Поиск по сайту

Доступность начинается с обследования. Программа кандидата на пост члена Совета РБА

Автор: Лесневский Ю. Ю.

Директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих, член Совета РБА

РБА готовит "Руководство по обеспечению доступности услуг для лиц с ограничениями жизнедеятельности в библиотеках Российской Федерации"

В последние годы общепризнанными индикаторами качества жизни в нашей стране выступает не только разнообразие государственных и негосударственных услуг, но и уровень доступа к ним. Ратификация Российской Федерацией в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов на десятилетия вперёд определила приоритеты социальной политики нашего государства.

В новых условиях современная библиотека должна быть готова к встрече с читателем, имеющим ограничения движения, зрения, слуха и даже их сочетания. Во всём мире принципы доступности, равенства, недискриминации являются основой построения безбарьерной среды. В российских библиотеках сегодня разворачивается большая практическая работа, которая, несомненно, требует и специальных знаний, и опыта. На ресурсе "Незримый Новосибирск"(www.novodostup.ru) формируется пакет нормативных, инструктивных и рекомендательных документов в поддержку и помощь этой реально востребованной деятельности.

В статусе рекомендательного документа Российская библиотечная ассоциация готовит "Руководство по обеспечению доступности услуг для лиц с ограничениями жизнедеятельности в библиотеках Российской Федерации". У руководителей и специалистов библиотечного дела появляется новая компетенция, а возможно, и новая составляющая профессиональной культуры.

Законодательство РФ, ряд подзаконных актов, иные официальные нормативные документы задают терминологическую основу описания этой деятельности. Принципиально важно различать состав фокусных социальных групп. К лицам с ограничениями жизнедеятельности относятся инвалиды с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (в том числе, передвигающиеся на креслах-колясках), независимо от того, кем они являются, - сотрудниками или посетителями библиотек.

В нормативно-правовых документах широко используется понятие "маломобильные группы населения" (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении или ориентировании в пространстве, при получении услуг и необходимой информации. Очевидно, это более широкая группа населения, которая также заслуживает необходимого внимания и соответствующих решений. Однако не следует забывать, что общепринятое понимание "барьеров" определяется в первую очередь Конвенцией о правах инвалидов.

Учитывая, что вопрос организации доступной для инвалидов среды - вопрос времени, встаёт задача оценить уровень доступности зданий, помещений, процедур предоставления услуг. Барьеры доступа обычно группируются следующим образом:

* физические или материальные (ступени, пороги, узкие двери и проходы, отсутствие лифтов и подъёмников, недоступные туалеты и т. д.);

* информационные (мелкий, нечитаемый шрифт, отсутствие альтернативных форм предоставления информации, отсутствие информации о доступных путях передвижения и т. д.);

* операционные (нелогичные и неудобные сервисные процессы при работе с инвалидом, отсутствие служб сопровождения, неподготовленный персонал и т. д.);

* этико-психологические или коммуникационные (занижающие образовательный и интеллектуальный уровень читателя стереотипы, незнание этикета в общении с инвалидами, неправильное понимание инвалидности и т. д.). Обследование доступности библиотек соответствует межотраслевому подходу, но имеет особенности, вытекающие из специфики их деятельности и предоставляемых услуг. Всесторонность оценки является основным принципом проведения обследования. Исходя из этого, специалисты, ответственные за данный процесс, должны принимать во внимание интересы как имеющихся, так и всех возможных групп пользователей объекта; учитывать потенциальные барьеры, которые могут препятствовать получению состава услуг, определённого государственным или муниципальным заданием.

В отечественной практике библиотеки, как правило, располагаются в зданиях гражданского назначения, которые, в свою очередь, подразделяются на административные, жилые и общественные. Они должны быть обследованы. Для получения информации о полноте, безопасности, комфортности предоставления услуг, доступности помещений библиотек, используются соответствующие методики. Они утверждены как на федеральном уровне, так и в составе правовых актов ряда субъектов федерации. За основу берётся методика, позволяющая объективировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учёта региональной специфики, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 627 от 25 декабря 2012 года.

Архитектурная среда, окружающая библиотеку, функциональные помещения и зоны, процедуры обслуживания должны быть оценены на соответствие утвержденным нормативам и требованиям. В ходе обследования могут и должны быть выявлены и зафиксированы существующие и потенциальные барьеры среды жизнедеятельности для фокусных групп читателей. Всё это становится основанием для принятия управленческих решений, включающих объемы и сроки проведения работ по адаптации библиотеки как объекта и как учреждения.

В Российской Федерации существует и широко используется на практике нормативная база, регулирующая вопросы доступности объектов для инвалидов и других МГН. Это 35-й комплекс "Системы отраслевых нормативных документов в области проектирования и строительства". Основным документом данного комплекса является актуализированная редакция СНиП 35 - 01 - 2001.СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Наряду с этими документами необходимо учитывать и использовать требования ряда других действующих ГОСТов Российской Федерации в отношении обеспечения доступности, как объектов, так и услуг. После ратификации Конвенции о правах инвалидов не прекращается работа по совершенствованию нормативов, поэтому важно обращать внимание на требования, которые становятся обязательными к исполнению хотя еще вчера они носили рекомендательный характер.

