Поиск по сайту

36. Секция по межбиблиотечному абонементу и доставке документов

Ежегодные заседания

XV Ежегодная сессия Конференции РБА

18.05.2010

На ХV Ежегодной сессии Конференции РБА Секция по межбиблиотечному абонементу и доставке документов провела два заседания. Первое заседание Секция провела совместно с Секцией «Электронные ресурсы и информационно-библиотечное обслуживание» на тему «Обслуживание пользователей в среде электронных библиотек». В нём приняли участие около 80 специалистов из библиотек России. Доклады и презентации, представленные на совместном заседании, вызвали большой интерес у участников.

С докладом «Определение стратегии в обслуживании пользователей» выступила Председатель Секции по межбиблиотечному абонементу и доставке документов, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки О.В. Серова. В докладе изложены основные направления в обслуживании пользователей с учетом современных тенденций и изменений, происходящих в информационном пространстве. Дальнейшая стратегия в обслуживании ориентирована, в первую очередь, на пользователя, его информационные потребности и предпочтения, ожидания использовать новые интернет-сервисы, которыми они пользуются в социальных сетях.

Работа Секции продолжилась на её самостоятельном заседании. В нём приняли участие около 30 представителей библиотек из различных регионов Российской Федерации.

Председатель Секции О.В. Серова во вступительном слове сказала о проблемах работы МБА и ДД в новых условиях. Очертила круг проблем, требующих обсуждения: проблемы договоров, оперативности работы служб МБА и ДД, совместимости информационных ресурсов библиотек (в частности. совместимости сводных каталогов), необходимости сбора статистики МБА и ДД, проблем ее единообразия и представления. Решение этих задач важно для библиотек и их партнеров при разработке принятии совместных важных документов и для решения экономических проблем связанных с деятельностью библиотек.

В ходе заседания Секции заслушали и обсудили 6 докладов. По докладу Н.О. Ерохиной, заведующего Центром МБА и доставки документов Российской государственной библиотеки (ЦАДД), «Нормативные и методические документы Секции ИФЛА по доставке документов и взаимоиспользованию ресурсов», который был заявлен в программе заседания Секции, сделано краткое сообщение и распространена информация в виде печатных методических материалов для желающих ознакомиться с существующими нормативными документами ИФЛА.

В докладе И.Н. Ходюковой, главного библиотекаря ЦАДД МБА И ДД РГБ «Статистические показатели деятельности библиотек по МБА и ДД» дан анализ результатов анкетирования, проведенного Постоянным комитетом Секции по межбиблиотечному абонементу и доставке документов в 2009 году среди библиотек различных уровней. Анкета, представленная для апробации, была разработана с учетом формы 6 НК и дополнена показателями, используемыми библиотеками в статистическом учете. Для статистического учета важно соблюдение принципа единообразия. На практике же информация представляет собой отдельные части.

В государственную статистику в основном входит только форма, разработанная Министерством культуры РФ. В нее не входит информация о деятельности отраслевых библиотек, и найти ее весьма сложно. Сбор статистической информации о деятельности в области МБА и ДД отчасти регламентируется «Положением о национальной системе межбиблиотечного абонемента и доставки документов РФ». Сбор статистической информации определен в разделе 3 настоящего «Положения» как одна из функций центров МБА и ДД. По результатам показаний одного года не представляется возможным провести качественный анализ. Это можно будет сделать лишь по результатам исследования данных за несколько лет. Над анкетой придется еще поработать: уточнить терминологию, определить оптимальный набор показателей, необходимых для учета, который удовлетворил бы большинство библиотек. Необходимо так же организовать регулярное представление информации в Российскую государственную библиотеку как головной центр МБА и ДД и решить проблемы обнародования, т. е. публикации полученных материалов. Р.Т. Усманов, руководитель технической службы Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН), представил вниманию участников заседания Секции доклад «Система электронной доставки документов нового поколения: инновационные подходы проектирования и эксплуатации». В докладе представлена разработанная специалистами АРБИКОН система электронной доставки документов в новых условиях с использованием последних инновационных разработок. Проект ЭДД объединяет 150 участников, предполагает работу над текущим сводным каталогом периодики и каталогами участников. Работа была начата в 2007 году и продолжена в 2009 году. Наглядно была представлена схема проекта и технология ИС МАРС. Основной идеей проекта является интеграция ресурсов библиотеки, разработка возможностей взаимодействия в системе всех ее звеньев с учетом современных требований.

