Поиск по сайту

30. Секция по чтению

Ежегодные заседания

XIV Ежегодная сессия Конференции РБА

19.05.2009

19 мая 2009 г. состоялось заседание Секции по чтению РБА. Соорганизатором работы Секции выступил Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества – рабочий орган Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Тема заседания: «Молодежь. Библиотеки. Чтение». Обсуждались проблемы молодежного чтения в целом и в библиотеках, в частности. В работе Секции приняли участие около 150 человек из 25 регионов России, в том числе библиотекари, преподаватели средней и высшей школы, ученые, журналисты, представители властных структур и общественных организаций. Было заслушано 15 докладов, 2 сообщения и 1 презентация.

Вели заседание председатель Секции по чтению, старший научный сотрудник Центра чтения Российской национальной библиотеки В.В. Ялышева и президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И. Кузьмин. В докладах освещались: проблемы чтения молодежи, в том числе чтение детей и молодежи в Интернет, опыт проектной деятельности библиотек по продвижению чтения в молодежной среде; проблемы, содержание и перспективы деятельности региональных центров чтения; направления работы региональных библиотек по пропаганде книги и чтения.

Вопросы чтения молодежи в контексте задач Национальной программы поддержки и развития чтения прозвучали в докладе президента Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И. Кузьмина. В выступлении генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино Е.Ю. Гениевой прозвучала острая озабоченность тем фактом, что Национальная программа поддержки и развития чтения еще так и не стала собственно национальной и не имеет государственного финансирования. Она подчеркнула, что РБА должна добиваться изменения сложившейся ситуации. Председатель Секции по чтению, старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки В.В. Ялышева (Санкт-Петербург) рассмотрела деятельность библиотек по продвижению чтения, опираясь на особенности профессионального сознания библиотекарей.  Ведущие специалисты Российской государственной детской библиотеки Е.В. Куликова и В.П. Чудинова рассмотрели тему чтения детей в Интернете. Структурировав содержание детского сегмента Интернета, они определили его главную проблему как безответственность и непрофессионализм, которые ведут к нарушению санитарных норм этих услуг. Были сформулированы основные проблемы создания web-лиографии для детей и подростков – это выработка принципов оценки качества сайтов; определение путей поиска качественных ресурсов; финансирование работ. В.П. Чудинова познакомила с результатами исследовательского проекта РГДБ, посвященного сетевым сообществам юных читателей. Она подчеркнула, что роль библиотекарей как экспертов в области продвижения качественной литературы будет возрастать, т.к. подростки нуждаются в грамотных собеседниках и хороших советах. Влияние интернета на чтение детей и подростков по данным исследования соотносится с уровнем их читательской компетентности. Любители чтения, хорошо читающие ребята, активно сочетают реальное и виртуальное чтение, и эта тенденция будет только нарастать. Исследовательская тема была продолжена в выступлении М.А. Мазурицкой, главного библиографа научно-методического отдела Российской государственной библиотеки по искусству. Она рассказала о специфике студенческой читательской аудитории библиотеки по искусству по данным анкетирования 2008 г. Опыт проектной деятельности по продвижению чтения библиотеки среднего города был рассмотрен в докладе Л.Г. Кулахмедовой, директора Кузнецкой ЦГБ Пензенской области. В рамках программы развития муниципальных библиотек г. Кузнецка на 2008-2010 гг. разработана и принята программа «Кузнецк читающий». Особое внимание докладчик уделила содержанию программ и конкурсов, предназначенных для молодежи. Проект «Молодежь, время читать» ведется с 2005 г. Его составной частью является конкурс «Кузнецкий дозор», предназначенный для молодежи до 23 лет. С 2008 г. реализуется  проект по созданию объединения для детей и подростков «ДеПо».

Следующий блок докладов был посвящен работе Центров чтения. В совместном докладе генерального директора Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» М.А. Веденяпиной (Москва) и руководителя Тверского центра книги и чтения Г.И.. Егоровой были обобщены основные направления деятельности Центров чтения, проанализированы основные тенденции их развития, проинформировано о создании Координационного совета центров чтения, его целях и задачах. С.А. Басов, заведующий научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) в своем выступлении предложил подумать о создании Содружества (ассоциации) центров чтения  Российский Федерации. Руководитель Центра чтения Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И.В. Бабушкина Т.Г. Кербут  рассказала о проектах, реализованных в течение последних лет, выделив перспективные направления работы. Областной конкурс для библиотек «Вологда читающая» призван стимулировать проектную деятельность библиотек области, направленную на пропаганду книги и чтения. Социологическое исследование «Круг чтения вологжан», проведенное в 2008-2009 гг., позволило получить информацию о содержании чтения и читательских интересах жителей города. Областная библиотека и Центр чтения постоянно расширяют круг своих партнеров, создавая новые совместные программы, предназначенные для различных целевых групп. Руководитель Центра чтения Национальной библиотеки Удмуртской Республики (Ижевск) И.Н. Курс свой доклад посвятила конкурсу библиотечных проектов «Большое чтение», проводимому с 2007 г. Серьезная методическая проработка вопросов организации конкурса со стороны Национальной библиотеки привела к качественным изменениям разрабатываемых проектов. В 2008 г. перед объявлением конкурса для библиотек области был проведен однодневный семинар по проектной деятельности. В 2009 г. такой семинар длился уже неделю. В результате был подготовлен общий проект для разных библиотек «Молодежь Ижевска читает Гоголя». Проведенная работа позволила увеличить количество представленных на конкурс проектов практически в два раза. Более того, в 2010 г. планируется перейти от общего конкурса к тематическому, и предложить библиотекам разработать проекты продвижения книги и чтения среди неформальных объединений. В стендовом докладе руководителя Центра чтения и русского языка Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова  М.Е. Семерниной был рассмотрен ход реализации проекта 2009 г. «От сердца к сердцу». Проект создан в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Пензенской области на 2009-2012 гг.» с целью объединения усилий профессионального библиотечного сообщества, органов власти, различных ведомств и творческих сил региона в повышении престижа книги, чтения, библиотек в обществе и включает проведение книжных фестивалей, ярмарок, мастер-классов с участием специалистов по продвижению чтения.

