Поиск по сайту

РБА: пятнадцать шагов в будущее: беседа 2-я

Автор: Зайцев В. Н.

Интервью с В. Н. Зайцевым,

беседовал О. Р. Бородин

Владимир Николаевич! Сегодня мы встретились, чтобы обсудить основные направления деятельности РБА: что реально делается, чьими усилиями, с какими проблемами сталкивается ассоциация.

На протяжении многих лет Российская национальная библиотека, которую Вы возглавляете, осуществляет научно-методическое руководство публичными библиотеками страны. Методическая работа является одновременно одним из важных направлений деятельности РБА. Как Вы оцениваете её уровень и качество?

— Начну с того, что в период создания Российской библиотечной ассоциации такой термин, как "научно-методическое руководство" уже не воспринимался как должное. Считалось, что деидеологизация библиотечного дела даёт возможность каждому библиотечному учреждению самостоятельно определять своё поведение в профессиональной сфере. Однако лидеры российского библиотечного движения - представители крупнейших библиотек, стоявших у истоков РБА, - понимали, что при всей идеологической независимости, любая библиотека в своей работе опирается на собственный или заимствованный опыт, на достижения науки и практики, нуждающиеся в обобщении и доведении до специалистов библиотек

Однако мы предпочитаем говорить не о руководстве как навязывании каких-то трафаретов, а о научно-методической помощи библиотекам. Надо заметить, что какого бы ранга библиотека ни была, она непременно обращается к опыту коллег.

Библиотечная деятельность чрезвычайно многообразна. РБА проводит множество научно-практических и научных конференций, симпозиумов, семинаров, консультаций, которые организуют её секции, объединяющие специалистов по видам библиотек и по направлениям библиотечной работы, - не только с целью обсудить, аккумулировать и представить коллегам в методически грамотном виде всё полезное, что наработано библиотечной наукой и практикой, но и определить пути и способы решения актуальных проблем библиотечного дела. Это касается и комплектования библиотечных фондов, и обеспечения их сохранности, и библиографического описания документов, и автоматизации, и стандартизации, и методики библиотековедческих исследований, и др.

При этом предметом особого внимания РБА является также и сама методическая деятельность библиотек - её содержание, направления, современные формы. В этом плане хотел бы отметить Секцию центральных библиотек субъектов РФ, которая проводит ежегодные семинары и круглые столы для методических служб библиотек, и Секцию юношеских библиотек, которая совместно с Российской государственной библиотекой для молодёжи создала, применяя новые информационные технологии, Виртуальное методическое объединение библиотек, работающих с молодёжью (ежедневная посещаемость более 500 человек).

Но ведь есть и трафареты? Как известно, РБА разрабатывает определённые нормативные документы...

— Конечно. Но эти документы - не директивные, а рекомендательные. Руководящие документы имеют право издавать только государственные управленческие структуры. Министерство культуры РФ в ряде случаев не может давать прямые указания библиотекам: когда речь идёт о библиотечных сетях других ведомств или об иных уровнях подчинения - региональном, муниципальном. Российская библиотечная ассоциация, как и национальные библиотечные ассоциации многих стран, берет эти функции на себя, разрабатывая и принимая необходимые нормативные документы, - конечно, не императивного, а рекомендательного характера.

Разработка и внедрение профессиональных стандартов, руководств, правил и других нормативных документов ведется рабочими группами и профессиональными подразделениями РБА с учетом библиотечного развития в стране и за рубежом, в первую очередь, опираясь на профессиональные стандарты, руководства и другие документы ИФЛА и ЮНЕСКО. Правовой основой для их разработки являются федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные акты РФ.

Не могу согласиться с Вами в части определения таких документов РБА как "трафаретов". Нормативные документы РБА носят рекомендательный характер, но при этом они представляют собой базовый регламент библиотечной деятельности в масштабе страны, являются ориентиром как для самих библиотек, так и для властей всех уровней, которые принимают решения о выделении библиотекам средств на комплектование, материально-техническое обеспечение и т.п. с учетом соответствующих условий и возможностей.

Так, на основе Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки" (2001 г.) и его новой редакции, принятой РБА в2008 г., в более, чем 30 субъектах РФ, органами исполнительной или законодательной власти приняты, с учетом местной специфики, региональные модельные стандарты деятельности публичных библиотек. В некоторых регионах уже появились стандарты качества библиотечных услуг, причем стандарты муниципального уровня. Они содержат весь перечень требований к библиотечным услугам Модельного стандарта РБА, который является базовым, ориентирующим стандартом.