Результативность обследования напрямую зависит от эффективности работы экспертной группы. Для каждого из этапов её работы - формирование состава, инструктаж по направлениям, непосредственный сбор данных, опрос пользователей объекта, подготовка отчетных материалов - должны быть разработаны исчерпывающие рекомендации. Анализ успешного опыта подтверждает целесообразность включения в состав рабочей группы не менее трёх человек. Наряду с проинструктированными сотрудниками библиотеки обследование могут проводить приглашенные эксперты; специалисты в области проектирования, строительства, ассистивных технологий; уполномоченные члены общественных организаций инвалидов; представители органов социальной защиты. В некоторых регионах уже ведётся целенаправленная подготовка общественных экспертов из числа лиц с ограничениями жизнедеятельности, расширяется практика их инициативного участия в обследовании объектов различного социального назначения. Библиотеки вправе рассчитывать на их поддержку.

Все результаты обследования должны быть зафиксированы в специально разработанных анкетах, формах, таблицах, предоставляемых всем участникам рабочей группы. В ходе инструктажа им передаются подробные планы обследуемых объектов, распределяются технические средства для натурных замеров, уточняются правила заполнения контрольных форм (анкет). Планы и схемы крайне ценны для обследования. Если они отсутствуют, их следует сделать. Обследование библиотеки рекомендуется проводить в часы её работы. Нерешённые вопросы обслуживания фокусных групп читателей на общих основаниях становятся заметнее.

Анкеты многоаспектно отражают уровень доступности различных объектов, зон и процессов. В случае выявления отклонений от нормативных требований в соответствующем поле анкеты указывается комплекс мероприятий, рекомендуемых для их устранения.

Любое обследование широко использует количественные методы контроля и измерения и, естественно, их анализ. Инструментарий может включать угломер, динамометр, люксметр, рулетку, секундомер, фотоаппарат, видеокамеру и др.

Уровень контрастности, уровень освещённости, возможности ориентирования в пространстве, акустические условия окружающей среды и т. п., как правило, определяются эмпирически - путём индивидуальной оценки эксперта. Бесспорно, эти и подобные характеристики не исключают точных приборных измерений. Соответственно, эксперт, решая задачу целостности оценки, должен уметь аргументированно "взвешивать" и сопоставлять количественные и качественные характеристики. Так, люксметр, как известно, помогает определить общий уровень освещёенности, влияние естественного освещения, интенсивность и характер источников света. При этом эксперт должен связать все необходимые замеры с качеством оказания адресной услуги. Простой пример: окно, расположенное за спиной сотрудника библиотеки, может создать трудности в общении с читателями, имеющими нарушения слуха. Многие из них могут читать по губам. Однако лицо библиотекаря будет затенено, и это станет барьером коммуникации.

Стремясь создавать безопасные и комфортные условия для особых групп читателей, следует избегать конфликта интересов людей с различными видами ограничений. Так, использование в покрытиях и интерьерах звукопоглощающих материалов заметно снижает фоновый шум. Это, безусловно, предпочтительно для человека, использующего слуховой аппарат. Однако те же самые решения могут стать дополнительными барьерами для человека с ограничением зрения при идентификации звуков для ориентирования в пространстве. Определяющим фактором здесь становится комфортность условий пребывания для основной части читателей. Решения для устранения оставшихся барьеров могут быть вынесены на уровень ситуативной помощи и рекомендованы для внесения в регламент предоставления услуг. Другой распространённый пример. При обустройстве прилегающей территории для удобства передвижения читателей, передвигающихся на инвалидных колясках, создаются тротуарные съезды. Однако для человека, ориентирующегося с помощью тактильной трости, они создают дополнительную опасность неконтролируемого выхода на проезжую часть. Соответственно, при обследовании должно обращаться внимание на отсутствие в таких местах наземных тактильных ориентиров, предупреждающих незрячего или слабовидящего человека о близости проезжей части.

Как уже упоминалось, качество системы средств информации объекта или его функциональных зон рекомендуется оценивать с участием волонтеров, представляющих фокусные группы обслуживания. Их участие помогает выявить незаметные, но актуальные барьеры. Например, читатель на инвалидной коляске должен легко найти участок гардеробной стойки с заниженной высотой. Читатель, пользующийся слуховым аппаратом, должен легко обнаружить знак "Индукционная петля", указывающий на то, что помещение оснащено стационарной системой, повышающей эффективность коммуникации.

Оценка простоты ориентирования в пространстве библиотеки включает два основных фактора:

* "понятность" окружающей среды (чёткая логическая планировка помещений и элементов инфраструктуры);

* наличие системы средств информации, облегчающей определение доступного маршрута движения. Исходя из прогноза потребностей ожидаемых групп читателей с инвалидностью, рабочая группа оценивает состав информационных знаков и форматов их исполнения. Предупреждающие и информирующие знаки, пиктограммы, мнемосхемы, таблички, наклейки наряду со своим основным назначением должны соответствовать важному принципу построения доступной среды - принципу универсальности безбарьерных решений с адресацией их максимально широкому кругу пользователей.

Доступность любой библиотеки лишь начинается с обследования. Российская практика показывает, как разумными, взвешенными, системными решениями можно достичь положительных изменений общественного пространства. Услуги современной библиотеки востребованы и являются актуальной составляющей независимой жизни для людей с ограничениями движения, зрения, слуха. Наша профессиональная задача - придать пространству библиотек простые, комфортные и интуитивно понятные пользовательские характеристики, удобные для всех.

Ресурсы

Авторы