Поиск по сайту

«Библиотекарь года» в контексте конкурсной деятельности РБА

Автор: В.В. Мещерякова

В Российской библиотечной ассоциации этой весной идет активная работа, связанная с проведением Всероссийского конкурса «Библиотекарь года», который стартовал в мае (см. предыдущий номер журнала). Это первый конкурс профессионального мастерства под эгидой РБА, но далеко не первое конкурсное мероприятие, которое состоялось при участии организации, объединяющей ведущие силы библиотечного сообщества. Проследим за тем, как почву для появления новой инициативы подготовили мероприятия, проходившие на протяжении последней дюжины лет.

Конкурсы как одна из сфер деятельности ассоциации впервые были упомянуты еще в уставе РБА, утвержденном в 1995 году. Во-первых, в перечне направлений научной и практической деятельности, точнее, в числе мероприятий, предназначенных для решения теоретических и практических задач библиотечного дела. Во-вторых – в сведениях о правовом положении и средствах: «РБА имеет право… проводить конкурсы с вручением наград и премий»[1].

За первые несколько лет своей работы, до 2000 года РБА проявляла скромную активность в сфере конкурсной деятельности. К Конкурсу научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению, который проводится раз в два года с 1978 года, ассоциация примкнула в 1998 году, дабы учредить специальную премию «За лучшую научную работу об общественных движениях, организациях и социальном партнерстве в области библиотечного дела». Это важная инициатива[2], но, поскольку премия имеет тематическую специфику, а круг профессионалов, претендующих на нее, достаточно узок, мы ограничимся кратким упоминанием об участии РБА в этом конкурсе. Тогда же, в 1998 году, были обнародованы планы проведения конкурса «Библиотечная столица России», который впервые состоялся в 2000 году и с тех пор проводится ежегодно без формального положения и утвержденной процедуры. Заявки поступают от властей различных регионов (хотя инициатива принадлежит обычно библиотекам). Эти мероприятия в конкурсной деятельности ассоциации стоят особняком.

С самого начала этого века число конкуров, проведенных по инициативе и(ли) при участии РБА, увеличивается. С.А. Мамаева в книге «Российская библиотечная ассоциация: единство в действии», рассматривает подобные мероприятия в русле профессиональной деятельности конкретных Секций и Круглых столов ассоциации[3]. При обязательном учете этого фактора, возможно, имеет смысл воспользоваться критериями, выработанными специалистами отрасли, и попробовать распределить конкурсы по типам. Это позволит составить общее представление о политике Российской библиотечной ассоциации в этом направлении.

Все конкурсы под эгидой РБА проводятся на федеральном уровне и именуются всероссийскими. Они образуют две основные подгруппы: продолжающиеся и разовые. Если использовать типологию, предложенную председателем Секции РБА «Молодые в библиотечном деле» и главного редактора одноименного журнала Т.С. Макаренко в статье «Конкурс в библиотечном деле: попытка структурирования и анализа»[4], в сферу интересов Ассоциации попадают библиотечные и – в гораздо меньшей степени – партнерские конкурсы. В группе библиотечных широко представлены научно-проектные конкурсы (на лучшую научную работу, конкурс проектов, конкурс идей), но не задействованы конкурсы библиотек (например, «Библиотека года») и – до последнего времени – конкурсы профессионального мастерства (например, «Библиотекарь года»). Стоит отметить, что конкурс мастерства способен стать своего рода обобщением, вбирая в себя значимые составляющие научно-проектных конкурсов и акцентируя внимание на достижениях конкретного библиотекаря, что является очевидным стимулом для специалистов библиотечной сферы. Представляется, что научно-проектные конкурсы РБА обеспечили достаточный массив наработок, и «Библиотекарь года» имеет все шансы стать точкой отсчета для нового этапа конкурсной деятельности ассоциации. Рассмотрим в общих чертах основные конкурсы-предшественники.

Наиболее крупный среди продолжающихся научно-проектных конкурсов –  «Современные тенденции в обслуживании читателей», который был впервые организован в 2000 году Секцией публичных библиотек РБА. Председатель секции С.Ф. Бартова отмечала: конкурс сразу «доказал, что российские библиотеки активны, востребованы читателями и готовы к профессиональному общению», а также «позволил маленьким библиотекам заявить о себе, проверить свои силы и поверить в себя»[5].

