Поиск по сайту

Кадры решают все. Программа кандидата на пост члена Совета РБА

Автор: Кузнецова Т. Я.

Заведующая кафедрой библиотековедения и информатики ФГБОУ ДПО "Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма", канд. пед. наук, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РВА, кандидат на пост члена Совета РБА.

Моя библиотечная жизнь началась в 14 лет, когда после окончания восьмого класса средней школы я поступила в Моршанский библиотечный техникум. Затем - работа заведующей читальным залом Токаревской районной библиотеки, учёба на библиотечном факультете Московского государственного института культуры, аспирантура того же института. После её окончания осуществилась "голубая мечта" юности: я получила распределение в главную библиотеку страны - Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека).

Работа в должности младшего, затем старшего научного сотрудника крупнейшего отдела библиотеки - информационно-библиографического (1974 - 1983 гг.) стала прекрасной школой научного поиска, знакомством с деятельностью библиотек страны, помогла освоить азы кропотливой методической службы. Учителями были видные представители нашей профессии: О. С. Чубарьян, В. В. Клевенская, А. И. Барсук, И. Ю. Багрова, И. П. Осипова, Л. И. Инькова. Именно в эти годы на меня были возложены очень ответственные и почётные обязанности секретаря Библиографической комиссии Всесоюзного библиотечного совета, что стало важным постижением организационно-управленческого опыта работы с библиотеками страны на межведомственной основе.

Защита кандидатской диссертации в 1982 г. сопровождалась переходом на должность заведующего сектором региональной библиографии РГБ. В 1988 г. приняла предложение перейти на работу во ВГБИЛ в качестве заместителя директора по научной работе.

Все эти годы активно занималась педагогической деятельностью, преподавала на Высших библиотечных курсах РГБ, вечернем отделении библиотечного факультета МГУКИ, во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры (ныне Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма - АПРИКТ). Это и послужило основанием для перехода полностью на преподавательскую работу в качестве доцента кафедры отраслевой библиографии МГУКИ, а затем на должность заведующей кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ (1996). И именно с этим направлением деятельности связаны лучшие годы моей профессиональной жизни. Убеждена, что нет более интересной, живой, яркой и крайне необходимой сферы профессиональной деятельности, чем работа в системе повышения квалификации и непрерывного образования в условиях активной модернизации отрасли.

К определённым достижениям своей организационно-образовательной деятельности я, безусловно, отношу Всероссийскую школу библиотечной инноватики, которая с 2000 г. регулярно проводится по эгидой и научным руководством кафедры библиотековедения и информатики АПРИКТ при активном участии Белгородской ГОУНБ, и Международную библиотечную философскую школу, открытую в 2004 г. на родине И. Канта на базе Калининградской ОНУБ.

Более 10 лет успешно реализуется первая в отечественной и мировой практике крупномасштабная образовательная программа "Менеджмент сохранения библиотечных фондов". Два года назад стартовал еще один инновационный проект - программа профессиональной переподготовки "Организация и технологии системной работы с книжными памятниками", имеющая базовое значение для обучения специалистов, работающих с документным культурным наследием.

В результате могу гордиться тем, что эти образовательные проекты, как и десятки других (например, "Управление центральной библиотекой региона в условиях социально-экономических реформ", "Организация и технологии продвижения чтения", "Библиотека в современной социокультурной среде: новые модели развития"), были успешно осуществлены при моем участии в качестве их организатора и научного руководителя.

С 2000 г. активно работаю в РБА, сначала в качестве члена Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, затем - председателя этой секции (с 2005 г.). Надеюсь, что за годы моего пребывания на этом почётном посту мне удалось внести определённый вклад в разработку и решение актуальных проблем непрерывного профессионального образования. В частности, была главным разработчиком "Концепции дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации", принятой РБА и одобренной Коллегией Минкультуры России (2003); входила в состав авторских коллективов по разработке документов, определяющих развитие библиотечного дела на долгосрочную перспективу: "Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (2000 - 2010 гг.) и "Основных направлений развития деятельности по сохранению библиотечных фондов Российской Федерации на 2011 - 2020 годы" (разделы "Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов").