В помощь внедрению новой редакции "Модельного стандарта …" подготовлен пакет методических материалов "Оценка эффективности и качества работы публичной библиотеки", которые были опубликованы на сайте РБА для обсуждения. На основе анализа поступивших из библиотек отзывов и материалов в РБА идет подготовка нового нормативного документа, в котором могут сочетаться нормативы качества и показатели оценки эффективности работы библиотек. "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки" стал также ориентиром для разработки модельных стандартов и руководств для библиотек других типов специализаций. Так, Секцией детских библиотек подготовлено "Руководство для детских библиотек России", которое выходит из печати в феврале с.г.; в повестке дня - также подготовка "Руководства же по библиотечному обслуживанию детей" - более широкого документа, включающего деятельность четырех типов библиотек - публичных, детских, школьных, юношеских. В стадии широкого обсуждения - проект "Модельного стандарта деятельности специальной библиотеки субъекта Российской Федерации", подготовленный Секцией библиотек, обслуживающих инвалидов; Секция библиотек высших учебных заведений, приступает к разработке "Модельного стандарта деятельности библиотеки высшего учебного заведения"; совместную подготовку "Российского стандарта библиотечного обслуживания мультикультурного населения" запланировали 6 секций РБА: Секция центральных библиотек субъектов РФ, секции публичных, детских, юношеских, школьных библиотек, Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования.

Позитивный опыт внедрения "Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки" как эффективного инструмента совершенствования работы библиотек с различным уровнем ресурсного обеспечения также послужил толчком и примером для создания ведомственных стандартов. Первый из них - "Модельный стандарта деятельности библиотеки научно-исследовательского учреждения Россельхозакадемии" - уже подготовлен специалистами ЦНСХБ Российской академии сельскохозяйственных наук и получил одобрение Секции сельскохозяйственных библиотек РБА. После утверждения этого стандарта со стороны руководства Академии предполагается включить его в систему оценки деятельности НИУ по итогам года, а также в систему сертификации научных сельскохозяйственных библиотек и аттестации НИУ отрасли.

Другой пример - разработанный РБА Российский коммуникативный формат представления библиографических записей в машиночитаемой форме (Российский вариант UNIMARC) - RUSMARC. Результаты его внедрения в библиотечную практику хорошо известны нашим коллегам в большинстве регионов России - на основе RUSMARC создается Сводный каталог библиотек России (Национальный центр "ЛИБНЕТ"), а также действуют региональные библиотечные консорциумы, объединившиеся в ассоциацию АРБИКОН.

Таким образом, опыт внедрения "Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки" и формата RUSMARC свидетельствует о том, что РБА, не имея властных полномочий и экономических ресурсов, но обладая при этом мощным организационным и интеллектуальным ресурсом, в определенной мере координирует деятельность российских библиотек, способствует их развитию.

Должен сказать, что подготовка таких документов для профессионального сообщества и проведение различных библиотечных форумов (около 50 ежегодно) с последующим изданием их материалов - в числе главных направлений профессиональной деятельности РБА, которая включает не только научно-методическую, но также исследовательскую, организационную, образовательную, информационную и др. работу.

А как разграничиваются в этой сфере полномочия Российской национальной и Российской государственной библиотек, других учреждений федерального статуса?

— Если квалифицированные специалисты какого-то профиля имеются в нескольких библиотеках, мы создаем совместные творческие коллективы. Так, для разработки Российского коммуникативного формата представления библиографических записей (RUSMARC) были привлечены представители 52 специалиста из 16 ведущих библиотек и информационных центров России; научное руководство и координирующие функции осуществляли специалисты РНБ, которая уже имела определенные наработки в данном направлении. "Российские правила каталогизации" разрабатывал творческий коллектив, сформированный Межрегиональным комитетом по каталогизации (РБА) под научным руководством специалистов РГБ, которая имеет богатейший опыт в области разработки нормативных документов по каталогизации.

Когда ведущие специалисты сконцентрированы в какой-то одной библиотеке, она выступает как головная, координирующая или базовая организация. Причем это определяется не статусом учреждения (федеральное, субъекта РФ, муниципальное), а заинтересованностью его специалистов и руководства в разработке того или иного нормативного документа, проведении исследования или мероприятия; высоким уровнем их квалификации, творческой активностью и главное - добровольным участием в деятельности РБА и ее секций.

Приведу несколько разных примеров: Ежегодная Конференция РБА (Всероссийский библиотечный конгресс): головная организация - РБА, базовая - центральная библиотека субъекта РФ; исследование "Развитие библиотечного обслуживания населения РФ на базе муниципальных библиотек" (2008-2009 гг.): головная организация - Секция публичных библиотек РБА, координирующие (по отдельным тематическим блокам) - ЦБС г. Липецка, ЦБС г. Сургута, Центральная публичная библиотека Новоуральского городского округа (Свердловская обл.), базовые - 330 муниципальных библиотек и библиотечных систем из 62 субъектов РФ; разработка "Модельного стандарта деятельности библиотеки высшего учебного заведения": головная организация - Секция библиотек высших учебных заведений РБА (в координации с Центральной библиотечно-информационной комиссией Министерства образования и науки России), базовая организация - Зональная научная библиотека Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону); разработка "Модельного стандарта деятельности специальной библиотеки субъекта Российской Федерации": головная организация - Секция библиотек, обслуживающих инвалидов (РБА), базовая организация - Российская государственная библиотека для слепых, и т.д.