На первый конкурс могли быть представлены работы, выполненные в любом жанре и представляющие собой описания моделей действующих библиотек; проектные (концептуальные) разработки библиотек; организационные, методические разработки по отдельным направлениям деятельности библиотек; результаты внедрения в практику инноваций; описание продукции и услуг библиотек. Поскольку идея оказалась актуальной, было принято решение сделать конкурс традиционным и проводить его раз в два года, конкретизировав тему.

Темы проведенных конкурсов позволяют получить представление о ключевых «болевых точках» библиотечной жизни первого десятилетия нового века: «Изучение читателей и чтения в современных публичных библиотеках» (2002-2003); «Непрерывное образование библиотекарей» (2004-2005); «Организация партнёрства в поддержку чтения» (2006-2007); «Роль библиотек в поддержку семьи и в сохранении традиций семейного чтения» (2008-2009); «Интеграция муниципальных библиотек в социальную жизнь местного сообщества» (2009-2010).

Тогда же Секция публичных библиотек учредила крайне своевременный Всероссийский конкурс веб-сайтов муниципальных библиотек. Впервые он был организован в 2003-2004 годах под названием «Всероссийский конкурс веб-сайтов муниципальных библиотек» и ознаменовал первую попытку подступиться к актуальной теме. Организаторы, подводя итоги, заявили о том, что в ходе конкурса были «запущены» в Интернет «несколько десятков библиотечных сайтов, появились страницы о муниципальных библиотеках на сайтах многих областных, краевых, национальных библиотек». Это был «редкий случай, когда для библиотек участие в конкурсе было не менее важно, чем победа. Ведь только в течение двух месяцев открытого голосования в Сети их сайты могли увидеть более семи тысяч пользователей Интернета»[6].

Спустя два года на 10-й юбилейной конференции РБА было объявлено о проведении конкурса-преемника, который был задуман как логическое развитие инициативы. Хронологию было решено отсчитывать именно от нового, первого Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек, после которого последовали второй и третий. Организаторы рассчитывали с помощью конкурса содействовать реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, являющейся общественным достоянием; популяризировать интернет-технологии среди библиотечного сообщества, содействовать расширению пользовательской аудитории библиотечных сайтов и обеспечению условий для межбиблиотечного профессионального общения посредством Интернет.

Среди продолжающихся научно-проектных конкурсов три организуются при участии Секции РБА «Молодые в библиотечном деле» и направлены на поддержку молодых специалистов. Это конкурс на лучшую научную работу молодых ученых и специалистов в области библиотечного дела; конкурс инновационных проектов «Свершения и мечты молодых библиотекарей России»; конкурс молодежных профессиональных библиотечных объединений «Лидер молодежного библиотечного движения».

Как отмечает Т.С. Макаренко, инициатором Всероссийского конкурса на лучшую научную и прикладную работу молодых ученых и специалистов в области библиотечного дела, который был объявлен в 1993 году, впервые стала общественная организация – Библиотечный благотворительный фонд. «До этого в системе научных конкурсов в области библиотечного дела не существовало мероприятия, которое бы давало толчок развитию творческой активности молодых ученых и специалистов, подводило итог определенного этапа их научной деятельности»[7]. Конкурс был задуман как целостная система профессиональной и социальной поддержки молодых специалистов (включая послеконкурсное патронирование). Учредителем или спонсором могла стать любая сочувствующая организация и учреждение, за первые десять лет к работе подключились представители государственных ведомств, коммерческих структур, общественных организаций, профессиональной прессы, библиотек всех уровней. После 2003 – юбилейного – года мероприятие сменило название на Всероссийский конкурс научных работ и инновационных проектов молодых ученых и специалистов в области библиотечного дела.

В рамках Форума молодых библиотекарей России проводятся конкурсы «Свершения и мечты молодых библиотекарей России» и «Лидер молодежного библиотечного движения». Т.С. Макаренко причисляет их к двум типам конкурсных мероприятий – развивающих (результатом проведения которых является новое научное знание и новые прикладные разработки, новые информационно-библиографические продукты) и итоговых (на которых подводятся итоги и рассматриваются результаты деятельности молодежных библиотечных объединений за определенный период).

