Поиск по сайту

За должность вице-президента РБА поборются дамы...

Лаврик Ольга Львовна, член Совета РБА, член постоянного комитета ИФЛА по управлению знаниями, д.п.н., проф., зам. директора по научной работе ГПНТБ СО РАН, заместитель главного редактора журнала "Библиосфера"

ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА

На пост вице-президента РБА меня номинировала ГПНТБ СО РАН. Надеюсь, что оправдаю доверие библиотечного сообщества.

Что придаёт мне уверенность в своих силах? Бренд ГПНТБ СО РАН как современной библиотеки, центра научно-технической информации хорошо известен и признан библиотечными специалистами и региона, и страны. В этом есть и доля моего научно-организационного труда как заместителя директора по научной работе. Я занимаюсь определением политики ГПНТБ СО РАН, её информационно-технологическим развитием, внедрением новейших информационных технологий в практическую деятельность, главным образом организацией взаимодействия между читателем и библиотекой через интернет, использованием электронных ресурсов, вопросами сетевого взаимодействия, формированием распределенных и электронных библиотек, созданием новых электронных продуктов. Совместно с коллегами занималась созданием основ электронной доставки документов в стране, организовала её внедрение в ГПНТБ СО РАН и регионе.

Значительную часть моей жизни занимают научные исследования. Совместно аспирантами и соискателями (под моим руководством защищено 10 диссертаций) в последние годы были определены специфика и современные направления информационного обеспечения научных исследований, особенности реализации информационной функции научными библиотеками, создана информационная база для научных исследований в области экологии, разработана классификация современных форм сотрудничества библиотек, определена информационная структура сайта библиотеки как эффективного инструмента взаимодействия в веб-среде и т. д. Имею более 160 публикаций, из них 7 монографий.

Понимание необходимости оперативного опубликования результатов научных исследований привело к тому, что я стала организатором создания научного журнала "Библиосфера". Сейчас это признанное научное издание, включенное в Перечень изданий ВАК.

Ещё одно направление моей деятельности - педагогическое. Преподаю студентам Новосибирского государственного педагогического университета курсы по аналитико-синтетической переработке информации и лингвистическим средствам информационных технологий. В последние годы стала организатором информационной школы молодого учёного.

Как член Совета РБА я совместно со специалистами РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН и других библиотек активно занимаюсь решением возложенных на меня задач:

1) создание системы профессиональной экспертизы научной, учебной и методической литературы, в том числе ввод статуса "Рекомендовано РБА" для изданий библиотечно-информационного профиля;

2) определение перечня библиотечных проблем, требующих научного осмысления; актуальных тем исследований, в том числе диссертационных, в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения;

3) создание библиографической информационной базы (публикаций во всех журналах страны) для распространения лучшего опыты, инноваций и результатов научных исследований.

С2001 г. работаю в постоянных комитетах ИФЛА. Сначала в комитете научно-технических библиотек, сейчас - по управлению знаниями.

Полагаю, что выдвижение кандидатов на пост вице-президента и обсуждение их программ - это ещё одна возможность подискутировать о том, как наша Библиотечная ассоциация может выполнить те задачи, которые она перед собой поставила.

Одна из них - "Информационное и социокультурное обеспечение жизнедеятельности человека в демократическом обществе". Как мне кажется, эта очень общая, но, пожалуй, одна из немногих формулировок, напрямую касающихся интересов наших читателей - тех, ради кого, собственно, и работает подавляющее большинство библиотек. Но статистика свидетельствует, что их (читателей) становится все меньше. Возникает риторический вопрос: а зачем тогда все наши усилия по развитию ассоциации, подготовке и переподготовке кадров, если...

