Развитие структуры РБА: возможны варианты
Автор: Мамаева С. А.
Вот и сегодня структура РБА находится под прицелом обоснованной критики, в том числе со стороны наиболее активных и статусных деятелей ассоциации. Структуру упрекают в громоздкости, консервативности, нелогичности, несоответствии задачам текущего момента и т. д. Что ж, взвешенная и конструктивная, здоровая, как говорится, критика необходима и полезна, она, в конечном счёте, неизбежно - во благо. Чёткая и сбалансированная структура - залог эффективного функционирования организации. Наши коллеги, стоявшие у самых истоков РБА 17 лет назад, отлично осознавали этот факт.
Напомним, что формирование профессиональной структуры РБА началось буквально сразу же, когда новорожденная организация делала первые шаги. Ещё на первой учредительной Конференции РБА в октябре 1994 г. Совет обсудил вопрос о принципах её построения. На первом же заседании, состоявшемся 28 ноября 1995 г., то есть спустя 3 недели после государственной регистрации РБА, её Совет рассмотрел предложения членов РБА и членов Совета о создании Секций и Круглых столов. По итогам заседания было учреждено восемь первых структурных единиц Ассоциации.1
В 1996 г. Совет одобрил Документ о примерной структуре ассоциации, разработанный Б. С. Елеповым, вице-президентом РБА, и Э. Р. Сукиасяном, членом Совета РБА.2 Остановимся подробнее на некоторых общих положениях этого документа.
В нём, в частности, говорится, что структура РБА (по мнению авторов, уже сложившаяся в общих чертах) состоит из трёх частей: первый (верхний) слой - постоянные руководящие органы РБА (Совет, Ревизионная комиссия, Секретариат); второй (средний) слой - комитеты, комиссии, группы консультантов, обеспечивающие организационные аспекты деятельности РБА; третий (нижний) слой - Секции и Круглые столы, обеспечивающие профессиональные аспекты деятельности. За последним слоем впоследствии закрепилось название "профессиональная структура РБА".
И здесь требуется внести некоторую ясность. Дело в том, что в составе РБА на тот момент функционировал один-единственный Комитет - Комитет по библиотечной политике и законодательству. Насколько известно, никаких комиссий, экспертных групп и иных подразделений второго уровня создано не было. Стало быть, данный организационный слой, скорее предвосхищался авторами проекта, нежели де-факто существовал.
В Документе постулировалось, что и профессиональная структура (третий слой) должна быть построена иерархически.3 Имелось в виду, что внутри секций будут создаваться круглые столы и рабочие группы.
Сегодня, по прошествии 17 лет, мы имеем возможность сравнить модель (концепцию структуры) РБА, предложенную в данном документе, и современную структуру РБА. И оценить, в какой мере задуманное реализовано на практике (см. Приложение).
Подразделения в предложенной в1996 г. модели собраны в две большие группы: по видам библиотек и по направлениям библиотечной деятельности. Этот основной принцип организации, позаимствованный когда-то у ИФЛА, сохраняется в РБА по сей день.
Следует признать, что разработчикам модели удалось с высокой точностью спрогнозировать создание секций по видам библиотек (см. Приложение). Но это был неторопливый, растянутый во времени процесс. Последней в этой группе была создана Секция центральных библиотек субъектов РФ - в2004 г., путём слияния Секции национальных библиотек субъектов РФ и Секции краевых и областных универсальных научных библиотек.
Расхождения между прогнозом и фактом, моделью и реальностью обнаруживаются только в деталях. К примеру, в документе говорится о Секции детских, школьных и юношеских библиотек, а на деле существуют три самостоятельные Секции.
В отношении секций по направлениям деятельности прогноз оказался менее удачным. Модель предполагала создание пятнадцати секций по направлениям деятельности. Внутри секций этой категории, устроенных иерархически, авторы расположили многочисленные круглые столы (КС) и рабочие группы по тем или иным актуальным вопросам. В общей сложности в Документе перечислено 34 КС в рамках 15 секций и ещё 19 рабочих групп по организации работы со специализированными фондами внутри Секции библиотечных фондов.
Так было задумано. Что же получилось на деле?