Научно-методическая работа тесно связана с подготовкой кадров профессионалов высокого класса. Что можно сказать об этом направлении деятельности РБА в ситуации, когда кадровые проблемы отрасли, в частности, - вопрос о привлечении молодёжи в профессию, - отличаются большой остротой?

— Прежде всего, в составе РБА есть Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, которая видит свою главную задачу в совершенствовании подготовки профессиональных кадров. В частности, в последние годы в стране проводится большая работа по переходу к новой системе подготовки кадров в высших учебных заведениях в рамках "болонского процесса", и в ней активное участие принимает РБА. Упомянутая мною Секция организовала в 2001-2002 гг. широкое обсуждение проектов государственных образовательных стандартов высшего библиотечно-библиографического профессионального образования, которые были приняты в 2003 году, а также приняла активное участие в разработке Концепции Стандарта высшего библиотечно-информационного профессионального образования нового поколения, предусматривающего переход на двухуровневую систему подготовки библиотечных кадров (бакалавр и магистр). Эта Концепция также широко обсуждалась, получила одобрение Конференции РБА в 2008 году и легла в основу новых образовательных стандартов.

Большое внимание РБА также уделяет вопросам непрерывного профессионального образования: разработана Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации (2002 г.), Типовое положение о региональном библиотечном центре непрерывного образования федерального округа/республики/области/ края (2005 г.). Ряд секций РБА проводят по направлениям своей деятельности различные мероприятия по повышению квалификации и непрерывному образованию библиотечных специалистов (Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, "Секция "Молодые в библиотечном деле", Секция по формированию библиотечных фондов; секции центральных библиотек субъектов РФ, школьных, музыкальных, сельскохозяйственных, детских, сельских библиотек и другие).

Всё это прекрасно, но вузы культуры заняты непосредственно подготовкой кадров, а не их закреплением в учреждениях. Студентов, может быть, и неплохо учат, только потом они не идут в библиотеки или уходят, проработав несколько лет.

— Это - проблема, волнующая весь библиотечный мир. Считаю, что её можно разрешить, только изменив оценку труда библиотекаря. Мне не раз приходилось говорить об этом на различного рода советах, в Государственной Думе, на заседаниях Коллегии Минкультуры РФ. По-моему, мысль о том, что библиотечный труд в нашей стране пока не оплачивается достойно, удалось довести до руководителей самого высокого уровня.

В принципе, это ещё одно направление деятельности РБА - социальная защита библиотекарей, в первую очередь, связанная с улучшением их материального положения, повышением заработной платы. Вы, конечно, правы: в последние годы самые разные руководители в публичных выступлениях ведут речь о библиотеках и неизменно отмечают низкий уровень оплаты труда их сотрудников. Все и всё знают. Но что же в результате? Недавно прошла реформа системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Намного ли улучшилось реальное положение библиотекарей?

— Я сказал бы, что реформа не оправдала ожиданий библиотекарей. Это было изначально в ней заложено. Когда два года назад на совещании директоров библиотек в Санкт-Петербурге тогдашний Министр культуры РФ А.В. Соколов рассказывал о предстоящей реформе, я выступал от имени РБА и сказал, что без увеличения фонда оплаты труда серьёзные изменения к лучшему невозможны. Сколько ни переставляйте сотрудников с одной должности на другую, положительный эффект будет достигнут лишь при условии достойного финансирования.

Тем не менее, все надеялись на какое-то чудо, которое произойдёт благодаря ведению новой системы оплаты труда. Этого, конечно, не случилось. В период подготовки реформы мы рассчитали, каково должно быть увеличение фонда оплаты труда в соответствии с потребностями библиотечной отрасли культуры. Получилось, что необходимо финансирование в 3,5 раза больше, нежели то, что имелось. Конечно, такого увеличения нам добиться не удалось.

При этом надо отметить, что некоторые положительные сдвиги наметились. Напомню: два года назад, незадолго до начала кризиса, в государственном бюджете образовался профицит, который подлежал распределению. Часть его тогда направили на нужды культуры. Если прежде на всю отрасль культуры в целом государство тратило около 50 миллиардов рублей, теперь эта сумма достигла 70 миллиардов, и её удалось сохранить, несмотря на экономический кризис. Библиотеки и здесь, к сожалению, стоят не в первом ряду, но всё же принято решение о субсидировании комплектования фондов муниципальных библиотек.

