Библиотекари и педагоги Москвы обсудили роль молодежных библиотек в условиях внедрения ФГОС
8 октября 2015 года Центральная городская молодежная библиотека имени М. А. Светлова в Москве провела конференцию для библиотекарей, методистов и учителей «Грамотный читатель — творческий ученик — успешная личность», посвященную роли молодежных библиотек в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. Конференция стала площадкой для свободного и конструктивного диалога между представителями сферы образования и библиотечным сообществом. Участники конференции получили много полезной информации о тенденциях современного образовательного процесса, принципах компетентностного подхода, заменившего в последние годы «знаньевый», а кроме того, смогли установить полезные контакты, необходимые для разработки новых эффективных культурно-просветительских проектов.
В чем принципиальная новизна Федерального государственного образовательного стандарта? Е. А. Асонова — заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета, сумела дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Прежде всего в том, что образование адаптируется к условиям информационного общества. Школьный учитель больше не транслятор, но организатор работы с новым знанием — тьютер. Его задача, в первую очередь, заключается в развитии у учащихся способности находить и критически оценивать нужную информацию, перерабатывать ее и применять полученные сведения для решения практических задач.
Выступление Е. А. Асоновой вызвало немало вопросов: большинству присутствующих не так легко было в один миг отказаться от стереотипов, представить себе образовательный процесс как совместный поиск решения проблемы учителя и ученика. Однако выяснилось, что некоторые представители библиотечного сообщества имеют опыт разработки просветительских проектов нового поколения.
О замечательном проекте «Новое слово — новый взгляд» рассказала Е. А. Пахомова — директор ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО» Библиотеки № 8 им. А.П. Чехова. Участники проекта — студенты художественных вузов — целенаправленно читают художественные произведения, чтобы проиллюстрировать их. 2014 года был связан для проектантов с именем А. Платонова. В 2015 году вниманию участников проекта была предложена вся современная русская литературы. И не только книги. Библиотека организовывала встречи студентов с писателями, конференции, круглые столы, потому что молодому человеку зачастую трудно понять истинный смысл произведения. Дискуссии на литературные темы, новый социальный и эстетический опыт нашли отражение в глубоких, прочувствованных иллюстрациях. Кроме того, студенты открыли для себя мир современной литературы, завязали контакты. Теперь их чтение и участие в литературной жизни города будет более осмысленным и заинтересованным.
Возможно ли привлечь к аналогичному проекту школьников? Оказывается, возможно. Опытом организации конкурса рецензий среди школьников поделилась Е. В. Куликова — главный библиотекарь ГБУК г. Москвы «ЦГДБ им. А. П. Гайдара». Все присутствующие согласились с тем, что конкурс рецензий стимулирует развитие не только читательской, но коммуникативной культуры. А навыки создания собственного текста необходимы молодому человеку как для сдачи ГИА и ЕГЭ, так и в дальнейшей социальной и профессиональной практике.
В продолжение темы подготовки к экзаменам интересно прозвучало выступление О. В. Сененко — ведущего научного сотрудника лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета, рассказавшей о возможностях самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ в пространстве библиотеки. Что для этого нужно? Квалифицированная помощь библиотекаря! Современный библиотекарь должен быть в курсе того, как год от года трансформируются контрольно-измерительные материалы, какие словари нужно использовать при подготовке, знать проблематику экзаменационных текстов и названия коротких и актуальных современных произведений, из которых ребята смогут взять аргументы для сочинения. Яркая, эмоциональная презентация убедила гостей конференции: от библиотекаря до тьютера в наше время всего один шаг.
Методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы обратил внимание участников конференции на тот факт, что реализация просветительской миссии библиотекаря в новых условиях заметно облегчена. Специальный конструктор разработки уроков представлен на сайте
Оксана Алексеевна Деева,
ведущий методист