Поиск по сайту

Всероссийский конкурс «Библиотекарь года – 2013»: итоги блиц-опроса

Автор: Мамаева С. А.

13 мая 2013 года на Торжественном открытии Всероссийского библиотечного конгресса - XVIII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации в Библиотечной столице2013 г. — Пензе был официально объявлен Всероссийский конкурс «Библиотекарь года», учрежденный РБА и Минкультуры России.  

Конкурс профессионального мастерства федерального уровня в библиотечной сфере организуется впервые. Как сложится судьба этого начинания – зависит не только от его инициаторов и учредителей, но и от того, примет ли и поддержит ли его профессиональное библиотечное сообщество страны.

Организаторы конкурса обратились к коллегам-библиотекарям с призывом принять участие в блиц-опросе на сайте РБА. На начало июня2013 г. откликнулись 30 человек. Предлагаем Вашему вниманию краткий обзор суждений и мнений наших респондентов относительно конкурса «Библиотекарь года».

Среди принявших участие в опросе – сотрудники библиотек различных типов, видов и организационных форм: в том числе центральных библиотек регионального уровня: Национальной (республиканской) библиотеки, Краевой библиотеки для слепых и слабовидящих, Центральной детской библиотеки, Краевой научной универсальной библиотеки, Областной детской библиотека, ОУНБ; и библиотек муниципального уровня: МБУК, ГБУК, МКУК.

Географический охват опроса тоже значительный: Москва, Республика Бурятия, Ставропольский край, Краснодарский край, Алтайский край, Саратовская область, Оренбургская область, Иркутская область, Волгоградская область, Владимирская область, Мурманск, Комсомольск-на-Амуре, Новосибирск, Череповец и др.

15 участников опроса имеют опыт участия в конкурсах профессионального мастерства на региональном уровне. 16 — участвовали в их организации и проведении.

16 респондентов планируют подать заявку на конкурс «Библиотекарь года 2013». 13 – планируют участвовать в конкурсе в последующие годы.

Как же эти, в большинстве своем, опытные, активные и уверенные в себе профессионалы ответили на поставленные перед ними вопросы нашей краткой анкеты? Представляем Вашему вниманию анализ и синтез полученных ответов на открытые вопросы анкеты.

Главный вопрос, который вызывал искрений интерес организаторов конкурса: а видят ли библиотечные специалисты смысл в проведении таких конкурсов, нужен ли он вообще, и, если нужен, - что дают подобные конкурсы для развития профессии?

Респонденты единодушно признали важность, актуальность и своевременность новой инициативы РБА и привели немало веских оснований в пользу конкурсов профессионального мастерства в библиотечном деле.

В ряде случаев лучше предоставить слово самим участникам опроса.

«Очень нужны! Особенно для молодых! Да и для всех. Страна огромная, библиотекари разобщены...».

«Конкурс нужен для того, чтобы мы почувствовали себя внутри профессионального сообщества. Почувствовали интерес государства к нашей профессии. Для того, чтобы одни получили стимул для развития, другие - ориентиры, маячки для движения вперед».

«Конкурс для участника - это стимул к совершенствованию и творческому поиску, повод к анализу пройденного профессионального пути, способ раскрытия скрытых резервов с помощью самопрезентации, возможность профессионального общения и знакомства с опытом работы коллег. В целом конкурс позволит выявить наиболее креативных и перспективных людей в российском библиотечном сообществе и оценить будущее нашей профессии».

«Подобные конкурсы показывают всю гамму различных современных направлений в библиотечной работе, демонстрируют способности сотрудников библиотек из различных уголков нашей страны, дают возможность сравнить похожие направления в работе, выявить недостатки и найти преимущества у других библиотекарей. Дают новый импульс для молодых сотрудников, возможность проявить себя. Показывают привлекательность нашей профессии - библиотекарь! А самое главное - рождают вкус к соревновательной деятельности и проявлению честолюбия в профессии».

