Поиск по сайту

.

Ежегодные заседания

XIII Ежегодная сессия Конференции РБА

20.05.2008
20 мая. прошло заседание Секции по чтению РБА. Соорганизатором работы Секции выступил Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества – рабочий орган Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Финансовую поддержку оказало Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ. В работе Секции приняло участие около 250 человек из 32 регионов России. Секция объединила не только библиотекарей, но и преподавателей средней и высшей школы, ученых, журналистов, представителей властных структур, общественных организаций, заинтересованных в развитии столь важного направления деятельности, как поддержка чтения. Было заслушано 19 докладов, в том числе 5 - библиотекарей Ульяновска и Ульяновской области. Секция заседала в формате Круглого стола «Чтение и грамотность: социокультурный аспект». Созданная организаторами программа Секции включала четыре тематических блока: «Чтение детей и школа», «Национальная и региональные программы поддержки и развития чтения», «Чтение и публичные библиотеки», «Чтение и семья».

Вели заседание председатель Секции по чтению, директор Центра чтения Российской национальной библиотеки Е.Г. Муравьева и президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И. Кузьмин. На заседании Секции обсуждались следующие проблемы: грамотность как таковая; преподавание литературы в школе и его влияние на чтение; чтение как национальная задача; возрождение традиций семейного чтения и чтения в семье.

Началось обсуждение с самых тревожных вопросов чтения и «нечтения» детей и подростков. Специальный корреспондент газеты «Библиотека в школе» (г. Москва) Е.В. Иванова поставила в заглавие своего выступления главный вопрос «Не читают: кто виноват и что делать?». Если ранее вопросы чтения были только вопросами, то в настоящее время чтение стало проблемой. Докладчик отметила основные тревожные тенденции – сокращение чтения и снижение его качества. Появился даже новый термин «антиинтеллектуализм», который находит отражение в триумфе видеокультуры над культурой печатного слова и диспропорции между формальным уровнем образования и действительными знаниями.

О проблемах чтения в школе говорил С.В Волков, главный редактор газеты «Литература» Издательского Дома «Первое сентября» (г. Москва) и одновременно учитель литературы и русского языка. Он определил школу как зону пониженной энергетики. Чтение и урок литературы в школе в настоящее время не тождественны. Существует две основные проблемы:
- проблема понимания в широком смысле слова (понимание учениками текста и отдельных слов, понимание учителем своих учеников и т.д.)
- проблема внутренней и внешней несвободы учителя: зависимость от учебных программ, системы отчетности. В такой ситуации учитель думает о соответствии стандартам, а не о том, как заинтересовать детей чтением. Сейчас все чаще вместо слова «чтение» произносится слово «грамотность». Об этих понятиях рассуждала профессор, президент Русской ассоциации чтения Н.Н. Сметанникова. Чтение приобрело междисциплинарный характер – через чтение реализуются многие потребности общества. В истории чтения сложились три направления:
1) Воспитание читателя – основная цель учителя языка и литературы.
2) Чтение по предмету, работа с нехудожественным текстом.
3) Чтение как основа формирования критического мышления, как попытка разобраться в политической и социально-экономической ситуации. Это и принято называть «грамотностью». Грамотность в социальном контексте – это чтение плюс письмо. Всего существует около двадцати видов грамотности. Докладчик остановилась на трех главных: функциональной, культурной и информационной.

Значительная часть докладов была посвящена региональным, национальным и международным проектам по продвижению чтения.

О первых итогах, проблемах и перспективах реализации «Национальной программы поддержки и развития чтения» говорили: Е.И. Кузьмин, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества; А.Н. Воропаев, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям; Н.С. Литвинец, вице-президент «Российского книжного союза»; М.В. Новикова, заместитель генерального директора Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека». А.Н.Воропаев отметил, что книгоиздание в России стабилизируется, в прошлом году удалось остановить падение тиражей книг. В 2007 г. в стране было издано 109 тысяч названий. По уровню книгоиздания Россия сейчас занимает 4-е место в мире. При этом читательская культура и грамотность неуклонно снижаются. Национальная программа поддержки и развития чтения возникла на основе объединения отдельных мероприятий в единый план и их теоретического обоснования. Появляются новые формы привлечения населения к книге в государственном масштабе. В 2006 г. появились новые литературные премии: «Большая книга» и «Заветная мечта» как триумф взаимодействия государства и бизнеса. Федеральное агентство поддерживает фестивали детской книги: «Вместе с книгой – в Новый год» и «Лето с книгой», целый ряд книжных фестивалей для взрослых, в том числе регионального уровня. На 2008 г. запланированы мероприятия по пропаганде семейного чтения. Н.С. Литвинец познакомила участников круглого стола с теми акциями, которые проводит или поддерживает «Российский книжный союз» в рамках национальной программы по чтению. Например, успешно прошел фестиваль «Читающая семья» в Тамбове, где молодым родителям и молодоженам вручались книжные подарки. Планируется провести конкурс семейных библиотек в масштабах России, победители будут награждены поездкой в Москву на книжную ярмарку. Совместно с НФ «Пушкинская библиотека» подготовлен рекомендательный список книг для комплектования библиотек к Году семьи, который будет представлен на Крымской конференции в Судаке. По стране открываются филиалы РКС, которые поддерживают множество региональных программ. Так, представительство в Ульяновске было открыто в дни работы конференции. Планируется издание библиотечной серии книг, в которую должны войти лучшие книги.

