную Патентную библиотеку в Москве, и библиотеки союзных республик. Поэтому приглашение занять пост директора великой библиотеки воспринял как честь, хотя многие коллеги удивлялись моему выбору: партийные работники обычно предпочитали государственную службу.

И когда Вы вошли в этот кабинет как директор?

В 1985 году. Должен сказать, что библиотека находилась тогда в тяжёлом состоянии. Катастрофически не хватало площадей для размещения фондов. Разбросанные в разных частях города, преимущественно подвальные помещения, где они хранились, были абсолютно не приспособлены для этой цели. Книги в них пребывали на грани гибели. К тому же продолжался ремонт одного из наших главных зданий - бывшего Екатерининского института на Фонтанке, и нужно было перемещать издания оттуда. Пришлось прилагать колоссальные усилия, чтобы добиться от руководства Ленинграда выделения новых помещений для "Публички". Благодаря настойчивости, в том числе использованию административного ресурса, появилось Постановление Ленгорисполкома о мерах помощи Государственной публичной библиотеке, согласно которому мы получили площади, вполне пригодные для размещения фондов. В дальнейшем (в 1988 году) большим достижением стал выход Постановления Совета Министров СССР "О мерах по укреплению и дальнейшему развитию материально-технической базы Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина", где предусматривалось не только укрепление её существующей материально-технической базы, но и строительство нового здания. Так выглядело начало моей деятельности в должности директора, а в дальнейшем нужно было реализовывать всё, что намечено.

Какая у Вас семья, Владимир Николаевич? Чем занимаются Ваши близкие, и есть ли среди них люди, связанные с библиотечной работой?

У меня двое детей - дочь и сын, и трое внуков. Жена моя, правда, не имеет отношения к библиотечному делу. Она - профессор кафедры физической и коллоидной химии Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна. Дочь - по образованию экономист. С прошлого года она работает в Московской ЦБС Санкт-Петербурга. Сын закончил Университет телекоммуникаций по специальности "программист" и недавно принят на работу в Президентскую библиотеку имени Б.Н. Ельцина.

Много лет Вы посвятили библиотечной деятельности. Что Вы относите к числу своих главных достижений?

Всё, чего удалось добиться, делалось мною вместе с коллегами: по РНБ и всему нашему профессиональному сообществу. Благодаря этому достигались результаты. Построена первая очередь нового здания Российской национальной библиотеки, строится вторая очередь, отремонтирован особняк на Фонтанке, проведены несколько ремонтов и реконструкция в комплексе Главного здания, созданы новые подразделения. Это - если говорить о материальной базе РНБ. Я рад, что библиотека развивается в соответствии с передовыми мировыми тенденциями. Когда я пришёл в этот кабинет, в перспективном плане развития библиотеки предусматривалось начать её автоматизацию, лишь когда будет построено новое здание. Пришлось внести в этот план серьёзные коррективы. К автоматизации мы приступили сразу же: занялись техническим оснащением библиотеки, обучением сотрудников работе на компьютерах.

Не скажу, что сейчас РНБ входит в число мировых лидеров библиотечной компьютеризации: для этого нам, прежде всего, не хватает финансирования. Но мы находимся на уровне международных стандартов.

Благодаря Вам, библиотека стала национальной...

Я бы выразился иначе: нам удалось сохранить и подтвердить свой статус. Дело в том, что в советский период сочетание "национальная библиотека" официально не применялось. Но если иметь в виду основные функции, которые должна выполнять национальная библиотека, то Императорская публичная библиотека являлась национальной с момента её создания. В советское время, после образования СССР, она считалась национальной библиотекой Российской Федерации: в её уставе было записано, что она является "национальным книгохранилищем РСФСР".

Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина с 1925 года была национальной библиотекой всей страны. Однако, при этом, обе библиотеки получали по два бесплатных обязательных экземпляра всех произведений печати, выходивших в СССР, то есть фактически ГПБ в области комплектования имела функции второй национальной библиотеки Советского Союза.

Поэтому в ходе государственного переустройства начала 1990-х годов важно было не утратить исторически сложившийся статус библиотеки. Он был официально закреплён Указом Президента России в 1992 году, где говорилось о преобразовании Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Российскую национальную библиотеку.

Возвращаясь к теме РБА, нельзя не отметить, что её успешное развитие в течение полутора десятилетий во многом является Вашей заслугой. Будучи её бессменным лидером, как бы Вы охарактеризовали современное состояние библиотечной сферы России? Она динамично развивается? Или переживает застой? Находится в кризисе?

Здесь нельзя обойтись одной характеристикой. Но если взять в целом библиотечное сообщество России, то, я считаю, что совершается его поступательное развитие. Процесс не назовёшь стремительным, и конечно, я воздержался бы от утверждения, что у нас везде и всё в порядке. Масса библиотек, особенно муниципальных, находится в достаточно трудных условиях. Их состояние зависит, в первую очередь, от позиции руководителей территорий, где они расположены. Поэтому существуют огромные различия в финансировании, техническом и технологическом оснащении, состоянии зданий и помещений и т.д.; сейчас можно встретить любые публичные библиотеки - от находящихся в бедственном положении до почти идеальных модельных.