Еще один важный научно-проектный Конкурс среди библиотек, обслуживающих незрячих пользователей (название меняется), с 1997 года раз в два года организует Секция библиотек, обслуживающих инвалидов. В большинстве случаев библиотеки предоставляют на конкурс издания для инвалидов по зрению и программы по продвижению чтения, что отражено и в названиях, например: V Всероссийский конкурс на лучшую творческую работу по продвижению книги в среду незрячих (2006 г.); VI Всероссийский конкурс на лучшую творческую работу по теме «Книга и инвалиды по зрению: организация семейного чтения», посвященного 200-летию со дня рождения Луи Брайля (2008 г.); VII Всероссийский конкурс на лучшее издание для слепых и слабовидящих, посвященный 65-ле­тию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 2010 г. По мнению Н.И. Сафаргалеева, директора Центра чтения и доступа к информации инвалидов по зрению на региональном и межрегиональном уровнях, эти конкурсы стали «мощным толчком в издательской деятельности региональных специальных библиотек… Регулярно проводимые конкурсы позволили разнообразить и обогатить книжные фонды библиотек и поднять престиж издательской деятельности библиотек для слепых»[8].

Таким образом, секции Российской библиотечной ассоциации, организовывая периодические научно-проектные конкурсы, уделяют внимание ключевым аспектам жизни библиотечного сообщества: проектным, методическим разработкам, включая внедрение инноваций в практику обслуживания читателей; созданию и продвижению интернет-ресурсов; поддержке молодых специалистов библиотечной отрасли; совершенствованию библиотечной работы по обслуживанию инвалидов.

Среди разовых конкурсов, в организации которых были задействованы секции РБА, также были научно-проектные мероприятия, уделявшие внимание важнейшим аспектам библиотечной жизни.

Конкурс «Лучшее в библиотеках России» был учрежден по инициативе Всероссийской политической партии «Единая Россия» в соответствии с посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2007 года. Речь в нем шла о необходимости «на новой, современной основе возродить в стране библиотечное дело», учитывая, что «уникальная библиотечная система, равной которой не было в мире… за долгие годы недофинансирования… пришла в упадок»[9]. Тема была сформулирована следующим образом: «Участие молодых библиотекарей в развитии социального партнерства „Библиотеки – общество“». Организаторы – Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российская государственная юношеская библиотека, секция Российской библиотечной ассоциации «Молодые в библиотечном деле», Некоммерческое партнерство «Мир Традиций». На практике, это был конкурс социально значимых проектов среди молодых сотрудников библиотек с охватом тем от утилизации отходов до преодоления гендерных стереотипов и поддержки несовершеннолетних матерей. Председатель жюри М.Д. Афанасьев, директор ГПИБ России и Т.С. Макаренко, член жюри и председатель Секции РБА «Молодые в библиотечном деле» писали: «…Если хотя бы часть из 33 перспективных разработок молодых специалистов региональных библиотек будет внедрена, то вера молодежи в необходимость и значимость их творчества укрепится»[10].

Конкурсы «Мы и книга» и «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры» были направлены на продвижение чтения – это, как известно, актуальное направление работы библиотек во всем мире. Конкурс проектов по продвижению книги и развитию читательской культуры «Мы и книга» был проведен в 2004 году Круглым столом по чтению Российской библиотечной ассоциации, Британским Советом, Некоммерческим Фондом «Пушкинская библиотека», Российской школьной библиотечной ассоциацией при информационной поддержке газеты «Книжное обозрение». Организаторы стремились оказать поддержку творческим формам приобщения к чтению, поддержать региональные инициативы, способствующие повышению престижа чтения и роли библиотеки в обществе, а также обобщить опыт использования современных технологий пропаганды чтения. Подводя итоги, организаторы сделали акцент и на «библиотечной» составляющей проекта: «объявление подобного конкурса вызвало незаурядный интерес и привлекло внимание очень большого количества библиотек, в том числе из крайне отдаленных регионов страны. Это явилось лучшим свидетельством того, что региональные библиотеки – живой, динамичный культурный институт, который не на словах, а на деле реализует самые разные идеи и программы, направленные на развитие читательского спроса и интереса к книге и к библиотеке – связующему звену между широкой читательской аудиторией и литературным наследием»[11].

Конкурс «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры» был организован в 2009-2010 годах Секцией по чтению РБА и Центром чтения Российской национальной библиотеки. Поддержку обеспечили Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Псковская ОУНБ, Центр книги ВГБИЛ имени М. И. Рудомино, ЦГПБ имени В. В. Маяковского, журнал «Библиотечное дело». Это мероприятие привлекло в качестве участников 220 библиотек из 68 субъектов Российской Федерации, таким образом, как отмечали организаторы, «с точки зрения охвата территорий, данный конкурс оказался самым представительным из всех ранее проводившихся конкурсов в области продвижения книги и чтения». Более того: «в течение первого десятилетия XXI века российскими библиотеками разного уровня был накоплен большой опыт создания и использования видеопродукции. Широкое распространение стали получать конкурсы подобных материалов на местном и региональном уровне, однако всероссийский конкурс такой тематики был проведён впервые»[12]. По мнению организаторов, «сегодня продвижение чтения в определённые группы может быть наиболее эффективным при активном сотрудничестве и взаимодействии с этими группами. Поэтому наиболее эффективными и зрелищными оказались те работы, в создании которых принимали участие реальные и потенциальные читатели библиотеки»[13].

