Поиск по сайту

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Ежегодные заседания

XIII Ежегодная сессия Конференции РБА

21.05.2008
Совместное заседание Секции библиотек по искусству и музейных библиотек, Секции по формированию библиотечных фондов и Секции издательской и книгораспространительской деятельности проходило 21 мая 2008 г. в Музее-мемориале В.И. Ленина. На заседании было заслушано 11 докладов и сообщений, в заседании приняли участие 53 специалиста из Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ), Государственной публичной исторической библиотеки (ГПИБ), Российской государственной библиотеки по искусству (РГБИ), Ульяновской областной научной библиотеки им. В.И. Ленина, Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества им. С.Т. Аксакова, Владимирской областной универсальной научной библиотеки, Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки, Новосибирской областной научной библиотеки, Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Пушкина, Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН), Тольяттинской библиотечной корпорации, Научной библиотеки ГМИИ им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, Научной библиотеки Российской академии театрального искусства – ГИТИС, Научной библиотеки Самарского областного краеведческого музей им. П.В. Алабина, Библиотеки Музея-мемориала В.И. Ленина (Ульяновск), Центрального коллектора библиотек «БИБКОМ», Центра по проблемам информатизации сферы культуры (Центра «ПИК»), Научно-технического центра «Информрегистр», АНО «Городу и миру» (Санкт-Петербург), а также представители муниципальных библиотек г. Брянска, преподаватели Казанского государственного университета культуры и искусства и Ульяновского училища культуры.

Совместное заседание секций было посвящено теме «Особенности комплектования, типовой профиль комплектования и модель фонда библиотек по искусству, музейных библиотеки и отделов литературы по искусству». Обсуждались проблемы разработки типовой модели и развития специализированных фондов по искусству и музейных библиотек, практики и методики создания профиля комплектования, книгообмена, а также фондообразующая роль и тенденции развития изданий по культуре и искусству на электронных носителях и микрофишах.

В докладе С.Г. Кузнецовой, заместителя заведующего отделом комплектования отечественной литературы РГБ, «Специализированные собрания документов в Российской государственной библиотеке: состояние и перспективы развития» был дан обзор книжного рынка специализированных документов: изоизданий, нотных и картографических изданий, с точки зрения предложения библиотекам, было показано видовое разнообразие этого сегмента книжного рынка. Выпуск изданий по искусству, нотно-музыкальных изданий и атласов последнее время постоянно растет. Отмечалось, что обязательные экземпляры по данной отрасли поставляются достаточно плохо в связи с тем, что это, как правило, дорогостоящие издания. В докладе была представлена практика комплектования РГБ данными видами документов. Основными источниками комплектования являются: для отечественной литературы – обязательный экземпляр и покупка, для иностранной литературы – покупка. Основные принципы отбора: универсальность, полнота для отечественной литературы, выбор – для иностранной. Было отмечено, что развитие специализированных фондов связано с развитием электронных документов.

Доклад председателя Секции библиотек по искусству и музейных библиотек А.А. Колгановой «Построение модели фонда специализированной библиотеки по искусству – корпоративные задачи и корпоративные возможности», подготовленный совместно с Н.В. Прудниковой, был посвящен проблеме разработки типовой модели фонда библиотек по искусству и отделов литературы по искусству. Были рассмотрены два варианта работы над моделью фонда. Первый - обобщение и синтез фондорегламентирующих документов, созданных в отдельных библиотеках, и создание на их основе типовой модели. Второй - создание рабочей группы, состоящей из специалистов многих библиотек, и разработка данной группой типовой модели фонда, а на ее основе - модели отдельной библиотеки. В докладе был дан обзор видов моделей фонда, проанализированы существующие модели фонда специализированных библиотек. Фонд специализированных библиотек должен состоять из ядра фонда, включающего универсальную литературу по всем видам искусства (в том числе справочную литературу) и специализированную литературу по профилю данной библиотеки, и факультативной части. Подчеркивалось, что для разных типов библиотек наполнение факультативной части будет различно. В ядро фонда должны входить следующие виды документов: книги, журналы, газеты, в факультативную часть – нотные издания, картографические, иконографические, рукописные документы. В ядро должны быть включены печатные издания и электронные документы, в факультативную часть – издания на микроносителях, аудио- и видеодокументы, слайды. На обсуждение были вынесены вопросы соотношения профиля комплектования и модели фонда, соотношение объемов ядра и факультативной части фонда, место фонда документов на иностранных языках в составе модели фонда, состав справочной части фонда. Доклад вызвал большой интерес у аудитории. При его обсуждении была предложен еще один вариант работы над моделью фонда – создание рабочей группы по направлениям.