Приложенная таблица наглядно это демонстрирует.
На уровне крупных структурных единиц - Секций - процент совпадения модели и реальности весьма велик: 8 Секций совпало полностью, 7 - частично. И всего одна секция не была создана, а именно - Секция зарубежного библиотековедения.
Вот с Круглыми столами прогноз не удался - из 34 намеченных КС создано всего 2 структурных подразделения: Круглый стол: "Общение и профессиональная этика библиотекаря" и Секция по истории библиотек.
В качестве примерной аналогии Секции библиотечного оборудования и технических зданий можно признать Круглый стол "Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства" (организованный, правда, не так давно - в2008 г.).
Из 19 рабочих групп для работы со специализированными фондами созданы всего две рабочие структуры: Секция по особо ценным рукописным документам и редким книгам, Круглый стол: "Проблемы газетных фондов" (который просуществовал совсем недолго).
Важно понимать, что даже это частичное соответствие модели и реальности достигнуто путём постепенной эволюции ассоциации на протяжении 17 лет. Секции и круглые столы вызревали в недрах ассоциации, а не насаждались искусственно "сверху" твёрдой рукой. Приведём яркий пример. В пояснении к Документу 1996 г. по поводу Секции библиотечного обслуживания групп населения, представляющих различные культуры, сказано, что она "особенно важна в условиях развития многонациональной РФ". Но в РБА аналогичное подразделение появилось только в2005 г. в ранге Круглого стола - "Библиотечное обслуживание мультикультурного населения"! Через 9 лет!
Некоторые из важнейших структурных подразделений РБА модель1996 г. и вовсе не смогла предусмотреть. Их стоит перечислить, так как эти примеры убедительно демонстрируют границы возможностей любого моделирования реальности: Секция "Краеведение в современных библиотеках", Секция издательской и книгораспространительской деятельности, Секция по международным связям, Круглый стол "Библиотеки-музеи и музеи библиотек", Секция "Молодые в библиотечном деле" и, наконец, даже Секция "Библиотечные общества и ассоциации"!!!
Кроме того, анализ модели1996 г. показывает, что жизнь по-иному расставила многие акценты, вывела на передний план совсем иные проблемы и задачи библиотечного дела, не те, которые разработчики документа, несмотря на их высочайший профессионализм, смогли увидеть и сформулировать. Причина тому проста: жизнь богаче любой теории.
С высоты сегодняшнего дня очевидно, что в концепции структуры1996 г. значимость одних проблем была преувеличена, других - недооценена. Так, правовая проблематика вообще не нашла в ней отражения. А ведь именно она давно стала и остаётся ключевой для всей деятельности ассоциации. Библиотечная политика рассматривалась тогда в одной связке с управлением, а на практике получилось иначе: библиотечная политика переплелась с библиотечным законодательством, а библиотечный менеджмент и маркетинг, по сути, поглотил библиотечную экономику.
Всё это убеждает нас только в одном: жизнь ломает любые схемы!
Концепция структурных преобразований ни в коем случае не должна быть жёсткой, тем более принудительной. И всё же - она должна быть!
Преобразования: варианты трансформации
В связи с новым витком интереса к проблеме трансформации структуры РБА и с реальными попытками осуществить её на практике, мне захотелось предложить один из возможных вариантов преобразования внутреннего устройства РБА.
В истории РБА предпринимались по крайней мере три попытки упорядочить и формализовать её структуру.
О первой из них мы подробно рассказали выше. Напомним, в 1996 г., Совет рассмотрел и принял Документ о примерной структуре ассоциации.4
Вторая попытка была связана с разработкой документа "Приоритеты развития РБА на 2005-2010 гг.".5 В процессе обсуждения основных положений этого стратегического документа членами Совета (в том числе в анкетной форме) было высказано немало интересных (однако нередко взаимоисключающих) предложений и пожеланий по изменению структуры ассоциации. Так, предлагалось сделать структуру РБА предельно компактной, сосредоточенной на реализации основных направлений деятельности РБА; закрыть секции и круглые столы, собирающие малочисленную аудиторию; объединить секции библиотек, близких по своим задачам (например, школьные, юношеские и детские или публичные и сельские). Дискуссия обнажила множество назревших серьёзных структурных проблем, однако они остались нерешёнными.6
В качестве третьей попытки структурной перестройки, пожалуй, можно рассматривать создание в 2005 г. при Совете РБА Комиссий (возглавляемых членами Совета), в задачи которых входила организация и координация деятельности РБА по ряду направлений: по библиотечной политике и законодательству; по социальному партнёрству и социальной защите; по профессиональной деятельности; по членству; по проведению Конференций РБА; по развитию регионального профессионального движения.7 Позднее создана ещё одна Комиссия - по международной деятельности.
