Поиск по сайту

Конкурсы профессионального мастерства: региональный опыт

Автор: Мамаева С. А.

В 2013 г. по инициативе Российской библиотечной ассоциации впервые объявлен Всероссийский конкурс «Библиотекарь года». Идея его проведения давно «витала в воздухе».

Как отмечает в своей статье Ю.Н. Емельянова, «В библиотечном деле существуют три типа конкурсов: партнерские, читательские, библиотечные». А библиотечные конкурсы, в свою очередь, подразделяются на: научно-проектные, конкурсы библиотек и конкурсы профессионального мастерства[1]. Именно последние и станут предметом нашего рассмотрения.

Конкурсы профессионального мастерства в библиотечной сфере явление весьма распространенное и привычное. Прогулка по просторам Интернета позволила нам установить, что, по меньшей мере, 61 субъект РФ (75% от общего их числа) располагает опытом проведения таких конкурсов.

О чем свидетельствует столь обширная география? В первую очередь, о популярности, а значит, востребованности данной формы профессионального поощрения и признания, о нужности людям. К примеру, организаторы конкурса «Библиотекарь года» Мурманской области обосновывают его необходимость очень просто: «… если существуют такие мероприятия, как «Учитель года» и «Краса региона», то почему не сделать и «Библиотекарь года». Эта профессия востребована и её представители ничем не хуже педагогов»[2].

Конкурсы профессионального мастерства являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии и повышения ее социального статуса. Библиотекари – народ креативный и образованный, а потому прекрасно понимают профессиональную и социальную значимость таких имиджевых мероприятий. И грамотно используют каждую возможность привлечь общественное внимание к нашей профессии, а также – напомнить о себе тем, кто олицетворяет собою власть. Адвокация и пиар – это одна сторона вопроса, внешняя. Другая же сторона – внутренний стимул к профессиональному росту и совершенствованию. Ощутить в себе, получив от других, и передать дальше импульс к профессиональному развитию – вот сокровенный смысл проведения таких конкурсов! Может быть, это и есть то главное, что дает Конкурс каждому, кто к нему причастен – не только участнику, но и зрителю, «болельщику». Хотя, надо признаться, и материальная сторона дела представляет немаловажный интерес. А победители (победитель) как правило, получают, помимо признания, и неплохую денежную премию. Ее размер варьируется от региона к региону. К примеру, в 2010г. в Барнауле сумма премии равнялась 10 тыс. руб.. в Воронеже – 30 тыс. руб., а в Москва - 40 тыс. руб.

Подобные конкурсы в РФ проводятся повсеместно и отличаются территориальным охватом.

Самый высокий уровень – уровень субъекта Федерации: округ (Ханты-мансийский АО), край (Пермский, Ставропольский и др.). В Алтайском крае звание «Лучший библиотекарь года» является одной из номинаций краевого конкурса «Лучший работник культуры». Далее: республика (Чувашия, Адыгея, Мари Эл); область – Архангельская, Воронежская, Ленинградская, Оренбургская, Саратовская, Томская, Белгородская и т.д.

Коме того, проводятся и конкурсы местного масштаба: городские – в Барнауле, Волгограде, Курске, Тольятти, в городах Камышине (Волгоградская область) и Тайга (Кемеровская область); и даже – в рамках одной ЦБС.

Чаще всего республиканский или областной конкурс представляет собой многоярусную систему: победители муниципальных конкурсов попадают на районный, а победители районных уже достигают уровня субъекта РФ.

В большинстве случаев конкурс, без затей, носит название «Лучший библиотекарь» или «Библиотекарь года», но встречаются и весьма оригинальные наименования: Краевой смотр-конкурс среди библиотечных работников «КНИГиня Камчатки»[3], «Мисс библиотека», «Фея книги» и т.д.

В ряде случае к участию в конкурсе приглашаются сотрудники только одного типа библиотек (школьных, детских, муниципальных) или библиотекари определенной специализации (методисты, библиографы).

Могут быть и иные ограничения на участие. Например, в Рязанской области в Конкурсе молодых библиотекарей «За новый статус и имидж профессии» могут принимать участие только те, кому менее 30 лет[4].

