Поиск по сайту

19. Секция школьных библиотек

Ежегодные заседания

XVI Ежегодная сессия Конференции РБА

24.05.2011

Заседание Секции школьных библиотек состоялось 24 мая 2011 г. в Тюменской областной научной библиотеке имени Д.И. Менделеева. В работе Секции приняли участие 107 специалистов в области детского чтения: книгоиздатели, представители профессиональных общественных объединений, департамента образования, методисты, библиотекари сельской местности, руководители школ, заведующие школьными библиотеками из Москвы, Новосибирска, Омска, Тюмени, Тюменской и Свердловской областей, Красноярского края.      

На заседании представлено 12 докладов и сообщений, объединённых общей тематикой Секции «Деятельность школьной библиотеки в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения», что соответствует теме Конференции РБА «Российское библиотечное сообщество: цели и перспективы». В выступлениях участников секции рассмотрены различные аспекты темы в приложении к деятельности школьных библиотек: миссия школьных библиотекарей России; развитие институтов гражданского общества; развитие социального партнерства; механизмы профессиональной координации, интеграции; профессионально-квалификационный и творческий потенциал школьного библиотечного сообщества; социальное признание профессии; совершенствование профессиональных коммуникаций. Наряду с обсуждением актуальных проблем школьного библиотечного сообщества, особое внимание уделено ключевым проблемам развития школьных библиотек России в современных условиях реализации образовательных стандартов нового поколения.

Вопросы методической поддержки школьных библиотек в новых условиях рассмотрены в докладе Дейнеко Ирины Васильевны, директора Муниципального учреждения «Межшкольный информационно –методический центр». Лесосибирск, Красноярский край. «Новая библиотека для новой школы: заделы и перспективы развития». Ирина Васильевна «разложила по полочкам» методическую поддержку процесса формирования профессиональных компетентностей библиотекаря-мастера:

  • Шаг 1. Анализ профессиональной готовности библиотекарей для работы в условиях ФГОС
  • Шаг 2. Выявление профессиональных затруднений и дефицитов
  • Шаг 3. Оформление схемы повышения квалификации библиотекарей
  • Шаг 4. Формирование стратегического профессионального заказа для КК ИПК
  • Шаг 5. Использование внутреннего методического резерва
  • Шаг 6. Промежуточный мониторинг результатов методической поддержки
  • Шаг 7. Выявление и тиражирование лучших профессиональных образцов 

Критерии готовности библиотеки к внедрению ФГОС

Критерий

Показатель

Кадровое обеспечение

Укомплектованность библиотечными кадрами. Уровень квалификации (соответствие квалификационным характеристикам по должности). Непрерывность профессионального развития. Уровень профессионализма, качественные результаты работы. Инновационность деятельности.

Материально-техническое обеспечение

Соответствие помещения библиотеки санитарно-гигиеническим нормам. Комфортность библиотечной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Достаточность площади и освещенности. Размещение рабочих мест и зон. Наличие современной библиотечной техники и мебели. Наличие читального зала. Число читательских мест. Наличие медиатеки. Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет; возможность для размещения своих материалов и работ в информационной среде ОУ). Оборудование для проведения массовых библиотечных мероприятий. Обеспечение библиотеки расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации.

Информационно-образовательное обеспечение

 Технологические средства: АРМ библиотекарей, персональные компьютеры для пользователей, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты.Возможность осуществления деятельности в электронной (цифровой ) форме: планирование и анализ деятельности; размещение и сохранность информационных ресурсов; организация ЭК и работа с ним; фиксация хода библиотечного процесса; взаимодействие между участниками ОП , в том числе дистанционное; контроль доступа участников ОП к информационным ресурсам в сети Интернет).

Информационно-методическое обеспечение

Обеспеченность УМК на разных носителях. Укомплектованность учебно-методической и программно-методической литературой; ЭОР, в том числе размещенными в федеральных и региональных базах; детской художественной и научно-популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями).

В чём заключается стратегия ближайших действий?

Ориентированных на создание условий:

Повышение квалификации библиотечных кадров, соответствующих требованиям времени, стремящихся к инновациям в профессиональной сфере, готовых к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

- Формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях.

- Создание привлекательной, комфортной и дружественной библиотечно-образовательной среды

Ориентированных на результат:

Ориентация на компетентностный и системно-деятельностный подходы.

- Изучение и включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий.

- Работа в школьной команде по внедрению ФГОС.

- Сотрудничество с педагогами.

Вопросы создания условий, необходимых для эффективной работы школьной библиотеки в новых образовательных стандартах рассмотрены в ряде докладов и сообщений. «Создание современной инфраструктуры – стратегический ресурс развития образовательного учреждения» тема совместного доклада представителей Муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия № 1». Тюмень. Бедрин Алексей Владимирович, учитель информатики, Овечкина Ирина Ивановна, заведующая библиотекой. Авторы представили режим управления школой как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. Он состоит из трех этапов:

  • Сбора информации;
  • Анализа информации;
  • Принятии воздействующих решений. 