В 2009-2010 годах РБА поддержала два крупных общероссийских конкурса экологической тематики: Конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек и Конкурс «Библиотеки – экологической науке и просвещению» среди научных и технических библиотек.

Конкурс-фестиваль продолжил традиции смотров-конкурсов, организуемых под эгидой Российской государственной библиотекой для молодежи в 1995-2006 годах. По словам организаторов – И.Б. Михновой и В.В. Лещинской – «изменение формата конкурса имело веские основания». Сначала на первый план выходила «долгосрочная, конкретная работа по экологическому направлению: «Материал, представляемый библиотекой в 1995–2006 гг., должен был максимально отображать целенаправленность и системность работы, начиная с уставных документов, проектов, программ и заканчивая практическими разработками и пособиями, выводами и планами. На тот момент был важен каждый шаг становления системы экологического просвещения на базе библиотек России, её методическая оснащенность». Конкурс 2009 года стал, фактически, конкурсом инноваций: «Выявить новаторские идеи, свежие подходы, инновационные методы – это главная задача оргкомитета»[14]. В целом, «Конкурс показал: библиотеки России обладают большими информационными, просветительскими и методическими ресурсами, что позволяет говорить о начале становления единой библиотечной системы России по экологическому просвещению. Существует необходимость объединить все библиотечные ресурсы для поддержания государственной политики по формированию экологического сознания населения».

Схожих позиций, очевидно, придерживались и организаторы конкурса «Библиотеки – экологической науке и просвещению». Представительный перечень организаторов включает в себя Российскую библиотечную ассоциацию, Федеральное агентство по науке и инновациям, Комиссию по экологической политике и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, спонсоры – ГПНТБ России и РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева. В качестве главной задачи был заявлен «социально-этический маркетинг информационной деятельности научных библиотек с целью создания единого экологического информационного пространства РБА».

В 2011 году Секция «Краеведение в современных библиотеках», Секция публичных библиотек и Круглый стол «Электронные издания» РБА, а также Российская национальная библиотека и ФГУП НТЦ «Информрегистр» провели Конкурс электронных краеведческих изданий библиотек «Край в формате DVD». Цель – проанализировать информацию о состоянии работы библиотек России по подготовке электронных краеведческих изданий и об их репертуаре, обеспечить более широкую доступность краеведческих информационных ресурсов библиотек, активизировать работу по созданию проектов этой тематики в электронной форме, поспособствовать улучшению качества предоставления информационных услуг по краеведению. Как отмечали организаторы, «необходимость проведения конкурса обусловлена прежде всего тем стратегически важным местом, которое занимают электронные издания  в краеведческой деятельности российских библиотек. В условиях недоступности Интернета для большинства библиотек и их пользователей они остаются самым эффективным способом распространения краеведческой информации»[15]. Конкурс вызвал большой интерес, организаторы предполагают сделать его регулярным и проводить раз в три года.

Как видим, благодаря разовым конкурсам в сфере внимания РБА оказались еще несколько важных тем: помимо активного поощрения молодых специалистов,  которое практикуется и в рамках продолжающихся конкурсов – продвижение чтения, экологическое просвещение, распространение краеведческой информации в цифровом формате .

Специалисты отрасли на протяжении последних лет неоднократно говорили о том, что давно назрела необходимость в проведении ежегодного профессионального мероприятия, которое позволит выявлять наиболее квалифицированных и успешных представителей профессии в масштабах всей России. В частности, например, на Всероссийском библиотечном конгрессе в Перми в прошлом году эту тему подняла Т.С. Макаренко, председатель секции РБА «Молодые в библиотечном деле». А Т.Я Кузнецова, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА тогда же отметила, что учреждение Всероссийского конкурса «Лучший библиотекарь года» должно стать одной из главных задач РБА в области кадровой политики.

Идея была воплощена в жизнь благодаря инициативе президента РБА В.Р. Фирсова. Он возглавил оргкомитет Конкурса, в который вошли специалисты различных секций Российской библиотечной ассоциации.

