Поиск по сайту

Опубликовано интервью с победителем III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года» Татьяной Николаевной Чариковой

В журнале «Библиотечное дело» (№ 21 за 2015 год) опубликовано интервью с Татьяной Николаевной Чариковой, победителем III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года», заведующей Солнечной модельной библиотекой МКУК «Сургутская районная централизованная библиотечная система» (поселок Солнечный, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).

Приглашаем ознакомиться с публикацией: Победитель III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года» Т. Н. Чарикова: «Год литературы — это наша тема» (pdf-версия).

 

Т. Н. Чарикова, победитель III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года»:

«Год литературы — это наша тема, вся деятельность библиотекарей связана с литературой»

Татьяна Николаевна, еще раз поздравляем Вас с победой в III Всероссийском конкурсе «Библиотекарь года»! Как Вы чувствуете себя в этой роли?

Не могу поверить, как будто это случилось не со мной! Конечно, приятно и то, что моё руководство решило меня выдвинуть на всероссийский конкурс, и что коллеги, родные и близкие мне люди верили в меня, болели за меня, голосовали. Я очень всем благодарна. Сама бы не отважилась. Такой уровень!.. В прошлом году победителем стала Анастасия Георгиевна Гачева — человек с учёной степенью, с большими достижениями, а я — всего лишь работник поселковой библиотеки…

Когда два года назад узнала, что РБА и Министерство культуры России проводят первый конкурс «Библиотекарь года», да ещё общероссийского масштаба, я подумала: какие же, должно быть, необычные и смелые люди участвуют в нём. Таковой себя не считаю, и что когда-то сама приму участие, даже подумать не могла. И вот — победа! Я счастлива!

Свой профессиональный путь Вы начали в крупной республиканской библиотеке, а потом оказались в библиотеке поселка Солнечный и работаете там уже двадцать лет. Насколько сложно было адаптироваться?

Контраст действительно был велик. Совершенно разные направления деятельности — библиотека научная и библиотека публичная. Я очень благодарна судьбе, что мне выпал случай работать именно в республиканской библиотеке, и главное — своим наставникам, которые очень многому меня научили: заведующей отделом, большой умнице и труженице — Софии Шакировне Абубакировой и главному библиотекарю — Ольге Васильевне Буланаковой.

Немного отвлекусь от вопроса. Основу фундамента работы отдела краеведения и научно-вспомогательной библиографии, в своё время, заложили эвакуированные из Москвы и Ленинграда учёные, которые работали в этот сложный для страны период в библиотеке. Там всё было основательно, всё продумано до мелочей — от наставнической деятельности до составления научно-вспомогательных библиографических указателей. Не скрою — скучаю по той работе и поныне.

А в поселковую библиотеку я пришла сразу на заведование. В то время был большой дефицит квалифицированных библиотечных кадров даже со средним библиотечным образованием. На тот момент я была хорошим библиографом, систематизатором, каталогизатором, а вот навыков работы в массовой библиотеке конечно не было. Пришлось в процессе работы учиться самой и учить тому, что я знаю, других библиотекарей. Первые годы было тяжело.

Почему Вы стали библиотекарем, как состоялся выбор профессии?

Библиотекарем стала совершенно случайно. После школы поступила в Кемеровский университет на математический факультет. Но так сложилось, что на втором курсе учёбу оставила, вернулась домой, нужно было где-то работать. А моя мама как раз и работала в республиканской (тогда она называлась Государственной библиотекой им. Н. Г. Чернышевского, позже была дважды переименована) библиотеке в отделе книгохранения главным библиотекарем, она предложила мне там поработать, я и пошла. А до этого мне даже мысль «стать библиотекарем» в голову не приходила, хотя моё детство прошло между библиотечных стеллажей и ходить с мамой на работу я очень любила.

Проработав два года, я получила от руководства библиотеки направление и поступила в Киргизский женский педагогический институт им. В. В. Маяковского на библиотечный факультет. А через пять лет, в 1990 году, защитив дипломную работу и сдав три государственных экзамена, окончила обучение. Дипломную работу храню до сих пор.

В последние годы и практики, и теоретики не устают рассуждать о том, как меняется профессия библиотекаря. А каково на сей счет Ваше мнение, специалиста с большим опытом? Какие качества библиотекарю необходимы сегодня?

