Поиск по сайту

30. Секция по чтению

Ежегодные заседания

XVIII Ежегодная сессия Конференции РБА

14.05.2013

14 мая 2013 г. Секция по чтению провела выездное заседание на базе Информационно-библиотечного объединения г. Заречный Пензенской области (ЗАТО). Заседание было организовано в рамках XVIII конференции РБА, при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества. В работе секции приняли участие 85 человек из 10  регионов РФ. Было заслушано 14 докладов и представлен 1 стендовый доклад.

Председатель Секции В.В. Ялышева рассказала об итогах работы Секции в прошедшем году и представила членов вновь избранного постоянного комитета, а также проинформировала собравшихся о том, что членом постоянного комитета Секции чтения и грамотности ИФЛА от России была избрана Ю.П. Мелентьева.

Рабочий день состоял из несколько блоков. Вели пленарное заседание Председатель Секции В.В. Ялышева и исполнительный директор межрегионального центра библиотечного сотрудничества, заместитель председателя Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» С.Д. Бакейкин.

Открыл работу Секции заместитель главы Администрации г. Заречного А.Г. Рябов, который приветствовал участников  заседания и коротко рассказал о том, что делается в городе в сфере поддержки  книги и чтения.

Е.А. Шилов, начальник Управления культуры и архива Пензенской области, член Союза журналистов России уже второй год подряд принимал активное участие в работе Секции. Начало сотрудничеству было положено в2012 г., на конгрессе РБА в Перми. В своем докладе Евгений Андреевич говорил о пользе чтения и его государственном значении. Особое внимание он уделил тому, что предполагается делать в Пензенской области в ближайшие годы, обрисовал свое видение решения существующих проблем на региональном уровне.

Исполнительный директор межрегионального центра библиотечного сотрудничества С.Д. Бакейкин познакомил участников с основными проектами МЦБС и российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Читателю как объекту профессиональной рефлексии был посвящен доклад В.Я Аскаровой, профессора, заведующей кафедрой библиотечно-информационной деятельности, председателя Центра чтения Челябинской ГАКИ. Виолетта Яковлевна рассмотрела бытующие в различных профессиональных средах книжного дела представления о читателе и связанные с этим проекты, инициированные различными участниками книжного процесса.

С новыми сетевыми форматами продвижения чтения с использованием технологии эдьютеймента[1] познакомил А.В. Лисицкий, руководитель учебно-методического центра «Школа библиотечного лидерства» Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека». Он представил ряд сетевых проектов, обосновал их достоинства и пригласил к участию. Речь шла о важности соединения литературы с игровой и визуальной культурой, интеллектуальных шоу, бродячих форматах, проекте «Курилка Гутенберга», преимуществах новых проектов на портале «Чтение 21».

Председатель Секции по чтению, директор Центра чтения РНБ, В.В. Ялышева посвятила свой доклад продвижению чтения в структуре библиотечной деятельности. Основываясь на статистических данных, собираемых ГИВЦ по разделу «Библиотечное дело», она проанализировала содержание проблематики чтения в представленных региональных отчетах. Особое внимание было уделено продвижению чтения художественной литературы и тем проблемам, которые стоят перед библиотеками в настоящее время.

Уже традиционно к участию в работе Секции привлекаются не только библиотечные работники. Иные подходы, иной взгляд позволяют иначе посмотреть и на содержание библиотечной деятельности. Постоянно возникают общественные и частные инициативы, направленные на организацию общения читающих людей, продвижение чтения, и библиотеки должны уметь находить заинтересованных партнеров во внешней среде, что обогащает их деятельность и расширяет читательскую аудиторию. Руководитель проекта «Общественная читательская инициатива» С.Ю. Кузнецов в своем докладе «Социальные сети, читательские клубы и пропаганда чтения» познакомил аудиторию со своим взглядом на чтение в современном мире и представил программу действий по пропаганде чтения. Одно из направлений – создание читательских клубов нового поколения, к участию в работе которых он пригласил библиотеки.

Уже в течение ряда лет констатируется необходимость системной поддержки чтения. Способствовать этому может принятие государственных, региональных, муниципальных программ. Многие регионы вели работу в этом направлении, но, к сожалению, мало кому удалось добиться положительных результатов. Тем ценнее, что в2012 г. Правительством Республики Саха была утверждена Концепция поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия), а также План действий по реализации этой Концепции на 2012-2016 гг. Заместитель директора Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) О.И. Афанасьева рассказала о первых итогах реализации данной Концепции и планах деятельности на ближайшую перспективу.