«Библиотекарь года» вобрал в себя многие из тех направлений научно-проектной работы, на которых было сфокусировано внимание специалистов РБА при проведении вышеупомянутых конкурсов. Профессиональные достижения, которые являются основанием для выдвижения номинанта, охватывают, в частности, такие сферы как повышение доступности информации; формирование и обеспечение сохранности библиотечных фондов; повышение качества и комфортности библиотечных услуг; создание коллекций, информационных ресурсов, имеющих высокое историко-культурное или актуальное социальное значение; привлечение новых читателей в библиотеку.

Среди целей  Конкурса – продвижение социально значимых проектов, в том числе направленных на пропаганду чтения; повышение доступности социально значимой информации посредством библиотечных услуг для населения; внедрение инновационного опыта в библиотечное обслуживание граждан России, а также широкое распространение профессиональных ценностей отрасли и высоких стандартов качества библиотечного обслуживания.

С.А. Мамаева, член оргкомитета Конкурса, рассуждая на Конференции «Крым – 2012» в Судаке о необходимости проведения конкурса профессионального мастерства под эгидой РБА, озвучила еще более глобальную цель: «Организация подобного конкурса обязательно сопровождается пиар-кампанией, что способствует привлечению внимания общества и власти к самому факту существования библиотек и к их проблемам. А это весьма актуально для нашей профессии, которая самым парадоксальным образом, во все времена являясь общественно значимой, одновременно остается социально недооцененной». Сложно не согласиться с последним утверждением, поэтому хочется надеяться, что «Библиотекарь года» станет не только эффективным инструментом поощрения специалистов, но будет регулярно напоминать широкой общественности о библиотечной профессии, существующей нынче, мягко говоря, не в самых благоприятных условиях.



[1] Устав Российской библиотечной ассоциации / Рос. библ. ассоц. – СПб. : Рос. нац. б-ка, 1995. – С. 14

[2] Подробнее см. Фирсов В.Р. РБА отмечает победителей // Библиотечное дело. 2011. № 12. C. 7

[3] Мамаева С. А. Российская библиотечная ассоциация: единство в действии / С. А. Мамаева ; науч. ред. В. Р. Фирсов ; Рос. библ. ассоц. СПб. : Рос. нац. б-ка, 2010. C. 247-257

[4] Макаренко Т.С. Конкурс в библиотечном деле: попытка структурирования и анализа // Молодые в библиотечном деле. – 2004. – № 9-10. – С. 3-24

[5] Роль секции публичных библиотек РБА в развитии муниципальных библиотек / С.Ф. Бартова // Публичные библиотеки в зарубежных странах: Информ. сб. – 2003. – С.12

[6] Положение и итоги Всероссийского конкурса веб-сайтов муниципальных библиотек за 2003-2004 гг. [Электронный ресурс] // Сайт Российской библиотечной ассоциации. Режим доступа: http://www.rba.ru/content/activities/tenders/site/2003_2004.pdf

[7] Макаренко Т.С. Конкурс в библиотечном деле: попытка структурирования и анализа // Молодые в библиотечном деле. – 2004. – № 9-10. – С. 17

[8] Доклад Н.И. Сафаргалеева на заседании Секции библиотек, обслуживающих инвалидов (XII Ежегодная сессия Конференции РБА Брянск, 14-19 мая2007 г.) [Электронный ресурс] // Сайт Российской библиотечной ассоциации. Режим доступа: http://www.rba.ru/content/activities/section/03/publ/2007/3.pdf

[9] Послание Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Президента Россйской Федерации. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2007/04/26/1156_type63372type63374type82634_125339.shtml

[10] Афанасьев М.Д., Макаренко Т.С. Конкурс «Лучшее в библиотеках России» — показатель профессиональной зрелости молодых в библиотечном деле // Молодые в библиотечном деле. – 2008. – №№10-11. – C. 40

[11] Муравьева Е.Г. Итоги конкурса «Мы и книга» // Информационный бюллетень РБА. – № 33. – C. 84

[12] Ялышева В.В., Степанова А.С. Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры. К итогам Всероссийского конкурса // Библиотечное дело. – 2011. – № 7. – С. 24

[13] Там же. С. 26

[14] Михнова И. Б. Итоги Общероссийского конкурса – фестиваля по экологической тематике среди публичных библиотек: новые грани и критерии оценки состояния экологического просвещения в библиотеках России / И. Б. Михнова, В. В. Лещинская  // Научные и технические библиотеки. – 2011. – №2. – С.41.

[15] Балацкая Н. М., Трубина Е. И. Край в формате DVD // Мир библиографии. – 2011. – № 4. – С. 76.