В Барнауле конкурс называется «Лучший муниципальный библиотекарь года». В Кировской области в 2004г. «в целях дальнейшего развития и совершенствования системы экологического просвещения населения в библиотеках области, повышения квалификации библиотечных работников, развитию сотрудничества библиотек и других государственных и общественных природоохранных организаций, поиску нетрадиционных форм работы» был проведен областной смотр-конкурс «Библиотекарь- эколог»[5]. В Томске в 2010г. провели областной смотр–конкурс «Сельский библиотекарь года»[6]. А аналога конкурса «Библиотекарь года» там нет.

В Москве конкурс «Лучший библиотекарь Москвы» проводится в рамках ежегодного городского конкурса «Московские мастера».

Регионы различаются «по стажу» проведения конкурсов. В Саратовской области такие конкурсы организуются ежегодно с 1998г., в Пермской, Белгородской - с 2001г., в Ханты-мансийском автономном округе – один раз в два года, начиная с 2003г. В Омской области областной конкурс профессионального мастерства «Лучший библиотекарь Омского Прииртышья» проводится с 2000г. один раз в пять лет[7].

Учредителем конкурса, как правило, выступает соответствующее министерство или управление культуры. Среди соучредителей – самые разные учреждения, организации и частные лица. Задачи по организации и проведению конкурса возлагаются чаще всего на центральную библиотеку региона.

Цели проведения таких конкурсов одинаковые и очевидные. Тем не менее, сформулированы они бывают по-разному, и по-разному бывают расставлены акценты. Обобщив доступные нам Положения о проведении региональных конкурсов, мы сгруппировали их цели следующим образом:

Нацеленные на развитие профессии:

Повышение профессиональной компетентности и профессионального мастерства библиотечных специалистов,

Стимулирование профессионального роста библиотекарей.

Стимулирование творческих начал и деловой активности в практической работе библиотекарей и библиотек.

Выявление и распространение инновационного опыта работы библиотекарей.

Стимулирование инновационной деятельности, эффективных форм и методов работы.

Расширение диапазона профессионального общения работников библиотек.

Нацеленные на повышение престижа профессии:

Возрастание роли творческой личности в создании привлекательного образа библиотекаря и библиотеки.

Формирование позитивного имиджа библиотекаря.

Повышение социальной значимости и престижа библиотечной профессии.

Укрепление социальной роли библиотеки.

Активизация роли библиотечной профессии в общем процессе развития социокультурной сферы на современном уровне.

Формирование в обществе государственной значимости российского библиотекаря как носителя гуманитарных ценностей и общественных установок.

Конкурс, как правило, проводится по нескольким номинациям, например, по типам библиотек (лучший библиотекарь по работе с социально незащищёнными группами населения и инвалидами; лучший сельский библиотекарь, лучший детский библиотекарь и т.д.), по библиотечным внутрипрофессиональным специализациям (Лучший библиотечный менеджер, Библионавигатор (для библиографов), Мастер-новатор (для методистов).

Есть номинации для разных возрастных групп - «За верность профессии и творческий вклад» или «Профессия длиною в жизнь» для ветеранов; «Надежда» или «Молодые – вы лучшие» - для новичков.

Среди других номинаций: Проектная деятельность, Современный лидер, Креативный библиотекарь, Менеджер информационных ресурсов, Лучший библиотекарь, работающий по представлению, популяризации и продвижению библиотечных фондов, Профессиональный успех, Литературное краеведенье, Социальное партнерство, Успех года.

Например, в Саратове в 2010 году конкурс проводился по трем номинациям: «Лучший библиотекарь, работающий по представлению, популяризации и продвижению библиотечных фондов»; «Лучший библиотекарь сельской библиотеки-филиала»; «Лучший библиотекарь, работающий с детьми». На областной смотр-конкурс были представлены 54 материала участников конкурса из 35 библиотечных систем области[8].

Выдвижение кандидатуры на Конкурс осуществляется посредством самовыдвижения или выдвижения коллективом библиотеки.

Списки (наборы) предъявляемых участниками конкурса документов и материалов комбинируются по-разному. Однако, в любом случае все представленные материалы делятся на две группы: о конкурсанте (формальная профессиональная биография, так сказать, трудовой путь, характеристика (часто – творческая), всевозможные рекомендации, ходатайства и отзывы – коллег, начальства, читателей и т.п.) и его собственные наработки или «портфолио», которое может включать его творческие работы, авторские программы, методики, публикации, различные тематические разработки, видео- и фотоматериалы о проведённых библиотечных мероприятиях.

