Поиск по сайту

Официальный старт Всероссийского конкурса «Библиотекарь года – 2013»

Автор: Мамаева С. А.

13 мая на Пленарном заседании в день торжественного открытия Всероссийского библиотечного конгресса, ХVIII Ежегодной конференции РБА в Пензе был дан официальный старт Всероссийского конкурса «Библиотекарь года – 2013».

Инициировала конкурс Российская библиотечная ассоциация, которая взяла на себя также все хлопоты по его организации и проведению. Учредителем конкурса, наряду с РБА, является Министерство культуры РФ, выделившее необходимое финансирование в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)» на 2013 год.

Оргкомитет Конкурса возглавляет Президент РБА В.Р. Фирсов. Координатором проекта является новый Ответственный секретарь РБА, вступивший в эту должность как раз на Пензенском Конгрессе – И.А. Трушина.

Оргкомитет Конкурса провел уже немалую предварительную и подготовительную работу: разработаны Положение о Конкурсе, методика отбора конкурсантов и процедуры их сравнения и оценки, критерии выбора победителя.

Главные цели Конкурса сформулированы следующим образом:

- широкое распространение профессиональных ценностей отрасли и высоких стандартов качества библиотечного обслуживания,

- продвижение социально значимых проектов, в том числе направленных на пропаганду чтения,

- повышение доступности социально значимой информации посредством библиотечных услуг для населения,

- внедрение инновационного опыта в библиотечное обслуживание граждан России.

Однако, фактически Конкурс охватывает гораздо больше разнообразных целей и задач. Конкурс призван также выявлять и поощрять лучших специалистов в библиотечной сфере; создавать атмосферу соревновательности в библиотечном сообществе.

Конкурс высветит новые имена, выявит новых лидеров. Единичный опыт, уникальные творческие наработки станут нашим общим профессиональным достоянием.

Профессиональное сообщество в лице участников Конгресса РБА одобрительно восприняло весть о Конкурсе. Из общения с коллегами в перерывах между заседаниями выяснилось, что, по общему мнению, такой конкурс важен и нужен.

Конкурс профессионального мастерства федерального уровня проводится в нашей стране впервые. Поэтому, он в некотором смысле – пробный шар. И его инициаторы готовы к тому, что в процессе проведения конкурса обнаружатся слабые места в его методике и организации. Внимательно изучив правила проведения конкурса, некоторые наши коллеги уже высказали конструктивные замечания и задали организаторам множество вопросов.

Остановимся на некоторых моментах подробнее.

Напомним, что выдвижение номинантов на конкурс осуществляется либо библиотекой, в которой работает потенциальный конкурсант, либо общественной организацией, членом которой он является. Самовыдвижение правилами проведения конкурса не предусмотрено.

В качестве номинантов могут выступать все библиотечные работники, занимающиеся профессиональной библиотечной деятельностью, независимо от занимаемой должности, в том числе, разумеется, и директора.

В Конкурсе могут принять участие только работники муниципальных общедоступных библиотек. Такое решение обусловлено вполне объективными причинами, главная из которых – сложность и разнородность библиотечной профессии.

При проведении конкурсов в библиотечной сфере важно сознавать все многообразие этой сферы. Требования к профессиональным качествам работников, и содержание их труда очень зависит от типа и вида библиотеки, от специализации внутри профессии, от должности конкурсанта и т.д. Следовательно, мы не можем с одними и теми же критериями подходить к оценке профессиональных достижений и профессиональных качеств специалистов библиотек всех типов и видов.

В государственных стандартах профессионального образования четко прописаны квалификационные требования к специалистам библиотечного профиля. Но все мы понимаем, что дипломированный специалист и высококлассный профессионал – это две большие разницы.

Проблема профессионализма в библиотечной сфере практически не разработана. Намечены лишь общие контуры по ее решению. Поэтому при выборе победителя данного конкурса будут оцениваться не только его профессиональные и личностные качества, но и его профессиональные достижения. Причем, поскольку конкурс называется «Библиотекарь года», оцениваемые достижения должны быть хронологически привязаны к году проведения конкурса.

По причине сложности отбора и оценки участников, из-за неизбежности некоторого субъективизма особо важная роль в проведении конкурса принадлежит жюри. Жюри должно быть очень авторитетным и компетентным, пользоваться абсолютным доверием профессионального сообщества. Напомним, что состав жюри будет утвержден Министерством культуры РФ в ближайшее время.

Однако, в любом случае нельзя допустить, чтобы результат конкурса существенно зависел от личных пристрастий и предпочтений членов жюри. В этом случае существует риск, что вместо выборов победителя может получиться его назначение. Именно поэтому, жюри конкурса выберет 20 финалистов – каждый из которых достоин стать победителем. А выбор победителя конкурса из числа финалистов будет производится посредством народного он-лайн голосования.

Он-лайн голосование при всех очевидных минусах, имеет и столь же очевидные плюсы. Именно такой способ определения победителя является бесстрастным и позволяет нам осуществить наиболее независимую, а потому объективную оценку финалистов.

Главная задача этого конкурса – привлечь внимание самой широкой библиотечной и внебиблиотечной общественности к личности библиотекаря - профессионала, продемонстрировать грани и лики этой профессии, обнаружить и проявить гигантский творческий потенциал библиотечных специалистов.

Поэтому важно сопроводить конкурс широкой PR-кампанией библиотечной профессии, привлечением внимания к отдельным ее представителям, популяризацией лучших профессиональных достижений и образцов профессиональной деятельности.

Все, кто примет участие в он-лайн голосовании, будут предварять свой выбор знакомством с творческой биографией конкурсантов и прочими материалами, вывешенными в сети.

Кроме того, он-лайн голосование – истинно демократическая форма выбора победителя. И РБА, как общественная организация, построенная на демократических принципах, отдает предпочтение демократическим процедурам и технологиям перед всеми прочими.

Уважаемые коллеги! Дерзайте, участвуйте в Конкурсе! А также – следите за его ходом, заходите на сайт РБА, чтобы познакомится с конкурсными материалами! Нас ждут интересные открытия!

Ресурсы

Авторы