Однако Комиссии так и остались на бумаге, не приступив к работе. Этот опыт лишний раз свидетельствует о неэффективности учреждения сверху каких бы то ни было структур. Они оказываются формальными и неработоспособными.
Возможны два вектора трансформации структуры: либо изменения инициируются сверху - Советом РБА, либо они происходят снизу, путём самоорганизации членов и иных первичных элементов РБА.
Ассоциация - общественное объединение, которое остаётся таковым, только если развивается путём самоорганизации, растёт и ветвится снизу, за счёт активности и инициативности её членов.
Секции и круглые столы РБА "...образуются лишь в том случае, если есть инициативная групп, есть руководитель, есть хотя бы небольшая, на первых порах, программа деятельности" - писали ещё в1996 г. Б. С. Елепов и Э. Р. Сукиасян.
Любую структуру одухотворяет, наполняет движением, жизнью Личность. Лидер, учредитель секции, который привлекает к сотрудничеству других участников - центральная фигура, определяющая эволюцию профессиональной структуры ассоциации. Иначе говоря, каждая секция - это чей-либо индивидуальный проект, ставший коллективным.
В организации, построенной на принципах добровольности, никого нельзя назначить, нельзя заставить в полную силу трудится на общее благо. Способ назначения здесь не срабатывает. Импульс к действию должен исходить изнутри, из внутренней осознанной потребности человека в самореализации в том или ином качестве.
И можно сегодня с полной ответственностью заявить, что только благодаря взвешенному и неторопливому подходу к работе со структурой со стороны прежнего руководства РБА мы обязаны тому, что РБА сохранила способность к самоорганизации. В РБА продолжают рождаться и отмирать отдельные структурные элементы. Структура РБА продолжает формироваться инициативным способом. Это её родовой свойство, как общественной организации - расти снизу, исходя из интересов и потребностей её непосредственных членов и участников.
За что, главным образом, критикуют сегодня структуру РБА? За нелогичность, косность и несоответствие современным потребностям библиотечного сообщества. Как преодолеть все эти недостатки?
Сегодня все структурные единицы РБА - Секции и Круглые столы - сгруппированы в две большие совокупности - по типам библиотек (15 единиц) и по направлениям библиотечной деятельности (26 единиц). Вот эта матрица из Секций и Круглых столов была и остаётся нижним - базовым - уровнем её организации.
Второй уровень - и вместе с тем последний - Совет РБА, включающий также Президента и четырёх вице-президентов. К слову сказать, членами Совета избираются наиболее весомые, влиятельные персоны, связанные профессионально с библиотечным делом. Однако далеко не всегда они активно работают на базовом уровне РБА - в рамках Секций и Круглых столов. Чаще всего эти уважаемые профессионалы привносят в РБА именно свой вес и статус, и именно этим исчерпывается их вклад в деятельность ассоциации.
Принципы выдвижения в Совет недостаточно ясны, обойдены молчанием в Уставе РБА и нигде чётко не сформулированы. Функции членов Совета также весьма неопределённы, особенно это касается вице-президентов. Понятно, что быть вице-президентом более почётно, нежели быть простым членом Совета, однако каковы их дополнительные полномочия и обязанности по сравнению с простыми членами Совета, не определено. Таким образом, у структуры РБА два слоя, и верхний её ярус оторван от нижнего. Середина как бы провисает. Напрашивается некое промежуточное звено.