Надо сказать, что, по сравнению с 1990-ми годами, в последнее десятилетие ситуация в целом изменилась к лучшему - библиотекам стали уделять больше внимания. Однако в эти же годы появились новые факторы негативного характера. Был принят ряд законов - ФЗ № 131, ФЗ № 94, Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ, - осложнивших жизнь библиотек. Дело в том, что государство ищет единые универсальные формы существования для всех бюджетных учреждений. Унифицируются их права, обязанности, функции, и игнорируется специфика. Такой подход наносит библиотекам большой ущерб.

Очевидно и отрицательное воздействие на библиотеки экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. К нам поступают сигналы о том, что в некоторых библиотеках сокращается, а то и вовсе приостановлено финансирование комплектования фондов; снижается штатная численность библиотекарей; осуществляется переход на сокращённый объём обслуживания. Справедливости ради, замечу, что такие явления отмечаются не только в России. Недавно я узнал о положении некоторых библиотек Эстонии и Латвии. У них вследствие кризиса также уменьшается продолжительность рабочего дня, ликвидируются ставки сотрудников.

Так что кризис затронул всех. Но сгладить его последствия удаётся там, где местные власти понимают значение библиотек и оказывают им поддержку. Должен сказать, что финансовые сложности коснулись и федеральных библиотек, в том числе - Российской национальной и Российской государственной. По некоторым статьям наши расходы в 2009 году были заметно сокращены; и на 2010 год наш бюджет также не соответствует потребностям библиотеки.

Наверное, можно было бы обозначить "болевые точки", где ситуация особенно трудная? Такие, скажем, как заработная плата библиотекарей...

Об этом мы уже говорили ранее. Практически все библиотеки в России являются бюджетными учреждениями, и уровень их финансирования зависит от наполнения бюджета. Если бюджет дефицитный, это не может не сказаться на оплате труда. В целом, общественные настроения, политические причины, общие гуманитарные соображения побуждают власти повышать оплату труда бюджетников, в том числе и библиотекарей. В последние годы такие повышения проводились регулярно. Понятно, однако, что они не могут радикально изменить положение дел к лучшему, а лишь частично компенсируют рост цен в связи с инфляцией. Перед нами продолжает оставаться важнейшей задача добиться достойной оплаты труда библиотечных работников.

Ожидаются ли какие-то изменения в юридическом статусе библиотек, сулящие им новые возможности?

В настоящее время проходит стадию обсуждения законопроект, который предусматривает три возможных статуса государственных учреждений: автономное, бюджетное и казенное. Скорее всего, большинство библиотек попадёт в разряд казённых учреждений.

А что это такое?

Это учреждение, целиком зависимое от государственного финансирования и обеспечиваемое государством. Предполагается, что даже средства, которые оно получает от самостоятельной уставной деятельности, будут зачисляться в бюджет и расходоваться под государственным контролем. "Бюджетными учреждениями" могут стать организации, имеющие поступления внебюджетных средств в объёме более 10 процентов своих финансовых ресурсов. Им будут предоставлены более широкие полномочия в расходовании финансов. При этом финансироваться они будет не по смете, как казенные, а на основе государственного заказа.

"Автономные учреждения" должны получать бюджетные средства только для выполнения государственных заказов, а в остальном им предстоит жить в режиме самофинансирования. Понятно, что пользующийся успехом театр в большом городе может действовать в таком статусе, но трудно представить себе библиотеку, способную прожить в основном за счёт собственных доходов.

Впрочем, все это подлежит обсуждению законодателей с участием общественности и предполагается для внедрения с 2011 года. РБА отслеживает и изучает эти процессы. Наша задача обеспечить оптимальные условия деятельности библиотек.

Другая проблемная сфера в жизни библиотек - комплектование. Мы помним, что в 1990-е годы многие библиотеки фактически не получали средств на приобретение литературы. В начале текущего десятилетия положение заметно улучшилось. Но складывается впечатление, что в последние годы трудности возобновились.

Общее финансирование деятельности библиотек в самом деле сокращается. Это особенно заметно в период экономического кризиса. Данную проблему мы ставили перед Министерством культуры РФ. Есть основания полагать, что когда будут официально утверждены лимиты бюджетных обязательств на 2010 год, в них будет чётко определена сумма, предназначенная для комплектования фондов*.

Существует такой нормативный документ?

Да, "Лимиты бюджетных обязательств" - это документ, который ежегодно создаётся в Министерстве для каждой подведомственной организации. В том числе его получают и федеральные библиотеки. И в 2010 году деньги, выделенные на комплектование, нельзя будет "перебрасывать" на другие статьи расходов.

