Поиск по сайту

.

Ежегодные заседания

5-я Ежегодная сессия Конференции РБА

18.05.2000
Секция по библиотечной политике и законодательству является одной из самых представительных по своему составу (32 представителя, в том числе 10 - ЦБ субъектов РФ; 9 - специальных библиотек образовательных учреждений; 5 - специализированных библиотек, обслуживающих особые группы пользователей; 4 - общественных профессиональных объединения; 3 - публичных библиотеки).

Такой состав свидетельствует о том, что все библиотеки вне зависимости от организационно-правовых форм или форм собственности начинают жить по новым правилам в условиях формирующейся правовой среды. С другой стороны, это создает и новые проблемы, в частности для РБА, так как в ряде случаев общепринятые нормы имеют специфику применительно к разным библиотекам.

Вели заседание Л. В. Куликова (РНБ), Ю.А. Гриханов ( Центр мониторинга отечественной культуры МК РФ), Т. Л. Манилова ( МК РФ).

В заседании приняли участие 34 человека, выступили 11 человек.

Открывая работу Секции, Л. В. Куликова отметила, что само существование и дальнейшее развитие РБА способствует формированию профессионального сообщества библиотечных работников, укреплению профессиональных взаимосвязей. РБА становится одним из ведущих субъектов в области библиотечной политики и законодательства, выступает с законодательными инициативами и с предложениями по совершенствованию действующих правовых норм с учетом происходящих изменений в настоящем и в будущем. Активная работа проводится как на федеральном, так и на региональном уровне. Особое место РБА принадлежит в разработке и принятии профессиональных норм деятельности как одной из разновидностей социальных норм. Внедрение профессиональных норм и следование им в практической деятельности библиотек и библиотечных работников способствует формированию позитивных ценностных ориентиров и корпоративному объединению.

Сообщение директора Центра мониторинга отечественной культуры МК РФ Ю. А. Гриханова содержало анализ процесса законотворческой деятельности в субъектах РФ. В настоящее время, несмотря на то, что библиотеки нередко терпят крах, внося свои предложения для включения в законодательство, роль регионального законодательства велика, так как в ряде случаев позволяет принимать положительные решения, решать проблемы библиотек и библиотечного строительства. Ряд регионов утверждает нормативы сети публичных библиотек (Мурманская, Приморская, Свердловская и др. области), в некоторых региональных законах нашли правовое закрепление социальные гарантии для библиотечных работников. Так, например, в библиотечное законадательство Пермской области внесена норма о надтарифной части оплаты труда работников. Большинство региональных библиотечных законов фиксирует полномочия ЦБ субъектов РФ в области библиотечной политики. Особенно роль таких библиотек и их руководителей повышается в национальных республиках в составе РФ: в Калмыкии и в Саха (Якутии) НБ являются подразделениями Министерств Культуры этих республик, что изменяет их статус и закрепляет за ними функции правительственных библиотек. Как правило, НБ субъектов РФ являются национальными Книжными палатами. В своем выступлении Ю. А. Гриханов высказал мысль о необходимости расширения правовой структуры библиотечного дела, т. е. об отражении норм библиотечного дела в других законодательных актах, и предложил создать в рамках Секции группу мониторинга.

Информационное сообщение начальника Отдела библиотек МК РФ Т. Л. Маниловой было посвящено тем сложностям, с которыми сталкиваются разработчики законов на федеральном уровне. В частности, многие из вопросов (использование средств от арендной платы, социально-трудовые вопросы и др.) не проходят в контексте изменений и дополнений к федеральным законам.

Региональный опыт законотворчества в области библиотечного дела прозвучал в ряде выступлений: Н. С. Пархаева (заместитель председателя Тверского библиотечного общества) отметила, что многие вопросы можно решить лишь с помощью профессионального сообщества, прежде всего в рамках РБА, имеющей право законодательной инициативы. Трудности возникают при взаимодействии субъекта РФ с местной властью, так как вертикаль отношений пока не выстроена должным образом. Поэтому в Тверской области региональный закон действует не во всех районах (так, из 37 районов только в 15 библиотекари получают надбавки, установленные региональным законом). Вообще муниципальные библиотеки пока не находят правовой защиты на местном уровне. Новый взгляд на практику реализации правовых норм высказала С. А. Медникова (заместитель директора Мурманской ОУНБ). Она отметила, что предполагаемое усиление централизации государственного управления, усиление вертикали государственной власти неизбежно будет влиять на смещение акцентов и в проведении библиотечной политики на местах. Многое сейчас зависит от специфики регионов, но и от субъективного отношения. Мурманская область, чуть ли не единственная в России приняла закон "Об информационном обеспечении государственной власти Мурманской области", выделив специальную Главу 3. Органы информационного обеспечения и в ее рамках - Статью 11, посвященную Мурманской областной универсальной научной библиотеке. Тульская область явилась одной их первых, где началась разработка библиотечных законов. Как рассказывала в своем докладе директор Тульской ОУНБ Л. И. Королева, опыт первопроходца в этом направлении имел для области двойную специфику: с одной стороны, с этим опытом знакомились другие регионы и учитывали его в своей деятельности, но, с другой стороны - сама область многого не смогла учесть сразу. Поэтому в настоящее время "пошла волна" внесения изменений в уже действующие законы. Одновременно развитию библиотек в области способствовала Целевая программа реформирования библиотечного дела, в результате реализации которой удается добиться значительных успехов, прежде всего, поддержки со стороны Губернатора области (введена Губернаторская Премия); Комитета по науке (участие библиотек, и конкретно ОУНБ, в конкурсе по научной деятельности). Направлениями библиотечной политики, прежде всего, информационной деятельностью библиотек на всех уровнях в регионе, удалось заинтересовать и членов областной Думы. В 2000 г. реализация регионального закона "Об обязательном экземпляре документов" предполагается успешной, так как в частности, решается проблема финансирования доставки изданий в ОУНБ. Значительные изменения предложено внести в действующий закон "О библиотечном деле в Ульяновской области" (О. А. Кучерова, заместитель директора Ульяновской ОУНБ): например, об обеспечении создания и финансирования каналов электронной связи единой региональной информационной сети и информационного обмена с целью объединения и обеспечения доступности распределенных информационных ресурсов; о гарантированном финансировании комплектования; об участии библиотек в процессах информатизации; об условиях (выгодных для библиотек) сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными и муниципальными библиотеками на праве оперативного управления и др.