Весьма интересный доклад представил Р.М. Паршиков, ведущий программист отдела автоматизированных систем ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) «Автоматизация МБА и ДД в Сибирском отделении РАН». В докладе освещен опыт работы по автоматизации МБА и ДД библиотек Сибирского отделения Российской академии наук.

Структура РАН сложная, она объединяет в себе множество научных и исследовательских подразделений, в том числе и научных библиотек. Сибирское отделение РАН объединяет 74 научно-исследовательских и 13 конструкторско-технологических учреждений. Разработчиками была представлена программа обеспечения МБА и ДД с разных сторон. Со стороны сотрудников-исполнителей и со стороны заказчиков-потребителей. Типовое программное обеспечение (ПО) каждой группы отличается по реализации, по интерфейсу и исполняемым функциям.

Систему автоматизации библиотек ИРБИС использует большинство библиотек Сибирского отделения РАН. Поэтому актуальным является вопрос автоматизации МБА и ДД в условиях эксплуатации системы ИРБИС. АРМ МБА системы ИРБИС используется в ГПНТБ СО РАН для автоматизации внутренних технологических процессов межбиблиотечного абонемента и доставки документов. Она обеспечивает функции ведения баз данных различных подразделений, позволяет унифицировать выходные формы, и отслеживать состояние заказов и т д. Система находится в состоянии разработки и совершенствования. Заведующий Центром доставки документов и МБА Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского Т.М. Коурова представила доклад «Современное состояние межбиблиотечного обслуживания в регионе (по результатам анкетирования пользователей и специалистов библиотек Свердловской области)». За последнее десятилетие обслуживание по МБА в традиционном понимании полностью трансформировалось. Параллельно традиционному МБА, все больше находят свое применение и новые информационные технологии. Основная цель межбиблиотечного обслуживания – формирование региональной системы обеспечения доступа к информации. В 2009-2010 годах были проведены исследования путем опроса специалистов библиотекарей и пользователей, в том числе потенциальных. Анализировали деятельность служб МБА отдельных библиотек. В опросе приняли участие 500 респондентов из них 70 – работники библиотек. При этом целью опроса стало определение возможности и готовности удовлетворять запросы пользователей на издания, отсутствующие в фонде библиотеки; выявление осведомленности пользователей о возможностях МБА в этом плане; выявление потенциальных пользователей ЭДД. В конечном итоге перед специалистами стояла задача разработать практические рекомендации для библиотек Свердловской области по улучшению обслуживания по МБА. По мнению докладчика, из всех методов исследования, метод опроса представлянтся наиболее эффективным, так как позволяет попутно и разъяснять какие-то необходимые моменты. При непосредственном общении выявился ряд проблем обслуживания пользователей. Исследователи в результате проведенного опроса получили возможность оценить отношение читателей к качеству обслуживания, и значительно расширить контингент пользователей.

И.Ю. Красильникова, заведующий Отделом МБА ГПНТБ СО РАН, в докладе «Сравнительный анализ МБА на региональном уровне» осветила анализ деятельности служб МБА в регионе. Целью исследования было выяснить динамику изменения основных традиционных статистических показателей деятельности МБА и ДД. Было проведено пилотное исследование, проведенное методом анкетирования в 2009 году. Исследовались посещаемость, книговыдача, пользование ЭДД. Выдача в основном ведется для коллективных абонентов. В результате была выявлена тенденция к уменьшению количества виртуальных посещений в 2008 году (140000) по сравнению с 2007 годом (150000). Вместе с тем, отмечен рост количества обращений к ЭБД и полнотекстовым БД, а также отмечен и рост показателей справочно-информационного сопровождения ГПНТБ и показателей консультационной работы; за три года произошло увеличение показателей в два раза.

