Поиск по сайту

19. Секция школьных библиотек

Ежегодные заседания

XV Ежегодная сессия Конференции РБА

19.05.2010

Заседание Секции школьных библиотек проходило 19 мая 2010 г. в средней общеобразовательной школе № 40 города Томска. Большое спасибо принимающей стороне, всем, кто принял участие в подготовке заседания Секции на Всероссийском библиотечном конгрессе: начальнику Департамента общего образования Администрации Томской области Л.Э. Глоку, ректору Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования С.И. Ануфриеву, специалисту Департамента образования Л.Л. Минаевой, методисту Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Н.А. Приходько, директору средней общеобразовательной школы №40 И.Б. Грабцевич. Благодаря их профессионализму, ответственности, добросердечию встреча в Томске прошла продуктивно и вспоминается с теплотой, а всеми участниками заседания Секции отмечается высокий уровень проделанной работы.

В заседании приняли участие 79 специалистов по работе с детьми: преподаватели вузов, главный редактор центральной профессиональной газеты, представители профессиональных общественных объединений, методисты, библиотекари из сельской местности, директора школ, заведующие школьными библиотеками из городов Павлодара (Казахстан), Омска, Томска и Томской области, Красноярского края, Москвы. Было представлено 12 докладов и сообщений, объединённых общей темой Конференции РБА «Библиотеки и знания: вызовы современного общества». В выступлениях участников рассмотрены различные аспекты темы в приложении к деятельности школьных библиотек: управление и информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса школы, проектная деятельность по направлениям: духовно – нравственное, краеведческое, экологическое, общественная и просветительская деятельность библиотекарей.

О.К. Громова, главный редактор газеты «Библиотека в школе», рассказала о перспективах развития профессиональной газеты и планах на текущий и будущий год, обратила внимание на тематику наиболее часто присылаемых сообщений, пригласила собравшихся к сотрудничеству и дала практические советы, как написать статью в газету.

В докладе Л.А. Ступниковой, доцента кафедры библиотечно-информационной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, «Книга и чтение в жизни осуждённых подростков» поднята важная и мало разработанная как в теории, так и в практике, проблема чтения такой категории читателей, как осуждённые подростки. Исследование по выявлению их читательских интересов, проведенное кафедрой библиотечно-информационной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, показало, что читательский портрет осуждённых подростков, таков, как и «обычных» подростков, их интересуют детективы и фэнтэзи, но книга и чтение для них ещё и важная составляющая жизни в условиях замкнутого пространства, средство общения, дающее им ощущение свободы. Исследование позволило выявить роль школы и библиотеки колонии в повышении интереса подростков к чтению через конкурсы, викторины, лекции. Перед библиотеками стоит важная задача для продвижения чтения в среду несовершеннолетних осуждённых подростков. По результатам исследования разработаны рекомендации по дальнейшей работе с различными типами читателей данной категории.

Заведующий библиотекой Уртамской средней общеобразовательной школы (Томская область) С.А. Лукьянова в своём докладе «Формирование социально-гражданских компетентностей через библиотечное краеведение» рассказала о том, как библиотека методами краеведческой работы способствует формированию социальных и гражданских компетенций школьников, как эта деятельность обогащает содержание работы школьной библиотеки, усиливает её позиции, повышает статус и имидж. Деятельность библиотеки по краеведению органично интегрируется в образовательный процесс, в проекты и программы, которые реализует школа. В своей работе С.А. Лукьянова выделяет четыре основных направления: историческое краеведение, этнографическое краеведение, эколого-географическое краеведение; литературное краеведение.

Работа ведётся разнообразная и интересная. Например, в библиотеке школы, как и в каждой школьной библиотеке имеются тома «Книги памяти Томской области», которые оснащены именными, географическими, хронологическими указателями. Ученики школы получают задания – побеседовать с родственниками, дополнить информацию, полученную из книги, рассказать о полученных фактах на библиотечных заседаниях. Так на основе фактографического материала книг создаются мини–проекты. В результате у школьников возникает интерес к истории родного края, формируется взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий; приобретаются опыт взаимодействия со сверстниками и людьми старшего возраста; проявляется активность, самостоятельность, способности; формируются навыки гражданского поведения.