Ещё одно проблемное направление библиотечного развития - информатизация. Этот процесс, как Вы говорили, протекает весьма интенсивно. Но в Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации, которая разрабатывалась два года назад, прямо говорится о крайне недостаточных темпах информатизации отрасли, о её неравномерности в различных регионах.

Дело обстоит действительно так. Масштабы и темпы автоматизации библиотек нельзя признать удовлетворительными.

Но ведь сейчас уже не найдёшь ЦБС, где бы не было компьютеров.

К сожалению, таких ЦБС еще достаточно много. Давайте обратим внимание на следующие данные: доступ в Интернет у нас имеют 12,5 процента общедоступных библиотек. Это - их одна восьмая часть. А пользование Интернетом в наше время - обязательный компонент полноценного информационного обслуживания.

В ноябре 2008 года появилось Распоряжение Правительства РФ "Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года". В этом документе обозначены 60 проектов по всем сферам народного хозяйства. Проект № 15 называется "Развитие библиотечного дела", и в нём заложены конкретные параметры функционирования библиотек. Включение библиотечного дела в число государственных приоритетов мы считаем большим достижением нашего профессионального сообщества и, в том числе, - Российской библиотечной ассоциации.
Вот какие наиболее значимые задачи библиотечной сферы выделены в проекте № 15:
Комплекс мероприятий по развитию публичных центров правовой, деловой и социально-значимой информации, созданных на базе региональных и муниципальных библиотек.

Развитие Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина как национального информационного портала. Комплекс мероприятий по развитию библиотечной системы, включая стимулирование и содействие улучшению комплектования книжных фондов библиотек. Комплекс мероприятий по содействию модернизации материально-технической базы библиотек и внедрению новейших информационных технологий.
Предусматривается создание всероссийской карты контроля за реализацией данного проекта. На ней будет представлена динамика развития библиотек с целью выхода на нормативы, рекомендуемые ЮНЕСКО. В частности, в сфере комплектования рекомендации ИФЛА/ЮНЕСКО предусматривают, в зависимости от численности населения, обслуживаемого общедоступной (муниципальной) библиотекой, от 200 до 250 новых изданий в год на тысячу жителей. У нас же в 2008 году приходилось в среднем 74 издания. Запланировано, что в 2010 году в фонды библиотек России будут поступать 77, а в 2012 году - 82 экземпляра печатной продукции на тысячу человек. Таким образом, предусмотрено увеличение комплектования на 10 процентов. Квота электронных изданий должна вырасти за то же время с 0,3 до 2 процентов совокупного фонда, то есть в 7 раз за четыре года. Доля библиотек, имеющих доступ к Интернет, в 2008 году составляла 9 процентов. В 2010 году планировалось иметь 12 процентов библиотек, подключённых к Интернету, но этот уровень нами уже превышен. В 2012 году таких библиотек должно быть 20 процентов, то есть за четыре года их число вырастает в два раза.

Данное распоряжение Правительства РФ свидетельствует о том, что библиотечное дело находится на виду у органов государственной власти, - в том числе, благодаря настойчивым усилиям РБА.

Надо также отметить, что не без активного участия РБА в 2008 году впервые на комплектование муниципальных библиотек были выделены средства из федерального бюджета в объеме 300 млн.руб.; в 2009 году - 450 млн.руб.. На 2010 год первоначально планировалось 180 млн руб., однако при поддержке Общественного комитета объем удалось увеличить до 350 млн.руб., из них 50 млн.руб. на подписку толстых журналов.
Недавно Президент России Д.А. Медведев поставил задачу расширения сферы услуг, оказываемых населению страны государственными учреждениями. Важнейших услуг выделено 64, и в их число включён доступ к электронным информационным ресурсам. В настоящее время готовится регламент, где будут обозначены конкретные меры по созданию таких ресурсов и обеспечению доступа к ним. Привожу официальную формулировку поставленной перед библиотеками задачи: "Исполнение государственных функций по созданию кооперативных библиотечных систем и информационных библиотечных сетей, а также Сводного каталога библиотек России и предоставление государственных услуг по формированию и предоставлению в электронном виде библиографической информации из государственных библиотечных фондов и текстовой информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав".

Эта функция должна выполняться библиотеками постоянно и непрерывно. Курировать её выполнение будет Министерство культуры РФ, а главными исполнителями утверждены Российская государственная, Российская национальная библиотеки и Национальный информационно-библиотечный центр "ЛИБНЕТ".

Всё это также делается под влиянием Российской библиотечной ассоциации?

Я не стал бы ставить прямой знак равенства между активностью РБА и появлением документов высшей государственной власти. Но деятельность РБА заметно влияет на создание в обществе атмосферы признания значимости исключительной социальной роли библиотек.

Спасибо, Владимир Николаевич, за столь подробный рассказ о Российской библиотечной ассоциации и шире - о жизни библиотечного сообщества России. Разрешите от имени редакции журнала пожелать Вам новых успехов в столь важной и ответственной работе, которой Вы занимаетесь уже полтора десятилетия на высоком посту Президента РБА.

Ресурсы

Авторы