Поиск по сайту

19. Секция школьных библиотек

Ежегодные заседания

XIX Ежегодная сессия Конференции РБА

21.05.2014

Заседание Секции школьных библиотек состоялось 21 мая 2014 г. в Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького . Тема, предложенная к обсуждению «Школьные библиотеки в Год культуры: ресурсы, возможности, идеи, творчество». Работа Секции была очень насыщенной: представлено 8 докладов, мастер-класс и тренинг – и закончилась в половине восьмого вечера. Проведение Конференции РБА на рязанской земле – уникальная возможность для рязанских библиотекарей не только транслировать собственный опыт профессиональному сообществу России, но и возможность прямого общения со специалистами высочайшего уровня, чьи работы изучаем в журналах; это и возможность принять участие в обсуждении и выработке профессиональных документов. Поэтому радует, что на заседании Секции школьных библиотек присутствовали работники детских и школьных библиотек, представители центральных профессиональных издательств, общественных объединений, преподаватели профессиональных учебных заведений из Москвы, Санкт Петербурга, Новосибирска, Омска, Тулы, Тольятти, Челябинска, Рязани и Рязанской области.

В докладах был рассмотрен ряд ключевых аспектов деятельности школьных библиотекарей в рамках новых ФГОС.

В докладах О. К. Громовой, главного редактора журнала «Библиотека в школе», члена Постоянного комитета Секции школьных библиотек, и М. Е. Порядиной, старшего научного сотрудника Российской книжной палаты, были рассмотрены современные тенденции в организации культурного пространства и перспективы комфортного существования читателя в школьной и детской библиотеках на примерах российских и зарубежных библиотек. Можно сказать, что О. К. Громовой предложена читательская «безбарьерная среда». Пространство перегорожено не стенами, а стеллажами, или группой кресел, столов, которые разделяют зоны в библиотеке. Это даёт ребёнку пространство для игры, свободу поведения. Такие технологии широко используются зарубежными библиотеками и называются «технологии супермаркета». Такие технологии предлагают:

  • Отделы библиотеки не разгорожены стенками, а интегрированы в общее пространство.
  •  Книги читального зала и абонемента стоят на полках рядом по разделам, но маркируются цветом.
  • Надписи высоко и крупно или на уровне глаз на торцах стеллажей.
  • Надписи короткие с идеографией, указатели движения в большом помещении.
  • Имена на бэйджах сотрудников.

М. Е. Порядина больше говорила о требованиях к самому библиотекарю. Библиотекарь глазами подростка – чаще всего «картинка» неприглядная. Действительно, мы часто забываем о себе, когда принимаем или выдаём книги, готовим мероприятие или урок, осваиваем новые технологии или заполняем учётную документацию. Чего ждут от нас дети? Вернее, каким онихотят видеть библиотекаря?

  • Привлекательный внешний вид.
  • Доброжелательность по отношению к читателю.
  • Готовность к диалогу.
  • Адекватное представление о целевой аудитории.
  • Индивидуальный подход к читателю любого возраста.
  • Грамотность и профессионализм.
  • Владение современными технологиями.
  • Творческий подход к работе.
  • Отличное знание фондов.
  • Здравый смысл, хороший вкус, независимость суждений.

Встроенность школьных библиотек в работу в рамках новых ФГОС рассмотрены в докладах О. Е. Королевой, заведующей методико-библиографическим отделом, Рязанской областной детской библиотеки и У. В. Фроликовой, заведующей школьной библиотекой (г. Рязань). Рязанская областная детская библиотека уже несколько лет проводит занятия с детьми по программе «Информационная грамотность школьника». Цель программы: обучение школьников основам информационной грамотности. В процессе реализации программы дети должны научиться формулировать информационную потребность, уметь её запрашивать; искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. Все занятия сопровождаются электронными презентациями, практическими заданиями, играми и экспериментами. Занятия ведутся дифференцированно, с учётом возрастных категорий. Например, если для детей 2-го класса при объяснении используют мультфильмы и сказки, то для 3-х – 4-х классов используют научно-популярный текст. В любом случае дети получают алгоритм поиска информации. И как результат реализации программы нам продемонстрировали небольшие видеофильмы, по сути, исследовательские работы о стерхах и «Как люди покоряли космос», т.е. результат совместного труда читателей и библиотекарей.

С пользой проводить досуг помогает детям У. В. Фроликова, заведующая библиотекой школы № 1 имени В. П. Екимецкой городя Рязани. В 2011 году на базе школьной библиотеки открыт первый библиотечно-информационный лагерь «БИЗОН», который стал городской экспериментальной площадкой. Лагерь работает в период каникул; его основные цели:

  • формирование практических навыков в области информационной культуры учащихся;
  • привлечение детей к чтению;
  • организация досуга детей во время школьных каникул.

 Для достижения этих целей используются различные формы работы: конкурсы, викторины, мастер-классы, экскурсии и т.д., даже Библиотечное кафе есть. Вожатыми в лагере работают ученики 8-х – 9-х классов, поэтому повышение практических навыков и уровня информационной культуры происходит в результате распространения знаний «школьниками среди школьников». Программу разрабатывают сами дети, поэтому им скучно не бывает. «Необходимо учитывать мнение детей, и тогда в наших библиотеках будут грамотные читатели с высоким уровнем информационной культуры», – считает У. В. Фроликова

             Вопросы общественно-государственного партнёрства в реализации проектов рассмотрены в докладах О. А. Корнеевой, заведующей библиотекой образовательного учреждения дополнительного образования взрослых «Городской информационно-методический центр» (г. Тула) и Е. Н. Шустовой, заведующей школьной библиотекой Средней школы № 1 (г. Рыбное. Рязанская область), Т. В. Лавневич, президента Омской городской общественной организация школьных библиотекарей, заведующей библиотекой школы №110 города Омска.