«Победитель конкурса - это своего рода эталон, на который в профессиональном плане нам нужно будет равняться. Этот конкурс даст ответ на вопрос, что значит быть сегодня современным библиотекарем».

Если сгруппировать как-то высказывания респондентов, можно выделить следующие ключевые причины и основания проведения конкурса: содействие повышению социального статуса и престижа библиотечной профессии, расширению профессиональных контактов, обмену профессиональным опытом, профессиональному творчеству и росту, выявлению лучших.

Многие считают, что конкурс способствует популяризации библиотечной профессии, привлечению к ней общественного внимания, повышению ее авторитета и социальной значимости, а также – повышению значения и престижа библиотек в культурной жизни региона. «Думается, что это позволяет продвигать или создавать в обществе определенную позитивную идеологию культуры и всех, кто соприкасается с книгой и информацией». Есть даже мнение, что благодаря в том числе и этому конкурсу «профессия останется жить, библиотеки в глубинках не умрут».

Другая сторона популяризации – «актуализация профессии библиотекаря среди молодежи», привлечение в профессию молодых и энергичных людей.

Кроме того, конкурс будет способствовать развитию системы профессиональных коммуникаций в целом и расширению горизонта профессионального общения для всех его участников. А это, в свою очередь, расширяет возможности для плодотворного обмена опытом работы, поиска единомышленников для воплощения интересных идей, инноваций, проектов.

Конкурс позволит «сверить часы, узнать новое, рассказать о себе», поможет «взглянуть на свою деятельность со стороны, проанализировать и сделать выводы», а значит «что-то изменить в лучшую сторону».

Респонденты едины во мнении, что участие в конкурсе – стимул для профессионального роста и развития: повышения квалификации, совершенствования мастерства, приобретения новых компетенций.

Конкурс «нужен для того, чтобы формировать новое профессиональное мышление и поощрять специалистов, внесших значительный вклад в развитие деятельности библиотек». Он непременно будет пробуждать творческую активность, способствовать «анализу собственной деятельности, стремлению найти в своей деятельности изюминку». Приведет к проявлению и «раскрытию профессиональных и личностных способностей и талантов». Даст «импульс для новых инициатив», «стимул для развития самого библиотекаря».

Многие респонденты также отметили, что конкурс будет формировать в сообществе уважение к профессионализму, даже создавать своего рода «культ профессионализма». Ведь конкурс – это всегда демонстрация возможностей и способностей, инструмент самореализации и самоутверждения личности. Имена участников узнает все профессиональное сообщество страны. Их достижения станут тоже общим достоянием, поскольку предполагается их публичная демонстрация.

Конкурс «позволит выявить лучших людей и обобщить их ценный профессиональный опыт», а потому придаст «мотивацию для улучшения качества работы, породит здоровое лидерство в каждом библиотечном коллективе».

И, о чем нельзя не сказать, конкурс, по мнению большинства респондентов, будет способствовать удовлетворению профессиональных амбиций библиотечных работников, повышение собственной самооценки участников, поскольку ориентирован на профессиональное признание, на успех.

Следовательно, люди, которые согласились номинироваться на участие во Всероссийском конкурсе «Библиотекарь года» не бояться стать публичными фигурами, готовы к открытой и честной борьбе. И уже одним этим разрушают давно изживший себя миф о тихой, незаметной, скромной, консервативной библиотекарше. И утверждают в общественном сознании новый образ библиотечного профессионала.

Каков же этот новый образ идеального библиотекаря? Об этом мы тоже узнали из анкет.

С точки зрения большинства респондентов, специалист, претендующий на звание «Библиотекарь года-2013» в первую очередь должен обладать «безусловным профессионализмом». Наши коллеги видят его «умным, не боящимся учиться и ошибаться, веселым профессионалом», «публичным профессионалом с реализованными проектами, имеющими большой общественный резонанс и социальную направленность».