Сегодня, на мой взгляд, работать библиотекарем сложнее и одновременно интереснее. Мы живём в такое время, когда возможностей интересно, весело, с пользой и без провести свободное время — более чем предостаточно. К тому же и досуговая индустрия не стоит на месте, она развивается, что называется, «семимильными шагами». Поэтому библиотекарям, чтобы удержаться на плаву приходится тоже расти, постоянно совершенствоваться в профессии, чтобы библиотечные услуги оставались привлекательными для пользователей. Ещё каких-то 10-15 лет назад никто и подумать не мог, что мы будем владеть компьютерными программами, писать проекты, воплощать их в жизнь, учить компьютерной грамотности людей. А сейчас этим никого не удивишь, это стало нормой в библиотечной деятельности. Ну а насчёт качеств библиотекаря: он должен обладать психологической интуицией, быть коммуникабельным, неравнодушным и ответственным.

Расскажите, пожалуйста, о Солнечной модельной библиотеке, приоритетных направлениях вашей с коллегами работы.

Библиотеке 36 лет. Фонд около 30 тысяч изданий. Читателей — 2 тысячи (этот показатель последние годы немного колеблется то в одну, то в другую сторону). В своей работе охватываем, можно сказать, все ключевые направления, будь то краеведение, продвижение здорового образа жизни, и т. д. Но основным и главным, я считаю, является продвижение чтения. Этому направлению мы уделяем особое внимание, активно работаем с детскими садами, школой, пенсионерами. И если организуем какое-либо мероприятие, скажем патриотического или экологического   содержания, то основываемся обязательно на литературе художественной или отраслевой. Этого от нас ждут и читатели, для этого они и ходят в библиотеку. Хочу отметить и ещё одно актуальное, молодое и перспективное направление в деятельности библиотеки — предоставление социально-значимой информации. С 2009 года у нас функционирует Центр общественного доступа. Кроме справочной деятельности, организации мероприятий и выставок, оказания платных услуг, здесь проводятся курсы компьютерной грамотности.

Мы создаём и воплощаем в жизнь различные собственные проекты, направленные на улучшение качества обслуживания и укрепление материальной базы библиотеки. Так, в 2012 году был успешно реализован проект «Точка общественного доступа как обучающий центр и служба доступа к социально значимым информационным ресурсам», который позволил приобрести дополнительные компьютеры и мебель. В 2014 году реализовали проект «Модернизация интерьера детского абонемента библиотеки поселка Солнечный как условие создания свободной и неформальной территории для чтения и общения детей», благодаря которому смогли поменять мебель абонемента и комнаты сказок на новую, отвечающую современным требованиям и учитывающую возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей. В 2013 и 2015 году провели два «Летних межнациональных лагеря» — это очень важный для нас проект.

В начале 2013 года мы успешно прошли аудиторскую проверку на соответствие статусу модельной библиотеки. Проводили её специалисты Государственной библиотеки Югры. А 17 октября, в торжественной обстановке, в присутствии почётных гостей: главы администрации сельского поселения, представителей общественных организаций и предприятий-партнёров, наших постоянных читателей — библиотеке был присвоен статус модельной библиотеки. Честно сказать, к этому событию испытываю двойственное отношение. С одной стороны, я не вижу необходимости введения термина «модельная» в нашу профессию. Быть образцовыми, качественно укомплектованными, стремиться соответствовать лучшим стандартам, иметь современное компьютерное оборудование — ко всему этому библиотеки стремились всегда. Все мы знаем, что материальная база очень переменчива: сегодня лучше, а завтра, в силу совершенно не зависимых от воли библиотекарей обстоятельств, может быть гораздо хуже. А с другой стороны, я хорошо понимаю, что почётный статус «модельная библиотека» — это не медаль, не награда, а большая ответственность, это своего рода, как у спортсменов, достигнутая «планка», которую ты взял, и ниже уже никак нельзя. Вот удержать эту позицию — главная моя задача как руководителя.

Летние межнациональные лагеря были организованы на базе библиотеки? Как реализовывался этот проект?

Удачная, на мой взгляд, мысль поработать в этом направлении пришла однажды директору нашей Сургутской районной ЦБС Ольге Альбертовне Зыряновой. В 2013 году был написан проект «Летний межнациональный лагерь «Под одним небом». Депутатского одобрения он не получил, и нам пришлось воплощать его в жизнь теми силами и материальными возможностями, которыми располагали. Главная идея проекта — используя современные технические и интеллектуальные возможности библиотеки, донести до сердца и разума каждого ребёнка, что любой народ нашей большой и многонациональной страны по-своему уникален, имеет, свято бережёт и старается передать из поколения в поколение свои обычаи и традиции, поёт свои по-особенному красивые песни, слагает свои мудрые народные сказки.

