Поиск по сайту

От Ассоциации к одной из ведущих секций РБА

Автор: Мазурицкая М. А.

В 1990-Е ГОДЫ благодаря демократизации социальных институтов и снятию идеологических запретов специалисты российских библиотек получили право не только свободно контактировать с зарубежными коллегами, но и самим создавать общественные библиотечные организации, объединяясь для решения профессиональных проблем. Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ), преобразованная в1991 г. из Государственной центральной театральной библиотеки, сразу же активно включилась в этот процесс.

В самом начале 1990-х гг. РГБИ выступила основным инициатором создания ассоциации, призванной консолидировать деятельность библиотек искусствоведческого профиля и тех библиотек, которые имеют в своем составе отделы по искусству. Организация такого объединения была особенно важна, поскольку возросла значимость библиотек, продвигающих освободившееся от цензурных ограничений искусство.

Сохранился Протокол собрания учредителей Ассоциации, по аналогии с Секцией библиотек по искусству ИФЛА названной Московской ассоциацией библиотек по искусству (МАБИС). Благодаря этому протоколу известна официальная дата создания МАБИС - 13 октября 1993 года. У истоков МАБИС стояло несколько людей, которых стоит назвать поимённо. Это А. А. Колганова, в то время заместитель директора РГБИ; О. В. Синицына, заведующая отделом литературы по искусству и детской литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ); С. Н. Артамонова, заведующая отделом изоизданий Российской государственной библиотеки (РГБ); А. В. Волкова, заведующая отделом печатных источников Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства; Н. Н. Карпова, заведующая библиотекой Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Т. А. Бонилья, заведующая отделом книжных фондов Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина; А. И. Болотова, заведующая отделом научной информации и библиографии Государственной Третьяковской галереи; З. М. Каменская, заведующая библиотекой Российской академии театрального искусства.

Несмотря на то, что МАБИС на первых порах объединяла московские организации, её создание стало важным шагом, содействующим повышению статуса библиотек искусствоведческого профиля. Наряду с РГБИ членами МАБИС стали библиотеки разного статуса, имеющие отделы по искусству: федеральные (ВГБИЛ, РГБ), библиотеки крупнейших музеев страны, Центральную государственная публичная библиотека столицы им. Н. А. Некрасова, ЦБ С "Киевская".

Основным совещательным органом МАБИС стал совет координаторов, в который вошли учредители Ассоциации. Её председателем выбрали А. А. Колганову. В Протоколе сохранились её слова о том, что специализированным библиотекам Москвы необходимо создать "мощное межбиблиотечное объединение профессионалов, прекрасно понимающих друг друга".

МАБИС была нацелена на содействие максимально полному удовлетворению информационных потребностей в информации по проблемам искусства и культуры, создание условий для профессионального общения как внутри страны, так и за рубежом. Недостатком Ассоциации было то, что деятельность её ограничивалась столицей. Расширить географические рамки удалось только в1994 г., когда была создана Российская библиотечная ассоциация (РБА). Одной из первых в неё вошла секция библиотек по искусству, сформированная в1995 г. на основе МАБИС и специализированных библиотек Санкт-Петербурга, Вологды, Владимира Ярославля и других городов России.

Работаем много и весело

Штаб-квартирой секции и её головной организацией стала РГБИ, а председателем - А. А. Колганова, возглавляющая её и поныне. При Секции был создан Постоянный комитет (ПК), организующий и планирующий её работу.

Бессменными помощниками Ады Ароновны по сей день остаются члены ПК - О. Б. Малинковская, заведующая Научной библиотекой Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Е. Г. Погосова, заместитель директора Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, а также О. В. Синицына, заместитель генерального директора по библиотечной работе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино. В ПК также традиционно входят представители региональных библиотек.

Важно отметить, что с первых дней работы секции её задачей было расширение круга библиотек, так или иначе связанных с продвижением искусства, - независимо от их ведомственной принадлежности, статуса и объёма работы.

Отсюда особое внимание, которое секция стала оказывать библиотекам музейных учреждений. Эти библиотеки не обладают финансовой и юридической самостоятельностью, поэтому в 1990-е гг. им было особенно тяжело адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Приведу лишь один показательный пример.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. большинство московских библиотек уже были компьютеризированы, однако в музейных библиотеках (даже если речь шла о главных музеях Москвы, не говоря уже о региональных), компьютеры отсутствовали. Секция сделала всё возможное, чтобы привлечь внимание Министерства культуры и профессиональной общественности к этой проблеме, способствовала компьютеризации музейных библиотек, включению их в федеральные программы, в частности "ЛИБНЕТ". Одновременно требовалось содействие в повышении информационной грамотности специалистов этих библиотек, проведение для них соответствующих занятий.

В последние годы важным направлением работы Секции стала разработка "Модельного положения о библиотеке музея" - документа, регламентирующего деятельность этих библиотек.1

Сегодня секция получила новое, соответствующее расширившемуся содержанию наименование - секция библиотек по искусству и музейных библиотек. В её активе - заседания, семинары, круглые столы и множество иных мероприятий, особенность которых заключается в сочетании серьёзного научно-исследовательского подхода с творческой фантазией, нередко остроумной подачей материала. Например, стало традицией проводить выставки "Художественное творчество библиотекарей", приуроченные к Всероссийскому дню библиотек. Их необычность в том, что на них сотрудники библиотек предстают в непривычном для коллег качестве - в роли творцов и художников, своими руками создающих настоящие произведения искусства. Первая такая выставка состоялась в РГБИ в1998 г. и с тех пор она проводится ежегодно. Идея была поддержана коллегами из других российских библиотек, теперь они с удовольствием открывают свой профессиональный праздник аналогичными экспозициями.

