Поиск по сайту

19. Секция школьных библиотек

Ежегодные заседания

XVIII Ежегодная сессия Конференции РБА

15.05.2013

Заседание секции состоялось 15 мая в Пензенской областной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова. На секции присутствовало 35 специалистов по работе: с детьми: научный сотрудник, главный редактор профессионального издания, представители профессиональных общественных объединений, методисты, поэт, директор школы, библиотекари школьных и детских библиотек, представители профессиональных общественных организаций из городов Пензы и Пензенской области, Омска, Челябинской области, Москвы.

На секции представлено 8 докладов и сообщений, объединённых общей тематикой «Педагогическая деятельность школьной библиотеки». В выступлениях участников секции рассмотрены различные аспекты темы в приложении к деятельности школьных библиотек: деятельность библиотеки образовательного учреждения в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов, развитие творческого потенциала ребёнка через внеурочную деятельность, проектную деятельность по направлениям: духовно – нравственное, краеведческое, экологическое, обозначены проблемы введения новой должности педагог -библиотекарь.                                   

Обозначены проблемы в деятельности школьных библиотек в выступлениях

Кондратьева Галина Борисовна, старший методист, Пензенский институт развития образования. Пенза раскрыла тему "Роль современной библиотеки образовательного учреждения в контексте введения в ФГОС". Новая миссия библиотеки с введением ФГОС- создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы

Реализация планов будет осуществляться через новые инновационные модели библиотечно-информационного обслуживания

  • Медиатека
  • Исследовательско-просветительский центр
  • Педагогическое подразделение школы
  • ИБЦ (БИЦ)
  • Медеотека в ресурсном центре
  • Центр семейного чтения

Вместе с тем, необходимо преодолеть ряд проблем:

  • Недоработка нормативно-правовых документов деятельности ШБ
  • Недостаточное финансирование материально-технической базы
  • Недостаточное развитие координации и кооперации в работе ШБ
  • Подготовка специалистов по работе в школьных библиоте
  • Не все ШБ имеют доступ в Интернет. Недостаточное техническое оснащение ШБ
  • Не осуществляется кадровая политика в области библиотечной деятельности для ОУ

Отсюда выстраивается стратегия ближайших действий

  • Повышение квалификации библиотечных кадров.
  • Формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях.
  • Включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий.

  Создание привлекательной, комфортной библиотечной среды.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение качества образования учащихся при сохранении их здоровья
  2. Формирование новой модели библиотеки ОУ
  3. Повышение культурного уровня социума
  4. Привлечение внимания общественности к делам библиотек ОУ

Громова Ольга Константиновна, главный редактор журнала «Библиотека в школе». Москва обозначила проблемные участки введения новой должности «педагог-библиотекарь». Докладчик обозначила основные проблемы введение нового статуса «педагог-библиотекарь». Новая должность заставляет нас:

  • Рассмотреть практику введения новой должности в разных местах
  • Задуматься над педагогической составляющей своей работы
  • Увидеть потенциал в новых ФГОС
  • Искать варианты развития ситуации

Порядина Мария Евгеньевна, старший научный сотрудник, Российская книжная палата. Москва. В докладе «Право на знание и право на незнание: работа с детской и подростковой литературой на «социально востребованные» темы», обозначила актуальные «трудные» темы при беседах с детьми: война, репрессии; социальное неравенство; преступление, насилие, тюрьма; алкоголизм, наркомания, проституция; расизм, шовинизм, ксенофобия; религиозный фанатизм; неблагополучие в семье и школе; сиротство, жизнь в приёмной семье; болезнь, инвалидность, суицид, дала профессиональные рекомендации библиотекарям и педагогам по работе с современной детской литературой:

  • Прочитайте книгу самостоятельно.
  • Осмыслите собственное впечатление от прочитанной книги.
  • Конкретно и чётко сформулируйте, чего именно ВЫ хотите добиться, предлагая ребёнку это чтение, какую цель перед собой ставите, какой «отдачи» ждёте.
  • Подумайте, совпадают ли ваши желания с желаниями ребёнка, которому вы намерены предложить это чтение.
  • Осознайте ответственность за результат!