Вспомним о том, что в начале статьи мы упоминали документ, разработанный в1996 г. и обрисовывающий примерную структуру РБА; в нём речь шла о промежуточном слое между высшим руководством и профессиональной структурой РБА, обеспечивающем организационные аспекты её деятельности. Вот с тех пор время от времени РБА возвращается к поиску этого недостающего "среднего звена". На эту роль одни предлагают Комитеты при Совете РБА, другие - региональные филиалы. Но формально учреждённые в2005 г. Комитеты по направлениям деятельности так и не заработали, а разговоры о региональных филиалах (бюро, центрах, представительствах) то затихают, то возобновляются, но не переходят в практическую плоскость.
Может быть пойти другим путём?
Напомним, что матрица из Секций и Круглых столов РБА с некоторых пор стала больше похожа на сеть, сетевую структуру. В 2001 г. на Конференции РБА в Саратове состоялось совместное заседание Секции по библиотечной политике и законодательству и Секции публичных библиотек. Эта инициатива получила дальнейшее развитие, практика совместных заседаний Секций и Круглых столов стала обычной. В 2002 г. на Конференции РБА в Ярославле было два совместных заседания. В 2003 г. в Пскове было уже 8 таких мероприятий, в 2004 г. - 7, в 2005 г. - 6, в 2006 г. - 10, в 2007 г. - 9, в 2008 г. - 15, в 2009 г. - 15, в 2010г. - 10, в 2011 г. - 14, в 2012 г. - 15. Максимальное число секций, участвующих в одном совместном заседании - 7 (2008 г., Ульяновск).8
Совместные заседания проводятся по актуальным проблемам библиотечного дела, затрагивающим интересы сразу нескольких Секций РБА. На самом деле совместная работа этих Секций не ограничивается одним только заседанием. Речь идёт о долгосрочном сотрудничестве на определённом этапе истории РБА, до тех пор, пока объединившая эти структурные единицы проблема или задача, не будет решена (или её не заслонит другая, ещё более насущная и требующая консолидации с другими структурными единицами).
Было бы логично рассматривать такие долговременные союзы Секций РБА как своего рода Динамические коалиции, созданные в результате самоорганизации библиотечного сообщества внутри РБА динамические элементы её структуры в ответ на конкретные вызовы времени. Такими вызовами могут быть правовые, политические, экономические, социокультурные, технологические, внутрипрофессиональные и иные внешние и внутренние факторы.
Ценнейшее свойство таких Коалиций - гибкость. Меняется ситуация, проблематика - меняется структура. Причём меняется не по чьему-то волевому решению, принуждению сверху, а в силу взаимного тяготения между отдельными структурными единицами, добровольно объединяющими свои интеллектуальные, организационные и, возможно, иные ресурсы ради достижения общей цели. При этом базовый уровень структуры остается достаточно статичным, чтобы обеспечить развивающейся ассоциации самоидентичность. Во главе каждой Коалиции объективно оказывается её лидер (или лидеры). Скорее всего, во главе Коалиции окажутся руководители соответствующих секций, что ещё более приподнимет и укрепит их статус в РБА. Главы Динамических коалиций формируют Координационный Совет коалиций. Это были бы ведущие эксперты по той проблеме, вокруг которой сплотилась каждая из Коалиций, уполномоченные ею представлять и выражать, продвигать и защищать, пиарить и лоббировать интересы этой коалиции.
Каждая Коалиция обнажает, выносит на повестку дня и при этом вбирает в поле своего влияния, берёт под свой контроль определённый пласт современных (актуальнейших) проблем библиотечного дела. Координационный Совет коалиций, состоящий из лидеров Коалиций, находится на самом острие решения этих проблем.
Какие видятся минусы подобной структуры? Она может стать слишком подвижной, неустойчивой, текучей, аморфной. В связи с этим возникает проблема координации действий существующих и организации новых коалиций.
Роль Координационного Совета коалиций как раз и должна заключаться в:
1) координации Динамических коалиций;
2) интеграции усилий и ресурсов каждой Коалиции на решение проблем Ассоциации в целом, а ресурсов всей Ассоциации - на решение проблем каждой из Коалиций.
3) адвокации интересов РБА в соответствии с профилем каждого из членов Координационного Совета коалиций.
