Поиск по сайту

04. Секция библиотек высших учебных заведений

Ежегодные заседания

5-я Ежегодная сессия Конференции РБА

18.05.2000
Как известно, одно из главных преимуществ, которое представляет библиотекам членство и деятельность в Российской библиотечной ассоциации (в том числе и при участии в работе Ежегодных сессий ее Конференции) - это возможность координировать свои усилия в том или ином направлении с библиотеками всех типов и ведомственной подчиненности. Именно это преимущество решено было использовать Секцией библиотек высших учебных заведений. Являясь Секцией, объединяющий определенный тип библиотек, но обсуждая на своих заседаниях все направления библиотечной работы, конечно с учетом вузовской специфики, мы решили координировать свои усилия с секциями, занимающимися различными направлениями библиотечного дела.

На 5-й Ежегодной сессии мы решили обсудить вопросы повышения квалификации. Такое решение было принято не случайно.

Вузовские библиотеки традиционно много уделяли внимание этой проблеме. Помимо общих объективных условий, всегда была одна особенность, которая заставляла нас предельно внимательно относится к этим вопросам.

Специфика работы в вузовской библиотеке одной из основных ее функций связана с обеспечением учебного процесса вуза, отсюда наличие в структуре библиотек отраслевых учебных отделов, необходимость постоянно работать с учебными планами факультетов и т. п. Вся эта специфика не находит места в учебных планах библиотечных факультетов вузов культуры, которые в основном, ориентированы на подготовку специалистов для массовых библиотек.

За последние годы ситуация с подготовкой библиотечных кадров резко обострилась и ухудшилась. Библиотеки лишились возможности обучения на бесплатных курсах (их практически не стало), а полное отсутствие финансирования не позволяет оплачивать подготовку своих специалистов на коммерческой основе. Резко сократились возможности проведения конференций, семинаров самими библиотеками.

Утрачена или резко ограничена возможность библиотек в издательской деятельности. Все эти проблемы заставили обратиться нас к обсуждению вопросов повышения квалификации, в поисках выхода из ситуации.

На заседании Секции присутствовала
Е. Б. Соболева - председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования В программу работы был включен доклад Э. Р. Сукиасяна. Логичным продолжением заседания Секции библиотек высших учебных заведений было участие ее членов в работе Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования.

К заседанию Секции сотрудниками научной библиотеки Тульского госуниверситета было проведено небольшое анкетирование. И, хотя собранный материал не дает полной картины относительно квалификации кадров в вузовских библиотеках, (в связи с тем, что число участников анкетирования было невелико), тем не менее, он обозначил ряд проблем, которые и обсуждались на заседании Секции.

С сообщением по итогам анкетирования выступила Н. А. Сергеева, и. о. директора Научной библиотеки Тульского госуниверситета.

Кадровый состав в вузовских библиотеках различен, но в основном, количество специалистов с высшим специальным образованием составляет 20-25%. Однако, далеко не всегда это наиболее высококвалифицированные специалисты библиотек. Костяк высшего звена, и наиболее квалифицированных кадров составляют люди с высшим, чаще всего университетским, образованием, прошедшие специальную послевузовскую подготовку.

Получив классическое базовое образование, эти специалисты обладают более широким кругозором, легко приобретают необходимые библиотечные знания и навыки, легче воспринимают новые компьютерные технологии, быстрее ориентируются в меняющейся обстановке и принимают необходимое решение, более оперативно и глубоко овладевают новыми знаниями.

В основном библиотеки испытывают потребность в программистах, но хотели бы также иметь в штате художника, профессионального организатора массовых мероприятий, психолога.

На вопрос анкеты "В каких знаниях испытывают недостаток сотрудники библиотек", чаще всего даны ответы: компьютерная грамотность, иностранные языки, основы маркетинга, психология, правовые вопросы.

В ходе анкетирования и обсуждения его результатов были затронуты вопросы текучести кадров, форм и методов повышения квалификации, координации работы с библиотеками других систем и ведомств, финансирования, технического обеспечения библиотек.

Логическим продолжением дискуссии о том, кадры с каким базовым образованием нужны библиотеке, стало выступление директора Научной библиотеки Марийского государственного университета Р. А. Пановой, которая поделилась опытом подготовки кадров для библиотек на открывшемся в классическом университете библиотечном факультете. Подробно рассказав обо всех этапах и преимуществах такой подготовки кадров, об активном участии в нем самой библиотеки, автор делает вывод: "…создание единых коллективов преподавателей, библиотекарей и студентов, в одинаковой степени заинтересованных в высокой квалификации будущих сотрудников библиотек, может принести значительную пользу как учебным заведениям, так и практикам, а в будущем улучшит библиотечно-информационное обслуживание читателей".

Очень интересным, полезным, и информационно насыщенным было сообщение Э. Р. Сукиасяна "Как и по какой программе можно вырастить профессионала в библиотеке вуза?" Подтверждением тому было большое число вопросов, заданных докладчику. Очень важной и полезной была также информация, данная
Е. Б. Соболевой
, председателя Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования. И. В. Лебедева, председатель Секции

какккк