Л.Ю. Цыцунова, заведующий библиотекой средней общеобразовательной школы № 198 (ЗАТО Северск), представила результаты лонгитюдных исследований «Наркотики – путь в никуда». Цель программы, реализуемой в школе, это пропаганда здорового образа жизни, воспитание у школьников активной жизненной позиции и формирование нравственных устоев, направленных на становление личности ребёнка. Основные принципы реализации программы: цикличность, поэтапное усложнение, и возможность применить данную программу как модель в любом детском и педагогическом коллективе. Разнообразие форм и методов работы, участие в реализации программы педагогической и родительской общественности, социально-психологической и медицинской службы школы позволяют придать работе системный характер и получить желаемый результат. Своеобразным штабом, объединяющим все подразделения, работающие над реализацией программы, стала библиотека. Сочетание традиционных библиотечных мероприятий с просмотром спектаклей, встреч со специалистами: врачами и психологами; выпуском тематических номеров газеты «Школьная неделя», проведением интегрированных уроков с преподавателями биологии и основ безопасности жизнедеятельности, позволяют достичь поставленной цели. В школе проводится интерактивная выставка – лабиринт «Наркотики – путь в никуда», с показом негативного воздействия психоактивных веществ (ПАВ) на психическое и физиологическое состояние человека. По лабиринту гости «проходят» через квартиру наркоманов, подъезд, где они живут, с полной имитацией обстановки, запахов и на выходе получают рекомендации о том, как можно избежать попадания в такие места и как можно отказаться от приёма любого рода наркотических средств. Реализация программы способствует выработке навыков противостояния агрессивной среде, расширению возможностей выбора детьми модели поведения в сложных жизненных ситуациях, повышению мотивации к становлению активной жизненной и гражданской позиции.

Вопросам участия школьных библиотек Томского региона в системе непрерывного экологического образования был посвящен ряд докладов. Н.В. Седых, заведующий библиотекой средней общеобразовательной школы № 87 города Северска (Томская область) обобщила опыт работы школьной библиотеки по экологическому просвещению. Школа является областной пилотной площадкой по теме «Непрерывное экологическое образование». В библиотеке сложилась система работы по экологическому просвещению, разработаны концепция развития библиотеки по экологическому образованию, программа детского чтения «Давайте с природой дружить», разработана и реализована программа создания информационного центра – медиатеки, в плане работы имеется раздел «Экологическое воспитание и здоровый образ жизни».

В библиотеке ведётся досье документов и публикаций экологической тематики; информируют читателей о наличии в фонде материалов с помощью электронных картотек: «Человек и природа» (800 записей); «Летопись природы» (в них собраны книги, публикации в периодике и другие материалы об экологии, а также материалы о представителях флоры и фауны нашей планеты; 4800 записей), «Экология: массовые мероприятия» ( 680 записей); «Культура здоровья» (2259 записей).

Экологическое воспитание читателей-школьников в библиотеке сконцентрировано на следующих моментах: развитие жизненно важных навыков, ориентированных на оздоровление окружающей среды; осознание взаимозависимости всех форм жизни на планете; воспитание позитивного мышления.

Об опыте методического обеспечения школьных библиотек в Республике Казахстан рассказала в своем докладе Н.А. Колодина, методист Павлодарского государственного педагогического института (Республика Казахстан). Методическая поддержка школьных библиотек в Казахстане осуществляется трехуровневой иерархической системой, сложившейся в конце 20 века в рамках советской концепции методического руководства библиотеками.

Возглавляет систему Республиканская научно-педагогическая библиотека (РНПБ), которая является научным и методическим центром для всех библиотек системы образования Республики Казахстан. РНПБ оказывает решающее влияние на повышение роли и статуса учебных библиотек страны. Специалисты республиканской библиотеки разрабатывают нормативно-методическую документацию, проводят семинары и конференции для библиотек образовательных учреждений.