Формирование ребёнка как читателя является одним из основных направлений деятельности школьной библиотеки. В связи с этим используется вся совокупность библиотечных и педагогических ресурсов, в том числе, в системе дополнительного образования. Внеурочная деятельность, которая пришла в школьную библиотеку с введением ФГОСов, является расширением возможностей по пропаганде книги среди школьников, что в свою очередь способствует реализации одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека»  ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 (гл.3, ст.1). Особенности внеурочной деятельности с младшими школьниками, направленной на повышение читательской активности и развитие читательских компетенций, привлечение родительской общественности к решению данной задачи прозвучало в докладе Татьяны Владимировны Лавневич, заведующей библиотекой школы №110 города Омска.

В ряде докладов представлен инновационный опыт по работе с одарёнными детьми. Одна из приоритетных задач школьной библиотеки – реализация творческого потенциала детей, считает Шабанова Светлана Максимовна, заведующая библиотекой школы №11 города Пензы. Отмечено библиотерапевтическое значение книги и методика работы в данном направлении с детьми всех возрастов.  Взаимодействие библиотерапии с другими науками – социологией, психологией, педагогикой и др. и основные библиотерапевтические методы озвучены в докладах Лилии Вячеславовны Стрельцовой, заведующей библиотекой МБОУ СОШ № 63 г. Пензы и Натальи Алексеевны Щегловой, заведующей библиотекой школы № 30 г. Пензы. Примененяя библиотерапевтические методы Через чтение к ребёнку приходит самопонимание, он учится сравнивать переживания героя со своими переживаниями, видеть связь между словами и чувствами, считают авторы.

Общим рефреном всех выступлений звучала тема: роль библиотеки в формировании гражданственности и духовно – нравственных ценностей молодёжи в обществе знаний и профессиональной ответственности библиотекаря за будущее России. «Есть у нас невидимые крылья…» урок-фантазия в рамках проекта «Друг школы - журнал «Сура» - так звучала тема выступления Юракова Владимира Александровича, поэта, город Пенза. Представив журнал «Сура», как журнал современной литературы, культуры и общественной мысли, Владимир Александрович отметил значение поэтического слова на души детей, формирование их гражданской позиции и эстетических взглядов и показал мастер –класс своего урока – фантазии, где роли учеников с удовольствием исполняли мы -взрослые.

            В рамках секции состоялась дискуссионная площадка «Библиотека и права человека», где рассмотрены вопросы по формированию правовой культуры ребёнка, библиотека и права личности. Выступающие отмечали большую роль ежегодных конференций РБА в росте профессионального самосознания библиотекарей. Участники секции были активны в обсуждении, задавали вопросы, высказывали суждения, вносили предложения. 

В ходе обсуждения представленных докладов и сообщений было предложено:

  1. РБА стимулировать и поддерживать создание в регионах профессиональных общественных объединений школьных библиотекарей.
  2. Поддерживать проектную деятельность школьных библиотекарей.
  3. Привлекать педагогическую общественность к участию в конференции РБА, для обсуждения стратегий деятельности школьных библиотек.

Огромное спасибо всем, кто помог подготовить секцию и семинар. Это генеральный директор выставочной компании «Узорочье» Алексеев Сергей Николаевич, руководитель проекта выставочной компании "Узорочье" Воробьева Майя Викторовна, главный библиотекарь группы методической работы ГКУК "Пензенская областная библиотека для детей и юношества" Милена Геннадьевна, старший методист Пензенского института развития образования Кондратьева Галина Борисовна. Спасибо всем, кто выступил с докладами, высказал своё мнение в прениях, обозначив тем самым существующие проблемы, и наметил пути их разрешения.

 

Председатель Секции: Т.В. Лавневич