За спиной каждого из них будет стоять Коалиция, с которой он тесно связан.
Отдельные Секции могут быть задействованы одновременно в нескольких коалициях, если это отвечает их потребностям и если у них есть для этого силы и время.
Подобное преобразование РБА, не разрушая сложившихся звеньев ее базовой структуры, позволило бы ей стать более подвижной и получить прививку от формализации и обюрокрачивания.
Базовыми принципами предлагаемой здесь структуры должны стать гибкость и динамичность, способность откликаться на текущие изменения проблемного поля библиотечной науки и практики. При этом не потребуется ломать уже сложившийся остов ассоциации - искусственно препарировать и объединять секции и круглые столы в угоду навязываемой сверху (пусть даже самой безупречной) логике.
Будучи включенной в мировое библиотечное сообщество, РБА неизбежно испытывает на себе влияние зарубежных и международных профессиональных организаций, прежде всего ИФЛА. Сравнение структур двух ассоциаций позволяет заключить, что происходит постепенное сближение горизонтальной структуры РБА и ИФЛА, хотя сознательных усилий со стороны РБА в этом плане не предпринимается. Видимо, это объективный процесс развития национальный ассоциации. Напомним, что профессиональные подразделения ИФЛА (43 Секции) объединены в 5 групп (Divisions)9: библиотечные фонды, библиотечное обслуживание, поддержка профессии, библиотеки разных типов и видов, региональное направление. Можно предположить, что в ближайшей перспективе и РБА предстоит пройти этап образования в её структуре отделов, объединяющих определённые группы секций с целью координации и сближения их деятельности. Динамические коалиции, о которых здесь идёт речь, в чём-то аналогичны Divisions, а в чём-то являются их антиподами. Главная разница состоит в том, что коалиции формируются снизу и носят временный характер.
Где можно найти в РБА ростки и прототипы этих Динамических коалиций?
Среди образцов эффективного, постоянного или долговременного, многоаспектного или целенаправленного сотрудничества секций и круглых столов.
Один из примеров - Рабочая группа по разработке новой редакции "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря". Первое заседание по вопросу о новой редакции Кодекса этики состоялось в рамках Ежегодного конгресса РБА2009 г. в Вологде на совместном заседании Круглого стола "Общение и профессиональная этика библиотекаря", Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования: Секции библиотечной политики и законодательства и Секции публичных библиотек. На нём был утверждён Состав рабочей группы, в которую вошли представители не только секций, участвовавших в заседании, но и других. Плодотворная Работа группы по подготовке проекта Кодекса продолжалась до2011 г. и завершилась его принятием на Ежегодной Конференции РБА в Тюмени.
Много общих проблем связывает Секции детских библиотек, Секции школьных библиотек и Секции по библиотечному обслуживанию молодёжи (до2011 г. - Секции юношеских библиотек). Начиная с2003 г. ни одна Ежегодная конференция РБА не обходится без их совместного заседания. Но этим их сотрудничество вовсе не исчерпывается. В этом легко убедиться, открыв хотя бы Сводный план основных профессиональных мероприятий Российской библиотечной ассоциации на любой год.
Можно обнаружить и примеры только что зарождающихся в недрах РБА Динамических коалиций:
В2012 г. создана межсекционная рабочая группа по разработке системы показателей/индикаторов оценки деятельности библиотек и библиотечно-информационного обслуживания.
Проблема качества и эффективности деятельности отечественных библиотек становится более актуальной в условиях Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ и формирования государственного (муниципального) задания. Разработка показателей эффективности деятельности библиотек обусловлена потребностями реальной практики управления, необходимостью оценки целесообразности расходования бюджетных средств. Перспективы развития библиотек, как социально ориентированных информационных, образовательных, мемориально-культурных, просветительских учреждений в эпоху электронных технологий связываются с повышением качества и развитием ассортимента продуктов и услуг.9
Состав межсекционной рабочей группы был утверждён Советом РБА 13.05.2012 г. на Всероссийском библиотечном конгрессе: XVII Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации в Перми. Членами межсекционной рабочей группы начата работа по подготовке единого документа, в котором обобщены достижения ряда российских библиотек и учтена международная практика в области менеджмента качества.