На областном уровне система представлена областными методическими центрами в лице библиотек институтов повышения квалификации педагогических кадров (ИПК ПК). Функции областных методических центров школьных библиотек закреплены приказом № 428 Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан в 1998 г.. Административно библиотеки ИПК ПК подчиняются областным управлениям образования, а методически — библиотеке Республиканского института повышения квалификации работников образования (РИПСО).

На местном уровне методическое руководство школьными библиотеками осуществляют специалисты отделов образования, курирующие работу школьных библиотек. Согласно утверждённым в 2003 году «Примерным должностным обязанностям специалиста…» специалист отдела образования должен разрабатывать методические материалы для школьных библиотек, организовывать деятельность методических объединений, выявлять и распространять лучший опыт, осуществлять деятельность по повышению квалификации библиотекарей и многое другое. Но все-таки, главное в работе этого специалиста — полноценное обеспечение школ учебниками. Из шестнадцати функциональных обязанностей методиста по школьным библиотекам семь (43%) непосредственно связаны с учебным фондом, и практика подтверждает доминирование работы с учебниками в содержании деятельности этой категории специалистов отделов образования.

Докладчица сообщила, что школьные библиотеки в условиях модернизации образования сталкиваются с немалыми сложностями в освоении новых технологий, внедрении достижений библиотечной теории и практики. К числу своих проблем школьные библиотекари относят также профессиональную разобщенность, отсутствие стабильной методической помощи от авторитетных специалистов, сложности в повышении своей профессиональной компетентности. Исходя из понимания важнейшей роли школьных библиотек для всей системы образования, библиотечный коллектив Павлодарского государственного педагогического института в 2005 г. на инициативной основе взял на себя обязанности методической помощи школьным библиотекам. Докладчик считает, что в статусе центров методической помощи библиотеки педагогических вузов могут стать стержнем всей системы методического обеспечения деятельности школьных библиотек. Эти библиотеки наиболее приближены к сети школьных библиотек, хорошо знают проблемы конкретной практической деятельности, способны оперативно оказать методическую помощь библиотекарю, обладают значительными информационными, технологическими, методическими и кадровыми ресурсами. Объективными предпосылками для консолидации деятельности библиотек школ и педагогических вузов на региональном уровне является единство территории, общие задачи информационного обеспечения учебного процесса, преемственность целевой аудитории пользователей. Инициативную деятельность библиотек педагогических вузов можно рассматривать как позитивную тенденцию развития системы методического обеспечения школьных библиотек в Казахстане.

О новых информационных технологиях в деятельности школьных библиотек сообщила методист по библиотечным фондам муниципального учреждения «Информационно–методический центр» г. Томска Е.В. Задорожная. Докладчик считает, что в современных условиях наиболее эффективно задачу внедрения компьютерных технологий в деятельность школьных библиотек можно осуществлять, формируя электронные каталоги, создавая собственные мультимедийные материалы и используя медиаресурсы библиотек для выполнения запросов и справок пользователей.

Для осуществления этих задач, библиотекарям нужно приобрести необходимые навыки и умения и научиться использовать компьютерные технологии в повседневной библиотечной деятельности. Разовые и локальные меры не ведут к кардинальному улучшению ситуации. Необходим новый подход к организации методической помощи. Один из вариантов решения проблемы – систематизировать работу по внедрению информационных технологий и вести её на основе сетевого взаимодействия.

Проект «Новые информационные технологии в деятельности школьных библиотек» разработан с целью создания такой модели методической работы на муниципальном уровне; он реализуется с 2007 г. и позволяет сформировать информационно- коммуникационные компетентности школьных библиотекарей. Цель проекта: создание условий для освоения библиотекарями общеобразовательных учреждений информационно- коммуникационных компетентностей. Задачи проекта:
• разработать и апробировать модель сетевого взаимодействия на основе внешних и внутренних ресурсов по освоению новых информационных технологий;
• создать условия для формирования ИКТ-компетенций школьных библиотекарей;
• сформировать банк методических пособий по освоению новых информационных технологий.