Если вернуться к зарплатам: какие-либо изменения всё-таки произошли? Ведь реформа открыла возможности для внутреннего перераспределения бюджетных средств в рамках конкретного учреждения?

— Видите ли, из ничего нельзя получить что-то. Если бюджетные ассигнования не увеличиваются, то внутреннее перераспределение - это лукавство. На самом деле фонд заработной платы несколько вырос. Скажем, в Российской национальной библиотеке по итогам 2009 года увеличение зарплаты составило порядка 30 процентов. И мы - не исключение. Такие изменения происходят по отрасли в целом.

Приходилось слышать, что в плане социальной защиты работников библиотечное дело отстает от других бюджетных отраслей. Известно, что в образовании и здравоохранении реализуются соответствующие государственные проекты. В Петербурге учителям через несколько лет работы в школе предоставляется жильё, и теперь в питерских школах больше нет учительских вакансий.

— К сожалению, библиотекарям таких привилегий не предоставляется. Надо иметь в виду, что в стране осуществляются четыре масштабных национальных проекта: в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства. Мы видим, что здесь отсутствует сфера культуры. В последние годы прилагались большие усилия, в том числе и руководством РБА, чтобы вернуть данный вопрос на рассмотрение в инстанциях. Это, наверное, удалось бы сделать, если бы не кризис. Но до его окончания государство вряд ли возьмёт на себя какие-то новые обязательства.

Мы стараемся действовать и по другим каналам. Недавно вопрос о положении библиотек впервые рассматривался на заседании Правительства России. Обсуждалось предложение о принятии специальной целевой программы развития библиотечной сферы. Оно было отклонено, однако решили выделить дополнительные бюджетные средства в составе действующей целевой федеральной программы "Культура России", включающую библиотечный компонент. Деньги должны пойти на обеспечение сохранности фондов, на автоматизацию, на развитие сельских библиотек.

Вообще я считаю, что, благодаря участию представителей РБА в работе различных государственных структур высокого уровня, нам удаётся постепенно улучшать положение библиотек, добиваясь для них дополнительных ассигнований.

Если продолжить разговор о библиотечных кадрах: в их закреплении значительную роль должна, видимо, играть молодёжная политика РБА?

— В составе РБА действует Секция "Молодые в библиотечном деле". Очень важна деятельность по пробуждению у молодёжи интереса к библиотечной профессии, к мероприятиям РБА. В октябре 2009 года в Саратове состоялся III Форум молодых библиотекарей России, ведущая роль в организации которого принадлежит упомянутой секции РБА. В нём приняли участие представители более 30-ти субъектов Российской Федерации. Делегаты обсуждали актуальные профессиональные проблемы. По сути, на вполне взрослом уровне они оказались вовлечены в работу РБА, и ощущают, что, помимо получения зарплаты, в жизни библиотекаря есть немало моментов, позволяющих испытать удовлетворение от профессии - прежде всего, от творческой самореализации.

Тем не менее, значительного притока молодёжи в библиотечную профессию не ощущается. По данным исследования, проведенного Секцией публичных библиотек в 2009 году, сотрудники в возрасте от 18 до 25 лет составляют лишь 8,2% от общей численности персонала библиотек, в возрасте 26-36 лет - 12,7%. Я преподаю в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, читаю там курс по выбору. Так вот, в последней группе моих студентов-четверокурсников 12 человек; из них только трое собираются работать в библиотеках. Остальные уже определились с выбором: нашли себе места информационных работников, секретарей-референтов и т. д. Основная причина - низкая оплата труда в библиотеках. По данным упомянутого выше исследования самая низкая средняя зарплата работников общедоступных библиотек - 2600 рублей (в селе Богородское Кировской области и 2700 рублей (в селе Фролово Волгоградской области); самая высокая - в муниципальных библиотеках двух городов Дудинка - 16221 рубль и Москвы - 27000-28000 рублей. Средняя же заработная плата работников публичных библиотек России составляет 6 350 рублей. А ведь эта сеть обслуживает самые широкие круги населения России, которым библиотеки должны предоставлять свои услуги на самом высоком профессиональном уровне! На основе разговоров со студентами я сделал вывод, что если бы стартовая зарплата молодого библиотекаря составляла в месяц 500 долларов в рублевом эквиваленте с перспективой роста, вопрос о закреплении молодёжи в библиотеках был бы решён.

А какая сейчас средняя зарплата в Российской национальной библиотеке?

— Порядка 12300 рублей. Если бы она была начальной, выпускники вузов пришли бы к нам работать, при условии карьерных перспектив. Работа у нас интересная, и вузы кончает немало людей, к ней расположенных. Но когда в другом месте им предлагают солидные деньги, и имеются лучшие возможности служебного продвижения, выбор делается не в пользу библиотеки.