Мы все прекрасно понимаем, что живём в период радикальной смены культуры работы с источниками информации, в совершенно иной социально-экономической системе, которая и определяет кто, как (реально и виртуально) и зачем посещает или почему не посещает библиотеку. Вся действующая ныне организация библиотечного дела сложилась совершенно в других условиях. А жизнь такова, что у наших читателей есть свободное время для самообразования, учёбы, чтения... в лучшем случае вечером или в праздничные дни. Но основное информационно-библиотечное обслуживание происходит в стенах библиотеки в рабочее время. Не спасает даже круглосуточный доступ к нашим электронным каталогам. Что в них толку, если за книгой нужно идти. К наиболее ценным (приобретаемым) электронным ресурсам доступ возможен только из библиотеки, которая работает в определенные часы и не работает в праздничные дни.

Кто-то помнит, а кто-то знает, что раньше наша страна была самой читающей страной в мире. Потому что было для этого время: одно место работы, одно место учебы, у научных сотрудников и специалистов был библиотечный день и т. д. Сейчас ситуация другая. Другие и технологии обслуживания. Вечером дома мы можем зайти в интернет-магазин, заказать книгу, задать вопрос, и нам тут же ответят! А ответит ли нам виртуальная справочная служба библиотеки? Только в режиме офлайн... А справка по телефону вообще невозможна. Вот почему иногда мне кажется, что и библиотеки повинны в том, что уровень культуры в нашей стране катастрофически падает...

Как сделать, чтобы в нашей стране книги - источник знаний и культуры - были доступными в любой момент? Чтобы всё, что умеют прекрасно делать библиотекари, стало востребовано обществом? Что может сделать для этого РБА?

Полагаю, что только РБА может объединить все усилия библиотечной общественности для решения многотрудной задачи - радикально пересмотреть всю сложившуюся систему информационно-библиотечного обслуживания, в том числе добиваясь внесения изменений в существующее законодательство об авторском праве.

Для этого необходимо:

1. Разработать новую концепцию библиотечного обслуживания. Она должна дать ответы на вопросы, связанные с определением информационного поведения пользователя и выявлением портрета современного "нечитателя"/"непользователя" (или потенциального пользователя); методологией и методикой формирования и ведения электронных репозиториев на уровне библиотеки, территории, ведомства; стратегией справочно-библиографического и библиотечного обслуживания как для направлений, связанных с реализацией информационной функции, так и культурной и досуговой; стратегией программно-технологического развития библиотек разного типа; депозитарной системой в новой правовой среде. Несомненно, в ней придётся учитывать и текущие, постоянно возникающие внешние факторы, которые задают определённые рамки нашей деятельности. Например, влияние принципов работы ВТО на распространение информационной продукции, в том числе на иностранное комплектование, или Таможенного союза на межбиблиотечное взаимодействие. Не обойтись и без создания унифицированной системы учетных показателей, отражающих деятельность библиотеки, главным образом обслуживание читателей в электронной среде.

2. Создать профессиональный экспертный совет РБА. В его задачи должна войти разработка изложенного выше эскиза концепции, определение программ конференций РБА, организация научно-практических конференций по самым актуальным проблемам отечественного библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики.

3. Активизировать и реорганизовать работу секций и круглых столов. К сожалению, большинство членов многих секций встречаются только на конференциях РБА. А контакты между их руководителями - вообще экзотика. В результате, зачастую одна и та же проблема может обсуждаться на разных секциях, а большинство заседаний - это, скорее, небольшие тематические конференции, на которых не в состоянии присутствовать все заинтересованные специалисты, приехавшие на конгресс, поскольку должны быть на своих секциях. Звучат тематически мало связанные друг с другом доклады, которые очень далеки от решения насущных задач библиотечного сообщества в целом. Конечно, это всё равно полезно, но не соответствует уровню, на котором должны обсуждаться проблемы взаимоотношений библиотечного сообщества и госструктур, библиотек и общества и других проблем, связанных с миссией РБА.

Главной задачей работы секций может стать поаспектное научно-практическое обсуждение концепции информационно-библиотечного обслуживания, тех вопросов, которые профессиональный экспертный совет, секция по НИР.