В связи с этим работу администрации школы можно и нужно, даже необходимо организовать с помощью вычислительной техники. Для более эффективного управления школой должна быть создана единая информатизационная среда, отвечающая следующим требованиям:

база данных системы должна содержать как можно более полную информацию обо всех элементах учебного процесса;

в системе должна быть предусмотрена возможность обмена сообщениями между всеми пользователями;

–  должна быть предусмотрена возможность взаимного обмена информацией с органами управления образованием;

–  в системе должна существовать возможность интегрирования электронных учебников.

Для этого приходит на помощь локальная сеть – Школьный интранет.

Интранет – компьютерная сеть, по сути, точная копия "большого Интернета", но выполненная в масштабах отдельно взятой организации, такая сеть реализует или имитирует все основные технологические решения, применяющиеся в Интернете, но в масштабах одной школы. Таким образом, реализовав задачу построения школьного интранета (intra – внутри, net – сеть), организаторы получили в свое распоряжение миниатюрную копию "глобальной компьютерной сети".

 Что даёт Интранет?

  • Коллективный выход в Интернет и электронное представительство школы в Интернете;
  • Школьная почтовая служба;
  • Необходимость школьных баз данных;
  • Разграничение доступа к информации и разграничение доступа к сетевым ресурсам. 

Активным участником программы информатизации стала школьная библиотека. С приходом новых технологий изменился статус библиотеки – теперь это библиотечно – информационный центр гимназии, который стал более востребованным. Автоматизированная ИБС MARK –SQL обеспечивает возможность комплексной автоматизации основных библиотечных процессов, обеспечивают создание и ведение электронных каталогов, определяют обеспеченность школы учебниками, реализуют возможность составления сложных поисковых запросов, ведут учет библиотечного фонда. Создали –школьный принт-сервер, который находиться в библиотеке и к которому организован сетевой доступ. Принт-сервер – это устройство, позволяющее группе пользователей совместно использовать принтер дома или в офисе. Управление компьютерами осуществляется при помощи RDP (англ. Remote Desktop Protocol — протокола удалённого рабочего стола), свободного программного продукта iTALC 1.0.10, а также и самой консоли Kaspersky Administration Kit. Вместе с тем, в целях информационной безопасности детей установлен Интернет – цензор.

Полноправными пользователями таких программ могут быть не только библиотекари, но и учителя-предметники, классные руководители и ученики. Так же во многие программные комплексы входят специальные модули, которые позволяют автоматизировать бухгалтерский учет в образовательном учреждении. В Гимназии № 1 создано единое, открытое, доступное педагогам, ученикам, управленцам, другим специалистам школы информационное пространство, целостная информационная среда, комплексно отражающая жизнедеятельность школы.

При решении главной задачи современной школы – наиболее полного удовлетворения познавательных потребностей школьников и их всестороннего развития – возникает необходимость постоянного диагностирования учащихся в ходе образовательного процесса. Эффективным рычагом управления школой может быть страничка в Интернете, но эта страничка или точнее веб – узел может быть размещен (а, следовательно, и управляем) на школьном сервере.http://admin.office.sa-tm.operaunite.com/webserver_1/content/01/index.htm Компьютер приходит на помощь педагогам и при осуществлении контроля знаний у учащихся: применение тестовых программ при проведении экзаменов, зачётов, контрольных мероприятий и различных самостоятельных работ по предметам. Данные программы были составлены силами педагогического коллектива совместно с учащимися, а также используем готовые тесты, взятые с мультимедийных CD или из Интернет. SanRAVTEST или свободный тестирующий комплекс MultiTester System http://ru.romexoft.com/index.php?multitester

В гимназии накоплен положительный опыт использования развивающих компьютерных игр, в целях стимулирования учеников более серьёзно и глубоко изучать различные предметы и принимать более активное участие в общешкольных мероприятиях, и ученики каждый год принимают участие в Олимпиадах УРФО.

При работе в школьной локальной сети актуальным становиться наполнение школьной компьютерной базы данных новой информацией. У каждого педагога на сервере есть личная папка, где хранятся: календарно-тематических, разработки внеклассных мероприятий, фрагменты уроков и классных часов, и т. п. Например: Server-2008\_Общая_Общие документы. Педагоги используют на своих уроках "единое окно" – по технологии VNC (Virtual Network Computing) — система удалённого доступа к рабочему столу компьютера, использующая протокол RFB (Remote FrameBuffer). Управление осуществляется путём передачи нажатий клавиш на клавиатуре и движений мыши с одного компьютера на другой и ретрансляции содержимого экрана через компьютерную сеть. Ещё одна возможность - видеонаблюдение – это система, построенная на видеосерверах и сетевых видеокамерах, которые способны не только фиксировать видеоизображение, но и посылать его на любые расстояния по сети Интернет, а также по локальным сетям или беспроводным сетям Wi-Fi. Зафиксированное видеокамерой изображение можно просмотреть на любом устройстве (ПК, КПК, мобильный), имеющем доступ в Сеть. В гимназии видеонаблюдение используется не только как мера безопасности. С помощью этой системы педагоги не раз участвовали в открытых уроках.