Сбор статистики и, разумеется, сравнительных показателей имеет большое значение для улучшения качества обслуживания пользователей и выяснения тенденций и путей его дальнейшего развития. Важны также и относительные показатели, которые характеризуют качество работы отдельной библиотеки и дают возможность сравнивать деятельность МБА и ДД нескольких библиотек. В анкетах нашли отражение и сведения штате сотрудников подразделений и об их участии в работе МБА и ДД, и разработке документов, а так же о технической оснащенности служб МБА и ДД. Проведенное исследование показало следующее: деятельность служб МБА и ДД в библиотеках Сибирского федерального округа, Дальневосточного федерального округа, Сибирского отделения РАН осуществляется в традиционной и электронной средах. При этом решаются такие задачи, как освещение проблем и перспектив развития МБА и ДД в публикациях; методическое обеспечение, включая рекламу и пропаганду. Собранные и обобщенные цифровые показатели позволили определить состояние дел и разную степень активности в региональных центрах МБА и ДД Сибири и Дальнего Востока. Представленные показатели библиотек Сибирского федерального округа и Сибирского отделения РАН значительно выше, чем в Дальневосточном федеральном округе. Однако они существуют сами по себе, их нельзя сравнивать с показателями других регионов, поскольку в России сводная библиотечная статистика по МБА и ДД не ведется. Для дальнейшего проведения сравнительного анализа необходимо выработать регламентированные наборы индикаторов эффективности деятельности МБА и ДД для научных библиотек России.

В своем докладе «Оперативность выполнения заказов для абонентов МБА и справочно-библиографический поиск» заведующий Отделом МБА и ДД Библиотеки по естественным наукам РАН Т.С. Колерова поделилась опытом работы БЕН РАН и рассказала о проблемах, возникающих при выполнении заказов абонентов и их библиографической доработке.

Библиотеки используют в работе «Положение о национальной системе о национальной системе межбиблиотечного абонемента и доставки документов РФ» и свои внутренние документы. В связи с чем отношение к работе совершенно разное, независимо от статуса библиотеки. Нет унификации библиотечных процессов. Каждая библиотека работает по своей методике. Проблема МБА России состоит в том, что нет совместимого программного обеспечения. Особая сложность – справочно-библиографический поиск, несмотря на наличие больших возможностей. Разрушение системы сводного каталога является одним из существенных недостатков. Отсутствует система ответа о местонахождении книги.

О сроках: Сроки выполнения заказов зависят от сложности поиска. Т.С. Колерова представила диаграмму выполнения заказов. Сроки разумные, хотя зависят и от состояния электронных каталогов, редакция которых происходит довольно медленно.

Участники заседания, как особо интересные для всех библиотек отметили доклады Р.М. Паршикова и Т.М. Колеровой и рекомендовали их для публикации в «Информационном бюллетене РБА».

Доклады И.Ю. Красильниковой и И.И. Ходюковой рекомендованы для размещения на сайте РБА.

В результате обсуждения представленных докладов участники заседания определили наиболее актуальные задачи, которые были уточнены и приняты во внимание для формирования плана работы на последующем заседании Постоянного комитета Секции. Были приняты решения:

1. Провести анализ существующих разногласий при заключении договоров на обслуживание по МБА и ДД.
• Просить библиотеки прислать свои варианты договоров с комментариями и вопросами по условиям договоров с целью проведения анализа наиболее часто возникающих проблем.
• Разослать соответствующие письма сначала членам Постоянного комитета Секции, затем – в 30 крупнейших региональных и федеральных центров.
• Привлечь юридическую службу для получения консультаций и заключения по составлению унифицированных условий договоров на обслуживание по МБА и ДД.
• Разработать проект обновленной формы договора.

2. Разработать проект методических рекомендаций по представлению информации об услугах МБА на web-сайтах библиотек и распространить подготовленные рекомендации по библиотекам – членам Секции.

3. Продолжить разработку единой формы статистической отчетности с учетом полученных рекомендаций. Включить ее как приложение в «Положение о национальной системе межбиблиотечного абонемента и доставки документов РФ».

Добиться регулярного получения статистических сведений от Центров МБА и ДД согласно «Положению о национальной системе межбиблиотечного абонемента и доставки документов РФ.

О.В. Серова,
Председатель Постоянного комитета
Секции по межбиблиотечному абонементу и доставке документов