Другим докладом, посвященным созданию документов, регламентирующих фондообразовательную деятельность библиотек, являлся доклад заведующей отделом комплектования РГБИ Т.В. Пичугиной «Профиль комплектования РГБИ как специализированной библиотеки. Концепция и практика». В докладе была обобщена практика работы специалистов РГБИ над созданием обновленной редакции «Тематико-типологического профиля комплектования (ТТПК)». Назначением данного документа является управление развитием библиотечного фонда как ядра информационных ресурсов РГБИ. Комплект документов, составляющих ТТПК, включает ТТПК для всех подфондов РГБИ, включая специализированные фонды: изоизданий, видеофонд, фонд отдела редких книг. Создание новой редакции ТТПК потребовало исследования состава фонда и его использования, исследование обращаемости фондов, анализа выдачи документов, анализа отказов, анализа обеспеченности документами информационных запросов пользователей. При работе над ТТПК учитывались принципы комплектования фондов: оперативность комплектования актуальной литературой, научная значимость, актуальность приобретаемых документов, оптимальная экземплярность документов по профилю библиотеки, высокая научная и информационная ценность содержания приобретаемых документов, уникальность изданий с точки зрения полиграфического искусства, пополнение коллекции редких книг и книжных памятников по профилю библиотеки. Критерии отбора были определены следующим образом: максимально полное комплектование, выборочное комплектование, строго выборочное комплектование. При отборе рубрик учитывались исторические традиции формирования фонда библиотеки, современный уровень тематического разнообразия фонда и его перспективное развитие, сбалансированность частей фонда по темам, соответствие заявленных в Профиле тем значительному разнообразию запросов, характерных для читателей библиотеки по искусству. Отмечалось, что экземплярность комплектования зависит как от темы (рубрики), так и от типа издания. Обобщенный опыт работы над ТТПК РГБИ является примером работы специализированной библиотеки над профилем комплектования фонда.

Составу, содержанию и принципам комплектования фондов специализированной библиотеки были посвящены доклады заведующего Научной библиотекой Российский академии театрального искусства - ГИТИС Л.Г. Рубановой и главного библиографа Научной библиотеки ГМИИ им. А.С.Пушкина Е.Е. Симоновой. В докладе Л.Г. Рубановой «Формирование книжных и нотных фондов в научной библиотеке театрального ВУЗа» подчеркивалось, что библиотека обслуживает факультеты и кафедры РАТИ и поэтому тематические приоритеты библиотеки напрямую связаны с интересами и задачами ВУЗа. Так, открытие новых факультетов влечет за собой приобретение литературы соответствующей тематики. Библиотека тщательно собирает и хранит труды сотрудников ГИТИСа, в том числе диссертации. Библиотека поддерживает отношения с издательством «ГИТИС», в том числе выпускает свои издания. До 2001 г. основой комплектования являлось комплектование через Центральный коллектор научных библиотек, сейчас основным видом комплектования является приобретение литературы у издательств, выпускающих театральную литературу и драматургию, а также книгообмен с профильными библиотеками. Новым видом комплектования является минимизированное комплектование – приобретение необходимых для библиотеки книг на презентациях и научных конференциях. Подчеркивалось, что для библиотеки важно не пропустить дискуссионную и новаторскую литературу. В докладе была представлены следующие составляющие модели фонда библиотеки Российской академии театрального искусства: базовый фонд; каталоги, помогающие в раскрытии фондов; труды по фундаментальным научным проблемам; дары. В настоящее время новым отделом фонда стал подфонд издания на электронных носителях информации.

В докладе Е.Е. Симоновой «Принципы комплектования и структура фонда научной библиотеки ГМИИ им. А.С.Пушкина» говорилось о четкой зависимости состава и структуры фонда от основной деятельности музея. Поскольку музей является преимущественно музеем западноевропейского искусства, то фонд состоит в основном из изданий, посвященных истории и теории западноевропейского искусству. Велика доля изданий на иностранных языках. Библиотека приобретает специальные виды изданий на иностранных языках: научные каталоги зарубежных музеев и частных собраний, каталоги выставок, труды и материалы научных конференций, каталоги-резоне, каталоги художественных аукционов и ярмарок. Основу журнального фонда составляют все наиболее известные периодические издания по изобразительному и прикладному искусству, истории, археологии, нумизматике и музейного делу. Ведется книгообмен со всеми основными европейскими странами, США, Канадой, Израилем и Японией. Более чем 220 музеев, галерей, институтов, библиотек, обществ, академий и университетов участвуют в книгообмене. Открытие Музея личных коллекций и поступление в музей коллекций русского искусства повлекло за собой выборочное приобретение трудов, посвященных истории и теории русского искусства. Также библиотека выборочно комплектует литературу, посвященную музыке, в связи с проведением музеем фестиваля «Декабрьские вечера». Библиотека активно сотрудничает с музеем во всех видах его работы: научной, выставочной, лекционной, просветительской, воспитательной.