О. А. Корнеева сказала об организации открытого доступа школьных библиотек к фондам музеев, представив замечательный проект «Виртуальная карта – путешествие по тульским музеям», который был бы невозможен без сотрудничества Городского информационно-методического центра и музеев региона. Организаторы проекта ставят задачу по созданию воспитательной среды, предоставляющей условия для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые, в свою очередь, создают основу становления духовности личности. Собрание ссылок на сайты музеев на одном портале делают возможным виртуальное путешествие по музеям ребятам из разных уголков региона, что, безусловно, повышает их культурный и образовательный уровень. Работать с виртуальными возможностями музея – великолепная идея. Я убедилась в этом на практике. У меня так же на странице библиотеки есть ссылки на сайты музеев мира, России, и конечно, родного Омска. Теперь на странице моей библиотеки размещены и многие ссылки, из предложенных О. А. Корнеевой:

  • Тульский кремль

http://www.tmii-tula.ru/02-kreml-filial-tula-museum/1-kreml-filial-tula-museum.html

  • Тульский государственный музей оружия http://www.museum-arms.ru/
  • Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

http://ypmuseum.ru/ru/posetitelyam/rezhim-raboty/53-2011-08-16-22-26-12.html

Реализация проекта Т. В. Лавневич «Музей книги в школьной библиотеке», стал возможен благодаря гранту, полученному от Администрации города Омска, и партнёрским отношениям общественной организации с учреждениями города. Безусловно, создание музея придаёт библиотеке особенность, уникальность, положительно влияет на её имидж, способствует росту авторитета. Но, более важно, его воспитательное и познавательное значение, так как библиотека – это хранилище духовного, исторического и литературного наследия. Посредством музея очень важно донести до детей мысль, что книга и чтение во все времена были и остаются неотъемлемой частью жизни и деятельности человека, помогают нам развиваться и отражают нашу жизнь. Уникальность проекта заключается в том, что он применим как для школьных, так и для публичных библиотек, как в городе, так и в селе.

Е. Н. Шустова представила совместную работу школы и библиотеки по проекту «Одарённые дети». В чём же заключается взаимодействие? Учитель – координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё непроявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Библиотекарь – участник педагогического процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Для успешной работы с одарёнными детьми необходимо:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование системы методической работы с одаренными детьми.
  • Специальным образом подготовленные педагогические кадры. А ещё, в школе относятся к каждому ребёнку как к будущему гению.

В докладе президента Русской школьной библиотечной ассоциации Т. Д. Жуковой рассмотрена концепция профессионального стандарта педагога-библиотекаря, как основы будущего профессии школьного библиотекаря. В основе образовательного стандарта новой профессии положена профессиограмма педагога-библиотекаря, раскрывающая содержание его труда.

В прениях по докладам выступили:

О. В. Козлова, старший преподаватель Московского института открытого

образования, редактор методического направления журнала «Библиотека в школе» (Москва). Она сказала о проблемах повышения квалификации и переподготовки специалистов для школьных библиотек, отметив отток профессиональных кадров из профессии;

И. И. Тихомирова (Русская школьная библиотечная ассоциация) сказала о важности творческого чтения и методах его развития.

Назвав школьную библиотеку гуманитарным центром школы, Ираида Ивановна сказала, что если приобщить хотя бы одного человека к творческому чтению, то это станет оправданием нашей профессии. Творческое чтение – высшая форма чтения, которая позволяет создавать ассоциации с жизнью. Творчество читателя начинается, когда создаётся образ героя книги, появляется мысль в ответ на мысль героя.

Как оживить страницы учебников и составить краеведческий маршрут, интересный каждому ребёнку, участники заседания Секции узнали на мастер-классе педагога и журналиста Е. М. Соколовой (Москва). Собравшимся была продемонстрирована авторская методика краеведческой работы с детьми, «опыт активного краеведения». В предложенное краеведческое путешествие московских школьников по Рязани с интересом включился весь зал. Оживали страницы учебников

На тренинге Т. Д. Жуковой «Развитие когнитивных навыков у школьных библиотекарей» участники заседания осваивали составление интеллект-карт на базе имеющихся знаний по методу Тони Бьюзена.

В заключение Г. А. Енгалычева, старший преподаватель кафедры библиотековедения и документоведения Рязанского заочного института (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств, отметила плодотворность работы Секции, практическую полезность мероприятий и эмоциональную вовлечённость участников в работу.

Секция школьных библиотек РБА благодарит организаторов из Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького за создание прекрасных условий для работы Секции. Огромное спасибо куратору Секции школьных библиотек в Рязани, главному библиотекарю областной универсальной научной библиотеки имени Горького Вере Николаевне Волковой. Успехов и здоровья! До встречи в Самаре!

Т. В. Лавневич,
председатель Секции школьных библиотек