Возвращаясь к Вашему предыдущему вопросу о молодёжной политике РБА, могу сообщить, что к настоящему времени межсекционная рабочая группа РБА во главе со специалистами Секции "Молодые в библиотечном деле", подготовила Концепцию государственной молодежной кадровой библиотечной политики как основного звена кадровой библиотечной политики в целом. Этот документ в ближайшее время будет опубликован на сайте РБА для широкого обсуждения библиотечной общественностью, и после одобрения Конференцией РБА будет адресован, с одной стороны, библиотекам, с другой - направлен в федеральные региональные и муниципальные органы власти.

Владимир Николаевич! Одно из важнейших средств методического обеспечения нашей профессии - библиотечная пресса. Какова политика РБА в отношении профессиональной печати? В нашей прошлой беседе Вы упомянули о том, что установлены дотации для муниципальных библиотек с целью приобретения "толстых" литературных журналов. Не следует ли распространить их на выписку профессиональных библиотечных изданий, необходимых библиотекарям?

— Вероятно, в этом есть смысл. Но решение принимали не мы. В октябре 2009 года состоялась встреча с писателями Председателя Правительства РФ В.В. Путина. В ходе встречи был поднят вопрос о поддержке литературных журналов, и по её итогам принято решение.

Что же касается РБА, то мы уделяем большое значение библиотечной печати, рассматривая ее как важнейший канал профессиональной коммуникации. Её проблемы регулярно обсуждаются на наших конференциях. Пользуюсь случаем, чтобы поздравить с грядущим столетием старейший профессиональный журнал "Библиотека".
Достаточно много различных материалов издаётся непосредственно РБА. Наш периодический орган - "Информационный бюллетень РБА", который выходит четыре раза в год и освещает не только текущую деятельность нашей ассоциации, но также интересный опыт и мероприятия библиотек России, деятельность ИФЛА и других международных библиотечных организаций; в нем публикуются доклады и сообщения Всероссийского библиотечного конгресса - Ежегодных Конференций РБА, Всероссийского форума публичных библиотек, тексты различных нормативных документов и др. Журнал отражается в РЖ и базах данных ВИНИТИ РАН, причем инициатива исходила от ведущих экспертов ВИНИТИ, давших ему высокую оценку. "Информационный бюллетень РБА" распространяется в традиционном виде, а также доступен на сайте нашей Ассоциации. Выходят также сериальные издания отдельных секций РБА. В виде электронного ресурса их имеют Секции публичных библиотек, по формированию библиотечных фондов, по сохранности библиотечных фондов. В печатной форме регулярно выходит Информационный бюллетень Секции медицинских и больничных библиотек. Показательно, что эти издания выпускаются в тех городах, где в настоящее время базируются штаб-квартиры секций, - в Казани, в Новоуральске, в Санкт-Петербурге.

Кроме этого, РБА самостоятельно или в сотрудничестве с библиотеками и другими партнёрами выпускает профессиональные руководства и другие документы, сборники, материалы конференций и др. Информационная и издательская деятельность РБА расширяется, требуется ее упорядочение, координация, стандартизация в оформлении изданий и т.п., иными словами - ее совершенствование и дальнейшее развитие. Этим занимается недавно созданная информационно-издательская группа РБА.

Скажите, какие программы и проекты осуществляет в настоящее время РБА? Каким из них Вы придаёте особое значение?

— На официальном уровне программы, реализуемые под патронажем РБА, - это федеральные программы в области библиотечного дела, имеющие общенациональное значение и осуществляемые при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. В настоящее время таковых четыре: "Система Российских коммуникативных форматов RUSMARC", "Российские правила каталогизации", "Сохранение библиотечных фондов Российской Федерации", "Развитие ретроспективной национальной библиографии".
Собственные проекты, финансируемые РБА совместно с партнерами, - "Поддержка профессиональных изданий" (речь идёт об изданиях Российской библиотечной ассоциации), "Российское участие в ИФЛА", "Поддержка проведения профессиональных мероприятий (конференций, семинаров и т.п.)" и "Поддержка участия российских библиотек в международных книжных ярмарках".

