Поиск по сайту

09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования

Ежегодные заседания

5-я Ежегодная сессия Конференции РБА

19.05.2000
В работе приняли участие 42 специалиста из 23 субъектов федерации России, а также гости из Эстонии, Латвии, Таджикистана, Казахстана. Было заслушано 10 докладов и сообщений.
На заседании проведены некоторые итоги работы Секции (основные опубликованы в № 16 Информационного бюллетеня РБА) а также обсужден широкий круг проблем текущей и перспективной деятельности.
В частности были заслушаны доклады Н.В. Жадько, директора "Школы Рудомино" о деятельности Постоянного комитета по образованию и подготовке кадров ИФЛА. Докладчик справедливо полагает, что необходимо более активное включение России в обсуждение и решение проблем подготовки библиотекарей, требований к профессии на международном уровне (Проект “Рекомендаций к разработке образовательных программ для библитотекарей и специалистов в области информации”, разработанный секцией ИФЛА по образованию и подготовке кадров опубликован в 16 номере “Информационного бюллетеня РБА”).
Обстоятельный анализ состояния работ по подготовке государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по специальности “Библиотековедение и библиография” был сделан Н.И. Гендиной, проректором по научной работе КГАКИ. Автор подчеркнула, что решающим в формировании стандартов должны стать требования к профессии, предъявляемые заказчиками, т.е. библиотеками. И.Л. Полотовская, доцент СПб государственного университета культуры и искусства в русле обсуждения проблем стандартизации рассказала о разработке курса “Общее библиографоведение: отечественное и зарубежное”.
Новым подходом к организации системы дополнительного профессионального библиотечного образования был посвящен доклад Т.Я. Кузнецовой, заведующей кафедрой АПРИКТ.
Значительное внимание в работе секции было уделено развитию альтернативных форм библиотечного образования. В России благодаря поддержке Института открытого общества успешно функционируют "Школа Рудомино" (директор Н.В. Жадько) и открываемые под ее эгидой, методическим и практическим руководством тренинг-центры.
Трубица Г.А., исполнительный директор Новосибирского библиотечного общества рассказала о деятельности одного из них.
Т.М. Некрасова – с.н.с. Российской национальной библиотеки предложила интересные пути взаимодействия Центра непрерывного образования РНБ и Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования, созданного при поддержке фонда Сороса в Новосибирске. Краткая информация о деятельности которого также прозвучала на заседании Ю.Н. Дрешер — директор республиканского медицинского библиотечно-информационного центра Татарстана продемонстрировала учебно-методическую базу, созданную в центре, охватывающую практически все направления повышения квалификации кадров.
Были также подведены итоги пилотажного исследования по кадровым вопросам, проведенного по инициативе Э.Р. Сукиасяна.
Определяя приоритетные направления деятельности , члены секции пришли к следующим выводам:
1. Необходимо активное участие секции в разработке системы стандартов высшего и среднего профессионального образования по библиотечным специальностям. Для реализации этой задачи создается рабочая группа, возглавлять которую взялась Н.И. Гендина. Текст проекта готовящегося в настоящее время стандарта будет помещен на страничке секции на сайте РБА, разослан зарегистрированным членам секции, председателям других секций РБА.
Просим всех организовать обсуждение Проекта и выслать Ваши пожелания по адресу, который будет указан. Обращаем Ваше внимание, что к сожалению, предыдущий вариант стандарта, опубликованный в № 16 Информационного бюллетеня РБА, уже является устаревшим (из-за задержки выпуска из печати).
2. Развитие альтернативных организаций дополнительного образования.
Выработку рекомендаций по организации деятельности центров поствузовского образования по программам проблемно-ориентированного обучения берет на себя Н.В. Жадько — директор "Школы Рудомино", организатор сети тренинг-центров в России. Ею по необходимости будет также сформирована рабочая группа из членов секции.
3. Информационно-методическая поддержка системы поствузовского образования.
В 1999 г. были сформированы Базы данных "Лектор" и "Учебник", (установлены на сайте ГПНТБ СО РАН и РБА)
Первая БД фактографического характера, содержит сведения о преподавателях и тематике проводимых ими занятий, из Москвы, СПб., Новосибирска, Кемерово, Барнаула и т.д. Вторая БД полнотекстовая, включает учебно-методические пособия Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования.
Оперативными задачами для членов секции является: пополнение БД “Лектор” сведениями о лекторах из других регионов страны с целью расширения ее статуса до общероссийского; дополнение БД учебными планами и программами; трансформация БД Учебник в удаленную дистанционно-обучающую систему.
Совместными усилиями должна быть сформирована БД учебно-методических пособий, предназначенных для поствузовского образования.
Необходимо поддерживать в актуальном состоянии страничку секции на сайте РБА.
Курирование этого направления поручено Е.Б. Соболевой (рабочая группа также будет сформирована).
Участники работы секции выразили искреннюю благодарность руководству и сотрудникам библиотеки Тверского государственного технического университета, на базе которого проводилась работа.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что Российская библиотечная ассоциация является общественной организацией и успех ее деятельности во многом зависит от активности и энтузиазма членов секции. Каждая организация, выразившая желание работать по тому или иному направлению должна внести свой вклад в общее дело. Только в этом случае можно будет ожидать реальных результатов.

Председатель Секции Соболева Е.Б.