Такие выставки не обходятся без приятных сюрпризов. Это могут быть пирожки собственного приготовления, которыми одна из сотрудниц угощала присутствующих, показ мод, на котором в качестве моделей выступили молодые сотрудницы РГБИ, представившие стилизованные и реконструированные русские костюмы, сшитые коллегами, выступление фолк-ансамбля "Горожане" с песнями, собранными в этнографических экспедициях по областям России, мастер-класс по плетению вологодского кружева.

Выезжая в регионы...

Ещё одна традиция секции, на этот раз непосредственно относящаяся к научно-исследовательской работе, - Конкурс на лучший доклад, ежегодно проводимый во время заседания Секции на Ежегодной Конференции РБА. Призы бывают разными - оплата победителям участие в специальных семинарах, стажировка в РГБИ, посещение ведущих библиотек и музеев Москвы.

Секция выступает организатором межрегиональных семинаров, на которых специалисты из разных городов России обмениваются опытом, обсуждают специфику работы отделов по искусству и библиотек искусствоведческого профиля. Курск, Новосибирск, Вологда, Углич, Мышкин, Ярославль, Владимир, Архангельск - это далеко не полный перечень городов, в которых проходили семинары.

Проблематика семинаров выбирается с учётом особенностей региона и пожеланий конкретной библиотеки. РГБИ выполняет функцию координатора, формируя их программы, принимая участие в подготовке и проведении, выступая с основными докладами.

Одним из самых интересных и содержательных мероприятий такого рода, выходящих за рамки сугубо библиотечной проблематики, стал семинар "Малые города - большие бренды: сотрудничество библиотек и музеев в формировании и продвижении имиджа территории" (2008). Он был организован РГБИ совместно с Ярославской ОУНБ им. Н. А. Некрасова, проходил в нескольких городах - Ярославле, Угличе и Мышкине и собрал более 30 специалистов из московских библиотек разного уровня и ведомственной принадлежности, коллег из региональных, муниципальных и музейных библиотек России, представителей администрации городов Мышкин и Углич. Центром встречи стали проекты и комплексные мероприятия, реализуемые библиотеками для развития, поддержки и сохранения культурного наследия регионов.

Один из наиболее интересных проектов, озвученный на семинаре, - Музей ямщика, созданный по инициативе Гаврилов-Ямской межпоселенческой ЦБ. Это яркий пример того, как краеведческая работа библиотеки становится визитной карточкой территории. Другой показательный пример - выставка церковной книги из Углича, организованная московской библиотекой искусств им. Боголюбова. Выставка продемонстрировала, что библиотеки могут успешно транслировать культуру малых городов, вводить её в культурное пространство страны. Специалисты РГБИ презентовали на семинаре CD проект "Виды Москвы и Подмосковья в гравюрах и литографиях на основе фондов библиотеки".

РГБИ выступает и как организатор выездных выставок. Так, на семинаре "Библиотека как ресурсная база развития культуры и искусства", проходившем в2007 г. в Курской областной научной библиотеке имени Н. Н. Асеева, состоялась презентация выставки "Русский народный костюм в графике XIX-XX веков". В экспозиции были представлены гравюры, литографии и акварели художников XVIII-XX веков из фондов РГБИ. Другая, не менее интересная выставка, "Трагедия А. С. Пушкина "Борис Годунов": изобразительные материалы к первой постановке", на которой были представлены рисунки декораций к трагедии А. С. Пушкина, составленные для русской сцены императорских санкт-петербургских театров и рисованные на камне декоратором, академиком М. А. Шишковым, специалисты РГБИ привезли в Новосибирск. Выставка стала частью семинара "Библиотека как центр сохранения, развития и продвижения культурных ценностей", состоявшегося в Новосибирской ОУНБ.

Отличительная черта выездных межрегиональных семинаров - насыщенная культурная программы. Экскурсия по городу, ознакомление с его достопримечательностями, посещение музеев - всё это позволяет гостям лучше узнать город и регион. Посещение первого российского театра - Российского государственного академического театра драмы им. Фёдора Волкова в Ярославле, Владимиро-Суздальский музея-заповедника, этнографического музея в деревне Мартынове Ярославской области, Курской Коренной пустыни и других красивейших мест, которыми так богата Россия, оставляют у участников неизгладимые впечатления.

Будучи головной организацией Секции библиотек по искусству и музейных библиотек, РГБИ фактически является "душой" Секции. Библиотека организует и направляет её работу, генерирует новые идеи и одновременно сохраняет сложившиеся традиции.

С автором можно связаться: mabis@liart.ru

1 Мазурицкая М. А. О работе над проектом. "Модельного Положения о библиотеке музея" / М. Мазурицкая // Библиотечное дело. - 2012. - N4. - С. 29 - 31.

Об организации и работе Московской ассоциации библиотек по искусству.

Российская государственная библиотека по искусству, взаимодействие библиотек

The author tells about the organization and work of the Moscow Association of Art Libraries.

Russian State Library for Arts, the interaction of libraries

 

Ресурсы

Авторы