О критериях отбора конкурсантов можно судить по спискам тех требований, которые предъявляются к конкурсантам и к их «портфолио».

Например, требуют следующую информацию и материалы:

- сведения о конкурсанте (ФИО, наименование библиотечного учреждения, представившего участника, возраст, образование, стаж работы в отрасли и данном учреждении);

- выписку из решения организации, которая выдвигает соискателя на звание «Лучший библиотекарь года»;

- профессионально-творческая характеристика конкурсанта.

- творческую характеристику кандидата с указанием его достижений за последний год.

- справку-характеристику, в которой освещается профессиональная деятельность соискателя;

- профессиональные статьи, освещающие библиотечную деятельность;

- публикации и выступления в средствах массовой информации;

- публикации методических и библиографических материалов;

- библиографические указатели и профессиональные сборники, подготовленные сотрудником библиотеки;

- авторские программы по продвижению основных направлений библиотечной работы.

- творческие работы, разработки сценариев, бесед, других мероприятий, проведённых кандидатами в библиотеках;

- видео- и фотоматериалы о проведённых библиотечных мероприятиях;

- отзывы читателей, публикации в СМИ;

- отзывы читателей, коллег, партнеров, общественности, руководителей органов местного самоуправления;

- победы в профессиональных конкурсах;

- создание (участие) изданий по основному профилю деятельности;

- прохождение курсов повышения квалификации за последние пять лет, обучение в различных учебных центрах, получение сертификатов;

- звание, награды, прочие поощрения (за последние 1 – 1,5 года);

- подготовка, организация краевых мероприятий для читателей и библиотекарей;

- участие в международных, российских профессиональных мероприятиях (выступление);

- популяризация инновационного опыта библиотек России (через систему повышения квалификации);

- участие в издательской деятельности краевой библиотеки, других организаций.

Перечень может быть продолжен.

Проходит конкурс везде по-разному. Как правило, он состоит из нескольких туров или этапов. Включает формальную и творческую часть.

Он может происходить без участия самих конкурсантов, жюри оценивает только представленные документы и материалы, а может происходить с их непосредственным участием, включать состязательную часть.

- по тому, что именно подлежит сравнению и оценке: творческие работы участников (например, эссе), их портфолио, конкретные профессиональные достижения за всею профессиональную карьеру или за какой-либо определенный временной промежуток, конкретные знания, умения способности, которые можно тут же публично продемонстрировать и т.п.

В ряде случаев участники соревнуются лицом к лицу, т.е. в форме непосредственного состязания в присутствии зрителей.

Завершающий этап регионального конкурса – это всегда праздничное состязание с элементами шоу.

Так, на суд жюри Белгородского конкурса «Призвание», который ежегодно проводят среди школьных библиотекарей региона с 2008 года, участники представляют обобщение опыта работы и презентацию[9].

В Белгородской области ежегодно проходит и другой областной библиотечный конкурс «Библиотекарь года» - среди специалистов муниципальных библиотек. В 2011 г. на конкурс было подано 95 заявок. Во 2-й тур прошли 12 специалистов, работы которых были отобраны в ходе первого этапа конкурса. Заключительный этап прошел в форме аукциона библиотечных проектов, где каждый участник представил свою работу. Все проекты аукциона объединяла общая тема: «Библиотека – необходимая обществу». Аукционная комиссия оценивала проекты по таким критериям, как инновационность, перспективность и социальная значимость проекта, эффективность его внедрения в практику[10].

В Брянске творческие проекты и выступления претендентов оцениваются по следующим критериям: профессиональная компетентность, качество труда, владение современными технологиями, индивидуальный творческий стиль, внедрение нестандартных идей и решений, наличие методических разработок, раздаточных материалов, рекламной продукции, результативность, практическая направленность[11].

В Краснодаре в финале конкурса «Библиотекарь года Кубани – 2012» состязались 15 библиотекарей из сельских и городских школ Кубани. Жюри оценило их презентации и мастер-классы. Также они проявили свои способности в литературной викторине и тестовых испытаниях[12].

