Поиск по сайту

19. Секция школьных библиотек

Ежегодные заседания

VII Ежегодная сессия Конференции РБА

14.05.2002
Заседание Секции школьных библиотек проходило на базе Ярославского Института развития образования. По ранее достигнутому соглашению с Секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования половина рабочего дня 14 мая прошла в виде совместного заседания двух секций. Обсуждалась проблема повышения квалификации школьных библиотекарей. Присутствовало 55 человек.

В докладе главного редактора газеты “Библиотека в школе” О. К. Громовой “Библиотечная школа. Развитие проекта нетрадиционного повышения квалификации” прозвучало обоснование внедрения занятий в интерактивном режиме: работа в проблемных группах, проведение мастер-классов, деловых игр. Необходимо знакомство библиотекарей с инновационными педагогическими технологиями, внедрение при обучении тестирования и анкетирования.

В сообщениях выступающих содержалась информация о формах повышения квалификации в регионах и отдельных педагогических библиотеках.

В выступлении Л. И. Бондаренко (Ленинградский областной институт развития образования) была раскрыта работа со школьными библиотекарями в условиях их института, акцентировалось внимание на подготовке работников библиотек в условиях информатизации образования.

Председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Е. Б. Соболева (Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН) ознакомила слушателей с информационными ресурсами, созданными их библиотекой, которые могут быть полезны библиотекам и организациям, занимающимся повышением квалификации школьных библиотекарей.

В заседании секции школьных библиотек 15 мая приняли участие 65 человек. Было представлено 10 докладов и 2 сообщения в рамках заявленных тем: “Школьная библиотека: информация, потребность, деятельность”, “Модельный стандарт деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения: к разработке проекта”.

В докладе “Актуальные проблемы работы библиотек общеобразовательных учреждений” О. В. Козлова (ГНПБ им. К. Д. Ушинского) ознакомила участников заседания с рекомендациями секции школьных библиотек Центральной библиотечно-информационной комиссии Минобразования России. Среди рекомендаций:

- необходимость централизованного комплектования школьных библиотек,

- планомерная модернизация школьных библиотек, повышение квалификации библиотекарей в условиях информатизации образования,

- необходимость разработки новых документов для обеспечения перехода от традиционного содержания работы школьных библиотек к их функционированию как центров информационных ресурсов.

В докладе В. В. Елтышевой (Новоуральск, школа № 45) “Модельный стандарт деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения: к разработке проекта” содержалась информация о новых формах работы с учащимися. Слушателей ознакомили с анализом чтения подростков и мерах, предпринимаемых школьной библиотекой для коррекции чтения.

Докладчик предложил акцентировать внимание в “Модельном стандарте” на педагогической составляющей деятельности школьной библиотеки, а также ввести раздел о взаимосвязи ее работы с библиотеками региона.

В докладе Н. С. Талалаевой (Нижний Новгород, педагогическая гимназия) было освещено многообразие форм участия библиотеки гимназии в работе школьной экологической академии. Отмечалось первостепенность работы именно с книгой, а затем уже с другими ресурсами. Прозвучало пожелание о внесении такого подхода к работе с ресурсами в “Модельный стандарт”. Библиотека имеет подборки литературы по темам “Экологическая безопасность”, “Экологическая этика”, “Глобальная экология”, “Экология города”, “День здоровой пищи”.

В четкой работе школьных библиотекарей в обеспечении школ учебно-методическими изданиями немалая заслуга методистов по учебным фондам.

Доклад методиста Т. М. Клоновец (Департамент по делам образования и молодежи Рыбинского муниципального округа Ярославской области) “Организация библиотечно-методического сервиса” представил многообразие форм работы в условиях округа. Докладчик обрисовал ряд проблем по снабжению школ учебными фондами и возможности их преодоления. Были показаны разработки паспорта учебно-методического комплекта, его оценки педагогическим составом школ и зафиксированные результаты сводной информации по использованию учебных комплектов в образовательных учреждениях РМО. Методистом проводится систематическое анкетирование преподавателей отдельных дисциплин. Предложено в “Модельном стандарте” особо выделить работу школьной библиотеки с учебниками.

Работу школьной библиотеки в системе коррекции образования осветила Н. А. Самылкина (Специализированная коррекционная школа-интернат г. Рыбинск). У воспитанников школы плохо развиты навыки диалогической речи, слабо развито умение формулировать собственные мысли, отсутствует долговременное внимание. В этих условиях работа библиотеки строится на цикличной основе по графику библиотечных занятий. Практикуются мини-беседы, мини-игры, книгопросматривание, беседы-вопросы. Библиотека проводит большую работу по информированию педагогов коррекционной школы.

Интересен опыт работы библиотекаря начальной школы “Женская гимназия” г. Ярославля И. Л. Андриановой по комплектованию библиотеки в условиях отсутствия финансирования. Гимназия является экспериментальной площадкой образовательной программы “Школа 2100”, где активно внедряются в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии. Комплектование библиотеки происходит за счет передачи части фонда из библиотек региона (муниципальных, профсоюзных) и книг, получаемых в дар от учащихся, педагогов и родителей. Имеются в фонде издания, приобретенные на средства меценатов.

Библиотекарем гимназии собран уникальный материал по темам “История женского образования в Ярославле”, “Знаменитые женщины земли Ярославской”, “Женская гимназия на страницах прессы”.

Своим опытом по подготовке заявки на получение гранда поделилась И. Коткина (библиотека Ненецкой школы-интерната для детей сирот).

Для участников заседания секции явилась открытием большая работа, проводимая Свердловской областной универсальной научной библиотекой им. В. Г. Белинского со школьными библиотеками. Их опыт найдет свое отражение на страницах газеты “Библиотека в школе”.

Участники заседания внесли предложения:

- продолжить работу по созданию “Модельного стандарта деятельности библиотек общеобразовательных учреждений”,

- в рамках заседания секции в Пскове (2003 год) провести также круглый стол “Модернизация работы школьной библиотеки в условиях информатизации образования”.

О. В. Козлова,

Сопредседатель секции