Принципиально новым направлением в работе РБА и данной Секции стала разработка профессиональных норм библиотечной деятельности, о чем свидетельствовало последнее выступление Л. В. Куликовой "Общественно-профессиональные организации в библиотечной политике. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (по итогам обсуждения)". Был дан анализ замечаний и предложений, поступивших из различных регионов России в ходе обсуждения ранее опубликованного материала к Стандарту публичной библиотеки. Среди регионов, принявших участие в обсуждении проекта -Краснодарский край, Ивановская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Свердловская, Челябинская области, гг. Москва и С.-Петербург, национальные республики в составе РФ (Татарстан, Калмыкия, Удмуртская Республика) и др. Общее мнение подавляющего большинства участников обсуждения сводится к целесообразности и даже необходимости доработки и принятия "Модельного стандарта...", который воспринят библиотечной общественностью как один из механизмов развития публичных библиотек на современном этапе.

Ряд выступлений коллег (Н. И. Хахалева, Н. В. Бубекина, Т. Е. Коробкина, Т. В. Петрусенко и др.), содержал ценные предложения о совершенствовании Секции работы в дальнейшем.

Важнейшим делом Секции на данном этапе становится объединение членов РБА, входящих в другие Секции, Комитеты и Круглые столы, в целях наиболее полного и конкретного отражения проблем библиотечного дела в законотворческой деятельности, а также установление тесных связей с другими субъектами в области нормативно-правового регулирования, прежде всего с Министерством культуры РФ.

Оценивая в целом положительно усилия в обозначенных направлениях и "центровое" положение Секции в структуре РБА, ее представители в ходе работы в рамках 5-й ежегодной сессии Конференции РБА внесли свои предложения, которые должны способствовать сохранению и дальнейшему усилению роли РБА как субъекта в области библиотечной политики, правотворчества и законодательной инициативы. Участники заседания Секции договорились о следующем:

  1. Секция должна принимать участие в процессах совершенствования федерального и регионального законодательства в области библиотечного дела, содействовать расширению правовой структуры библиотечного дела:
    • устанавливать более тесные контакты с другими субъектами законотворческой деятельности (прежде всего с федеральными и региональными библиотеками, с другими Секциями РБА), разнообразить формы работы, организовать Круглые столы с участием членов Секций публичных библиотек; краевых и областных универсальных научных/публичных библиотек; по формированию фондов и межбиблиотечному абонементу и др.;
    • совместно готовить предложения для внесении изменений и дополнений в действующее законодательство;
    • создать группу мониторинга по изучению состояния и развития законодательной базы в области библиотечного дела в регионах России.
  2. Секция должна принимать участие в экспертизе нормативной базы библиотек (в том числе на местном и на локальном уровнях), для чего:
    • целесообразно создать Экспертный Совет с участием членов Секции по вопросам библиотечной политики и законодательству (с определением его функций и полномочий).
  3. Секция должна осуществлять информационную поддержку субъектов законотворческой деятельности, прежде всего регионов РФ, путем создания и ведения базы данных "Законодательство Российской Федерации в области библиотечного дела".
  4. Одним из важнейших направлений работы Секции является участие в разработке профессиональных норм деятельности. Предложено
    • завершить подготовку проекта "Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки" по итогам обсуждения среди широкой библиотечной общественности ранее подготовленного и опубликованного материала к Стандарту публичной библиотеки (Информационный бюллетень РБА. 1997. № 9);
    • подготовить публикацию проекта "Модельного стандарта..." (и анализ высказанных библиотечной общественностью замечаний и предложений);
    • подготовить проект "Модельного стандарта..." к принятию на Секции РБА.
Л. В. Куликова