Поиск по сайту

Вопросы развития НЭБ обсуждались на заседании Совета по культуре при председателе Госдумы РФ

24 ноября 2015 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялось очередное заседание Совета по культуре при Председателе Госдумы. Его участники — депутаты, представители федеральных органов исполнительной власти, руководители ведущих российских библиотек, деятели культуры и искусства, обсудили вопросы развития Национальной электронной библиотеки.

Председатель Госдумы С. Е. Нарышкин напомнил, что идея создания НЭБ появилась более 10 лет назад. Ее авторами стали три крупнейшие федеральные библиотеки — Российская государственная, Российская национальная и Государственная публичная научно-техническая библиотека. Задача создания НЭБ нашла отражение в майских указах Президента РФ В. В. Путина, а полтора месяца назад в Госдуму поступил законопроект о развитии национальной электронной библиотеки, который теперь готовится к первому чтению.

«Эксперты отмечают и достоинства проекта, и указывают на возможные упущения», — отметил С. Е. Нарышкин, подчеркнув, что дискуссия поможет депутатам в работе над текстом, а правоприменителям — в реализации будущего закона.

В качестве члена Совета по культуре при Председателе Госдумы РФ принял участие генеральный директор Российской национальной библиотеки А. В. Лихоманов.

Заместитель председателя Комитета по культуре З. Я. Рахматуллина сообщила, что реализация столь масштабной новации в сфере библиотечного дела потребует внесения многочисленных изменений в законы о библиотечном и об архивном деле, о музейном фонде, об обязательном экземпляре документов. Внесенный в Госдуму законопроект формулирует цели создания НЭБ, принципы ее формирования, определяет статус участников и пользователей системы, закрепляя право доступа граждан к ресурсам библиотеки.

В то же время, по словам З. Я. Рахматуллиной, принятие законопроекта требует серьезной предварительной аналитической работы для детализации вопросов создания и функционирования НЭБ. В частности, следует установить приоритеты формирования фондов НЭБ, а также основные принципы и методы отбора информационных ресурсов. Учитывая, что круг участников не ограничен, целесообразно отразить в законодательстве необходимость координации работ по формированию фондов НЭБ и разработать механизмы имущественных отношений в рамках создания и использования контента. Кроме того, важно предусмотреть возможность доступа к НЭБ не только граждан, но и организаций, включая систему межбиблиотечного взаимодействия с российскими и зарубежными библиотеками. Следует также уделить должное внимание вопросам защиты информации от утраты, искажения и несанкционированного копирования. При этом крайне важен вопрос соблюдения авторских прав.

Генеральный директор Российской государственной библиотеки А. И. Вислый сообщил, что «все современное знание» на русском языке сосредоточено в двух российских национальных библиотеках. Цель Национальной электронной библиотеки — сделать это знание доступным в электронном виде. Но при существующих законодательных ограничениях в фонды НЭБ, по словам А. И. Вислого, могут не попасть лучшие переводы зарубежной классики и книги, изданные ограниченным тиражом. Таких книг десятки тысяч, они должны составить основу НЭБ, но в рамках действующих требований Гражданского кодекса по каждому случаю придется отдельно договариваться с правообладателями.

Признавая необходимость баланса между правообладателями, библиотеками и конечными пользователями, А. И. Вислый высказался за внесение в Гражданский кодекс «точечных изменений», которые бы способствовали дальнейшему развитию библиотек.

Первый заместитель министра культуры В. В. Аристархов пояснил, что НЭБ как федеральная государственная информационная система делится на две части: открытую, то есть доступную в Интернете, и закрытую, ресурсы которой доступны только в помещении библиотек. Часть изданий, по словам В. В. Аристархова, может предоставляться на платной основе, что позволит соблюсти интересы правообладателей.

По его словам, требуют правовой проработки такие вопросы, как создание сводного каталога оцифрованных и неоцифрованных книг, развитие поисковой системы, взаимодействие с другими библиотеками, определение мест хранения контента, создание резервных копий и удобочитаемых форматов файлов.

В то же время представитель Министерства призвал депутатов избегать чрезмерной регламентации на уровне закона, пообещав, что многое будет решено в подзаконных актах.

Заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В. В. Григорьев отметил, что для России, где ежегодно выпускается 100 тысяч книг, а система их распространения была разрушена 20 лет назад, НЭБ призвана обеспечить беспрецедентную возможность доступа ко всему многообразию книжной культуры. Вместе с тем, по его словам, требует отдельного взвешенного решения вопрос обеспечения доступа к тем ресурсам, которые пока доступны только в стенах библиотеки. При этом издательское сообщество не должно пострадать. Вопрос сложный, но решаемый, уверен В.Григорьев.

Заместитель министра образования и науки Л. М. Огородова подчеркнула, что проект НЭБ откроет образовательным и научным организациям, учащимся, учителям и ученым широкий доступ к информации. Такой доступ она предложила предоставлять на базе интернет-ресурса Государственной публичной научно-технической библиотеки.

Подытоживая дискуссию, С. Е. Нарышкин пришел к выводу, что концепция закона о развитии НЭБ не вызывает сомнений, и предложил в декабре вынести документ на первое чтение, а затем поработать над поправками.

В продолжение заседания Совета его участники обсудили правовое регулирование вопросов интеллектуальной собственности.

«Авторские права в современном обществе и правовом государстве должны быть безусловно и надежно защищены. Вопросы защиты интеллектуальной собственности имеют особое значение для развития российской культуры. В Госдуме текущего созыва немало сделано для укрепления правовой базы, созданы защитные механизмы, которые уже действуют», — сказал С. Е. Нарышкин, пообещав, что работа будет продолжена в интересах и авторов, и правообладателей, которые «должны чувствовать свою защищенность», иметь доходы и источники финансирования дальнейших творческих планов.

Заместитель Председателя Госдумы С. В. Железняк напомнил, что в текущем году вступил в действие второй «антипиратский» закон, распространяющий защиту на все виды авторских прав за исключением фотографий. Практика его применения доказывает эффективных принятых норм.

Однако регулирования требуют защита фотоизображений, определение величины авторского вознаграждения, справедливое распределение доходов от творческой деятельности.

С. В. Железняк предложил создать рабочую группу, которая определит дорожную карту дальнейшей защиты авторских прав.

Министр культуры В. Р.  Мединский, коснувшись практики применения закона, рассказал о предпринятых им попытках удалить собственные книги со всех пиратских ресурсов. «В 90% случаев это получалось сразу, в 10% — потребовало многомесячного затратного судебного процесса», — признался он и предложил ужесточить закон в отношении блокировки пиратских сайтов.

Дискуссия показала, что на фоне действия антипиратского закона возрос интерес к распределению доходов от законного использования авторского контента.

Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Л. Л. Левин признал необходимость повышения прозрачности в части выплаты авторских вознаграждений. Необходимо ввести четкие правила в отношениях между правообладателями и управляющими их правами, уверен он.

По итогам обсуждения принято решение создать рабочую группу по подготовке дорожной карты дальнейшего совершенствования антипиратского законодательства.

В заседании также принимали участие руководитель Федерального архивного агентства А. Н. Артизов, вице-президент Российского книжного союза О. Е. Новиков и др.

 

Источник: по материалам сайта Государственной Думы Российской Федерации

25.11.2015

Новости