Межсекционная рабочая группа и Динамическая коалиция - по сути идентичные формы сетевого взаимодействия внутри РБА. Отличие только в том, что в состав межсекционной рабочей группы входят относительно независимые эксперты, их участие в Секциях и Круглых столах РБА не накладывает на них никаких дополнительных обязательств; а Динамическая коалиция, по идее, могла бы объединять целые Секции, в полном составе.
Второй пример - нарождающаяся межсекционная коалиция вокруг внедрения в практику работы библиотек Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступившего в силу с 1 сентября 2012 г.). Этот нормативный акт предусматривает отнесение информационной продукции к одной из пяти категорий, и запрещающий её распространение среди детей в зависимости от их возраста. Закон имеет прямое отношение к работе общедоступных библиотек, среди читателей которых есть граждане до 18 лет. Потребуется вносить изменения в технологии обслуживания (в том числе онлайн), каталогизации и, возможно, других библиотечных процессов. Для выработки согласованной позиции библиотечного сообщества по этой проблеме потребуется объединение усилий различных структурных подразделений РБА. Данная проблема способна сплотить немалое количество самостоятельных структурных подразделений. 15 мая 2012 г. в Перми на Всероссийском библиотечном конгрессе по итогам совместного заседания "было принято решение о необходимости подготовки рекомендательного документа по деятельности общедоступных библиотек в рамках данного закона. Ответственными за его разработку были назначены Круглый стол "Общение и профессиональная этика библиотекаря", Секция по библиотечной политике и законодательству, Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, Секция публичных библиотек и Секция детских библиотек".11 К Коалиции в дальнейшем могут присоединиться и другие секции и круглые столы.
Динамическая коалиция - это всего лишь один из возможных вариантов наименования временной проблемно-ориентированной структуры внутри РБА, создаваемой путём самоорганизации её членов. Другими вариантами названия могут быть: межсекционная группа, альянс, кластер или даже ещё что-то более экзотическое, если оно отвечает сути обозначаемого явления и приживется в профессиональном лексиконе.
Светлана Анатольевна Мамаева, заведующая группой отдела межбиблиотечного взаимодействия РНБ, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург
С автором можно связаться: s.mamaeva@nlr.ru
1 Мамаева С. А. Российская библиотечная ассоциация: единство в действии / С. А. Мамаева; РБА; науч. ред. В. Р. Фирсов. - Спб.: Изд-во "Рос. нац. б-ка", 2010.
2 Елепов Б. С., Сукиасян Э. Р. Профессиональная структура РБА // Информ. бюл. РБА. - 1996. - N 2(5). - С. 18-25.
3 Там же. С. 19.
4 Там же. С. 18-25.
5 Приоритеты развития РБА на 2005-2010 гг. // Зайцев В. Н. Библиотечная сфера в период преобразований, 1985-2000 гг. - М.: Либерея-бибинформ, 2006. - С. 187. - (Библиотекарь и время: XXI век, вып. 52).
6 Мамаева С. А. Основные тенденции организационного развития РБА // Инф. бюл. РБА. - 2008. - N 49. - С. 92-99.
7 Заседание Совета РБА (СПб., 6 окт.2005 г.) // Информ. бюл. РБА. - 2006. - N 37. - С. 8.
8 Мамаева С. А. Секции РБА: исторический экскурс // Библиотека. - 2011. - N 4. - С. 34-37.
9 The International Federation of Library Associations // Режим доступа: http://www.ifla.org/en/activities-and-groups#list2
10 Обсуждение проекта "Руководства по обеспечению качества информационно-библиотечных услуг" // Российская библиотечная ассоциация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rba.ru/content/activities/discus/kach/index.php
11 Трушина И. А. О нравственной ответственности библиотекаря: к вопросу о введении в действие закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Статья посвящена эффективности работы РБА, а также е реформированию и преобразованию.
Развитие библиотечного дела в России, деятельность РБА
The article is devoted to the effectiveness, reform and transformation of the Russian Library Association.
Development of librarianship in Russia, activity of the Russian Library Association
Профессиональная структура РБА: модель 1996 г. и реальная структура 2012 г.