Безусловно, данные вопросы требуют постоянного внимания, отметил А.В. Бедрин, даже небольшие перерывы и остановки в развитии приводят к саморазрушению всей системы. Высокая динамика развития электронных средств коммуникации в обществе не позволяет созданной электронной инфраструктуре отдельного учебного заведения просто функционировать, система либо развивается, либо достаточно быстро и незаметно деградирует. Тем не менее, любое образовательное учреждение в той или иной степени занимается вопросами выживания в современном информационном обществе. Ученик чувствует себя комфортно и уверенно в той школе, где источником учебной информации для него является не только учитель и учебник, но и весь современный спектр электронных средств коммуникации – так считает коллектив Гимназии № 1 города Тюмени, и конечно, они правы.

Разнообразие технологий и методов, используемых в работе с детьми в школьных библиотеках, представлено в ряде докладов. Создание модели управления читательской активности с использованием программы Net School представила Крынина Вера Павловна, заведующий библиотекой, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19». Тюмень. В целях формирования культуры личности и адаптации ребёнка к жизни в обществе В.П. Крынина в работе с читателями использует программу NET School. Работая в данной программе, представляется возможным:

  • Обеспечить доступ к информации базы данных библиотеки.
  • Формировать навыков независимого библиотечного пользователя.
  • Совершенствовать предоставляемые библиотекой услуги на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных технологий. 

Работа в программе ведётся дифференцировано. Для каждой группы пользователей определены свои приоритеты.

Для администрации школы:

  • Информация о Стандартах 2 –го поколения (ФГОС).
  • Планы библиотечной работы в помощь учебному процессу.
  • Автоматизированное составление отчетности для управления образования.
  • Конструирование собственных отчетов.
  • Доступность информации к базе библиотечных данных

Для учителей МО:

  • Доступ к информационной базе данных библиотеки.
  • Обзор журналов « Школьные технологии», № Народное образование».
  • Методическая копилка « Современный урок».
  • Федеральный Перечень учебной литературы на 2011-12 уч. год , Портфель школьника на 2011-12 уч. год.

Для классных руководителей:

  • План работы школьной библиотеки в помощь учебному процессу.
  • Сценарный раздел для внеклассной работы.
  • Календарь знаменательных дат на 2010-11 уч. год.
  • Обзор журнала «Классный руководитель».
  • Координационный план работы с публичными библиотеками культуры.

 Молодым специалистам: 

  • Библиотечка « Первое сентября».
  • Библиотечка « Открытый урок».
  • Доступ к информационной базе данных.

 Для учащихся:

Вся информация идет через электронную почту, сообщения на форуме, поэтому становятся доступными для всех желающих.

  • Портфель школьника на 2011-12 уч. год.
  • Участие в форуме на актуальные темы общественной жизни.
  • Письма- напоминания о читательской задолженности.
  • Информация о Проекте « Год чтения» по 4 конкурсным блокам: Читатель года; Самая читающая семья; Самый читающий класс; Самая читающая школа

 

Для родителей:

Учитывая тот факт, что многие родители учащихся имеют доступ выхода в Интернет на работе или с домашнего компьютера, Вера Павловна использует их законное желание следить за учебно-воспитательным процессом, но предлагает это дистанционно. Родителям предоставляется

  • Информация о Федеральном Перечне учебной литературы на учебный год и Портфель школьника.
  • Информация о планируемых библиотекой массовых мероприятиях.
  • Информация о Проекте « Год чтения».
  • Популярные страницы журнала «Здоровье школьника».
  • Информация о читательской задолженности.

Намечены и перспективы работы, это и подключение электронных учебных пособий компаний "Просвещение-МЕДИА", « Новый диск», подключение электронных энциклопедий, создание личного портфолио.