В рамках проекта были написаны сценарии мероприятий, которые мы реализовали с детьми, посещающими летний пришкольный лагерь: познавательно-творческий час «Раскрасим мир радугой красок», направленный на развитие у детей чувства товарищества; час мастерства по изготовлению национальных костюмов с помощью аппликации и раскрашивания «Мы все такие разные, но дружба нам нужна»; игра-путешествие с элементами психологической разгрузки «Лучше добрым быть!»; спортивные состязания с элементами национальных подвижных игр «Один за всех и все за одного», конкурс рисунков на асфальте «Зажги звезду добра».

 Все эти мероприятия объединяла одна цель — формирование таких качеств, как умение дружить, общаться в многонациональном коллективе, сопереживать и поддерживать друг друга, совместно выполнять какое-либо задание, участвовать в командном состязании, трудиться единым коллективом.

За реализацию этого проекта в 2014 году Солнечной модельной библиотеке была присуждена премия Губернатора округа «За вклад в развитие межэтнических отношений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре». А в 2015 году мы эту работу повторили, но уже с другой группой детей и, к счастью, при финансовой поддержке депутата Думы ХМАО — Югры Александра Анатольевича Крыгина.

С какими сложностями Вы сталкиваетесь как руководитель сельской библиотеки?

Самое сложное в руководящей работе — это найти индивидуальный подход к каждому сотруднику, чтобы коллектив был единой командой, работающей дружно, в унисон, чтобы каждый работал не для удовлетворения только личных амбиций, хотя в разумных пределах здоровые амбиции должны быть, а трудился на имидж библиотеки в целом. Словом, не открою Америки, «кадры решают всё». А коллектив в нашей библиотеке хороший, дружный. Каждый человек хорош по-своему.

О нелегкой жизни сельских библиотек сегодня говорится много: проблемы с финансированием (в частности, комплектования), оптимизация… Как обстоят дела у Вас?

Я бы не сказала, что сельским библиотекам живётся очень трудно, во всяком случае — не в Ханты-Мансийском автономном округе. У нас стабильное комплектование, пусть не в большом объёме, но достаточно качественное, а это важнее. Наши читатели не страдают от дефицита книг современных авторов. Да, иногда возникают временные сложности, но они, к счастью, не глобальные. В нашей Сургутской районной централизованной библиотечной системе активно ведётся работа по поиску дополнительных финансовых возможностей. Мы пишем проекты, отправляем их депутатам, и это даёт положительные результаты. За последние пять лет были одобрены и получили финансовую поддержку три наших проекта. Это дало возможность пробрести компьютеры, библиотечную мебель, кукольный театр и развивающие игры.

Кто сегодня приходит в Солнечную модельную библиотеку, что хочет получить от библиотеки Ваш читатель?

Как и в любой другой библиотеке, у нас есть костяк книголюбов. Это люди, которые ходят к нам уже много лет. Их вкусовые пристрастия мы хорошо знаем, стараемся приглашать на открытие выставок книжных новинок. Существуют в нашей библиотеке две «Аллеи читательских звёзд» — на видном месте мы располагаем фотографии самых активных читателей. Если «чемпионы по чтению» среди взрослой аудитории — это более постоянная группа, то среди детей лидерские позиции сохраняют примерно 50% ребят. Ещё ровно 10 лет назад мы с гордостью отмечали, что к нам в равной степени ходят как любители чтения, так и учащиеся школ, колледжей, техникумов, вузов. Сегодня этим похвастаться уже нельзя. Достаточно активно приходят дети школьного возраста, большей частью для получения программной литературы. Студенты учебных заведений посещать библиотеку стали гораздо реже.

У ребят младшего школьного возраста большой популярностью пользуется Комната сказок. Это единственное место в нашем посёлке, где можно встретиться с друзьями, одноклассниками и в уютной обстановке полистать книги, журналы, порисовать, поиграть в интересные, развивающие игры. Очень востребованы у жителей посёлка курсы компьютерной грамотности по программе «e-Citizen — Электронный гражданин», рассчитанные для людей с ограниченными возможностями. Обучение в библиотеке ведётся с 2010 года. За это время полный курс прошли 102 человека. Обучаем малыми группами — в среднем по четыре человека.  Выпускники курсов становятся, как правило, друзьями библиотеки. Приходят к нам за разными консультациями или просто почитать. В библиотеке есть возможность бесплатно пользоваться сетью Интернет. Эта услуга одинаково хорошо востребована как среди детей, так и среди взрослых.  