Сравнительная таблица
Модель1996 г. |
Структура2012 г. |
Год создания |
|
I. Секции и круглые столы по направлениям библиотечной деятельности: |
|
||
Секция управления и библиотечной политики |
05. Секция по библиотечной политике и законодательству |
1998 |
|
Круглый стол: свободный доступ к информации |
|
||
Круглый стол: координационно-методическая деятельность |
1995-1998 |
|
|
Круглый стол: библиотечная статистика |
|
||
Секция экономики библиотечного дела |
32. Секция по библиотечному менеджменту и маркетингу |
2001 |
|
Круглый стол: платные услуги в библиотеках |
|
||
Круглый стол: хозяйственная деятельность библиотек |
|
||
Круглый стол: нормирование труда |
|
||
Секция методологических и общетеоретических проблем библиотековедения |
31. Секция по научно-исследовательской работе |
2001 |
|
Круглый стол: методологические проблемы библиотековедения |
|
||
Круглый стол: структура современной библиотеки |
|
||
Круглый стол: социальные функции библиотеки |
|
||
Круглый стол: педагогические и психологические основы библиотечного дела |
|
||
Круглый стол: библиотечная терминология и лексикография |
|
||
Секция изучения чтения и читательских интересов |
30. Секция по чтению |
2001 |
|
Круглый стол по истории библиотечного дела |
0 7. Секция по истории библиотек |
1996 |
|
Секция библиотечных фондов |
12. Секция по формированию библиотечных фондов |
2003 |
|
Круглый стол: координация комплектования |
|
||
Круглый стол: обмен изданиями |
|
||
Круглый стол: развитие фондов и вторичный отбор |
|
||
Круглый стол: комплектование фондов в условиях рыночной экономики |
|
||
Круглый стол: учёт фондов |
12. Секция по формированию библиотечных фондов и межбиблиотечному абонементу |
1999-2003 |
|
Рабочие группы по организации работы с фондами: |
|
||
книжных изданий |
|
||
сериальных изданий |
|
||
газет |
12-Б. Круглый стол: "Проблемы газетных фондов" |
2005 |
|
журналов |
|
||
продолжающихся изданий |
|
||
картографических произведений |
|
||
нотных изданий |
|
||
изоизданий |
|
||
аудиовизуальных материалов |
|
||
видеодокументов |
|
||
рукописей |
|
||
редких и ценных изданий |
34. Секция по особо ценным рукописным документам и редким книгам |
2003 |
|
неопубликованных документов |
|
||
официальных документов |
|
||
нормативно- технических и технических документов |
|
||
серой литературы |
|
||
документов на микроносителях |
12-A. Круглый стол: "Электронные издания" |
2005 |
|
компьютерных файлов |
|
||
репродуцированных документов. |
|
||
Круглый стол: безопасность библиотечных фондов |
|
||
Секция по каталогизации |
Секции по каталогизации (1995) |
1995-2000 |
|
23-K. Межрегиональный комитет по каталогизации (МКК) Бюро Межрегионального комитета по каталогизации (МКК) - входит в состав РБА на правах Секции. |
2000 |
||
Круглый стол: правила и форматы каталогизации |
|
||
Круглый стол: классификационные системы |
|
||
Круглый стол: предметный поиск |
|
||
Секция библиографии |
24. Секция по библиографии |
2000 2009 |
|
24-А. Круглый стол "Библиографическое и археографическое источниковедение в библиотеках, архивах и музеях" |
|
||
Секция Новые библиотечные технологии |
Секция Новые библиотечные технологии |
1995-1996 |
|
08/11. Секция по автоматизации, форматам и каталогизации |
2000 |
|
|
Круглый стол: новые технологии в библиотеках |
Круглый стол по автоматизации (1997). |
1997-2000 |
|
запись, регистрация и допуск читателей, статистический учёт |
|
||
комплектование и организация фондов |
|
||
регистрация движения фондов |
|
||
каталогизация и электронный каталог |
|
||
технология on-line |
|
||
Секция обслуживания читателей |
|
|
|
Круглый стол: педагогические и психологические основы обслуживания читателей |
|
||
