Поиск по сайту

02. Секция библиотек по искусству и музейных библиотек

Ежегодные заседания

XVIII Ежегодная сессия Конференции РБА

14.05.2013

Совместное заседание двух секций прошло 14 мая 2013 г. и было посвящено теме «Книжная культура в музейной и выставочной деятельности библиотек». В нем приняли участие 43 специалиста, представлявших федеральные библиотеки (РГБ, РГБИ, ВГБИЛ), центральные библиотеки субъектов Федерации, университетов и музеев, специальные библиотеки из 15 регионов.

На заседании прозвучало 16 докладов. Центральной темой для обсуждения стала выставочная и музейная деятельность библиотек разного типа, что и позволило объединить усилия специалистов двух направлений, членов двух секций РБА. Представленные доклады позволили проанализировать принятые в библиотеках формы экспозиционной деятельности, рассмотреть роль специальных отделов и специальных библиотек в этой работе. Участники заседания активно обсуждали  доклады, отмечали методы представления библиотечного и архивного материала – как традиционные, так и инновационные.

О многолетнем опыте функционирования Музея книги в Российской государственной библиотеке, смене принципов его организации рассказал заместитель генерального директора по библиотечной работе РГБ А.Ю. Самарин. Он отметил, что первые планы создания Музея книги обсуждались представителями Румянцевского Музея и Русского общества друзей книги в 1921 г. Выдающийся книговед Н.П. Киселев и знаменитый библиофил М.П. Келлер разработали проект будущего музея, базирующегося на истории книгопечатания и развития отдельных отраслей книжного дела и элементов книги. Частично он был воплощен в выставке «книжного искусства», открытой в 1923 г. в Румянцевском музее, и экспозиции Музея книги, организованной на ее основе в середине 1920-х гг.

Следующим этапом в истории музейной деятельности ГБЛ стала постоянная выставка по истории русской книги 1954 г., функционировавшая 20 лет. Книги в основных разделах были систематизированы по содержанию: общественно-политическая и экономическая, художественная, естественнонаучная и техническая литература. Такой подход фактически уводил от истории собственно книги. Выставка иллюстрировала развитие литературного процесса, общественной мысли, различных отраслей науки. Таким образом, произошел перенос проблематики с собственно книги как объекта материальной и духовной культуры, истории книгопечатания к книге как контейнеру, носителю той или иной информации.

Новым словом в музейно-выставочной работе ГБЛ стала выставка «Книжные сокровища» ГБЛ, открытая к 50-летию преобразования Библиотеки Румянцевского Музея в ГБЛ в 1975 г. Выставочный проект совмещал в себе два принципа: история книгопечатания и история формирования коллекций отдела редких книг ГБЛ.

Наконец, в 1983 г. после большой подготовительной работы был открыт Музей книги ГБЛ. Его создатели пошли по пути выделения отдельных проблемных разделов, связанных с книжной тематикой («Эволюция форм и материалов книги», «Изобретение и распространение книгопечатания», «Возникновение и становление отечественного книгопечатания», «Основные элементы книги», «Книга как произведение искусства. Из истории техники иллюстрирования», «Замечательные образцы искусства книги», «Великие книги мира» и др.). Внутри разделов материал располагается по историко-хронологическому принципу. Три десятилетия функционирования Музея книги, в целом, подтвердили продуктивность данного подхода.

Новациям в проведении книжно-иллюстративных выставок в Музее книги посвятила свой доклад заведующая НИО редких книг (Музеем книги) РГБ И.П. Тикунова. Она отметила, что основная цель деятельности этого  музея – показать книгу как неотъемлемую часть историко-культурного процесса, как сложное многоплановое явление, принадлежащее одновременно и духовной и материальной сферам деятельности человека. Ежегодно музей посещает около 6000 человек, проводится до 300 экскурсий. Среди новшеств последних лет – расширение тематики (например, специальная выставка, посвященная истории книжной закладки), система небольших, камерных выставочных проектов, встраиваемых в основную экспозицию Музея книги и др.

Об опыте предоставления библиотечного пространства РГБ для организации персональных выставок художников-плакатистов, книжных иллюстраторов, фотографов сообщила начальник управления специализированных отделов РГБ М.Е. Ермакова. Во второй части своего доклада она охарактеризовала выставочные проекты, посвященные истории гравюры, реализованные совместно с Российской Академией художеств.

Председатель Секции библиотек по искусству и музейных библиотек, директор РГБИ А.А. Колганова представила доклад «Музей Читателя как новая форма библиотечной экспозиции». В нем она рассказала о создании нового вида  музейной экспозиции, призванной показать специальную библиотеку – библиотеку искусств как творческую лабораторию. В экспозицию Музея читателя включены разные виды документов: по носителям информации, по виду издания, по способу хранения. Проект создания этого музея предполагал включение в экспозицию, помимо редких изданий, таких не характерных для экспонирования документов, как читательские требования, читательский билет, театральные эскизы, разнообразные фотографии. Выступление продемонстрировало, как справочно-библиографические запросы режиссеров, актеров, театральных критиков превращаются в основу уникальной выставочной экспозиции. Она позволяет не только увидеть новые грани творческого процесса, но и проиллюстрировать проблему соавторства деятелей театрального искусства и библиотекарей, обеспечивающих документальную и изобразительную базу для их творчества.

Продолжением данной темы стал доклад заместителя директора РГБИ И.А. Вагановой, представившей историю создания и методологию виртуальных экскурсий, развивающих основные идеи Музея читателя.