Исходя из работы Вашей библиотеки: на Ваш взгляд, люди стали меньше читать? Считаете ли Вы, что цифровые книги конкурируют с бумажными?

Читать меньше люди не стали. Они немного меньше посещают библиотеки. Посмотрите, как процветает сегодня книгоиздательская деятельность, цены на печатные издания не падают, а растут. Значит, их покупают, значит, по-прежнему читают. Я работаю в поселковой библиотеке длительный период времени. Работала, когда ни компьютеров, ни тем более Интернета и в помине не было. И когда сейчас слышу от давних знакомых утверждение, что сейчас книги не нужны — всё можно найти в Интернете, и они там читают, вынуждена, про себя, им не поверить, так как и двадцать лет назад эти люди в библиотеку не ходили. Просто чтение им не интересно. Что касается конкуренции печатных и цифровых книг, то она, конечно же, существует. И в нашей библиотеке есть случаи, когда люди, активно посещавшие нас много лет, перешли на электронные книги. Да, для нас библиотекарей это печально…

А Вы находите время читать? Каковы Ваши литературные вкусы?

Я очень люблю читать, жалко, что времени на это действительно не хватает. У меня всегда есть очередь из книг, которые ждут своего прочтения. Предпочтение отдаю историческим романам. Мне нравятся книги, которые оставляют след в душе, дают пищу для размышления. Более десяти лет веду учёт прочтённым книгам, ставлю оценки, выписываю понравившиеся строчки. Есть произведения, к которым я обязательно вернусь, чтобы прочесть не спеша, более вдумчиво.

Библиотекарю просто необходимо много читать, иначе он ничего не сможет порекомендовать читателю. А ведь книжный поток сегодня очень велик. Кто, если не мы, библиотекари, должен помочь людям разобраться в этом потоке, найти лучшее?  Это наше предназначение, этого от нас ждут читатели.

Как стимулировал работу Вашей библиотеки (с точки зрения разработки новых проектов, например) объявленный в России Год литературы?

Безусловно, было радостно узнать об объявлении 2015 года Годом литературы. Эта наша тема, вся деятельность библиотекарей связана с литературой. Солнечная модельная библиотека участвовала в реализации корпоративного проекта «Декады чтения «Золотое перо». Главная идея проекта — посвятить какому-либо направлению или жанру литературы определённый месяц в году. Например: январь — декада классической повествовательной формы (одно из главных мероприятий декады — литературная гостиная «Тихий Дон — казачья слава»); февраль — декада лирической поэзии (провели музыкально-поэтическую композицию «А знаешь, всё ещё будет…»); март — декада детской художественной литературы (прошла презентация книги С.П. Пивоварова «Добрый день, весёлая минутка») и т.д. Этот проект позволил каждой библиотеке, в том числе и нашей, проявить себя без каких-либо ограничений, как говорится, «у кого на что фантазии хватит». Здесь абсолютный размах для творчества.

Вы уже принимали участие в крупных мероприятиях РБА: Всероссийском библиотечном конгрессе в Тюмени, Форуме публичных библиотек в Ульяновске. Как оцениваете этот опыт?

Участие в таких крупных общероссийских мероприятиях не может пройти без пользы. Хотя бы потому, что, слушая выступления, посещая библиотеки, невольно сравниваешь свою работу с профессиональной деятельностью других коллег, анализируешь и понимаешь, какую нишу по шкале профессионализма занимает твоя библиотека наряду с другими. Это сопоставление важно для дальнейшего развития в целом.

На Всероссийском библиотечном конгрессе в 2011 году в Тюмени на заседании Секции сельских библиотек я выступала с докладом «Реализация программы «Электронный гражданин» в библиотеке семейного чтения п. Солнечный Сургутского района», делилась опытом своей библиотеки. Возможно, моё выступление тоже для кого-то послужило толчком для дальнейшего движения вперёд.

Мы надеемся, что участие в V Всероссийском форуме публичных библиотек, в предстоящем Всероссийском библиотечном конгрессе РБА в Калининграде в качестве победителя III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года» станет для Вас особенно продуктивным.

Я благодарна учредителям конкурса — РБА и Министерству культуры — за эту возможность.

Спасибо Вам за разговор.

Беседовала Виктория Владиславовна Мещерякова,

член Оргкомитета III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года»

 

Оргкомитет III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года»

27.01.2016

Новости