Поиск по сайту

Курская областная библиотека для детей и юношества провела Межрегиональную лабораторию «Книга как средство воспитания миролюбия и формирования дружественной среды»

27—28 сентября 2016 года в Курской областной библиотеке для детей и юношества состоялась Межрегиональная творческая лаборатория «Книга как средство воспитания миролюбия и формирование дружественной среды». Более 60 специалистов из библиотечных учреждений Курской области и Курска, регионов России и Ближнего Зарубежья приняли участие в её работе.

Мероприятие было организовано и проведено Курской областной библиотекой для детей и юношества при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и комитета по культуре Курской области в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 годы)».

Основной целью творческой лаборатории стали: обсуждение  проблемы влияния книги на мировоззрение ребенка, обмен опытом по использованию методов и технологий привлечения к чтению литературы данной тематики, поиск путей эффективного взаимодействия библиотеки, школы и семьи в этом направлении.

Открытие мероприятия состоялось на базе Литературного музея. В приветствии Павла Николаевича Горбунова, заместителя председателя комитета по культуре Курской области — начальника отдела культурно-досуговой деятельности и Людмилы Евгеньевны Петренко, директора Курской областной библиотеки для детей и юношества, участникам лаборатории, отмечалось особое влияние книги на интеллектуально-творческое развитие ребенка, на то, насколько может быть полезна или вредна сегодня печатная и электронная информации, и что должны делать библиотечные специалисты, чтобы уберечь ребенка от негатива и сформировать у него позитивное отношение к миру.

С докладом «Миролюбие и дружественная среда: проблематика современного мира. Что может книга для её решения?» выступил Александр Сергеевич Чернышёв, доктор психологических наук, профессор Курского государственного университета. Он рассказал о существующих проблемах изучения литературы в школах и чтения в детско-подростковой среде, подчеркнул важность его в воспитании дружественности и миролюбия.

Ольга Ивановна Худокормова, заместитель директора Курской областной библиотеки для детей и юношества, поделилась опытом международного сотрудничества библиотеки в целях мира и добра: «Недостаточно просто бесконечно твердить, как хорош мир и как плохо насилие. Нам следует помочь детям и понять, и осуществить на деле то, что мы сами понимаем под уменьшением зла».

Директор Орловской областной детской библиотеки им. М. М. Пришвина Ирина Александровна Никашкина рассказала о воспитании культуры межнациональных отношений через книгу и чтение: «…находясь в постоянном поиске эффективных форм мероприятий, способствующих гармонизации межнациональных отношений в среде детей и подростков, библиотека накопила определённый опыт в этом направлении. С 2012 года она работает по программе «Я, ты, он, она — вместе дружная страна».

Наработки библиотечных специалистов по формированию нравственных основ подрастающего поколения в условиях многозадачности современного мира представила Тамара Мухамбетжановна Исмагулова, библиограф Западно-Казахстанской областной библиотеки для детей и юношества им. Х. Есенжанова (Республика Казахстан): «Невозможно не отметить традиционное уважительное и почтительное отношение к старшему поколению, уважение к мудрости, почитание предков...».

С опытом работы по применению в библиотеке инновационных технологий по воспитанию детей и подростков с учётом вызовов времени выступили: Татьяна Викторовна Филиппова, заведующая библиотекой № 148 им. Ф. Тютчева г. Москвы и Василиса Бурдакова, ведущий библиотекарь Крымской республиканской детской библиотеки им. В. Н. Орлова: «… нам кажется полезным и актуальным осветить некоторые приемы и техники общения и подачи материала, которые являются весьма продуктивными в работе по продвижению чтения среди подростков, что способствует их «правильному» выбору литературы, мотивирующей на выработку положительной жизненной позиции».

Липецкая областная детская библиотека внесла свой вклад в социокультурную реабилитацию детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов. Основной целью такой работы является возвращение детям и их мамам веры в добро, дружбу, семейные ценности с помощью книги и позитивного чтения. С этими наработками участников лаборатории познакомила Елена Станиславовна Троянова, заведующая отделом этой библиотеки.