Более того, это обсуждение должно идти между конференциями. Руководители секций, используя современные каналы связи, а еще лучше форумы на сайте РБА (которые нужно в обязательном порядке создать), обмениваются результатами обсуждения проблемы, выявляют общее и специфическое. И в результате определяют темы докладов по рассмотренным проблемам. Только так должна формироваться программа конференции, её центральная часть. И организационно она строится не как работа отдельных секций, а как последовательное общее рассмотрение проблемы путём обсуждения заслушанных докладов и принятия решения. Конечно, параллельно могут и должны обсуждаться и другие проблемы, но в решении главных будет принимать участие всё библиотечное сообщество.

4. Возрождение территориальных библиотечных методических советов. В 1970 - 1980 гг. существовали методические советы библиотек, которые объединяли областную библиотеку с библиотеками вузов, различных ведомств и т. д. Это помогало чётко видеть и решать вопросы библиотечного дела с учетом интересов территории. И это более реальный и экономически необременительный путь, чем создание региональных отделений РБ А. Сейчас они крайне необходимы для учета и организации оптимального распределения и использования всех имеющихся ресурсов (информационных, материальных, интеллектуальных) в интересах всех групп пользователей города, области, региона.

5. Расширение представительства типов библиотек в РБА. Мы должны иметь полную картину того, какие существуют проблемы у библиотек всех типов. Но многие из них по определению не имеют средств для оплаты членских взносов. Для таких, наиболее активных, библиотек, которые никак не представлены в РБА, я бы определила чисто символический членский взнос.

Вот, в целом, как я вижу свои задачи, решать которые намерена как вице-президент РБА в случае моего избрания на этот ответственный пост.

* * *

Михнова Ирина Борисовна, директор Российской государственной библиотеки для молодежи, член Совета РБА, председатель секции по библиотечному обслуживанию молодежи, член Постоянного комитета секции детских и юношеских библиотек ИФЛА, член Отделения библиотек, обслуживающих! молодёжь Американской библиотечной ассоциации, канд.пед.наук.

ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА

Я отдаю себе отчёт в том, что успешно заниматься общественной работой можно лишь в случае, если она совпадает с собственными профессиональными интересами, помноженными на имеющийся опыт методической помощи библиотекам России.

На протяжении последних 20 лет я последовательно занималась проблемами вхождения библиотечных специалистов в новые для всех рыночные условия профессиональной деятельности: сначала как организатор и руководитель первой в библиотечной сфере и единственной в 1990-е годы негосударственной организации - Научно-внедренческого центра "Библиомаркет", затем в течение 10 лет как президент Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и директор ЦБ С "Киевская" (последняя по поручению Министерства культуры РФ осуществляла функции информационно-консультационного центра для муниципальных библиотек России). В не меньшей степени меня интересовала проблема модернизации сельских библиотек (первые в стране 78 модельных сельских библиотек были созданы специалистами ЦБС "Киевская" тоже по заданию Министерства культуры РФ и на средства "Открытой России"). Авторитетной площадкой профессиональных коммуникаций стал созданный в 20 03 году нашей "командой" специалистов общероссийский информационно-справочный портал Library.ru. А в 2000 году в стране появилась первая библиотечная "Виртуальная справка", на базе которой реализован международный корпоративный проект "Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек". Последние 5 лет работы по модернизации Российской государственной библиотеки для молодёжи как информационного научно-методического центра по работе с молодежью определяют те наиболее значимые направления, которыми я предполагаю заниматься и в масштабах всего профессионального сообщества в случае моего избрания вице-президентом РБА.

Как и большинство членов Российской библиотечной ассоциации, я признаю огромную значимость для судьбы всех библиотек поистине подвижнической работы тех, кто создал и развивал нашу Ассоциацию, сделал её значимым субъектом библиотечной политики, добился того, чтобы к мнению РБА стали прислушиваться законодатели. Я согласна практически со всеми целями и задачами, обозначенными в "Приоритетах развития Российской библиотечной ассоциации на 2011 - 2015 гг.", принятых в Тюмени на Отчетно-выборной конференции РБА в 2011 г. В то же время позволю себе выделить некоторые, с моей точки зрения, "сдерживающие факторы", препятствующие выполнению Ассоциацией декларируемой целью - стать "доверенным голосом российского библиотечного сообщества".