Определены основные тенденции внедрения информационных технологий в школьных библиотеках г. Томска:
• освоение программы АИБС «МАРК –SQL» для создания электронных каталогов основного фонда;
• создание электронных каталогов учебников в программе Excel;
• формирование медиатеки в школьной библиотеке;
• формирование собственных мультимедийных материалов с использованием ресурсов школьных медиатек.

Мотивационный этап проекта. Проведен мониторинг профессиональных потребностей и сформированы проблемно-творческие группы по направлениям:
• разработка методического обеспечения процессов формирования, комплектования и использования медиатеки в школьной библиотеке.
• освоение и внедрение в практику деятельности школьных библиотек электронных каталогов.
• разработка собственных мультимедийных материалов с использованием ресурсов школьных библиотек.

Обучающий этап. Информационно-методический центр провел обучение библиотекарей. Было положено начало принципиально новому взаимодействию библиотекарей – внедрению сетевых технологий для получения новых знаний. С этого момента преобразования коснулись не только профессиональных компетенций самих библиотекарей, но инновационный процесс в самих библиотеках приобрел систематический, устойчивый и глубокий характер. Модель сетевого взаимодействия школьных библиотекарей включала 3 проблемно-творческие группы. Каждая группа имела внешнего партнера, ресурсами которого (в основном информационными) пользовалась в своей деятельности. Возглавлял работу проекта координатор – методист по библиотечным фондам и координационный центр, в состав которого входили руководители проблемно-творческих групп и библиотекари из числа наиболее «продвинутых». В рамках проекта функционировал консультационный пункт для консультаций любому участнику проекта. Во время работы консультационного пункта библиотекари обменивались идеями, вели обсуждение возникающих проблем и намечали пути их решения. Консультационный пункт позволил активизировать профессиональное общение библиотекарей и организовать групповое взаимодействие во время работы творческих групп. С целью активизации сетевого взаимодействия между членами проблемно-творческих групп были разработаны «Вопросники», в которых библиотекари задавали наиболее проблемные вопросы членам других творческих групп.

Обучающие мероприятия для участников проблемно-творческих групп носили практико-ориентированный характер.

Проблемно–творческая группа № 1 разработала Положения о медиатеке, подготовила примерные планы и схему анализа работы медиатеки с учетом специфики общеобразовательного учреждения, сформировала электронный каталог мультимедийных пособий. Работа библиотекарей проводилась в форме деловых игр, практикумов, «круглых столов». Для работы этой проблемной группы наиболее продуктивным оказалось проведение «круглых столов». Результатом её работы стал сборник «Школьная медиатека».

Проблемно–творческая группа № 2 занималась освоением методики формирования электронных каталогов. Программа Excel удобна для создания электронного каталога учебников, а программа «МАРК –SQL» – для электронного каталога основного фонда. Основными мероприятиями для работы этой группы стали обучающие семинары и практикумы по освоению электронных каталогов. Сформированные каталоги были представлены педагогическим коллективам, и педагоги смогли оценить преимущества (а главное – оперативность!) работы с электронными каталогами, которые предоставляют широкие поисковые возможности для пользователей школьной библиотеки. Результат работы проблемно-творческой группы – методические пособия «Пошаговое освоение методики создания электронного каталога учебников в программе Excel», «Пошаговое освоение методики формирования электронного каталога в программе «МАРК –SQL».