Главная мысль Марины Камаровны Кузнецовой, заместителя директора Белгородской государственной детской библиотеки А. Лиханова, в выступлении «Формирование нравственных ценностей, основ морально-этических норм поведения … посредством популяризации творчества А. А. Лиханова в проекте «Чародей добра», реализуемого на протяжении ряда лет сотрудниками  библиотеки. …Через книги происходит познание ребенком мира, а нравственные ориентиры, изложенные в художественной литературе, являются основой интеллектуального и духовного роста».

С чего начинался проект Воронежской областной детской библиотеки «Новые герои — новые друзья» и что он дает читателям в формировании интереса к литературе по воспитанию дружественности, участники лаборатории узнали от Марии Андреевны Сычевой, заведующей сектором библиотеки: «Мы стараемся выбирать книги, которые не преподносят нам открытого ясного смысла, а заставляют нас самих искать его, а значит развиваться. Активно используется авторами этих книг и принцип «двойного адресата», делающий книгу увлекательной  и для  ребенка, и для  взрослого, тем самым формируя общие интересы».

О том, какие современные тенденции в воспитании подрастающего поколения используют специалисты Могилевской  областной библиотеки им. В. И. Ленина (Республика Беларусь) было отражено в докладе Ольги Александровны Чумаковой, заместителя директора библиотеки.

Участникам творческой лаборатории был дан мастер-класс «Как работать с книгой…»: Рецепты «Книжного кафе» — от Натальи Шерер, руководителя Курской региональной молодёжной организации «Вертикаль».    

Первый день работы творческой лаборатории завершился экскурсией по Литературному музею и посещением спектакля для взрослых «Василиса + Кощей= ?» Курского театра кукол, главной идеей которого было превращение зла в добро.

Во второй день творческая лаборатория продолжила свою работу в м. Свобода Золотухинского района Курской области на базе Историко-мемориального музея «Командный пункт Центрального фронта». Пленарное заседание началось выступлением Людмилы Николаевны Плотниковой, заведующей Золотухинской детской библиотекой: «Литература несет в себе общечеловеческие ценности — те ценности, которые определяют нашу причастность к истории и культуре человечества в целом.

Поэтому задачей №1, стоящей перед библиотеками сегодня, является активное использование культурного наследия вообще и эффективная работа с книгой, сеющей разумное, доброе, вечное — в частности».

Наталья Александровна Кашина, заведующая отделом Курской областной научной библиотеки им. Н. Асеева, подняла актуальную тему о вечных ценностях художественной литературы в формировании миролюбия на примере виртуального проекта «Золотая интернет-полка»: «Современный культурный человек — это не только человек образованный, с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и обладающий чувством самоуважения, дружелюбием в качестве основы своей жизненной позиции и уважаемый окружающими».

Заключительное выступление Светланы Анатольевны Новосельской, заместителя директора Централизованной системы библиотек г. Курска, было посвящено проблемам воспитания подрастающего поколения курских детей и подростков: «Сегодня наше общество испытывает, в какой-то степени, дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу. И потому, нужно помочь юным курянам ощутить другую эстетику взрослой жизни, в которой есть и любовь и милосердие».

Помимо того, в выступлениях участников мероприятия затрагивались проблемы развития социального партнерства библиотек с общеобразовательными учреждениями по вопросу воспитания подрастающего  поколения в условиях многозадачности современного мира, деятельность детских библиотеки по воспитанию миролюбия, как фактор её позитивной наполненности и др.

Каждое выступление сопровождалось показом соответствующих электронных презентаций, способствующих более глубокому восприятию затрагиваемой проблемы.

Культурная программа мероприятия соответствовала её тематике и представляла собой экскурсии по Курскому литературному музею, Историко-культурному центру «Коренная пустынь», Историко-мемориальному музею «Командный пункт Центрального фронта», музею «Усадьба А. А. Фета» и др.

Заключительным этапом мероприятия для гостей была презентация Курской областной библиотеки для детей и юношества и общение с её сотрудниками.

Межрегиональная творческая лаборатория «Книга, как средство воспитания миролюбия и формирования дружественной среды» привлекла внимание специалистов библиотек к актуальной проблеме воспитания подрастающего поколения с учетом вызовов времени,  позволила её участникам обменяться творческим опытом, определить пути дальнейшего сотрудничества с семьей и общеобразовательными учреждениями в данном направлении.

 

Источник: сайт Курской областной библиотеки для детей и юношества

07.10.2016

Новости