Профессиональный интерес участников секции вызвал представленный опыт работы школьного библиотекаря с блогами и каталогами в докладе Евдокимовой Людмилы Юрьевны, заведующий школьной библиотекой, Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» город Сухой Лог, Свердловская область. Л.Ю. Евдокимова обратила внимание на одно из ключевых требований стандарта начальной школы – формирование читательской компетентности. Информационно-коммуникационные технологии позволяют библиотекарю не только расширять направление работы по формированию читательской компетентности, но и внедрять новые формы. Для создания качественной информационной среды школы через модернизацию технологий работы школьной библиотеки (внедрение АИБС в библиотечную деятельность, освоения и закрепления навыков работы с электронными каталогами) в 2009 году на базе МОУ «СОШ № 8» г. Сухой Лог была создана муниципальная экспериментальная площадка, а в мае 2010 года библиотека при поддержке спонсоров приобрела с помощью систему Ирбис 64, а с октября 2010 г. перешла на платформу Ирбис 128. Проблемой сегодня является то, что электронные каталоги создаются лишь в некоторых школах, часто библиотекарь не имеет возможности пополнять каталог в силу ряда причин: нехватка рабочего времени, недостаточный уровень компьютерной грамотности. Первый опыт работы в Ирбис 128 показал возможность более быстрого формирования электронного каталога по сравнению с МАРК и простоту использования, но платность программы и зависимость от стабильности работы Интернета, являются её минусами.

Одним из важнейших инструментов для создания комфортной обучающей информационной среды Л.Ю. Евдокимова считает библиотечный блог. В блоге «Разговорчики в библиотеке» (http://098-evdokia.blogspot.com/) библиотекарь рассказывает о прошедших мероприятиях школы и библиотеки, делает книжные обзоры, вставляет учебные презентации, опросы и игры; для получения обратной связи отвечает на комментарии. Таким образом, библиотека становится ближе к читателям, ориентированным на сетевые сервисы и участие в блогах позволяет повышать уровень библиотекаря владения ИКТ, расширяет круг профессионального общения. Автоматизация работы библиотеки с применением новых компьютерных технологий позволяет интегрировать различные библиотечно-информационные процессы, повышает оперативность и точность обслуживания пользователей, что подтверждает успешное применение в библиотеке средней школы №8 автоматизированных информационных библиотечных систем “МАРК-SQL” и «ИРБИС 128».

В дальнейшем планируется уделять больше внимания не только развитию библиотечно-библиографической грамотности, но и формированию высокой культуры чтения у детей. Планируется дальнейшая работа по обеспечению комфортного доступа пользователей к собственным информационным ресурсам библиотеки и удалённым сетевым ресурсам.

Опыт совместной работы библиотекаря и учителя русского языка и литературы по использованию современных образовательных технологий для повышения уровня мотивации к чтению и изучению художественной литературы проектной представлен в докладе Черёмушкиной Людмилы Яковлевны, заведующей библиотечно-информационным центром МОУ «Троицкая СОШ № 5» Свердловской области.

В ходе работы над формированием читательских интересов Людмилой Яковлевной Черёмушкиной и учителем высшей квалификационной категории Черновой Верой Николаевной, была обозначена проблема «Снижение интереса детей к чтению, отсутствие занятости детей в летнее время» и решение её вылилось в проект «Летнее чтение», реализованный в течение двух лет. Проект ориентирован на самостоятельную деятельность читателей – индивидуальную, парную или групповую, выполненную в определённые хронологические рамки. Специалистами были определены задачи: совершенствовать навыки работы с различными источниками информации; повышать интерес учащихся к творческой, исследовательской работе; осуществлять самореализацию учащихся в проектной деятельности; формировать коммуникативные навыки учащихся. В ходе реализации проекта учащиеся, работая по - одному и группами, знакомились с содержанием книг, биографией авторов, читали критическую литературу, писали отзывы о прочитанном. У них расширялся кругозор, приобретались навыки критического мышления, развивалась литературная речь. В итоге учащиеся научились самостоятельно добывать информацию, перерабатывать её, представлять в виде собственной презентации и приобрели опыт работы в группе. Определись этапы реализации проекта:

Подготовительный этап – ознакомление учащихся с темой проекта и рекомендательным списком литературы, формирование групп для совместной работы с учётом психологической совместимости, характера их межличностных отношений, составление плана.

Исследовательский этап – исследовательская деятельность учащихся: поиск информации, её обзор и систематизация. Создание структуры презентации. Корректировка и консультации. Конференция.

 В 2010 году в ходе реализации проекта был зафиксирован качественный рост уровня самореализации учащихся: они стали подходить более критически к отбору информации и выбору темы, их презентации стали носить уже тематический характер, защита работы стала более интересной и грамотной, во время выступления учащиеся держались более уверенно и чувствовали себя психологически более комфортно. Участники конференции креативно отнеслись к анализу представленных на конференции презентаций, отметив достоинства и недостатки работы одноклассников. Учащиеся 8-х классов писали отзыв о проведённой конференции, а участники проекта – самоанализ (эссе о своих переживаниях), составили самооценку.

