Поиск по сайту

Правовое поле отрасли: где его границы

Автор: Борисова Е. И.

Целями РБА, провозглашенными в ее Уставе, принятом 4 ноября1995 г., являются "объединение усилий, поддержка и координация действий ее членов в интересах сохранения и развития библиотечного дела в России, а также представительство и зашита общих имущественных и иных интересов членов РБА". Регламентирует деятельность в этом направлении п. 2.2.1 раздела "Библиотечная политика и законодательство" Устава РБА, а именно: "Совершенствование библиотечного дела и библиотечного законодательства федерального и регионального уровней, участие в разработке и проведении независимой экспертизы планов и программ развития библиотечного дела, организация общественного обсуждения актуальных проблем библиотечного дела и обеспечение гласности его результатов, поддержка инициатив, направленных на развитие библиотечного дела и культуры".

На протяжении всей своей истории РБА целенаправленно, активно и последовательно воплощала в жизнь идеи, утвержденные Уставом, и убедительно доказала, что по праву является ведущим субъектом в области библиотечной политики и законодательства.

Подводя некоторые итоги нормативно-правовой деятельности РБА за прошедшие годы, можно констатировать, что доминирующими являлись три направления - формирование библиотечного законодательства федерального и регионального уровней, гармонизация интересов отрасли с федеральными законами и разработка нормативно-рекомендательных документов по самым различным аспектам деятельности.

Отмечая заслуги РБА в развитии и совершенствовании библиотечного законодательства, следует подчеркнуть, что она стояла у его истоков, принимая деятельное участие в разработке и обсуждении первых федеральных законов "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов". Благодаря усилиям Ассоциации впервые в истории появились документы высшей юридической силы, регулирующие отношения в библиотечной сфере, что свидетельствовало о признании социальной значимости этой отрасли культуры. Путь прохождения первых законов по коридорам власти был тернист, однако РБА проявляла неутомимость и волю в их продвижении, выполняя взятые на себя обязательства. После обращения РБА непосредственно к самому Президенту РФ с просьбой поддержать принятие основополагающих документов оба законы получили путевку в жизнь. Ассоциация и в дальнейшем с присущей ей энергией постоянно инициировала обновление федеральных библиотечных законов, приводя их в соответствие с современным законодательством.

РБА внесла значительный вклад в формирование регионального библиотечного законодательства. Многие библиотечные сообщества субъектов РФ нуждались в поддержке РБА на всех этапах их формирования - от разработки законопроектов, их экспертной оценки до лоббирования в процессе прохождения по властным инстанциям. РБА постоянно курировала вопросы становления и развития регионального библиотечного законодательства и продолжает выполнять эту функцию в полном объеме. По Уставу Ассоциация наделена достаточными полномочиями и обладает значительным возможностями, чтобы реально оказывать помощь регионам. Как действенный метод зарекомендовали себя письменные обращения к главам регионов, в которых аргументированно обосновывается необходимость разработки региональной нормативно-правовой базы. Значительную часть вопросов на местах удалось решить лишь в рамках РБА, обладающей значительным авторитетом и инициативностью.

Формирование правового пространства библиотечной отрасли происходит в эпоху законодательных реформ. Зачастую на федеральном уровне принимаются нормативно-правовые документы, задуманные и направленные на реализацию общей стратегии реформ, но не учитывающие ее последствия в конкретных сферах и создающие правовые барьеры. РБА постоянно ведет работу по гармонизации библиотечного законодательства с федеральными законами, отстаивая не только интересы сообщества, но и права российских граждан.

Самыми проблемными, требующими дополнительных усилий со стороны РБА для их адаптации к библиотечной отрасли, стали вступившие в силу нормативно-правовые документы: ФЗ N 131 "Об общей принципах организации местного самоуправления в РФ", ФЗ N 94 "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", IV часть Гражданского кодекса ГК РФ.

ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вызвал огромный резонанс в библиотечном мире. РБА сделала все возможное, чтобы его внедрение в практику работы не проходило болезненно, постоянно держала ситуацию под контролем, проводя дискуссии и обсуждения актуальных проблем. К своей Ежегодной Конференции в2005 г. РБА подготовила специальные рабочие материалы по организации библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ. Для внедрения ФЗ N 131 Секция по библиотечной политике и законодательству организовала рабочую группу, в состав которой входили не только представители РБА, но и ведущие специалисты РЫБ, РГБ, ЦБ субъектов РФ. В ходе ее работы были сформулированы предложения, которые в дальнейшем легли в основу совершенствования законодательной базы по этой проблеме.

