Поиск по сайту

16. Секция детских библиотек

Ежегодные заседания

XIX Ежегодная сессия Конференции РБА

21.05.2014

На заседании Секции детских библиотек, проходившем 21 мая 2014 года, присутствовало более 80 человек, заслушано 20 докладов и сообщений. Обсуждены инновационные методики работы детских библиотек России в Год культуры, стратегические направления библиотечного обслуживания детей.

В 2013 году в соответствии с новой концепцией развития Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) на её базе создан Всероссийский центр изучения чтения и литературы для детей. В докладе заместителя директора РГДБ О. П. Мезенцевой был представлен его опыт и итоги деятельности за прошедший год. Особый интерес вызвали результаты проведенного РГДБ совместно с Аналитическим центром Юрия Левады по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям комплексного всероссийского исследования детского чтения на примере 8 федеральных округов. Его результаты дадут возможность профессионалам в области детского чтения страны определять стратегические векторы развития библиотек, обслуживающих детей, парадигму формирования информационно-воспитательного и образовательного пространства, необходимого для творческого развития и социализации подрастающего поколения.

Несомненными успехами Российской государственной детской библиотеки за прошедший год стала разработка «Концепции библиотечного обслуживания детей в России» и «Методических рекомендаций по реализации комплекса мер по развитию детских библиотек»; участие в подготовке «Концепции информационной безопасности детей (совместно с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова), создание на базе библиотеки Учебного центра. Фактически федеральная детская библиотека страны представила инновационную модель деятельности для всех центральных региональных детских библиотек России.

Особое внимание в докладах и сообщениях было уделено современным форматам деятельности детских библиотек в связи с введением в действие образовательных стандартов нового поколения. Ярко это было продемонстрировано в докладе «Формирование информационной компетентности школьников: особенности Года культуры», представленном заместителем директора Централизованной системы детских и школьных библиотек города Озерска (Челябинская область) С. В. Олефир. Детская библиотека может и должна стать информационно-образовательным центром, в котором будут созданы условия для получения знаний каждым ребенком. Докладчица     наглядно продемонстрировала это положение на примере проведенной в Озерске XI Олимпиады «Информина – 2014», посвященной Году культуры. Её участники, как настоящие исследователи, используя различные виды поиска (традиционные и в электронных источниках информации), получили новые сведения о сокровищах музыкального и изобразительного искусства нашей страны, о кружевных шедеврах художественных промыслов и ремесел, о «золотых» коллекциях российского кино и богатствах библиотечных фондов. Они раскрыли для себя новые, для них еще неизведанные страницы мира русской культуры, познакомились с уникальными духовными богатствами нашей страны. Организаторы олимпиады создают для её участников условия, при которых формируются навыки и умения, необходимые человеку в XXI веке. Это, прежде всего, мотивация на приобретение знаний, развитие навыков мышления высокого уровня, умения сотрудничать, развитие самостоятельности – так называемые учебные навыки. А к внеучебным можно отнести те «умения», которые формируются в среде детской библиотеки: читать критически, писать убедительно, мыслить и рассуждать логически, уметь работать с информацией, находить, оценивать и гибко применять новые знания.

С. В. Олефир обратила особое внимание на необходимость персонализации работы с ребёнком в библиотеке, внедрения индивидуальной образовательной траектории, создания персональной среды воспитания и привития навыков приобретения и постижения знаний. Эта же мысль была сквозной в сообщении М. Е. Порядиной, старшего научного сотрудника Российской книжной палаты. Тенденция последних лет такова, что ряд библиотек страны позиционируют себя как «культурные центры», «досуговые центры», «центры общения», «семейные центры» и пр. К сожалению, как отметила докладчица, в ряде случаев это приводит к размыванию главной функции детской библиотеки: существованию в формате «места книги и чтения».