Интернет-проект «В мире книг» предназначен для учащихся 8-х классов. Цель работы над Интернет–проектом. Повысить уровень мотивации учащихся к чтению литературы посредством использования ИКТ. Задачи работы над Интернет – проектом:

  • Создание электронного читательского дневника учащегося.

  • Воспитание информационной культуры учащихся.

  • Развитие речи учащихся.

  • Развитие навыков культуры сетевого общения.

  • Освоение учениками современных сервисов Интернета Web 2.0. 

Условия участия в проекте: каждый участник регистрируется в Летописи.ру, оформляет свою регистрационную страницу, делает ссылку на свой электронный дневник. Дети, работая по одному и группами, знакомились с содержанием книг, биографией авторов, критической литературой, составляли отзывы о прочитанном, используя ресурсы сети Интернет, подбирали видеоряд (иллюстрации, портреты писателей, фрагменты из фильмов – не загружают их в Летописи.ру, а только делают ссылки на эти источники!) к прочитанным произведениям, создают гиперссылки на источники, содержащие информацию о данной книге (история написания, эпоха, изображенная в данной книге).

Задания проекта разнообразны: прочитать определённое количество книг по рекомендации учителя, библиотекаря и собственному выбору; использовать методические советы по оформлению электронного читательского дневника, помещенные на главной странице проекта; Завести электронный читательский дневник; выступить с представлением результатов работы на районной научно-практической конференции школьников.

Основные разделы электронного читательского дневника:

  1. Название прочитанного произведения;
  2. Фамилия, имя, отчество автора произведения, даты жизни;
  3. Главные герои этого произведения;
  4. Сюжет произведения;
  5. Отзыв о прочитанном произведении;
  6. Полезные ссылки:(краткое содержание произведения, видеоряд, биография писателя, критическая литература об этом произведении, историческая эпоха, описанная в произведении);
  7. "Это тоже важно..." (дополнительная информация о произведении, найденная учеником);
  8. "Мой литературный багаж"(какие ёще литературные произведения этого автора я уже читал(а);

Работа над проектом состоит из 4 этапов работы:

  1. Предварительный этап. Регистрация, знакомство с темой проекта, обсуждение плана работы над проектом.
  2. Первый этап. Чтение и осмысление прочитанного.
  3. Второй этап. Заполнение электронных читательских дневников. Участие в круглом столе. Проведение Недели проекта.
  4. Третий этап. Подготовка к научно-практической конференции, выступление на конференции. 

Критерии оценки сетевой деятельности учащихся.

  1. Читательский опыт учащихся оценивается по активности образовательной деятельности в классе и по итогам наблюдения за работой ученика с электронным читательским дневником.
  2. Объём прочитанного.
  3. Оформление читательского дневника.
  4. Качество работы в читательском дневнике.
  5. Уровень культуры сетевого общения.
  6. Степень активности учащихся в сетевом проекте оценивается по личной заинтересованности ученика и по объёму личного вклада в развитие проекта "В мире книг". 

Этот яркий пример совместной деятельности библиотекаря и учителя литературы демонстрирует, как общими усилиями достигаются основные задачи, стоящие перед библиотекой: сформировать интерес к чтению и научить ребёнка грамотно пользоваться информацией.

 «Метод проектной деятельности в условиях школьной библиотеки способствует росту познавательной активности читателей, раскрытию творческого потенциала, формированию самостоятельности и ответственности, стимулированию самореализации, улучшению качества знаний, повышению уровня мотивации учащихся к чтению, созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем, учителем и учащимися», – считают авторы проекта.

Проект «Год чтения» в Тюмени представлен в совместном докладе Шебеко Татьяны Дмитриевны, директора муниципального образовательного учреждения «Городского информационно-методического центра» города Тюмени и Лапшиной Ирины Юрьевны, методиста по библиотекам.

Впервые в Тюмени в рамках Национальной программы поддержки развития чтения, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» реализуется проект повышения престижа чтения «Год чтения».

Настоящий проект позволяет рассмотреть и решить важные аспекты проблемы чтения школьников города Тюмени:

  • место чтения в структуре жизненных планов и досуговых занятий школьников;
  • мотивы, читательские предпочтения и активность чтения;
  • уровень культуры чтения и информационной культуры;
  • влияние на чтение семьи, сверстников, библиотеки, Интернета.

С целью создания условий для популяризации чтения среди обучающихся, педагогов, библиотекарей и родителей были объединены усилия общественных организаций, культурных учреждений, библиотек, представителей родительского сообщества. В школах разработан и проводился комплекс мероприятий по выявлению и развитию читательской культуры. В библиотеках школ работали читательские клубы, литературные кружки, детско-взрослые сообщества для стимулирования чтения, активизировалась деятельность школьных и публичных библиотек.