Круглый стол: информационное обслуживание читателей |
21. Секция "Электронные ресурсы и информационно-библиотечное обслуживание" |
2000 |
|
Круглый стол: справочно-библиографическое обслуживание читателей |
|
|
|
Круглый стол: обслуживание читателей по категориям |
|
||
взрослых |
|
||
детей и юношества |
|
||
инвалидов |
|
||
граждан зарубежных стран |
|
||
вынужденных переселенцев и беженцев |
|
||
|
01/17-Б. Круглый стол "Мобильные библиотеки" |
2011 |
|
Секция абонемента и сводных каталогов |
36. Секция по межбиблиотечному абонементу и доставке документов |
2003 |
|
Круглый стол: МБА и сводные каталоги |
|
|
|
Круглый стол: координация ММБА |
|
||
Секция реставрации и консервации фондов |
06. Секция по сохранности библиотечных фондов |
1995 2008 |
|
Секция библиотечного оборудования и технических зданий |
14-A. Круглый стол "Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства" |
|
|
Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования |
09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования |
1995 |
|
Круглый стол: по профориентации |
|
|
|
Круглый стол: профдиагностика, квалификационные требования и должностные инструкции |
|
||
Круглый стол: профессиональная этика |
09/10-A. Круглый стол: "Общение и профессиональная этика библиотекаря" |
1995 |
|
Круглый стол: библиотечные кадры |
|
|
|
|
27. Секция "Молодые в библиотечном деле" |
2001 |
|
Круглый стол: аккредитация и лицензирование |
|
|
|
Круглый стол: непрерывное образование |
|
|
|
|
18. Секция "Библиотечные общества и ассоциации" |
2000 |
|
Секция зарубежного библиотековедения |
|
|
|
|
28. Секция по международным связям |
2001 |
|
Секция библиотечного обслуживания групп населения, представляющих различные культуры |
01/17-А. Круглый стол "Библиотечное обслуживание мультикультурного населения" |
2005 |
|
07-A. Круглый стол "Библиотеки и генеалогия" |
2005 |
|
|
07-Б. Круглый стол "Библиотеки-музеи и музеи библиотек" |
2005 |
|
|
20. Секция "Краеведение в современных библиотеках" |
2000 |
|
|
29. Секция издательской и книгораспространительской деятельности |
2001 |
|
|
II. Секции по видам библиотек, решающие специфические вопросы деятельности библиотек определенного вида |
|
||
Секция национальных библиотек |
17. Секции национальных библиотек субъектов РФ |
1998-2004 |
|
01. Секции краевых и областных универсальных научных библиотек |
1997-2004 |
|
|
01/17. Секция центральных библиотек субъектов Российской Федерации |
2004 |
|
|
Секция публичных библиотек |
14. Секция публичных библиотек |
1998 |
|
Секция общедоступных муниципальных библиотек |
|
|
|
|
26. Секция сельских библиотек |
2001 |
|
Секция детских, школьных и юношеских библиотек |
16. Секция детских библиотек. С1998 г. статус Секции РБА имела Ассоциация детских библиотекарей, созданная в1992 г. В2003 г. она утратила этот статус и была создана Секция |
1998 |
|
19. Секция школьных библиотек |
2000 |
|
|
33. Секция юношеских библиотек |
2001-2011 |
|
|
33. Секция по библиотечному обслуживанию молодёжи |
2011 |
|
|
Секция вузовских библиотек |
04. Секция библиотек высших учебных заведений |
1998 |
|
Секция научных библиотек |
35. Секция специальных научных, научно-технических и технических библиотек |
2003 |
|
Секция медицинских библиотек |
13. Секция медицинских и больничных библиотек |
1999 |
|
Секция сельскохозяйственных библиотек |
22. Секция сельскохозяйственных библиотек |
2001 |
|
Секция библиотек по искусству |
02. Секция библиотек по искусству и музейных библиотек |
1995 |
|
Секция библиотек, обслуживающих лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой |
03. Секция библиотек, обслуживающих инвалидов |
1997 |
|
|
15. Секция музыкальных библиотек |
1998 |
|