Подходы региональных научных библиотек к деятельности по поддержке чтения были продемонстрированы на примере Ульяновской ОНБ им. В.И. Ленина. Заместитель директора О.Н. Даранова в докладе «Нет, я не Чехов, я – другой!» представила реализуемые проекты, направленные на различные читательские аудитории, опыт реализации партнерских проектов. Особое внимание было уделено опыту актуальных современности форм работы с классической художественной литературой.

Опыт работы региональных юношеских библиотек был представлен в докладе «Читать не скучно: результативные технологии поддержки чтения в Челябинской областной юношеской библиотеке», заместителя директора библиотеки И.В. Архиповой. Продуманное сочетание  в работе реального и виртуального пространства общения и познания позволяет достичь высоких результатов при работе с молодежной аудиторией. Ирина Владимировна подробно рассмотрела многовариантность объединения виртуального и реального пространства чтения на примере работы своей библиотеки.

Деятельность региональных Центров чтения получила освещение в докладах С.С. Сыромятниковой, заведующей центром поддержки и развития чтения Самарской ОУНБ, «Развитие читательской активности и творческих особенностей у детей: цикл познавательных игровых мероприятий в работе центра поддержки и развития чтения Самарской областной универсальной научной библиотеки» и докладе М.Е. Семерниной «Мир книг на Пензенской земле». Из опыта проведения межрегиональной книжной выставки-ярмарки», руководителя Центра русского  языка и чтения Пензенской ОБ имени М.Ю. Лермонтова.

Исследовательской деятельности библиотек как основе эффективного развития был посвящен один из блоков работы заседания Секции, где были представлены результаты нескольких исследований по чтению, и прошло их обсуждение. Каждый из представленных докладов отражает различные пласты исследовательской работы. ЦБС г. Саратова – один из признанных лидеров в этой работе. Директор системы, И.М. Кононенко, проанализировала тенденции изменения портрета читающего саратовца по данным исследований, проведенных в 1999, 2006 и 2012 гг. Интересный опыт изучения читательских интересов имеет информационно-библиотечное объединение г. Заречного, где проходило выездное заседание. Главный библиотекарь С.А. Хейкинен познакомила с результатами изучения читательских интересов молодежи этого закрытого города. Методом исследования «Молодежь Заречного: перспективы чтения» стал анкетный опрос «Будем ли мы летать?», проведенный в 2009 и 2013 гг. Результаты опроса легли в основу выстраивания работы библиотеки с молодежью. Совершенно иной подход к исследовательской деятельности продемонстрировала А.И. Водатурская, заведующая научно-методическим отделом Свердловской областной библиотеки для детей и юношества. Специалисты библиотеки составили картину мира современного ребенка, опираясь на результаты опроса детей, представления детских писателей, выраженные в их книгах, мнения библиотекарей и социологов.  Позитивные результаты встраивания в эту картину мира книги и чтения возможны именно на основе адекватных представлений о ее содержании.

В2013 г. составной частью II Всероссийской «Библионочи» стал специальный проект «Читательский марафон», который можно рассматривать как опыт межведомственного взаимодействия исследования читательских предпочтений. В ходе прошедшего опроса (организованного как непосредственно в регионах, так и в Интернете), посвященного изучению интереса к современным писателям, было получено 3000 анкет из 10 регионов страны. А.Л. Вахрушева, заместитель директора московской Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева проанализировала итоги данного опроса.

Завершилось заседание Секции Круглым столом «Деятельность библиотек по привлечению к чтению: возможности, проблемы, перспективы», которое провели Г.И. Егорова, руководитель Тверского центра книги и чтения Тверской ОУНБ им. А.М. Горького и А.Л.Вахрушева, заместитель директора Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева. Одной из центральных тем обсуждения стали итоги II Всероссийской «Библионочи», демонстрация возможностей сетевого взаимодействия в рамках этой акции.

Коллектив Информационно-библиотечного объединения г. Заречного, принимавший заседание Секции по чтению, подготовил большую ознакомительную и культурную программу. Участники заседания смогли познакомиться с многоплановой деятельностью этой библиотеки в области поддержки чтения. Для каждого участника был подготовлен пакет информационных материалов. Библиотека г. Заречного является лидером в Пензенской области в рассматриваемой сфере, что, в частности, и определило выбор места выездного заседания. Состоялись экскурсии по библиотеке и по городу.

В конце дня  участники заседания посетили «Музей атомного оружия» (маркетинго-выставочный центр ПО «Старт» имени М.В. Проценко, зал военной техники и оружия).

На Заседании Постоянного комитета Секции был сформирован план работы на текущий год.

Председатель ПК Секции: Ялышева Вера Викторовна

 

Доклады и презентации.