Принимала активное участие в создание нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению "Библиотечно-информационная деятельность", предусматривающего переход отраслевой образовательной системы на бакалавриат и магистратуру.

Весьма значимым событием моей профессиональной общественной деятельности явилось работа над новой редакцией Кодекса этики российского библиотекаря (в качестве члена рабочей группы РБА).

В 2013 г, как представитель РБА была включена в состав рабочей группы Министерства культуры РФ по разработке принципиально нового базового отраслевого документа - Профессионального стандарта "Специалист в области библиотечно-информационной деятельности". Стандарт разрабатывается на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и распоряжения Правительства Российской Федерации "О Плане разработке профессиональных стандартов на 2012 - 2015 годы". 

С 2005 по 2013 г. - член Постоянного комитета Секции по образованию и обучению ИФЛА. Дважды выступала с докладами на расширенных заседаниях Секции (Осло, 2005 г.; Милан, 2009 г.), на которых представила мировому профессиональному сообществу опыт нашей страны по развитию системы повышения квалификации и высшего библиотечно-информационного образования.

Значительное внимание в своей научной и общественно-профессиональной деятельности уделяю также вопросам кадровой ситуации в библиотеках страны и разработке путей выхода из кадрового кризиса, который наблюдается в последнее десятилетие в отрасли. Являюсь автором более десятка публикаций на эту тему в профессиональной печати, выступаю с докладами на международных, всероссийских и региональных конференциях.

На посту члена Совета РБА сосредоточу усилия в первую очередь на решении актуальных кадровых вопросов и содействии развитию системы непрерывного библиотечно-информационного образования в соответствии с современными требованиями отрасли.

1. Считаю необходимым приступить к разработке Стратегии развития библиотечных кадров до 2020 г. и представить её на рассмотрение в Совет РБА в 2015 году.

2. Приму активное участие в доведении до широкой библиотечной общественности Профессионального стандарта "Специалист в области библиотечно-информационной деятельности" и внедрении его в практику работы библиотек различной ведомственной принадлежности, а также в систему непрерывного библиотечно-информационного образования.

3. Инициирую разработку на основе Профессионального стандарта "Специалист в области библиотечно-информационной деятельности" Федеральных государственных требований к актуальным образовательным программам профессиональной переподготовки специалистов библиотек, что позволит осуществлять государственную аккредитацию этих программ и, соответственно, выдавать закончившим обучение дипломы государственно образца.

4. Активизирую работу по созданию механизма общественной профессиональной сертификации (на базе Совета РБА) программ повышения квалификации как важного условия обеспечения их качества и востребованности.

5. Приложу усилия к формированию системы государственного задания на профессиональную переподготовку и повышение квалификации ведущих специалистов отрасли.

6. В целях повышения интереса и мотивации студенчества к библиотечной профессии буду добиваться утверждения Советом РБА специальных грантов для лучших студентов профильных вузов на участие в ежегодных конференциях РБА.

7. Приму активное участие в популяризации учреждённого РБА и Минкультуры России Всероссийского конкурса"Библиотекарь года", буду содействовать расширению участия в нем библиотек различных типов и ведомственной принадлежности.

8. Буду стремиться развивать межсекционное сотрудничество и взаимодействие всех структур РБА в целях консолидации усилий на решении кадровых проблем отрасли и преодоления кадрового кризиса, в котором оказались сегодня библиотеки.

Убеждена, что от целенаправленной и комплексной работы по решению кадровых проблем и обеспечению социальных гарантий специалистам, работающим в отрасли, их профессиональной социализации и роста профессионального мастерства зависит не только будущее библиотечной профессии, но и будущее самих библиотек.

Ресурсы

Авторы