Доклады И.В. Лязиной, заведующего отделом регистрации и депонирования электронных изданий НТЦ «Информрегистр», и В.Л. Назаровой, заведующего сектором Отдела научной обработки РГБИ, были посвящены анализу рынков электронных изданий и микрофиш с точки зрения их предложения библиотекам по искусству.

В докладе И.В. Лязиной «Тенденции развития электронных изданий по культуре и искусству» был дан анализ репертуара электронных изданий по культуре и искусству на основе обязательного экземпляра электронных изданий, поступающего на регистрацию в НТЦ «Информрегистр». В докладе подчеркивалось, что в настоящее время наметилась тенденция увеличения числа издания по культуре и искусству, они составили около 35 % от общего числа электронных изданий. В докладе было показано, что видовое и тематическое разнообразие электронных изданий по культуре и искусству очень велико. Электронные издания охватывают все сферы культуры и искусства. Около 32 % изданий посвящено литературе и языкознанию, учитывая аудиокниги. Доля региональных изданий составляет всего около 9 %, однако эти издания представляют большой интерес для библиотек, поскольку посвящены в основном краеведческой тематике. Основные тенденции рынка электронных изданий: увеличение количества звуковых изданий, рост числа изданий по изобразительному искусству, развитие и совершенствование информационных систем. Подчеркивалось, что в «Информрегистр» поступает не более 60 % от общего числа выпускаемых электронных изданий.

В докладе В.Л. Назаровой «Комплектование и научная обработка документов на микрофишах: опыт Российской государственной библиотеки по искусству» была сделана попытка обобщить опыт работы РГБИ с данным видом документов. Подчеркивалось, что микрофильмирование остается одним из самых надежных и проверенных способов сохранности документов. РГБИ приобретает микрофиши в соответствии с профилем комплектования, с учетом читательского спроса, научной и информационной значимости изданий. Отмечалось, что важное значение имеет возможность докомплектовать издания. В частности проведено докомплектование отсутствовавших в фонде РГБИ номеров журналов по искусству конца 19 – начала 20 вв. В докладе был дан обзор основных изданий на микрофишах, приобретенных РГБИ, и представлена практика научного описания документов на микрофишах в формате RUSMARC. Все библиографические описания изданий на микрофишах, созданные в РГБИ, представлены в Сводном каталоге библиотек России.

Победителем традиционного конкурса на лучший доклад, проводимого Секцией библиотек по искусству и музейных библиотек, был признан доклад Л.Ю. Бердниковой, заведующей отделом изданий по искусству Новосибирской государственной областной научной библиотеки, посвященный проектной деятельности отдела изданий по искусству. Доклад вызвал большой интерес у участников заседания. В докладе раскрывалась работа над двумя проектами «Мультимедийный центр музыкальной культуры Сибири» и «Центр визуальной культуры». Первый проект посвящен собиранию, сохранению и предоставлению пользователям информации, связанной с музыкальной культурой Сибири. Мультимедийный центр собирает и сохраняет как документы на традиционных носителях, так и на электронных. База данных «Сибирская музыка», созданная в рамках проекта, раскрывает специфику и своеобразие музыкальной культуры Сибири. В рамках проекта проходят презентации новых изданий, отдел изданий по искусству участвовал в Празднике музыкального фольклора Сибири. Особое внимание отдел уделяет задачам сохранения традиционной музыкальной культуры Сибири.

Второй проект «Центр визуальной культуры» направлен на собирание, сохранение и предоставление пользователем документального (авторского) сибирского кино. В его рамках в отделе собирается коллекция сибирского документального (авторского) кино, создается база данных «Сибирское документальное (авторское) кино», организуются просмотры фильмов, проходят встречи с режиссерами, проводятся мастер-классы. Оба проекта направлены на сохранение и популяризацию культуры и искусства Сибири.

Совместное заседание секций прошло очень плодотворно. Участники заседания отмечали высокую содержательность представленных докладов и актуальность их проблематики для библиотек по искусству и музейных библиотек. Также в рамках заседания участники ознакомились с работой отдела по искусству Ульяновской областной научной библиотеки им. В.И. Ленина.

На совместном заседании секций были приняты следующие решения:
1. Подготовить проект типовой модели специализированных фондов по искусству;
2. Расширить практику и форму книгообмена между библиотеками разных типов;
3. Включить в программу Всероссийской конференции «Актуальные проблемы комплектования и депонирования библиотечно-информационных фондов» (РНБ, октябрь 2008 г.) обсуждение вопросов специализированных фондов по искусству.

А.А. Колганова,
Председатель Секции