Абросимова Людмила Михайловна, главный библиотекарь, Пензенская областная библиотека для детей и юношества. Пенза. Библиотечная программа «Читаем с мамой, читаем сами» как способ приобщения к семейному чтению. Презентация

Авдеева Татьяна Владимировна, заведующий Библиотекой семейного чтения, «Информационно-библиотечное объединение» г. Заречный. Пензенская область. Библиотека: место под солнцем. Презентация

Архипова Ирина Владимировна, заместитель директора, Челябинская областная юношеская библиотека. Челябинск. Читать не скучно: результативные технологии поддержки чтения в Челябинской областной юношеской библиотеке. Видеоролик Презентация

Аскарова Виолетта Яковлевна, профессор, заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности, председатель Центра чтения,  Челябинская государственная академия культуры и искусств. Челябинск. Читатель как объект профессиональной рефлексии. Презентация

Афанасьева Ольга Ильинична, заместитель директора по библиотечной работе, Национальная библиотека Республики Саха (Якутия). Якутск. Концепция поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия): первые итоги реализации. Презентация

Вахрушева Александра Леонидовна, заместитель директора, Библиотека-читальня им. И.С.Тургенева. Москва. Исследование читательских предпочтений. Первый опыт межведомственного взаимодействия по итогам специального проекта «Читательский марафон». Презентация. Видеоролик

Водатурская Антонина Ивановна, заведующий  научно-методическим отделом, Свердловская областная детско-юношеская библиотека. Екатеринбург. Современный подросток: взгляд детского писателя,  социолога и библиотекаря Презентация

Выропаева Надежда Сергеевна,заведующий Центром молодежных инноваций, Рязанская областная универсальная научная библиотека им. Горького, председатель Совета молодых библиотекарей Рязанской области. Рязань. Опыт работы Центра молодежных инноваций РОУНБ им. Горького по продвижению книги и чтения

Даранова Ольга Николаевна, заместитель директора, Ульяновская областная научная библиотека им. В.И. Ленина. Ульяновск. «Нет, я не Чехов, я - другой!»  Старые истины в новом прочтении. Презентация

Дурина Любовь Борисовна, директор, Центральная межпоселенческая библиотека Нижнеломовского района. Пензенская область. «Читающий автобус» продолжает свой путь.

Дутова Ирина Михайловна, главный методист, ЦБС г. Воронежа. Творческие проекты и инициативы МБУК «ЦБС» г.Воронежа по продвижению чтения. Презентация

Зиненкова Светлана Алексеевна, главный библиотекарь Абонемента отраслевой литературы, «Информационно-библиотечное объединение» г. Заречный. Пензенская область. «Читающий город»: социальный проект по продвижению чтения. Видеоролик Презентация

Кононенко Ирина Михайловна, директор, Централизованная библиотечная система г. Саратова. Саратов. Читающий саратовец: семь лет спустя. Презентация

Кузнецов Сергей Юрьевич, руководитель, Информационно-аналитический центр SKCG. Москва. Социальные сети, читательские клубы и пропаганда чтения. Презентация

Лисицкий Андрей Викторович, руководитель учебно-методического центра «Школа библиотечного лидерства», Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека»; член Постоянного комитета Круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства». Москва. Homo ludens - Homo legens: новые сетевые форматы продвижения чтения с использованием технологии эдьютеймента. Презентация

Луконина Ольга Викторовна, директор, «Межпоселенческая центральная районная библиотека Бессоновского района» Пензенской области. Пензенская область. «Бессоновка – территория чтения».

Онищенко Ольга Леонардовна, главный методист, «Централизованная библиотечная система» г. Обнинск. Калужская область. Литературный туризм. Калужские страницы. Презентация

Семернина Марина Ефимовна, главный библиотекарь, Пензенская областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова. Пенза.  «Мир книг на Пензенской земле». Из опыта проведения межрегиональной книжной выставки – ярмарки.  Видеоролик

Сыромятникова Софья Сергеевна, заведующий центром поддержки и развития чтения, Самарская областная универсальная научная библиотека. Самара. Развитие читательской активности и творческих особенностей у детей: цикл познавательных игровых мероприятий в работе центра поддержки и развития чтения Самарской областной универсальной научной библиотеки. Презентация

Хейкинен Светлана Алексеевна, главный библиотекарь отдела методико-инновационной деятельности, «Информационно-библиотечное объединение» г. Заречный. Пензенская область. «Будем ли мы летать»: опыт необычного исследования чтения молодежи г. Заречного. Презентация. Анкета.



[1] Эдьютейнмент (эдьютейментэдутэймент) - от «education» (образование) и «entertainment» (развлечения). Впервые слово появилось еще в 1948 году в студии Уолта Диснея для обозначения формата захватывающего документального сериала. Но сегодня смысл немного другой. Эдьютейнмент - образование в развлекательном формате, «учись развлекаясь, развлекайся в процессе обучения».