Однако любое крупное направление деятельности РБА реализуется систематически, и в этом смысле программно. Возьмём для примера законодательную и нормативную деятельность. Такой программы формально у нас нет, но это направление является для РБА стратегически важным. Создание Российской библиотечной ассоциации практически совпало по времени с принятием федеральных законов "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов". Работа над законами, основополагающими для нашей отрасли, проходила в несколько этапов. Она начиналась под эгидой Подкомитета по культуре тогдашнего Верховного Совета РСФСР под руководством депутата М.В. Сеславинского. Проекты законов прошли первое чтение, но затем противостояние Верховного Совета и Президента РФ вылилось в острый конфликт, приведший к падению московского Белого Дома. Законотворческая деятельность прекратилась до момента избрания Государственной Думы по новой Конституции РФ в конце 1993 года. Оба библиотечных закона заново проходили там все предусмотренные процедуры, а затем поступили на экспертизу в Администрацию Президента РФ. Отсюда их возвратили на доработку в Думу, там - доработали, вновь направили в Президентскую Администрацию, и они снова были возвращены в Парламент. Стало ясно, что если Президент РФ не подпишет их и с третьего раза, библиотечным законам в России не быть. Тогда я, как Президент РБА, направил письмо в Администрацию Президента России, где доказывал необходимость принятия обоих законов.

В эти дни Российскую национальную библиотеку посетил директор Библиотеки Конгресса США Дж. Биллингтон. Я рассказал ему о сложившейся ситуации и просил, как человека с большим международным авторитетом выразить поддержку нашим законопроектам. Он, правда, спросил: "А это не будет выглядеть, как вмешательство Библиотеки конгресса США во внутренние дела России?" Я уверил его, что речь идёт о чисто гуманитарной акции, и он согласился. Разговор этот состоялся в середине декабря 1994 года, но "вмешаться во внутренние дела России" Дж. Биллингтону не пришлось: в конце декабря законы "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов" были подписаны Президентом России Б.Н. Ельциным. Итак, РБА успела принять участие в их подготовке. В дальнейшем, при принятии любых поправок к этим законодательным актам наша ассоциация всегда выступала в качестве эксперта.

В последние годы представители РБА, как правило, приглашаются в состав экспертной комиссии Государственной Думы при рассмотрении правовых вопросов деятельности библиотек.

И каковы результаты этого участия?

— В 2000-е годы был принят ряд законодательных актов, объективно осложнивших положение библиотечных учреждений. Это ФЗ № 131 о местном самоуправлении, ФЗ № 94 о государственных закупках, Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ, посвящённая авторскому праву. Названные установления, носящие весьма широкий характер, принимались без участия библиотечных специалистов и игнорировали интересы библиотек. Только активное лоббирование поправок к законодательным актам, осуществлявшееся РБА, позволило несколько сгладить ситуацию.

Так, ФЗ № 94 резко сузил возможности комплектования библиотечных фондов, так как первоначально вынуждал при закупках литературы на сумму свыше 60 тысяч рублей проходить через конкурсные процедуры. Здесь, помимо утраты оперативности, открываются очень широкие возможности для обмана библиотек. Совсем недавно имел место вопиющий случай, когда фирма, выигравшая конкурсы на поставку книг в библиотеки в 23-х регионах, собрала с них деньги и затем объявила себя банкротом, не поставив им литературы. РБА обратилась в Государственную Думу РФ с информацией об этом, чтобы данный факт учли при доработке закона.

Он ведь уже дорабатывался!

— Этот закон систематически дорабатывается. Например, нам уже удалось добиться того, что если библиотека приобретает литературу у её законного производителя, то есть издателя, конкурс проводить не обязательно, а также увеличения до 100 тысяч рублей суммы на закупку литературы без прохождения конкурсной процедуры.

Федеральный закон № 131, касающийся разграничения функций в области местного самоуправления, объективно вел дело к тому, что муниципальные библиотеки должны были выйти из состава централизованных библиотечных систем, а сами ЦБС - разрушиться. Мы обобщили опыт разных регионов и выработали рекомендации по фактическому сохранению ЦБС путём создания межпоселенческих библиотек. Таким образом решение было найдено не в форме изменения закона, а в сфере правоприменения: в рамках действующего законодательства. Бывшие центральные библиотеки ЦБС становятся межпоселенческими, а местные власти передают им соответствующие функции и финансирование.

А какие подзаконные акты РБА Вы считаете наиболее значимыми?

— В первую очередь - "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки" (в редакциях 2001 и 2008 гг.), "Российские правила каталогизации" и Российский коммуникативный формат представления библиографических записей в машиночитаемой форме - RUSMARC.

Давайте остановимся и на других направлениях программной деятельности РБА.

— Я бы выделил наше участие в Национальной программе сохранения библиотечных фондов. Она официально принята на уровне Министерства культуры РФ, но разрабатывалась и реализуется с участием ряда ведомств и, конечно, - при постоянном взаимодействии с РБА.

Следует отметить и Программу развития ретроспективной национальной библиографии в Российской Федерации. В неё вовлечены многие библиотеки, а от РБА программу курирует её Секция по библиографии. Российская национальная библиотека завершила пять лет назад ретроконверсию русскоязычной части своего алфавитного каталога, введя в цифровой формат около 8 миллионов карточек.