В сообщениях и докладах, прозвучавших на заседании Секции, были продемонстрированы современные технологии и инновационные подходы в работе по превращению детской библиотеки в «третье место». На высоком уровне, и это отметили все собравшиеся, находится библиотечное обслуживание детей в библиотеках Рязанской области. В докладе директора Рязанской областной детской библиотеки Т. Н. Окружной был освещен опыт проектной деятельности библиотеки, которая не только помогает привлечь дополнительные средства, но и осуществить мечты, поддержать сельские библиотеки области, познакомиться с опытом работы зарубежных коллег. Среди проектов наиболее яркими были «Теплый дом: работа с детьми от межрасовых браков в библиотеке», «Колобок: книги – сельским малышам», «Студия мультипликации для детей с ограниченными возможностями», Фестиваль чтения «Читающая улица Почтовая» и многие другие. В стратегии развития Рязанской областной детской библиотеки на 2014 – 2015 гг. на первое место поставлены задачи формирования позитивного восприятия чтения у детей и подростков, повышения качества и доступности услуг, внедрения современных технологий и практик во все направления библиотечной деятельности.

Традиционной групповой формой деятельности детских библиотек всегда были любительские объединения, проведение интеллектуальных игр. Но и в этой работе профессионалы находят новые подходы и методики популяризации чтения, представления ресурсов библиотеки. Такой опыт был представлен в сообщениях «Любительские объединения и клубы по интересам при библиотеке как средство привлечения читателей» Е. Л Федуловой, заведующей библиотекой-филиалом № 7 Централизованной библиотечной системы города Рязани; «Интеллектуальные игры в библиотеке как способ привлечения детей к чтению» Е. К Сидоровой, заместителя руководителя по работе с детьми Центральной библиотеки Рыбновского муниципального района Рязанской области»; «Место добрых встреч: из опыта работы детских муниципальных библиотек» И. В. Колаевой, заведующей детской библиотекой Централизованной системы города Липецка, и др.

Детские библиотеки России успешно реализуют главную цель: содействие успешной социализации подрастающего поколения путём предоставления широкого спектра качественных информационно-библиотечных ресурсов и услуг в соответствии с их ожиданиями, возрастными и иными особенностями и потребностями. Большой интерес вызвал опыт работы детских библиотек Свердловской, Челябинской, Новосибирской и Рязанской областей по формированию информационной и медиа- компетентностей читателей, сетевой активности юных пользователей, практике работы по реализации Федерального закона № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Большой интерес вызвал доклад «Сайт детской библиотеки как механизм продвижения книги и чтения» А. В. Кривцовой, заведующей сектором библиотечных инноваций Централизованной системы детских библиотек города Рязани. Виртуальные выставки, on-lineконкурсы, создание детских блогов – вот некоторые инновации этой библиотек.

Современные подходы к формированию информационно-образовательной среды центральной детской библиотеки региона был представлен в докладе начальника методического отдела Новосибирской областной детской библиотеки имени А. М. Горького Е. Н. Смутневой «Сетевые активности детской библиотеки: векторы развития». Собравшимся была представлена модель деятельности библиотеки как медиа-центра. С использованием современных технологий сибирскими коллегами проводятся виртуальные мастер-классы, тренинги, творческие лаборатории, сетевые конкурсы, проекты, акции.

В 2011 году в Новосибирской областной детской библиотеке был разработан и реализуется проект «ВикиСибириаДа» по созданию образовательной среды на основе технологии вики. Информационно-образовательное пространство Новосибирской областной детской библиотеки – это пространство сетевого взаимодействия всех заинтересованных лиц (библиотекарей, читателей-школьников, педагогов, родителей). Образовательная среда библиотеки построена по принципу открытых образовательных сред, использующих социальные сетевые сервисы (Web 2.0) и связывающих людей в сетевые сообщества. В силу специфики Web 2.0 такая среда в большой степени ориентирована на совместную деятельность. «Гордимся тем, что наши объекты берут и используют» – девиз этой библиотеки .

В ходе заседания его участники отметили, что разработанная коллективом специалистов Российской государственной детской библиотеки «Концепция библиотечного обслуживания детей в России» даст новый импульс развитию библиотек страны, обслуживающих детей, послужит адвокацией перед учредителями, представителями различных ветвей власти, позволит усилить ресурсную базу детских библиотек.

Н. С. Волкова,
председатель Секции