Практически непреодолимые проблемы возникли в комплектовании библиотек после вступления в силу ФЗ N 94 "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Неоднократно начиная с2003 г., еще до принятия самого Закона, РБА выражала профессиональную позицию библиотечных специалистов: необходимо вывести текущее комплектование библиотек за пределы процедуры конкурса. В сентябре2006 г. были подготовлены официальные обращения РБА в профильные комитеты Государственной Думы ФС РФ и в Правительство РФ. В декабре2006 г. по заданию Федерального агентства по культуре и кинематофафии РФ РБА представила поправки к законопроекту N 35204-4 "О внесении изменений в ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В феврале2007 г. было подготовлено обращение РБА о необходимости внесения поправок в ФЗ N 94 в Общественный комитет содействия развитию библиотек. В апреле2007 г. Секция по формированию фондов РБА приняла участие в парламентских чтениях в Государственной Думе ФС РФ "О правоприменительной практике и совершенствовании законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд". 7 июля2007 г. был принят ФЗ N 218-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты РФ", включавший поправку, позволяющую комплектаторам закупать книги без конкурсных процедур непосредственно у издательств как у единственных владельцев данного товара.

Очевидно, что именно РБА удалось привлечь внимание Государственной Думы и Правительства РФ к проблемам комплектования, но ряд нерешенных вопросов продолжает сохранять актуальность. Среди них - выведение изданий за пределы понятия "одноименный товар" путем принятия поправки в номенклатуре одноименных товаров, что позволило бы вернуться к нормальному комплектованию библиотек. Сформулированы и переданы предложения в Минэкономразвития РФ по исключению из перечня одноименных товаров книжной продукции.

В настоящее время РБА продолжает бороться за право библиотек на грамотное и профессиональное комплектование. В связи с этим в2009 г. на очередной Конференции РБА в Вологде было принято Обращение к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ для Парламентских слушаний 21 мая2009 г. "Законодательное обеспечение размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Проблема гармонизации прав авторов и потребителей информации возникла после вступления в силу в начале2008 г. IV части ГК РФ (раздел VII) "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". По оценкам практиков библиотечной отрасли, которые звучали на различных конференциях и появились на страницах профессиональной печати, введение в действие ГК РФ создало новый правовой режим, который ощутимо препятствует осуществлению конституционных прав граждан.

И снова РБА возглавила огромную работу по разъяснению сути правовых нововведений и подготовке необходимых корректив. Волнующие библиотечную общественность проблемы находились в центре внимания на заседаниях Секции по библиотечной политике и законодательству, на Всероссийских библиотечных конгрессах в Ульяновске (2008 г.) и в Вологде (2009 г.). РБА не ограничивается живым общением с профессиональной аудиторией и проблемными дискуссиями, и выпускает издание "Работа библиотек в условиях современного права: российская и международная практика, рекомендации", которое направлено на оказание библиотекам практической помощи.

21 июля2008 г. Президент России Д.А. Медведев подписал Указ "О совершенствовании Гражданского кодекса РФ", в соответствии с которым был создан Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (Председатель Совета В.Ф. Яковлев). Этой структуре вменялась в обязанность организация публичного обсуждения проекта Концепции совершенствования раздела VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" Гражданского кодекса РФ. Воспользовавшись возможностью открытого общения с властью, РБА направила в адрес Председателя Совета В.Ф. Яковлева ряд предложений, направленных на снятие наиболее острых противоречий, возникших в связи с введением в действие IV части ГК РФ и препятствующих развитию библиотечной отрасли. Это касалось, во-первых, наименее защищенных слоев населения России - людей с ограниченными возможностями (слепых), которые должны получить право на получение экземпляров произведений в цифровой форме вне стен библиотеки. Во-вторых, речь шла о профессиональных интересах библиотек, получающих обязательный федеральный экземпляр документов, и Центральных библиотеках субъектов РФ, получающих обязательный экземпляр документов субъекта РФ, которым необходимо разрешить оцифровку печатных произведений для пополнения и восстановления библиотечных фондов с последующим хранением электронных копий и предоставлением их в стенах библиотек. В-третьих, остро требовалось снять противоречие между нормами отраслевых законов "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов" и Гражданского кодекса РФ, защитив от изъятия и уничтожения материальные носители, на которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, признанные контрафактными, но полученные библиотеками в качестве обязательного экземпляра и имеющие статус охраняемого государством культурного достояния. Перечисленные проблемы находились в центре внимания общественных обсуждений, организованных РБА.

РБА находится в постоянном диалоге с властью, выступая с инициативами и предложениями по совершенствованию нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы библиотечной отрасли.

В качестве представителей общественности, а иногда, и экспертов, члены РБА привлекаются для участия в работе различных консультативных групп. Так, представители РБА были включены в группы по обновлению Закона " О библиотечном деле", а также по подготовке законопроектов "Об автономных учреждениях", "О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях", "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об автономных учреждениях" и ФЗ "О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях". Благодаря усилиям РБА, которая убедительно доказала, что запланированной реорганизации не должны подвергаться библиотеки, обеспечивающие выполнение государственных гарантий на социально значимые услуги, предоставляемые на нерыночной основе, в тексте законопроектов удалось добиться серьезных изменений в пользу библиотечных учреждений.