В ноябре 2010 года состоялось торжественное открытие Года чтения, в течение учебного года проведены четыре конкурса: «Самая читающая семья», «Самый читающий класс», «Читатель года» и «Самая читающая школа», выявлены победители по разным возрастным категориям и номинациям и награждены дипломами и ценными подарками.

Всего в реализации проекта «Год чтения» приняло участие 58 образовательных учреждений, свыше 11 тысяч обучающихся, педагогов и родителей.

Самые активные общеобразовательные учреждения: 7, 8, гимназия 12, 14, 15, гимназия 16, 20, 32, 33. 37, 41, 43, 44, 52, 59, 66, 70, лицей 81, 88, 89. 91,92, Гимназия российской культуры, Православная гимназия.

Конкурсы проводятся в Тюмени впервые, и на следующий год помимо выявления самых читающих детей, семей, классов, школ, стоит цель: создание условий для привлечения нечитающей аудитории в ряды активных читателей.

В докладе Лавневич Татьяны Владимировны «Партнёрство педагогов и библиотекарей» рассмотрены различные аспекты партнёрских отношений современной школьной библиотеки на примере Сибирского фестиваля детского чтения в городе Омске, проводимого общественной организацией школьных библиотекарей с 2006 года на средства муниципального гранта. Фестиваль – это комплекс мероприятий, позволяющий рассматривать школьную библиотеку как ресурсную площадку, где осуществляется работа всех субъектов образовательного процесса со всеми видами информации, при этом формирование социокультурной сферы выступает гарантом культурно-нравственного и образовательного развития школьника. В основе фестиваля идея консолидации усилий власти, общества, бизнеса. Социальное партнёрство предусматривает сотрудничество со школьными библиотеками города и региона, с муниципальными и областными библиотеками, НКО Омска и России, коммерческими организациями, благотворительным фондом ОУ, домами детского (юношеского) творчества, вузами, музеями, театрами, другими учреждениями и представителями местного сообщества.

Сотрудничество в большинстве случаев происходит на договорной основе с прописанными функциональными обязанностями сторон. Организуя сотрудничество с родителями и публичными библиотеками, мы руководствуемся п. 4.2. «Сотрудничество и объединение ресурсов с публичными библиотеками» (совместная разработка программ, посещение классами публичной библиотеки, совместные чтения и пропаганда чтения, совместное проведение мероприятий, совместный маркетинг библиотечных услуг для детей и молодежи), и п.4.3. « Деятельность на уровне школы» Руководства ИФЛА для школьных библиотек. В Руководстве сказано, что, поощряя домашнее чтение своих детей, а, также участвуя в программах пропаганды чтения, в группах обсуждения литературы вместе со своими детьми, родители, тем самым, помогают повысить эффективность мероприятий по развитию чтения. Нам удаётся собрать на фестивальной площадке педагогов, библиотекарей школьных, муниципальных и областных библиотек, родителей и, конечно, самих читателей. Они проявляют своё творчество, демонстрируют знания, полученные из книг, и получают подарки.

На Омском фестивале в 2010 году победители конкурса «Читающая семья» получили подарки от организаторов пылесос, микроволновую печь, фритюрницы, кружки с эмблемой фестиваля, от спонсоров – пироги и книги, а так же подарки от министерства культуры Омской области – Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского и «Антология семейного чтения». Все иногородние гости из Тюмени, Лесосибирска Красноярского края, Северска Томской области, также увезли в фонды своих библиотек Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского.

Невозможно проведение фестиваля без сотрудничества с директорами и коллективами школ – партнёров. Конкурс «Знатоки краеведческой литературы» традиционно проходит в партнёрстве МОУ «Гимназия № 147», «Читающая семья» в МОУ «СОШ № 3», партнёр в проведении научно – практической конференции МОУ «СОШ№ 110», а творческие конкурсы юных художников совместно с Областной библиотекой для детей и юношества. И, конечно, региональный фестиваль невозможен без участия коллег из городов Сибири и Урала. К нам приезжают настоящие подвижники, энтузиасты, влюблённые в свою профессию и читателей! Организуя мероприятия фестиваля, омские библиотекари не только транслируют свой опыт, но и учатся у коллег из других городов. Традиционно, с 2007 года на фестивале мы вручаем общественную награду школьному библиотекарю «За верность профессии». В 2010 г. награждена Щукина Нина Семёновна, проработавшая всю жизнь в МОУ «Лицей № 143»; она получила статуэтку и ценный подарок. В дальнейшем планируем вручать награду и коллегам из городов Сибири и Урала.

Главное внимание в социальном партнёрстве необходимо обращать на человеческий или социальный аспект, т. е. на то, чтобы обеспечить результативность совместной деятельности людей. Принципы социального партнёрства неотделимы от культуры, основаны на честности, и на доверии к людям, лояльности к участникам, на обязательном участии каждого партнёра в общих результатах, на умении руководителя слушать всех, с кем он общается по работе. Это позволяет позиционировать школьную библиотеку среди местного сообщества как структурное подразделение школы – надёжного партнёра в сфере образования.