Для него должны быть характерны безупречная профессиональная компетентность, глубокое знание основ профессии, умение работать с большим объемом информации, знание читательских потребностей, четкие библиографические знания (каталогизация и т.п.), склонность к систематической повседневной работе и т.д. К его компетентности относится виртуозное владение современными информационными технологиями, в частности, умение работать с АИБС.

Одним из главнейших качеств такого специалиста признается желание и умение непрерывно учиться, повышать квалификацию: «Самое главное, на мой взгляд, качество необходимое сегодня библиотечному специалисту - это стремление к обучению». Претендовать на победу в конкурсе может только вечно ищущий новизны, не боящийся ошибаться и учиться профессионал, способный неустанно расти и развиваться, экспериментировать, изобретать и внедрять в практику новые формы работы.

Он должен обладать нестандартным мышлением, умением генерировать свежие идеи и внедрять их, постоянно быть в творческом поиске. Его отличают стремление к постоянному обновлению своей деятельности, творческая, пытливая, неугомонная натура. Таким образом, новаторство и креативность претендентов на победу безоговорочно признаются нашими респондентами важнейшими их качествами.

Большое значение респонденты придают мотивационной составляющей деятельности участников конкурса. Многие на первое место ставят увлеченность и преданность своей профессии, даже «влюбленность в свою профессию». Готовность брать на себя больше, чем записано в должностной инструкции, профессиональную ответственность и амбициозность, сознание значимости роли профессии в обществе.

Из личностных качеств бесспорно важной является коммуникабельность, толерантность, умение общаться с самыми разными людьми, любовь и уважение к людям. А также, сопряженные с этим, личное обаяние, приветливость и дружелюбность, вежливость, отзывчивость, эмоциональная уравновешенность, уметь слушать и слышать людей.

Многими в качестве важной составляющей личности претендента на победу в конкурсе отмечается высокий уровень его общей культуры (в частности, грамотность, культура речи), обладание нравственным и эстетическим чувством.

И, с чем действительно нельзя не согласиться, - библиотекарь должен быть НАЧИТАН.

Важное значение придается интеллектуальным качествам: способности к анализу и виденье перспективы развития, умению перспективно мыслить, широкой эрудиции и великолепной памяти.

Не маловажны в библиотечной работе и деловые качества: хорошие организаторские способности, целеустремленность, ответственность, пунктуальность, инициативность, адаптивность. Настоящий библиотекарь должен быть «мобильным, ««лёгким на подъём», но при этом хорошо организованным». От него требуются также умение выступать публично, дар убеждения и даже артистичность.

Из волевых качеств респондентами названы: стрессоустойчивость, смелость, настойчивость, терпение. Кроме того, ему должны быть присущи активная жизненная позиция, нестареющий профессиональный азарт, творческий задор.

Один из респондентов предложил такой интегрированный образ «Библиотекаря года 2013»: «Это должен быть человек грамотный, разносторонних вкусов и интересов; коммуникабельный; много читающий; уважающий чужое мнение; многогранный; интересующийся различными областями в искусстве, литературе, истории, литературоведении и т.д. Обязательно любящий людей; устремлённый на результат в работе; постоянно пополняющий свои знания о профессии библиотекаря, нанотехнологиях в библиотечном деле; не только знающий, владеющий информацией, но и способный донести её в массы или до конкретного читателя; готовый постоянно общаться с представителями различных общественных организаций города; работать с «трудными» группами населения (трудными подростками, заключёнными и т.д.). Это человек, который умеет не только устно рассказать, но и написать заметку, статью, дать грамотное интервью на местном телевидение, журналистам местной газеты. Лучший библиотекарь - это пример для подражания, восхищения читателей и коллег по библиотеке. Он, проще говоря, должен быть «семи пядей во лбу».

Вот какой многогранной видят личность выдающегося библиотекаря-профессионала сами представители нашего профессионального сообщества.

Ресурсы

Авторы