Специалисты РБА приняли участие в работе над проектом ФЗ "О саморегулируемых организациях". Президент РБА В.Н. Зайцев направил в адрес Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ предложения по развитию системы саморегулирования в библиотечном деле, суть которых состояла в том, чтобы часть государственных полномочий делегировать РБА.

Многообразная и продуктивная деятельность РБА в нормативно-правовом направлении осуществляется при активном участии профессионального сообщества России. Обсуждения актуальных правовых проблем отрасли, как это и декларировалось в Уставе РБА, всегда носит общественный характер. В них принимают участие представители различных секций и Круглых столов РБА, библиотечные специалисты из всех уголков России. Однако нельзя не отметить особую, консолидирующую роль Секции по библиотечной политике и законодательству, которая является одной из самых представительных по составу, объединяющей все библиотеки вне зависимости от организационно-правовых форм или форм собственности. Секции всегда удавалось устанавливать более тесные контакты с другими субъектами законотворческой деятельности (прежде всего с Министерством культуры РФ, федеральными и региональными библиотеками), с другими Секциями РБА - сельских библиотек, публичных библиотек, по формированию библиотечных фондов, по издательской и книгораспространительской деятельности с Круглым столом "Общение и профессиональная этика библиотекаря" и др. Стали регулярными презентации актуальных изданий, выходящих в свет под эгидой РБА: "Государственная библиотечная политика в области библиотечного дела: новый этап развития. Сборник документов" или "Библиотеки в правовом пространстве. Современные проблемы" (2008 г.). Информационная поддержка субъектов законотворческой деятельности, прежде всего регионов РФ, осуществляется путем создания и ведения базы данных "Законодательство Российской Федерации в области библиотечного дела" на сайте РБА.

В историю российского библиотечного дела РБА вошла как организация, которая впервые начала формулировать и внедрять в практику профессиональные нормы библиотечной деятельности как одну из разновидностей социальных норм, что способствует формированию позитивных ценностных ориентиров.

В2003 г. было принято "Положение о порядке принятия заявительных, нормативно-рекомендательных и регулирующих актов РБА", согласно которому принимаются соответствующие документы РБА для определения ее позиции по актуальным вопросам библиотечного дела.

Принятые РБА за прошедшие пятнадцать лет документы можно условно разделить на общепрофессиональные и специальные, разработанные для регулирования отдельных областей библиотечной деятельности. В первую группу входят такие акты, как "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря", а также целый пакет документов о деятельности публичной библиотеки как самой демократичной и приближенной к населению - "Манифест РБА о публичной библиотеке", две редакции "Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки" и "Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения деятельности общедоступных библиотек муниципальных образований".

Большой общественный резонанс имело обсуждение "Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки", организованное РБА на этапе его разработки. Тщательно анализировались замечания и предложения, поступившие из различных регионов России. Среди регионов, участвовавших в обсуждении проектов - Татарстан, Калмыкия, Удмуртия, Краснодарский край, Ивановская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Свердловская, Челябинская области, Москва и Санкт-Петербург. По общему мнению специалистов, принятый документ воспринят библиотечной общественностью как один из механизмов развития публичных библиотек на современном этапе, стимулирующий творческую активность на местах. Он позволил публичным библиотекам укрепить свои позиции в обществе в сложное время государственных реформ и начать развитие в соответствии с принципами и основными положениями "Манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках" (1994 г.). Модельный стандарт получил широкое распространение в российских регионах, особенно в процессе становления местного самоуправления.

Среди документов, регулирующих отдельные направления библиотечной деятельности, - "Руководство по краеведческой деятельности ЦБ субъекта РФ (области, края), "Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек (централизованных библиотечных систем)", "Руководство для детских библиотек России" и др.

Профессиональные подразделения РБА активно участвуют в разработке государственных стандартов с учетом международного опыта и содействуют их внедрению в практику российских библиотек.

Таким образом, за пятнадцатилетний период своего существования РБА внесла огромный вклад в становление и развитие нормативно-правовой базы отрасли, оказывая реальную помощь библиотечной России. Активно формируя правовое пространство, РБА организовывала профессиональное сообщество для выработки совместных решений по разработке действенных правовых механизмов управления; обобщала наиболее интересный и полезный отечественный и международный опыт, который впоследствии получил повсеместное распространение. Есть все основания считать, что РБА и впредь сохранит за собой функцию консолидирующего центра и будет лидером в процессе формирования библиотечного правового пространства России.

***

"РБА постоянно ведет работу по гармонизации библиотечного законодательства с федеральными законами, отстаивая не только интересы сообщества, но и права российских граждан".

***

"Профессиональные подразделения РБА активно участвуют в разработке государственных стандартов с учетом международного опыта и содействуют их внедрению в практику российских библиотек".

 

Ресурсы

Авторы