Конечно, РБА продолжает направлять работу по совершенствованию Системы коммуникативных форматов RUSMARC. В составе Ассоциации почти 10 лет работает Межрегиональный Комитет по каталогизации (МКК), который возглавляет Н.Н. Каспарова. МКК в 2008 году подготовил фундаментальный труд - новые "Российские правила каталогизации". В них учтены наиболее современные международные тенденции и требования пользователей к библиографической информации в электронной коммуникации. Правила приняты РБА и опубликованы в традиционной и электронной форме. Важно то, что такая работа не могла быть осуществлена в рамках одного государственного ведомства, а РБА справилась с ней, объединив возможности многих библиотек. Характерно, что Правила выступают в качестве не обязательного, а рекомендательного стандарта. Вместе с тем, ни одна библиотека и библиографирующее учреждение в России не может развиваться как современный информационный институт, не используя этих Правил в качестве базового нормативно-методического документа.

С 2000 года РБА ежегодно реализует в одном из регионов России широко известный библиотечной общественности проект "Библиотечная столица России", связанный с проведением ее Ежегодной Конференции (с 2007 года имеющей статус Всероссийского библиотечного конгресса). Говоря о безусловном значении этого самого крупного форума для библиотечной жизни России в целом, особо нужно отметить его влияние на региональную библиотечную политику. Одной из важных задач проекта "Библиотечная столица России" является привлечение внимания властей региона к проблемам и нуждам библиотек и улучшение условий их деятельности. Во всех 10 регионах, где к настоящему времени РБА уже реализовала этот проект, в той или иной мере эту задачу удалось решить. Во-первых, укреплена материально-техническая база библиотек: власти выделяли значительные средства на ремонт помещений библиотек, приобретение для них новой компьютерной техники, автотранспорта, оборудования. Во-вторых, в преддверии Конференции РБА или по итогам её проведения увеличивались ассигнования на комплектование фондов или повышение оплаты труда работников библиотек. В третьих, укреплена или получила дальнейшее правовая развитие или нормативная база деятельности библиотек: принят региональный закон о библиотечном деле или Модельный стандарт деятельности муниципальных библиотек, а там, где они имелись, - долгосрочные программы развития библиотечного дела в регионе с соответствующим финансированием.

Владимир Николаевич! Ещё одна сфера активности ассоциации - профессиональная этика. Ведётся ли работа по совершенствованию "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря"?

— На протяжении ряда лет - с конца 1990-х годов - мы использовали текст кодекса, разработанный под руководством профессора Ю.П. Мелентьевой. Но в настоящее время принято решение вновь обратиться к данному документу для пересмотра некоторых его положений с учетом новых требований. Эта работа ведётся рабочей группой РБА под руководством руководителя Круглого стола РБА "Общение и профессиональная этика библиотекаря", члена Международного центра по информационной этике И.А. Трушиной, недавно защитившей кандидатскую диссертацию по библиотечной этике. К настоящему времени проведен сравнительный анализ нашего кодекса с аналогичными документами зарубежных библиотечных объединений, изучены более 300 откликов и предложений из библиотек России относительно пересмотра "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря", с учетом которых рабочая группа ведет подготовку его новой редакции.

Одна из важнейших функций РБА состоит в том, чтобы обеспечивать российское библиотечное представительство на международной арене. Каких успехов в этом направлении удалось добиться РБА?

— Практически с момента своего создания РБА стала национальным членом-ассоциацией ИФЛА со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мы получили право иметь своих представителей в составе Постоянных комитетов любых секций и Круглых столов ИФЛА и её ключевых комитетах.. В настоящее время в руководящем составе подразделений ИФЛА - 22 представителя РБА.

Кроме того, ряд библиотек России сами являются членами-учреждениями ИФЛА. И не только библиотеки. Как Вы, конечно, знаете, в число членов-учреждений входит и ваш журнал. Мы же координируем их работу, обсуждаем на Советах РБА, в какой секции кто именно должен представлять Россию на постоянной основе в определенный период.

Владимир Николаевич! Мы помним, что в 1990-е годы генеральный директор ВГБИЛ Е.Ю. Гениева представляла Россию в Исполбюро ИФЛА, была её вице-президентом. Позднее нам ни разу не удавалось провести своего представителя в руководящие органы Международной федерации библиотечных ассоциаций. Это не связано со снижением взноса России, о котором мы говорили в прошлый раз?

— Нет, причина в другом. Когда-то считалось, что крупнейшие мировые державы - США, СССР, Франции и Великобритании должны быть представлены в правлении ИФЛА. Вице-президент от СССР представлял в международной федерации весь "восточный блок". Продвигая в руководящие органы Е.Ю. Гениеву в середине 1990-х годов, мы в какой-то степени ещё могли опираться на эту традицию. Кроме того, избирательная кампания была весьма грамотно построена.