М.В. Новикова в своем выступлении говорила о новых проектах в поддержку чтения «Пушкинской библиотеки». Можно считать уже традицией проведение чеховских книжных фестивалей в Таганроге. Крупный книжный детский фестиваль прошел в городах Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске. Осуществляется проект «Библиотека семейного чтения», в которую войдет 121 книга, сопровождающаяся справочно-методическими рекомендациями. В 2006 г. проведено исследование «Чтение школьников и культурные ресурсы семьи». Начат проект «Школа библиотечного лидерства», в рамках которого пройдет серия семинаров по выявлению лидеров и обучению их проектной деятельности. Е.Ю. Гениева, генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино, познакомила с издательской деятельностью библиотеки и с программой «Большая книга». Издательство «Вагриус» в настоящее время является структурным подразделением ВГБИЛ. Доклад Е.В. Куликовой, заместителя директора Российской государственной детской библиотеки, позволил всем познакомиться с деятельность детских библиотек России в помощь семье.

Важным событием на заседании можно считать состоявшуюся презентацию «Концепции поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области». Она была разработана Центром чтения Челябинской государственной академии культуры и искусств под руководством доктора филологических наук В.Я. Аскаровой по заказу Межрегионального центра библиотечного сотрудничества в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Данная концепция выполняет функцию закрепления имеющихся достижений, обозначения наиболее острых проблем детского и юношеского чтения; выявления возможностей их системного решения на основе консолидированных усилий различных институтов (власти, образования, книжного дела, СМИ) и рационального использования региональных ресурсов. В.Я. Аскарова особо заострила внимание слушателей на главу, посвященную рискам, связанным с реализацией предложений, выдвинутых в Концепции. Основным путем устранения подобных рисков автор видит в формировании такой практики и идеологии, в соответствии с которыми важным критерием успешной деятельности каждого отдельного участника разработки и реализации региональной программы и составляющих ее проектов будет способность объединяться, действовать консолидировано и использовать совокупный ресурс, обогащенный интеллектуальными, профессиональными, материальными и прочими возможностями партнеров. Это издание получили многие из присутствующих.

Разнопланово были представлены региональные программы в поддержку книги и развития чтения, а также программы, посвященные Году семьи. Весомо и ярко Г.П. Сивакова, заведующий отделом Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина, подвела итоги прошедшего «Года чтения и русского языка» под названием «Пусть нас объединит книга». Были определены приоритетные направления – такие как привлечение внимания к изучению литературного, исторического и географического краеведения, возрождения традиций звучащего слова, чтения в семейном кругу. В результате за один только год во всех учреждениях культуры Ульяновской области было проведено более шести тысяч мероприятий по программе «Года чтения и русского языка», в которых приняло участие около 150 тыс. человек. В несколько раз выросла книговыдача, значительно возросло число посещений и количество читателей во всех библиотеках. Ярким дополнением прозвучали выступления «Хотите, читайте сами, но интереснее с нами» Н.А. Яковлевой, директора Централизованной библиотечной системы Димитровграда Ульяновской области, и доклад «Студенты Ульяновской области технического вуза как читатели художественной литературы. Из опыта работы в «Год чтения и русского языка» в Ульяновской области» О.М. Скарга, заведующего отделом Научной библиотеки Ульяновского государственного технического университета. Доклад «Читающая Брянщина: продвижение чтения в регионе» Т.В. Петровой, главного библиотекаря Брянской областной научной универсальной библиотеки имени Ф.И. Тютчева, был посвящен также Году семьи. «Проекты по продвижению чтения Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова» М.Н. Осипова, директор Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, прочитала от имени М.Е. Семерниной, заведующего отделом. Особый интерес у участников круглого стола вызвало выступление М.М. Бурхановой, заместителя директора по науке научной библиотеки Ульяновского государственного университета, посвященное исследованию чтения самих библиотекарей. В конце работы Секции ведущие круглого стола подвели итоги, высказали благодарность всем выступающим за разнообразные и интересные доклады. Также состоялось заседание Постоянного комитета секции, где были оглашены результаты перевыборов Председателя и части Постоянного комитета Секции, у которых истек срок полномочий. Новым председателем Секции по чтению избрана Вера Викторовна Ялышева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра чтения Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург).

Е.Г. Муравьева,
Председатель Секции