Как школьной библиотеке стать центром школы? Такой опыт представлен в докладе Кустовой Елены Александровны, заведующий библиотекой, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением краеведения» (Тюмень). В каждой школе есть своя достопримечательность, отличающая именно эту школу от любой другой, которой гордятся и учителя и ученики. Так вот в школе № 39 города Тюмени с углубленным изучением краеведения – это библиотека и музей. В чём же примечательность библиотеки? Она складывается из различных факторов – это и оснащение (проектор, компьютеры, принтер, ксерокс, телевизор, видеомагнитофон), фонд медиаресурсов, своя страничка на сайте школы (сайт – http://school39t.narod.ru). Это и готовность библиотекаря работать в новых интерактивных технологиях освоение библиотечной программы АИБС «MARK SQL – версия для школьных библиотек». Ведётся работа по созданию электронного каталога справочной, учебной литературы и литературы по краеведению. Улучшается материально –техническая база, работа строится на основе перспективных планов и программы обучения и воспитания ОУ. Но самое главное – это атмосфера, созданная библиотекарем, которая обладает значительными возможностями нравственно-эмоционального, гражданско-патриотического воздействия на ребят.

Сегодня библиотека школы № 39 – это творческая лаборатория, где в распоряжение читателей поступают даже редкие книги, ставшие уникальными помощниками в подготовке к городской краеведческой игре «Наследники», к областным научно- практическим конференциям («Мы живем в Сибири», «Шаг в будущее»), в создании проектных работ, в подготовке интегрированных уроков и просто в расширении кругозора.            Силами педагогов кафедры краеведения, спонсоров, родителей и обучающихся в библиотеке создали отдел литературы по краеведению. Здесь можно найти книги по истории, географии, литературе, культуре Тюмени и Тюменской области. Тесное сотрудничество с муниципальными библиотеками с МАУК «Библиотека семейного чтения имени А.С. Пушкина» и МАУК ЦГБС библиотека-филиал № 4 позволяет расширить возможности школьной библиотеки для проведения мероприятий. Познавательные, исторические, литературные часы, уроки Патриотизма, театрализованное чтение, вечера памяти, круглые столы, экскурсии, интеллектуальные игры, литературно-музыкальные композиции вот далеко не полный арсенал форм массовой работы, привлекающих ребят в библиотеку. Например: «Встреча читателей двух поколений». А, что? Интересно! Только вовлекая всех в совместную работу можно стать центром, а другими словами, сердцем школы.

Для того чтобы поддерживать положительный имидж библиотеки постоянно ведётся рубрика «Библиотека» на сайте школы, ребята, педагоги и библиотекарь в городских, областных и межрегиональных мероприятиях с целью обмена и приобретения опыта. Радостно было слышать отзыв Е.А. Кустовой об участии в I Сибирском фестивале детского чтения «Сибирь – волшебный край», прошедшем в Омске ноябре 2009 года. Тогда краеведы – читатели заняли второе место в конкурсе «Знатоки краеведческой литературы» и стали обладателями кубка в номинации «Звезды фестиваля». Ребята показали высочайший уровень знаний, продемонстрировали высокий командный дух. Приехав с Омского фестиваля, ребята делились своими впечатлениями на страницах газеты «Тюменская область сегодня» № 216 от 24.11.2009г. Конечно, библиотека строит планы на будущее – это увеличение фондов, улучшение материально-технической базы, расширение информационных зон, за счет увеличения количества компьютеров формирование навыков работы с фондами областных и республиканских библиотек через систему Интернет. Уверена, задуманное станет возможным, благодаря поддержке читателей и партнёров.

В ходе дискуссии обсуждался вопрос введения должности библиотекарь – педагог в библиотеках образовательных учреждений на основе результатов опроса библиотекарей Тюменской области. На момент заседания секции мы ещё не знали о решении В.В. Путина о введении должности «педагог – библиотекарь» и поэтому в мае 2011 года в Тюменской области специалист отдела мониторинговых исследований Тюменского областного государственного института развития регионального образования Чекановой Ольгой Витальевной был проведен опрос: «Каким должно быть название должности работника библиотеки общеобразовательного учреждения?» В данном опросе приняли участие школьные библиотекари, педагоги, администрация общеобразовательных учреждений. Опрос проводился с целью выявления отношения к названию должности работника школьной библиотеки.

Респондентам было предложено три варианта ответа:

А) Библиотекарь, Б) Библиотекарь-педагог, В) Другое (указать свой вариант).

В опросе приняли участие 4 940 чел, из них: библиотекари (работники школьных библиотек) – 295 человек, педагоги – 4 227 чел., администрация ОУ – 416 чел.