В "Приоритетах развития РБА на 2011 - 2015 гг." миссия её определена следующим образом: "РБА призвана привлекать и сплачивать в своих рядах наиболее активную часть профессионального сообщества, способную выражать и отстаивать интересы библиотечного социального института перед лицом государственной власти и гражданского общества России". Однако на сегодняшний день членами Ассоциации являются лишь немногим более 500 библиотек и около 50 профильных организаций, в то время как библиотечная сеть страны насчитывает около 150 тысяч. В ежегодных конференциях РБА участвуют представители примерно 200 библиотек-членов ассоциации.

Поэтому, с моей точки зрения, главные усилия нужно сейчас направить на создание условий, которые могут побудить большое число "неохваченных" библиотек к вступлению в Ассоциацию и активной работе там. Для этого как минимум необходимо:

1. Введение дифференцированных членских взносов в зависимости от типа библиотеки и уровня финансового обеспечения региона.

Сумма минимального ежегодного взноса в 8660 рублей (помимо вступительного и регистрационного на ежегодной конференции), выплачиваемая за счет внебюджетных средств, - это деньги, доступные для федеральной или вузовской библиотеки, но, безусловно, малоподъемные для большинства муниципальных районных, тем более школьных, сельских, специальных библиотек. Это самое простое и очевидное решение, которое обеспечит более свободный доступ в Ассоциацию многим библиотекам. (К примеру, ежегодные взносы в Американскую библиотечную ассоциацию, насчитывающую 62 тыс. членов, колеблются от $150 (самая маленькая библиотека) до $2000 (самая крупная библиотека). И это далеко не вся дифференциация. Но следом библиотекари должны получить ответ на вопросы: Какие проблемы поможет им решить членство в Ассоциации? Какие дополнительные возможности для развития своей библиотеки, своей профессии они получат? Какую новую "страничку библиотечной жизни" они откроют для себя, принимая участие в мероприятиях и акциях РБА?

2. Проведение общероссийских и межрегиональных публичных акций и мероприятий, организация и финансирование которых реально осуществляется РБА.

Их не должно и не может быть много, но они призваны быть яркими, значимыми, привлекательными, в том числе и для отражения в средствах массовой информации. Между тем, по сложившейся практике план мероприятий РБА формируется следующим образом. Региональные библиотеки, исходя из своих профессиональных задач, составляют планы мероприятий на текущий год. Наиболее значимые из них включаются в сводный план профессиональных мероприятий федеральных библиотек - методических центров и направляются в отдел библиотек и архивов Министерства культуры РФ, а также и в РБА. Таким образом, сводный план мероприятий Российской библиотечной ассоциации по смыслу и набору мероприятий во многом совпадает со сводным планом основных профессиональных мероприятий библиотек РФ.

3. Активное участие в работе ассоциации молодых специалистов.

Молодые библиотечные кадры должны стать не объектами, а субъектами деятельности РБА. Обращает на себя внимание тот факт, что созданные и поднявшиеся на ноги во многом благодаря профильной секции РБА региональные молодежные библиотечные объединения в последние годы начинают "плотно патронироваться" комитетами по делам молодежи (которые в ряде случаев даже спускают им планы и требуют отчеты), при этом, как в прошлом комитеты комсомола, они жестко формализуют свою работу. Не упускает ли РБА инициативу из своих рук, что приведет к снижению её влияния в молодёжной профессиональной среде? Ведь молодёжь идёт туда, где и с кем интереснее, и это её право. Считаю насущной необходимостью усиление профессионального влияния РБА на молодёжную кадровую политику в библиотечном деле, проведение специальных мероприятий и разработку целевой программы развития молодёжного кадрового потенциала отрасли, потому что именно профессионально ориентированная молодёжь сегодня и тем более завтра будет определять судьбу библиотеки как социального института и в конечном счёте её реальную востребованность обществом.