Проблемно-творческая группа № 3 разработала электронное учебное пособие для библиотекарей «Ведение отчетной документации по учебному фонду. Справочник школьного библиотекаря» и справочного пособие для детей и педагогов «Сайтотека в школьной библиотеке». Для работы этой группы наиболее подходящей оказалась форма работы через систему «домашних заданий». Каждый из членов группы разрабатывал свой раздел пособия, затем велось обсуждение «домашних заготовок», материал дорабатывался, прошёл экспертную оценку другими членами группы и, наконец, включён в Электронное пособие «Ведение отчетной документации по учебному фонду». В пособии собран материал, необходимый в повседневной работе: документы по инвентаризации учебного фонда, по периодическому списанию учебников, по сохранности библиотечного фонда учебников и др. Справочное пособие «Сайтотека в школьной библиотеке» представляет собой онлайновый фонд электронных ресурсов Интернет и включает перечень полезных ссылок на информационные ресурсы Интернет, в том числе и на электронные библиотеки, полнотекстовые сетевые отраслевые ресурсы. Пособие обеспечивает ориентацию пользователей в среде Интернет, предоставляет им разнообразную электронную информацию, находящуюся в глобальной сети и значительно ускоряет процесс доступа к информации.

Результаты проекта можно разделить на четыре уровня:
• Внутрибиблиотечный – осознание библиотекарями необходимости внедрения новых информационных технологий в библиотечную деятельность.
• Межбиблиотечный – у библиотекарей появилось стремление к активной деятельности, желание работать в составе определенной группы, вносить предложения, принимать самостоятельные и коллективные решения.
• Внутришкольный – становление статуса библиотеки как информационного центра образовательного учреждения;
• Внешний – готовность библиотеки к оказанию консультационных и образовательных услуг коллегам.

Информационно-методическим центром приобретен опыт осуществления проектов, появилось стремление к участию в подобных проектах. Эта работа будет продолжаться, наработанный опыт будет транслироваться в те школьные библиотеки, которые не участвовали в реализации проекта.

Совместный доклад «Управление и современные технологии обслуживания пользователей школьной библиотеки» представили директор средней общеобразовательной школы № 54 г. Томска Л.И. Самохвалова и заведующий библиотекой школы Н.П. Лукьянова. Школа живёт и работает в реалиях сегодняшнего дня и должна отвечать современным требованиям:
• обеспечивать всех участников образовательного процесса необходимыми информационными ресурсами;
• на равных и совместно с другими решать вопросы повышения качества образования;
• самостоятельно управлять процессом библиотечного обслуживания. Школьная библиотека предоставляет услуги для любого участника образовательного процесса: копирование и тиражирование материалов; базу данных ЭК; автоматизированные рабочие места; обучение и консультации по оформлению творческих работ; доступ к Интернет, открытый доступ к фондам и др.

Библиотека – участник целевых программ школы: «Люби и знай свой город и край», «Диалог», «Калейдоскоп чудес», «Учимся жить вместе», «Здоровье и развитие молодежи».

Библиотека школы стала реабилитационной средой для детей с особыми образовательными потребностями. С учётом новых требований формируется фонд, приобретается оборудование.

Г.В. Топаева, заведующий библиотекой Ильичёвской средней общеобразовательной школы (Красноярский край) выступила с сообщением «Сводный электронный каталог – реальность сельской школы». Она осветила вопросы создания сводного электронного каталога в районе на основе профессиональной гражданской инициативе. Пять школьных библиотек района на базе имеющихся ресурсов, создали объединенную электронную базу данных. В настоящее время в сводном каталоге более 7000 наименований. Поддержка О.К. Громовой, главного редактора «Библиотека в школе», помогла наладить тесное сотрудничество с НПО «Информ – система», которое предоставило участникам бесплатную версию «МАРК – Интернет».

Объединение ресурсов позволило увеличить фонд каждой библиотеки без дополнительного финансирования; расширить возможности педагогов в получении необходимой информации, не покидая своих населённых пунктов. Главное, что организаторы проекта поняли, что такое объединение библиотек – это требование времени. Только объединение может дать библиотекам возможность наиболее полно и качественно удовлетворять возросшие требования читателей.