Процент респондентов, принявших участие в социологическом опросе, составил 38,5 %. Наиболее активные участники данного опроса были в Ишимском районе (82,1 %). Большинство опрошенных, выбрали вариант «Б»: «библиотекарь-педагог» (4633 чел.), что составило 93 % от числа опрошенных. Большинство респондентов аргументируют свой выбор тем, что библиотекарь выполняет и педагогические функции при проведении уроков и мероприятий – 1387 ответов (мнений);

139 человек уверены, что данная должность позволит повысить статус библиотекаря, улучшит материальное положение работника библиотеки (повышение зарплаты, льготы педагогов); 67 – такая должность будет отвечать новым требованиям с введением ФГОС; 39 – на этой должности работают в основном учителя, поэтому им автоматически должен быть присвоен это статус; 13 – библиотекарь должен иметь педагогическое образование, тогда можно присвоить этот статус.

 К сожалению, не все участники прокомментировали свой выбор ответа.

Вариант «А» выбрали 493 человек (9,9 %). Свой выбор они объясняют тем, что:

  • основное в данной работе – это учет и выдача книг, работа с фондом (64 чел.);
  • это привычное название должности, это понятно, удобно, стабильно (62 чел.);
  • у библиотекаря не всегда имеется педагогическое образование (26 чел.);
  • главное – развивать читательский интерес детей (6 чел.);
  • должен быть квалифицированный специалист (5 чел.);
  • 1 человек высказал свое мнение в том, что надо сохранить профессию библиотекаря, а не делать еще один вид педагогической деятельности. 

Были предложены и свои варианты названия должности работника библиотеки образовательного учреждения, предлагают 18 человек:

– заведующий библиотекой – 7 человек;

– библиотекарь-организатор – 3 человека;

– заведующий библиотечно-информационным центром (БИЦ) – 2 человека;

– организатор библиотечного дела – 1 человек;

– библиотекарь-консультант – 1 человек;

– педагог по медиа-ресурсам – 1 человек;

– учитель-библиотекарь – 1 человек;

– хранитель информации– 1 человек;

– руководитель ИМЦ (информационного медиа-центра) – 1 человек.

Семь респондентов ответили, что не в названии дело, лишь бы библиотека работала.

 Результаты опроса позволили сделать выводы:

  • Большинство респондентов считают, что работнику библиотеки общеобразовательного учреждения должен быть присвоен статус «библиотекарь-педагог»; (Подчеркнем, что во время Конференции РБА не знали о введении должности «педагог–библиотекарь», но думаю, что здесь главное, не на каком месте стоит приставка «педагог», а в том, что она в принципе имеет право на существование.)
  • Отмечается низкий процент участия в данном опросе специалистов, работающих в общеобразовательных учреждениях, что говорит о пассивности, неверии респондентов к изменениям, касающихся улучшения положения школьных библиотек;
  • Большинство работающих в библиотеках общеобразовательных учреждений области – это учителя.
  • Слабая методическая работа в отношении школьных библиотек в некоторых муниципальных органах управления образованием.

Вместе с тем, были обозначены проблемы в деятельности школьных библиотек:

  • Отсутствие (или крайне низкий уровень) профессиональной методической поддержки школьного библиотекаря на муниципальном и региональном уровнях.
  • Слабое развитие межведомственного взаимодействия библиотек.
  • Несоответствие тарифно-квалификационных характеристик сотрудников школьных библиотек современным условиям.  

В ходе обсуждения представленных докладов и сообщений было предложено:

  1. Апробировать и внедрять в практику эффективные техники и технологии в деятельности школьных библиотек.
  2. Вести работу по расширению совместной деятельности с другими секциями РБА и профессиональными общественными объединениями, действующими на территории России.
  3. Принять за основу предложенный план работы Секции школьных библиотек на текущий год.

Участники заседания Секции благодарны всем, кто оказал помощь в его организации и способствовал участию в Конференцию РБА специалистов из Тюмени и Тюменской области:

Лысаковой Ирине Николаевне, директору Департамента образования и науки Тюменской области;

Райдеру Алексю Владимировичу, первому заместителю директора Департамента образования и науки Тюменской области;

Гроо Ольге Федоровне, главному специалисту Департамента образования и науки Тюменской области;

Ройтблат Ольге Владимировне, ректору Тюменского областного государственного института развития регионального образования;

Крекову Павлу Владимировичу, директору Департамента образования Администрации города Тюмени;

Чекановой Ольге Витальевне, специалисту отдела мониторинговых исследований Тюменского областного государственного института развития регионального образования;

Лапшиной Ирине Юрьевне, методисту МОУ «Городской информационно – методический центр города Тюмени».

 

Т.В. Лавневич,

председатель Секции школьных библиоте