Поиск по сайту

Универсальный инструмент развития

Важные вопросы развития российской конгрессно-выставочной отрасли были в центре внимания участников круглого стола «Состояние и перспективы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации», который прошел в Совете Федерации.

Большой интерес вызвал доклад генерального директора ЗАО «Экспоцентр», председателя комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров Сергея Беднова. Он, в частности, сообщил, что в России ежегодно проводится более 1700 выставок в формате В2В суммарной площадью свыше 2 млн кв. м. В них принимает участие около 140 тыс. российских и 20 тыс. зарубежных экспонентов.

На территории России функционирует 44 выставочных комплекса общей закрытой площадью 710 тыс. кв. м. Много это или мало?

По числу выставок - это слишком много, а по числу выставочных центров и размеру их площади - очень мало, учитывая масштабы нашей страны. Это всего 2% от мировой выставочной площади. Для сравнения: в США этот показатель достигает 20%, в Китае - 15%, в Германии - 10%.

По экспертным оценкам оборот выставочного рынка России в 2012 году составил порядка 730 млн долларов, что ставит страну на 7-е место в мире. Несмотря на огромный рынок и большой экономический потенциал, по размеру выставочного рынка Россия отстает от таких стран, как Германия, Франция, Великобритания и Китай в два-три раза, а от США - в шестнадцать раз.

Сергей Беднов указал, что выставочная деятельность является одним из важнейших инструментов экономической политики любой промышленно развитой страны. Выставки способствуют продвижению товаров и услуг, модернизации и диверсификации промышленного производства, экспорту высокотехнологичной продукции и привлечению инвестиций.

При этом в последние годы выставочная деятельность в России превратилась в динамично развивающийся сегмент отечественной экономики, указал он далее. Организаторы берут на вооружение лучшие мировые выставочные технологии и достижения. Создается качественный и конкурентоспособный продукт, то есть выставки. Многие национальные выставочные бренды стали привлекательными активами для зарубежных игроков, проявляющих нарастающий интерес к российскому выставочному рынку.

Несмотря на то, что экономический кризис 2008 года нанес серьезный урон выставочному рынку России, высокие темпы его восстановления позволили уже в 2012 году достичь докризисного уровня.

Активными участниками развития выставочной индустрии стала система торгово-промышленных палат. 53 региональных и 38 муниципальных торгово-промышленных палат занимаются выставочной деятельностью. За 10 лет объем выставочных услуг, предоставляемых палатами, вырос почти в 15 раз - с 75 млн рублей в 2001 году до 1 млрд 90 млн рублей в 2012 году.

Главными направлениями стратегии развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России в настоящее время являются совершенствование нормативно-правового регулирования отрасли и создание современной выставочной и конгрессной инфраструктуры в регионах.

В то же время в интересах дальнейшего развития необходимо совершенствование действующего законодательства. В частности, действующая нормативно-правовая база не в полном объеме регулирует вопросы развития выставочной и конгрессной деятельности, поэтому необходимо принять единый нормативно-правовой акт на федеральном уровне, закон «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».

Это позволило выработать единую государственную политику в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, определить порядок и формы государственной поддержки отрасли, систематизировать комплекс вопросов, связанных с участием Российской Федерации в национальных, международных, всемирных, универсальных и специализированных выставках и коллективных экспозициях.

 

Новости