Большой опыт музейного и выставочного экспонирования книги и книжной графики накоплен в отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета, старейшего в Сибири. Заведующая отделом Г.И. Колосова рассказала как об истории книжных выставок, берущих начало еще на заре ХХ века, так и о современных проектах. Она охарактеризовала юбилейные выставки последних лет, посвященные юбилеям В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, Отечественной войны 1812 г., 400-летию дома Романовых и др. С 2006 г. при отделе работает постоянная экспозиция Музея книги.

Опыт работы Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки по экспонированию книжных памятников проанализировала в своем выступлении заведующая сектором редких книг отдела рукописей, редких книг и изобразительных материалов данного учреждения В.А. Харламова. Она отметила, что выставки, проводимые библиотекой включают разные виды материалов: эскизы, книги и рукописи, периодику, фотографии и открытки, театральные программки, архивные материалы. За период с 2006 по 2010 год только на выездных выставках библиотека представила 1072 единицы хранения. За последние два года библиотека приняла участие в выставках Русского музея («Фотография в собрании российских музеев, архивов, библиотек и частных коллекций. Зима 2012 г.; «К. А. Коровин». Осень. 2011 г.); Музея театрального и музыкального искусства («Путь Н. П. Акимова» . Весна 2011 г.); Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (Персональная выставка работ К. И Рудакова. Зима 2012 г.).

Особо докладчик отметила юбилейную выставку «Театр прославленных мастеров: К 250-летию русского профессионального театра и Санкт-Петербургской Театральной библиотеки», которая проходила в августе – сентябре 2006 г. в Мраморном дворце. На ней было представлено 268 экспонатов: театральная периодика и журналы мод (русские и иностранные), начиная с 1800 года; рабочие экземпляры пьес (в том числе рукописные) с режиссерскими, суфлерскими пометами — от первых пьес русского придворного театра с автографами И. А. Дмитревского, архивные материалы, связанные с деятельностью театра и его отдельных представителей; большая коллекция эскизов художников Императорских театров; русские и иностранные книги по истории и теории театра.

В.А. Харламова предприняла попытку построения типологии выставок, проводимых Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, охарактеризовала основные этапы подготовительной и организационной работы.

Заведующая кабинетом редкой книги Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова А.Ю. Шавырина остановилась на работе с коллекцией книжного знака. В центре ее выступления был один из последних проектов – каталог «Книжные знаки библиотек участников Отечественной войны 1812 г.: Из коллекции Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова» (М., 2012). В нем представлены экслибрисы Н.М. Муравьева, А.И. Чернышева, П.П. Коновницына, П.К. Сухтелена, М.Н. Загоскина и др.

Иной аспект разговора о книжных памятников избрала заведующая сектором редких книг Челябинской областной универсальной научной библиотеки Ю.С. Яхнина. В ее сообщении  обобщались результаты мониторинга фондодержателей книжных памятников в Челябинской области. С 2000 г. в регионе функционирует профессиональное независимое добровольное объединение фондодержателей редких и ценных книг Челябинской области – «Раритет». Благодаря объединению усилий специалистов удалось наладить системную работу с книжными памятниками. В частности, реализован проект «Кириллические рукописные книгиXVI–XX вв. в государственных хранилищах Челябинской области». В нем приняли участие 9 учреждений из Челябинска, Миасса, Златоуста и др. Составлено полное научное описание, дополненное сведениями о сохранности, на 191 рукописную книгу.

Для выявления, изучения, сохранения и популяризации информации о книжных памятниках федерального и регионального уровней, хранящихся в библиотеках, музеях и архивах региона, идет формирование Свода «Книжные памятники Челябинской области». Он включает четыре реестра: фонды книжных памятников, книжные памятники-коллекции, единичные книжные памятники и держатели книжных памятников.

Ю.С. Яхнина рассказала о способах выявления фондодержателей в регионе. В их числе: анкетирование, проведение конференций, совещаний, круглых столов, участие в совещаниях, конференциях, семинарах других учреждений, консультации с историками, археографами, искусствоведами, работниками книжной торговли, священнослужителями и библиофилами, беседы со старожилами муниципальных образований. Способами привлечения фондодержателей к совместной работе, по мнению докладчика, являются: обучение и консультирование, распространение методических и справочно-библиографических материалов, обмен информационными ресурсами, финансовая поддержка из внебюджетных источников.

О небольшой, но чрезвычайно интересной коллекции изданий времени Петра I, хранящейся в фонде Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, сообщила главный библиотекарь Л.Н. Липилина. В обзоре были представлены сведения о владельческих признаках, экслибрисах, записях.

Заведующей отделом рукописей и редких книг Национальной библиотеки Республики Татарстан А.З. Загидуллин в своем докладе охарактеризовал выставочную деятельность данного подразделения с момента его создания в 1992 г. За этот период было проведено более 220 книжных выставок, посвященных юбилейным датам известных деятелей культуры и искусства, праздничным и памятным датам. В их числе: «В лучах Корана» (1996 г.), «Литературное наследие татарского народа» (2001 г.), «О Казань, светозарная Казань» (2005 г.), «Историческая летопись Казани (XIV–XIX вв.)» (2005 г.), «Сокровища духовного наследия» (2012 г.). Специальными выставочными проектами были отмечены Г.Р. Державин, Ч. Дарвин, В.Г. Белинский, Н.П. Загоскин, Н.М. Карамзин и др. В 2009 г. выставкой «Татарский Гутенберг» было отпраздновано 150-летие со дня рождения известного казанского издателя И.Н. Харитонова.

                                                                   А.Ю.Самарин, А.А.Колганова