Поиск по сайту

32. Секция по библиотечному менеджменту и маркетингу

Ежегодные заседания

XVI Ежегодная сессия Конференции РБА

24.05.2011

Темой заседания Секции по библиотечному менеджменту и маркетингу в 2011 году было «Управление библиотекой в условиях организационно-правовых реформ». В работе Секции приняли участие около пятидесяти человек, в том числе студенты Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.

Наибольшее региональное представительство среди участников Секции имели Москва и Тюмень; в работе Секции также приняли участие представители библиотек Абакана, Екатеринбурга, Казани, Красноярска, Кургана, Новосибирска, Омска, Самары, Сургута, Томска, Тугулыма (Свердловская обл.), Южно-Сахалинска, Якутска.

Ведущие Секции — В.К. Клюев (заместитель Председателя Постоянного комитета Секции, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного университета культуры и искусств, Москва) и Е.Н. Гусева (секретарь Секции; заведующий сектором инновационного развития библиотечно-информационной сферы НИО библиотековедения, Российской государственной библиотеки, Москва).

В ходе заседания было заслушано 6 докладов и сообщений. В начале заседания с отчетом о деятельности Секции в период 2010-2011 гг. выступила секретарь Секции Е.Н. Гусева. В отчете были охарактеризованы основные мероприятия, проведенные Секцией за указанный период, а также предложены на обсуждение перспективные направления развития Секции, в том числе, планы по модернизации ее деятельности. В частности, участники заседания с одобрением и интересом встретили идею проведения на базе Российской государственной библиотеки (при помощи «Ассоциации электронных библиотек») интернет-конференции по вопросам реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ. Также интерес слушателей вызвали планы по выпуску сборника лучших докладов Секции за 10 лет.

С большим вниманием был выслушан доклад Председателя Постоянного комитета Секции, исполнительного директора Российской государственной библиотеки, кандидата философских наук В.И. Гнездилова (соавторы: Л.Н. Зайцева (заведующий отделом сводного планирования и отчетности, Российская государственная библиотека) и Е.Н. Гусева (заведующий сектором Российская государственная библиотека) «Вопросы реализации Федерального закона 83-ФЗ: «пилотный» опыт РГБ», где были освещены основные проблемы реализации положений этого закона, промежуточные результаты апробации методик деятельности и проблемы, с которыми столкнулась Российская государственная библиотека, действующая в формате «пилотного» учреждения для внедрения организационно-правовых изменений согласно Федеральному закону № 83-ФЗ.

О.Ф. Бойкова (Российская государственная библиотека) в своем докладе представила основные моменты организационно-правовых изменений в деятельности библиотек, которые потребуется внести согласно положениям Федерального закона № 83-ФЗ.

Большой интерес вызвал доклад Л.А. Анохиной (директора Самарской областной универсальной научной библиотеки) «Модель деятельности библиотек в условиях изменений: на примере СОУНБ», где была показана модель «горизонтального» руководства, которое помогает гибко реагировать на социальные и экономические новеллы законодательства и (что особенно важно) уже дает реальные результаты.

Доклад В.К. Клюева (Московский государственный университет культуры и искусств, Москва) «Менеджерская магистерская подготовка как преемственность отраслевого бакалавриата» показал слушателям сложности и проблемы, возникшие перед библиотечными факультетами вузов культуры в условиях двухуровневой подготовки специалистов. Докладчик призвал руководителей библиотек, которые являются прямыми работодателями, активнее участвовать в социальном заказе и в профессиональной ориентации выпускников вузов. Этот доклад рекомендован к публикации в «Информационном бюллетене РБА».

Н.С. Редькина (ГПНТБ СО РАН, Новосибирск) в докладе «Внедрение эффективных и перспективных информационных технологий в библиотечную практику» охарактеризовала потенциальные возможности и уже имеющиеся сложности, возникающие при применении «новейших» информационных технологий в деятельности библиотек.

Л.И. Власова (Научно-техническая библиотека Томского политехнического университета ТПУ, Томск), сообщение которой «Популяризация информационных ресурсов библиотеки в учебных, научных и воспитательных целях университета» не было заявлено в программе, показала применимость, а главное, результативность наглядных, игровых и интерактивных форм информирования о возможностях библиотеки для привлечения читателей и лучшего использования ее ресурсов.

Е.Н. Гусевой была представлена краткая информация о ежегодно проводимом Секцией по управлению и маркетингу ИФЛА конкурсе на лучший маркетинговый проект библиотек, а также о возможностях применения наработок инновационного менеджмента для управления деятельностью библиотек в условиях непрерывных изменений. Эта информация была любезно предоставлена нашей Секции членом Постоянного Комитета Секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу, членом жюри конкурса на лучший маркетинговый проект библиотек Л.Н. Зайцевой (Российская государственная библиотека, Москва, Россия).

Все доклады вызвали интерес аудитории и вопросы участников заседания Секции, и только крайне малое количество времени не дало развернуться обсуждению в полном объеме. Материалы-презентации всех докладов в электронном виде были предоставлены всем желающим (на фото — очередь за копиями презентаций докладов.)

Каждый докладчик, по традиции, получил подарок от Постоянного комитета Секции — книги по экономике и управлению издательства РГБ «Пашков дом». Участники предложили на будущем Конгрессе Российской библиотечной ассоциации в 2012 году провести в рамках заседания Секции (или совместно с Секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования) заседание по вопросам управления кадрами и подготовки кадров для библиотек. После заседания Секции было проведено заседание Постоянного комитета.

В.И. Гнездилов.
председатель Секции,
Е.Н. Гусева
секретарь Секции