О.М. Соха, заведующий библиотекой гимназии № 56» (г. Томск), рассказала о проекте «Библиотека-медиатека как информационный центр гимназического образования». Реализация этого проекта в гимназии позволила создать качественную базу различных ресурсов и использовать их в библиотечной работе. Автор доклада считает, что основополагающей компетентностью выпускника школы является компетентность информационная. Библиотека должна соответствовать требованиям времени, для этого происходит автоматизация библиотечных процессов, комплектование фонда медиаресурсами. Источники комплектования библиотеки медиаресурсами: Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», помощь томского учебного видеопрокатного центра, победа в конкурсе «Компьютерный грант», где в качестве дара была получена компьютерная лаборатория «Московская цифротека школьного наукограда» (в рамках национального проекта «Образование»).

В фонде библиотеки аудио и видео ресурсы; 19 мультимедийных курсов разработаны педагогами гимназии в Томском государственном университете и сертифицированы в Роспатенте; широко используется сеть Интернет, техническое оснащение соответствует современным стандартам.

Ориентироваться в многообразии предлагаемых ресурсов помогают «Каталог медиафонда», «Каталог видеофонда», «Каталог CD-ROM дисков», «Каталог сайтов», «Электронный каталог», созданные в библиотеке. Расширение возможностей в получении информации позволяет школьной библиотеке максимально эффективно выполнять свою миссию, формировать позитивный образ библиотеки, как значимой организационной структуры школы, способной не только качественно сопровождать учебный процесс новой информацией, но и предоставлять учащимся и педагогам новые возможности для познания и саморазвития, и быть полноправным участником образовательного процесса. В докладе Т.В. Лавневич, президента Омской городской общественной организации школьных библиотекарей, речь шла о формировании читательской компетентности школьников в условиях общественно-государственного управления школьными библиотеками, положительном позиционировании школьного библиотекаря в общественном сознании на примере опыта работы Омской городской общественной организации школьных библиотекарей. Участники заседания получили приглашение на ежегодный региональный фестиваль детского чтения «Сибирь – волшебный край», который пройдёт с 1 по 5 ноября 2010 года в Омске на средства муниципального гранта. Читатели – школьники из разных городов и сёл Сибири, Урала и Ближнего зарубежья станут участниками конкурсов, игр-путешествий, экскурсий, бесед, диспутов, встреч с писателями, получат призы и подарки, а руководители детского чтения примут участие в работе научно–практической конференция, ярмарке инновационных библиотечных идей «Взгляд в будущее»; их ждут встречи и общение с коллегами сибирского региона.

Общим рефреном всех выступлений звучала тема: Роль библиотеки в формировании гражданственности и духовно-нравственных ценностей молодёжи в обществе знаний и профессиональной ответственности библиотекаря за будущее России.

Интеллектуальный и эмоциональный настрой участников можно выразить словами профессора Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств В.С. Крейденко: «Позитивная книга – позитивная библиотека». Выступающие отмечали большую роль Ежегодных сессий Конференции РБА для роста профессионального самосознания библиотекарей. Участники заседания Секции были активны в обсуждении докладов, задавали вопросы, высказывали суждения, вносили предложения.

В ходе обсуждения представленных докладов и сообщений было предложено:
• РБА стимулировать и поддерживать создание в регионах профессиональных общественных объединений школьных библиотекарей.
• Поддерживать проектную деятельность школьных библиотекарей.
• Содействовать формированию информационной культуры участников образовательного процесса.
• Привлекать педагогическую общественность к участию в Конференции РБА, для обсуждения стратегий деятельности школьных библиотек.
• Поддержать инициативу детских библиотек по созданию библиотечно- педагогических советов разного уровня.
• Вести работу по расширению совместной деятельности с другими секциями РБА и профессиональными общественными объединениями, действующими на территории России.
• Активизировать работу Секции школьных библиотек по привлечению новых членов.
• Принять за основу предложенный Постоянным комитетом Секции план работы Секции школьных библиотек на текущий год.

Т.В. Лавневич,
Председатель Постоянного комитета
Секции школьных библиотек