Поиск по сайту

В Нижегородской государственной областной детской библиотеке состоялась XIII Всероссийская библиотечная школа «Лидер — 2016»

15—19 августа 2016 года в Нижегородской государственной областной детской библиотеке работала XIII всероссийская библиотечная школа «Лидер — 2016», организованная в сотрудничестве с Российской библиотечной ассоциацией. Школа была посвящена теме «Личность и природа: развитие экологического сознания и воспитание экологической культуры юных читателей». В школе «Лидер» приняли участие 44 сотрудника детских библиотек и издательств из России. Российские участники представляли регионы: город Москва, Владимирскую Кировскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Самарскую области и Республику Чувашия. Виртуальное участие приняли библиотекари из Липецкой области, Республики Коми. Среди специальных гостей — ученые-экологи: Надежда Юрьевна Киселёва, доцент кафедры экологического образования и рационального природопользования НГПУ им. К. Минина, кандидат педагогических наук; Сергей Борисович Шустов, кандидат химических наук, писатель, художник; писатель Евгений Всеволодович РудашевскийСветлана Алексеевна Шестова, директор по маркетингу компании МАГ групп.

Занятия проходили на базе Нижегородской государственной областной детской библиотеки 15 и 17 августа, в библиотеках и учреждениях культуры Арзамасского района и г. Балахны — 18 и 19 августа в библиотеках и учреждениях культуры Арзамасского района и г. Балахны.

В ходе работы Школы участники:

  • получили новые знания, которые способствуют развитию экологическое сознание и воспитанию экологической культуры,
  • обменялись опытом работы,
  • познакомились с интерактивными формами работы с научно-познавательной и художественной книгой,
  • апробировали технологию КТД (коллективно-творческое дело) по выращиванию идей для решения экологических проблем и создали информационно-познавательные продукты.

Среди обсужденных тем:

  • Природное и культурное наследие человечества.
  • Роль книги в экологии человека.
  • Ноосфера и библиосфера.
  • Здоровый человек — здоровая природа.
  • Экология культуры.
  • Образ природы в истории культуры.
  • Книга как источник жизни.

Информационная среда Нижегородской государственной областной детской библиотеки была представлена предметными, книжными, творческими выставками, посвященными летнему чтению, Году Кино и Году Экологии.

В ходе работы Школы использовались активные методы общения: «Планета Пчёл» — игра для приветствия знакомства с участниками школы; «Моя семья»» — создание команды; «Прогноз погоды» — выяснение ожиданий и опасений; «Танец пчёл» — подведение итогов (рефлексия, анализ оценка) каждого рабочего дня; «Бочка мёда» — подведение итогов работы школы; «Пчелиная олимпиада» — выявление награждение активных участников.

Участники Школы были включены в интерактивные игры: «Все связано со всем» (участие в создании выставки-инфографики); «Искусство в природе. Природа в искусстве» (определение писателей и художников по представленным фрагментам); «Дерево Экомира» (работа с заданиями, представленными на инсталляции).

Мастер-классы проводились в формате уличной площадки «Читающий сквер» и в библиотеке. В активностях принимали участие дети в количестве 75 человек.

Целью коллективно-творческой деятельности являлось привлечение внимание к экологическим проблемам путем создания арт-пространства на оснвое информационных ресурсов.

Наблюдения и анализ выступлений, отзывов, мнений, анкет участников позволяют сделать выводы, что на протяжении пяти лет работы Школы сохраняется:

1. Высокая мотивация участников (активность, инициативность, умение работать в команде, самоорганизация).

2. Включенность в работу растет от 60 до 77% участников школы.

3. Готовность детских библиотек отвечать на вызовы информационного общества, адаптироваться и приспосабливаться к новым реалиям и предлагать инновационные модели взаимодействия с детской аудиторией, взрослым населением, партнерами.

4. Отработан механизм взаимодействия библиотек с учреждениями культуры региона, что способствует внедрению отраслевых инноваций в библиотечную деятельность.

5. Сочетание традиционных и инновационных библиотечных практик.

6. Трансляция опыта работы через игровую деятельность и вовлечение в активную деятельность большинство участников и создание комфортной психологической атмосферы.

7. Развитие событийного туризма в Нижегородской области.

На сайте Нижегородской государственной областной детской библиотеки можно ознакомиться с подробными итогами работы Школы.

 

Оргкомитет XIII Всероссийской библиотечной школы «Лидер — 2016»

25.08.2016

Новости