Большой блок докладов был посвящен организации работы на региональном уровне, отдельным направлениям и конкретным проектам. Многие региональные библиотеки не создают специальных подразделений (Центров чтения), хотя и рассматривают продвижение чтения как важное направление работы. Опыт организации такой работы на региональном уровне был представлен в докладе заведующей отделом научной информации и методической работы Пермской государственной областной универсальной библиотеки им. А.М. Горького Л.С. Ведерниковой. О том, как формировалась система мероприятий на краевом уровне, складывалась совместная деятельность всех краевых библиотек, как развивались отдельные проекты: краевые форумы книги, медиа-информационные фестивали «Книжная площадь», конкурс «Самая читающая семья», «Год писателя в Прикамье» и т.д., а также об издательской деятельности библиотек по продвижению чтения и рассказала коллега из Перми. Издательская деятельность современных библиотек рассматривается как составная часть научно-исследовательской, научно-методической, информационно-просветительской деятельности, ее роль в продвижении книги и чтения постоянно повышается. Этой теме и был посвящен доклад  директора Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова М.Н. Осиповой.  Опыт участия муниципальной библиотеки в международной программе «Большое чтение» и реализация проекта «Большое чтение» на 60-й параллели был рассмотрен в докладе директора Централизованной библиотечной системы г.Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ) Н.В. Жуковой. Срок действия проекта с апреля 2008 г. по май 2009 г. Интерес к творчеству Джека Лондона объединил горожан. Участие библиотеки в столь масштабном проекте позволило стать ей центром городской коммуникации. На продвижение чтения в сельскую глубинку, отдаленные от областного центра территории направлен проект «Библиотека на колесах» Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И.В. Бабушкина. Занимается этой работой Отдел внутрисистемного обмена уже с 2003 г. При создании «мобильных», «передвижных» фондов удовлетворяется, прежде всего, спрос на досуговое чтение.  В течение последних трех лет, как рассказала заведующая этим отделом Л.А. Козлова, в библиотеках-участницах фиксируется стабильный рост основных показателей, что является следствием реализации проекта.

Наибольшую эффективность библиотечная деятельность в рассматриваемой области приобретает в партнерских проектах. Совместное обсуждение проблем специалистами смежных и родственных направлений, взгляд на себя и свою деятельность со стороны становится все более важным. О том, какой  видит человек библиотеку, проходя мимо библиотечного здания, что ждет посетителя внутри здания, как организована работа библиотеки, рассуждала главный редактор газеты «Библиотека в школе» О.К. Громова. К сожалению, внешний облик библиотечных зданий, вывески и витрины, оформление окон, внутренние интерьеры, указатели и объявления, организация работы и т.д. носят зачастую недружественный характер по отношению к читателям и скорее отталкивают, чем привлекают в библиотеку. Многим библиотекам еще предстоит значительная работа на пути развития дружелюбия внутри библиотеки, что, несомненно, должно способствовать формированию их привлекательного образа. Действительно, в контексте продвижения книги и чтения данная тема редко рассматривается профессиональным сообществом. Филологический анализ современной массовой литературы как альтернативного учебника был представлен в стендовом докладе профессора кафедры новейшей русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена М.А. Черняк (Санкт-Петербург). Знания о том, что такое массовая литература, какова ее роль в обществе и почему она пользуется таким читательским спросом, необходимы современного библиотекарю для того, чтобы правильно комплектовать фонд и строить свою работу.

Заслушав и обсудив доклады, участники заседания приняли ряд рекомендаций, которые просили включить в заключительный доклад Президента РБА:

– доклад, посвященный проблемам чтения, необходимо выносить на пленарное заседание;

– от имени РБА обратиться к руководителям библиотек, руководителям региональных органов культуры, образования и СМИ с просьбой активизировать усилия по продвижению и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, поскольку системный кризис книжной культуры и чтения не только не преодолен, он разрастается, о чем свидетельствуют данные социологического исследования «Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы», проведенного Аналитическим центром Юрия Левады по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в сентябре 2008 г.;

– необходимо развивать научно-исследовательскую работу по выработке методов оценки социальной эффективности проектов и деятельности библиотек по продвижению чтения.

Также состоялось заседание Постоянного Комитета секции, на котором были намечены основные направления его деятельности на ближайшую перспективу.

 В.В. Ялышева,
председатель Секции по чтению 

Презентации и доклады