В дальнейшем РБА удалось успешно провести кампанию по выборам в состав Правления ИФЛА Е.И. Кузьмина. В последние же годы мы, очевидно, менее активно боролись за продвижение наших кандидатов в международном сообществе.

А как Вы считаете, какую пользу приносит российским библиотекам наше представительство в ИФЛА?

— Ну, во-первых, в профессиональных секциях и комитетах ИФЛА формируется политика международного библиотечного сообщества по всем направлениям деятельности. Имея там своё представительство, мы можем на неё влиять. Во-вторых, благодаря участию в работе ИФЛА мы в целом не только знаем, чем занимается библиотечный мир, но и сами участвуем в международных программах, в разработке профессиональных руководств, стандартов и других документов ИФЛА. РБА имеет статус национального представителя России в ИФЛА, и именно она, в первую очередь, транслирует в нашу страну тенденции мирового библиотечного развития.

В своё время клиринг-хауз ИФЛА существовал в Москве во ВГБИЛ. Он сохраняется в настоящее время?

— Дело в том, что "клиринг-хауз" - это информационно-посреднический центр ИФЛА в России, структура, не имеющая юридического статуса. Что касается "Иностранки", то по поручению ИФЛА она также курирует в России вопросы, связанные с сохранностью фондов.

В 2007 году русскоязычный центр ИФЛА создан при РГБ. В его миссию входит продвижение ИФЛА в русскоязычном сообществе, разъяснение её целей, принципов и основных ценностей, активное привлечение в ИФЛА новых членов, совместная или самостоятельная организация мероприятий ИФЛА, публикация бюллетеней новостей, перевод на русский язык и распространение ключевых документов и публикаций ИФЛА и др.

В сегодняшней беседе мы затронули основные направления деятельности РБА, кроме, пожалуй, одного - взаимодействия с органами государственной власти, с другими общественными организациями в центре и на местах. В связи с очевидным ростом авторитета РБА, достигнутым под Вашим руководством, как бы Вы охарактеризовали это направление работы?

— Надо сказать, что, на мой взгляд, РБА за 15 лет действительно удалось добиться общественного признания. Первым его проявлением стало учреждение в 1995 году Президентом России по ходатайству РБА Общероссийского Дня библиотек, вторым - проведение РБА в 1996 году встречи библиотекарей России в Кремлёвском дворце съездов, в которой приняли участие около 5 тысяч человек из 57 регионов России. В различных совещательных органах высокого уровня представлены члены руководства РБА. В частности, в Совет по культуре при Президенте РФ в разные годы входили Е.Ю. Гениева, В.Н. Зайцев. Сейчас библиотечное сообщество в нём представляет Президент РГБ В.В. Фёдоров.

При Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ создан Совет по государственной культурной политике, членом которого являюсь я. Как Президент РБА я также представляю библиотеки в Коллегии Министерства культуры РФ. Создан Общественный комитет содействия развитию библиотек под председательством Б.В. Грызлова, член Совета РБА В.В. Фёдоров - ответственный секретарь. В него входят несколько представителей РБА. От имени РБА В.В. Фёдоров и я работали в составе Оргкомитета по созданию Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

А этажом ниже, в регионах, происходит то же самое?

— Да, в регионах представители РБА также пользуются большим авторитетом. Например, директор Московской центральной городской публичной библиотеки, член Совета РБА С.Н. Просекова стала советником Ю.М. Лужкова по вопросам культуры. Она остаётся в этом статусе до сих пор, уйдя с должности директора библиотеки и возглавляя информационный центр "Библиогород". Директора многих региональных библиотек-членов РБА входят в состав коллегий Комитетов по культуре субъектов Федерации, являются членами различных советов и т. д. Видно, что библиотечное сообщество утверждает себя на всех уровнях.

И это приносит реальную пользу библиотекам?

— Безусловно. Я упоминал, что установление Общероссийского Дня библиотек стало результатом усилий РБА. Праздник даёт библиотекарям возможность ежегодно на всех уровнях напоминать о себе властям и общественности, и во многом благодаря этому в ряде регионов обращено внимание на проблемы библиотек.

Наверное, я бы покривил душой, если бы сказал, что на местах губернаторы только и думают о библиотеках. У местной власти множество задач, и часто вопрос стоит так: помочь ли детскому дому, больнице или библиотеке? Поэтому не нужно абсолютизировать роль Российской библиотечной ассоциации и считать, что с её помощью профессиональное сообщество способно решить все вопросы. Но показать тем, кто принимает решения, что библиотеки играют большую позитивную роль в жизни российского общества, нам сегодня удаётся.

Ресурсы

Авторы