4. Привлечение финансовых средств спонсоров, благотворителей, попечителей, грантов, выполнение заказных работ.

Следствием невнимания к этой стороне деятельности ассоциации является не только отсутствие достаточных денег на её развитие, но и то, что библиотеки, чьи интересы представляет ассоциация, фактически не признаются "власть и деньги имущими" как значимые субъекты рынка информационных, культурно-просветительских ресурсов и услуг. Возражение, что "экономных" российских предпринимателей не привлекают библиотечной идеи, верно лишь отчасти. Я уже упоминала, что частный фонд "Открытая Россия" финансировал создание первых в стране модельных сельских библиотек. Показателен и пример М. Прохорова, уверенного в необходимости и целесообразности поддерживать сибирские библиотеки и Красноярскую ярмарку книжной культуры.

5. Использование современных каналов продвижения библиотечных идей среди широкой аудитории.

Речь идёт об активном использовании в работе РБА не только радио и телевидения, но и дополнительных возможностей интернета, коммуникационного ресурса социальных сетей. В частности, речь идёт о проведение по линии Ассоциации интернет-конференций, веб-семинаров и телемостов как в нашей стране, так и на международном уровне. Эти каналы чрезвычайно интенсивно используют многие библиотеки, пора обратить на них внимание и Ассоциации.

6. Активное сотрудничество с зарубежными ассоциациями.

Обращает на себя внимание отсутствие значимых совместных проектов, обменов, стажировок, семинаров, круглых столов, в том числе с использованием интернет-технологий, инициатором и организатором которых являлась бы Ассоциация. О нас, к сожалению, мало знают за рубежом, хотя интерес достаточно большой, в чём я смогла убедиться, став с2011 г. членом Постоянного комитета секции библиотек для детей и юношества ИФЛА. Сегодня очень важно знакомить российских библиотечных специалистов с деятельностью коллег и их профессиональных объединений в других странах и, наоборот, активно предлагать новости из жизни российских библиотек для размещения на сайте ИФЛА, в новостных блогах зарубежных ассоциаций. В частности, Российская государственная библиотека для молодёжи уже активно направляет информацию о работе российских библиотек с молодёжью на сайт ИФЛА, Ассоциацию британских библиотекарей и информационных работников и в блог NAPLE (Национальные органы управления публичными библиотеками в Европе). Ведь в большинстве западных стран именно ассоциации определяют библиотечную политику и приоритеты, к чему важно стремиться и РБА, изучая и используя их позитивный опыт.

7. Внесение изменений в структуру ассоциации.

Приходится констатировать, что сегодня среднее число членов секций и круглых столов (их 40 в ассоциации) - 10 - 25. Лишь в 6 секциях число участников - от 60 до 100. Возможно, стоит объективно проанализировать целесообразность существующей структуры Российской библиотечной ассоциации и предпринять ряд мер по её оптимизации, а также обсудить вопрос о создании приближенных к реальной практике региональных отделений РБА.

8. Ограничение сроков работы президента и вице-президентов ассоциации. На мой взгляд, период полномочий президента и вице-президентов должен ограничиваться 2 сроками (6 лет), а потом их должны сменить другие - тогда будет разумная ротация руководителей нашей общественной профессиональной организации, приток свежих сил и новых идей. При этом (как это делается, например, в Британской библиотечной ассоциации) в Совет РБА могут входить на постоянной основе "бывшие" президент и вице-президенты ассоциации, потому что их опыт, квалификация и активная общественная позиция всегда будут востребованы.

Таковы возможные сферы приложения моих усилий в качестве вице-президента Российской библиотечной ассоциации в случае, если вы сочтете возможным отдать свои голоса за мою кандидатуру.

 

Ресурсы

Авторы