В Ставрополе краевой конкурс «Лучший библиотекарь года» состоит из двух этапов – зонального и финального. На первом этапе конкурируют творческие проекты участников. Второй этап представлял собой блицопрос по профессии. Прежде всего участники должны показать свое умение общаться с читателями[13].

VII Республиканский конкурс «Лучший библиотекарь Республики Башкортостан – 2012» проходил в три этапа (муниципальный, зональный и республиканский). Компетентное жюри оценивали их работы по трем номинациям: «Книги на все времена», «Я, Ты, Он, Она – вместе Читающая страна!», «Читают все!»[14].

Московский конкурс предусматривает как демонстрацию заранее подготовленного материала («домашнее задание»), так и соревновательный показ конкурсантами степени владения профессиональными навыками, умения решить конкурсную ситуацию в процессе прохождения конкурса. Для подведения итогов Конкурса создается конкурсная комиссия. Соревновательные условия предполагают оценку конкурсных заданий с точки зрения показа профессии не только как системы определенных умений и навыков, но и как вида интеллектуальной деятельности.

Состязательная часть в присутствии зрителей содержит элементы шоу и игры.

Вот как это происходило в 2012 году в Марий Эл: В ходе конкурса участницам предстояло выполнить четыре задания. Первое конкурсное задание «Деловой автограф» было домашним заданием участниц. Это своеобразное библиопортфолио в форме электронной презентации, в которой нужно было представить себя как человека, преданного своей профессии, рассказать о своих профессиональных достижениях. Участницы показали отличные навыки владения компьютером, подготовив интересные презентации. Второе задание - «Ходячая энциклопедия» был нацелен на общую эрудицию молодых библиотекарей. Участницы отвечали на вопросы из области библиотечного дела, краеведения, литературы, искусства, истории России и Марий Эл. В следующем задании «Разреши проблему» участницам предлагалось профессионально разрешить различные проблемные ситуации, с которыми они могут столкнуться в своей практической деятельности. Самым зрелищным было последнее задание конкурса «Звездный час библиотекаря». Молодым библиотекарям представился шанс раскрыть свои творческие способности и таланты, показать мир своих увлечений. На суд жюри и зрителей участницами были представлены восточный и классический танцы, стихи, видео- и фотосъемка, декоративная вышивка, вокально-танцевальный номер и даже библиотечный кукольный театр. Строгое жюри и многочисленные зрители остались довольны уровнем подготовки участниц и их эффектным выступлением[15].

В Новокуйбышевске все участницы представили визитку в форме электронной презентации, эссе на тему «Библиотека будущего» и творческую работу «БиблиоКУХНЯ». Жюри оценивало в работах конкурсанток оригинальность, творческий подход к постановке и исполнению, неожиданность, новизна, соответствие теме, артистичность, остроумие, находчивость, свой стиль[16].

В Приморском крае первый этап конкурса «Лучший библиотекарь» состоит из двух испытаний: «Библиоличность» (каждому конкурсанту необходимо представить о себе портфолио) и Эссе (надо написать творческую работу в виде эссе, в котором отразить видение важности и значимости библиотечной профессии). Второй этап состоит из четырех испытаний: «Творческое биеннале» - визитка (представление библиотекаря или библиотеки); «Позитивный креатив» (новые технологии в библиотеке); «Step by step» (один день из жизни библиотеки» и «Библиотечных фристайл» (библиотечные таланты)[17].

Во 2-м туре конкурса «Лучший библиотекарь Омского Прииртышья» участники представят самопрезентацию на тему «Будем знакомы: я библиотекарь!», домашнее задание на тему «Статус-кво «серая мышка»: ломаем стереотипы», а также примут участие в блиц-турнире, где каждой конкурсантке будет дана возможность ответить на 5 вопросов за 15 секунд, связанных с их профессиональной деятельностью[18].

В Ханты-Мансийске в IV окружном конкурс» «Библиотекарь года – 2011». Принимали участие только библиографы. Участницы состязались в трех конкурсах. В первом они представили свои домашние задания на тему: «Я и моя библиотека», далее знакомство с конкурсантками продолжилось в форме блиц - опроса, затем библиографы продемонстрировали свои презентации на тему: «5 причин стать читателем нашей библиотеки» [19].

