Поиск по сайту

19. Секция школьных библиотек

Ежегодные заседания

XIII Ежегодная сессия Конференции РБА

21.05.2008
В работе Секции приняло участие 83 человека. Было заслушано 6 докладов. В докладе «Роль профессиональных общественных организаций в повышении профессионального сознания школьных библиотекарей в условиях перехода России на общественно-государственное управление» Татьяна Дмитриевна Жукова, президент Русской школьной библиотечной ассоциации подробно остановилась на основополагающем значении ассоциации для повседневных проблем школьных библиотекарей. По мнению докладчика, велик и личный вклад ее, как президента, в общее дело становления законодательства для школьных библиотекарей. Возможности развития и все надежды на улучшение ситуации возлагаются докладчиком на личные контакты президента Русской ассоциации с представителями властных структур, а также лицами, близкими к властным структурам.

С интересом был заслушан доклад спецкора газеты «Библиотека в школе» Елены Вячеславовны Ивановой о типовых моделях деятельности школьных библиотек. Современные проекты развития школ в условиях образовательных изменений требуют отклика от сотрудников школьных библиотек, вызывают их к необходимости пересмотра стратегии развития и организации деятельности школьных библиотек. Поэтому в последние годы наблюдается появление самых разнообразных типовых решений организации деятельности школьных библиотек (иногда именуемых как модели): информационно-библиотечные центры, мультикультурные библиотечные центры, ресурсные центры.

Работать вообще, без отчетливого представления о приоритетных направлениях работы отдельно взятой конкретной библиотеки в настоящее время и не эффективно и не благодарно. Школьная библиотека должна быть с изюминкой. Интересующую информацию и может выбрать библиотекарь среди типовых моделей предложенных кандидатом педагогических наук Е.В. Ивановой, защитившей по этой проблеме диссертацию.

Заведующий библиотекой Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Ирина Петровна Жесткова ознакомила присутствующих с работой библиотеки как методического центра для библиотек образовательных учреждений области. В докладе было представлено разнообразие форм и методов взаимодействия не только с библиотеками образования, но и библиотеками для детей и юношества Министерства культуры. Особое значение придается встречам с авторами учебников и учебно-методических комплектов. Институт реализовывает 30 образовательных программ для педагогических и библиотечных работников. Среди инноваций курс «Проектная деятельность – школьникам».

Заведующие библиотеками средних общеобразовательных школ из г. Новоуральска Любовь Михайловна Брюхова и Валентина Васильевна Елтышева представили презентацию «ИКТ в действии: на примере Открытого урока Чтения и не только (о внедрении информационных технологий в школьных библиотеках г. Новоуральска)»

Теперь юного посетителя, утверждают они, в библиотеке интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями выводит библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень.

Сегодня их библиотеки в техническом плане – это: видео/DVD-проигрыватель, плазменный телевизор, интерактивная доска, лазерные принтеры, сканеры, ксероксы, многофункциональные устройства (в том числе, с возможностью цветной печати), современные компьютеры с жидкокристаллическими мониторами и качественным программным обеспечением. Оборудовано три автоматизированных рабочих места, которые используются школьниками и учителями для поиска в электронном каталоге, Интернете, есть доступ к приобретаемым базам данных, видео- и мультимедийной продукции и др. Библиотеки подключены к школьным локальным сетям, что обеспечивает доступ к библиотечным электронным ресурсам, в том числе, к электронному каталогу библиотеки с любого школьного компьютера. Имеется выход в Интернет. Наши библиотеки – это библиотечно-информационные центры, включённые в информационно-телекоммуникационные сети, и имеющие в своих фондах информацию на различных носителях.

Информативным, насыщенным активными формами работы оказался доклад заведующей библиотекой начальной школы № 28 г. Димитровграда Натальи Валентиновны Новичковой «Игровые программы библиотеки начальной общеобразовательной школы как средство воспитания интереса к книге». Наглядность и осязаемость объектов привлекает учащихся школы в музей старинной русской избы, созданный на базе школьной библиотеки. А весь комплекс мероприятий способствует привлечению учащихся к чтению. Нина Аркадьевна Барсукова, заведующий учебно-методическим кабинетом Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования представила информацию о конкурсах «Лучшая школьная библиотека» и «Лучший школьный библиотекарь». Большой резонанс вызвала региональная выставка «Инновационные проекты школьных библиотек». В заключительном слове председатель Секции Ольга Викторовна Козлова подвела итоги проведения заседания секции. Школьные библиотеки развиваются, однако не теми темпами, которых требует модернизация образования. Региональное законодательство, которое должно определять развитие школьных библиотек на местах находится в зачаточном состоянии. По этим же причинам недостаточно оперативно меняется фонд информационных ресурсов школ для соответствия потребностям участников образовательного процесса.

О.В. Козлова,
Председатель Секции