Поиск по сайту

Право на доступ к государственной информации

Автор: Фирсов В. Р.

Как представитель библиотечного сообщества позволю себе остановиться на пяти тезисах. Все они тесно сопрягаются между собой.

1. В качестве отправной точки можно считать, что доступность информации для самой широкой аудитории определяется прежде всего тем, что она переводится в цифровую форму, сохраняется и распространяется. Это необходимое условие для обеспечения пользователей информацией через различные точки доступа, и одними из основных таких пунктов на сегодняшний день являются библиотеки.

2. Анализируя сферу законодательного обеспечения права на информацию последних десяти лет, мы должны признать, что в основе законодательства о доступе к информации до сих пор действовал принцип презумпции закрытости информации. Особенно это касается информации о деятельности государственных и муниципальных органов, т. е. информации наиболее социально значимой. Так, в соответствии с известным постановлением Правительства РФ1, информация, обязательная для раскрытия, ограничивается определенным перечнем как для федеральных органов власти, так и для других уровней. Подобный подход характерен для первого десятилетия 2000-х гг. Эта ситуация не может быть признана удовлетворительной.

3. Приведу примеры. Так, в рейтинге открытости исполнительных органов федеральной власти Министерство культуры занимает лишь 27-е место, а важное для всех тех, кто хочет следить за жизнью в стране, ведомство

4. В настоящее время для библиотек как одних из ключевых поставщиков информации о деятельности государственных органов власти и в более узком смысле – правовой информации может наступить принципиально новый этап развития. Он связан с возможным принятием новой редакции Гражданского кодекса. Особенно важны для нас ст. 1273–1275, относящиеся к деятельности библиотек. Особое значение для доступности информации имеет ст. 1275, которая посвящена исключениям и ограничениям авторского права с целью обеспечения большей доступности информации в библиотеках. Эти поправки позволяют библиотекам переводить информацию, имеющую научное и образовательное значение, в цифровую форму без согласования с правообладателем и предоставлять доступ к ней в стенах библиотеки, в том числе в порядке межбиблиотечного взаимодействия.

5. В этой связи еще большее значение для библиотечного сообщества имеет возможность доступа к интернету в библиотеках. Существует огромное количество агрегаторов цифровой информации, в том числе и правовой, развиваются технологии электронного правительства, увеличивается количество электронных документов в библиотечных фондах. Библиотеки – одни из основных пунктов доступа к информации. Однако на сегодняшний день только 27 процентов из 45 тысяч общедоступных библиотек страны имеют доступ к интернету. Поэтому Российская библиотечная ассоциация подготовила предложения о необходимости внесения дополнений в Федеральный закон «О библиотечном деле». Так, в действующей редакции статьи 7, которая определяет минимальный перечень услуг, предоставляемых общедоступными библиотеками, финансируемыми за счет муниципального или государственного бюджета, доступ к интернету не оговорен. Эта ситуация – на грани абсурда, ибо доступ к интернету в настоящее время есть фактически у каждого обладателя мобильного телефона, т. е. у подавляющего большинства населения страны. и в то же время во всех сельских библиотеках, которые как раз и составляют основу общедоступной сети, интернет в настоящее время недоступен. По этому поводу нами сделано обращение к главе Правительства Д. А. Медведеву, проведены переговоры в Комитете по культуре Государственной Думы, с Министерством культуры. Организация доступа к интернету во всех библиотеках – базисное условие, которое позволит библиотекам в полной мере осуществлять одну из своих важнейших функций по обеспечению правовой информацией и информацией о деятельности государственных и муниципальных органов.

1 Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». // СЗ РФ. № 7. 2003. Ст. 658. Роскомстат – 72-е. Новый этап в открытости государственной информации и ее доступности определяет Федеральный закон № 8-ФЗ1.

Ресурсы

Авторы