Особо надо отметить опыт Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА), которая проводит с 2008г. Всероссийский конкурс «Школьный библиотекарь года». Он интересен нам как пример успешной организации всероссийского конкурса.

Из всего сказанного следует, что какого-то единого подхода к проведению библиотечных профессиональных конкурсов, а тем более – стандарта или шаблона – нет и быть не может. Правила их проведения существенно варьируются.

Победители Конкурса определяются по ряду оценочных показателей, среди которых фигурируют: высокий уровень профессионализма, эрудиции и компетентности; индивидуальный творческий стиль; разработка и внедрение авторских решений и нестандартных идей, программ, проектов; продвижение собственного опыта работы на уровне региона, России через участие в мероприятиях, публикации в профессиональных изданиях; использование и внедрение в практику новых форм работы с пользователями; постоянное повышение профессионального уровня и самообразования; владение современными информационными технологиями; привлечение партнеров и спонсоров библиотеки и т.д. Таким образом, оцениваются в первую очередь такие отличительные достоинства участников, как креативность, профессиональная и творческая активность и инициативность участников, а также инновационность и оригинальность методов их работы.

 

Как многообразна сама профессия, также многообразны и проходящие внутри нее профессиональные конкурсы. У профессионального конкурса обязательно есть элемент праздника творчества. Происходит мобилизация интеллектуального потенциала участников. Они фонтанируют идеями. Этими идеями пополняется копилка профессионального опыта – наше профессиональное достояние. В итоге все мы становимся богаче.

Всероссийский конкурс «Библиотекарь года» может стать еще одним символом нашего профессионального единства, наряду с РБА, смыслом существования которой является консолидация библиотечного сообщества в масштабе всей страны.

Хотелось бы привлечь внимание к конкурсу «Библиотекарь года», вовлечь в него все креативные и амбициозные силы нашего сообщества. Пусть профессия узнает своих героев!

 



[1] Емельянова, Ю. Н. «Пусть победит достойный!»: подготовка конкурсов профессионального мастерства // Деятельность школьных библиотек: контуры обновления: материалы межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся в рамках II регионального фестиваля детского чтения «Сибирь - волшебный край» (Омск, 1 нояб. 2010) [Текст] / Администрация г. Омска ; [сост. Т. В. Лавневич]. - Омск : Наука, 2010. - С .39-46.

[2] Каждый участник конкурса приготовил свою программу //

http://staff.murman.rfn.ru/rnews.html?id=22425&date=08-05-2008

[3] Краевой смотр-конкурс«КНИГиня Камчатки» // Камчатская краевая научная библиотека им. С.П. Крашенинникова. - http://www.kamlib.ru/library.php?page=obd_kn

[7] Емельянова, Ю. Н. «Пусть победит достойный!»: подготовка конкурсов профессионального мастерства // Деятельность школьных библиотек: контуры обновления: материалы межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся в рамках II регионального фестиваля детского чтения «Сибирь - волшебный край» (Омск, 1 нояб. 2010) [Текст] / Администрация г. Омска ; [сост. Т. В. Лавневич]. - Омск : Наука, 2010. - С .39-46.

[11] Брянск. Найден лучший библиотекарь области - http://www.kurskcity.ru/news/culture/7662

[12] В Краснодаре выбрали "Библиотекаря года".- http://www.yuga.ru/news/280328/

[14] VII Республиканский конкурс «Лучший библиотекарь Республики Башкортостан – 2012». - http://www.mknprb.ru/?part_id=410,44&news_id=1496

[16] Молодые в библиотечном деле - http://www.mukbislib.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=182

[17] Положение о проведении конкурса профессионального мастерства «Лучший библиотекарь  2013 года». - http://cbs-ars.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=225:-q-2013-q&catid=31:2012-10-29-10-13-59&Itemid=84

[18] В Омской области выберут лучших библиотекарей  - http://www.omskportal.ru/ru/government/News/2012/12/20/1355972348476.html

[19] «Библиотекарь года – 2012». - http://ugra.okrlib.ru/resources_detail.php?ID=2215

Ресурсы

Авторы