Поиск по сайту

19. Секция школьных библиотек

Ежегодные заседания

XII Ежегодная сессия Конференции РБА

17.05.2007

Заседание секции проходило в гимназии № 5, участвовало 53 человека, заслушано 7 докладов.

Гимназию № 5 - обладателя Президентского гранта 2006 г. – по праву можно считать детской республикой: у нее есть свой герб, флаг и гимн. Участники заседания Секции получили рабочие папки, в которых помимо программы заседания находился текст из послания Президента Федеральному собранию и приветственное обращение к школьным библиотекарям директора Департамента общего и профессионального образования Брянской области И.А. Геращенкова. В обращении дана высокая оценка работы библиотек всех видов, содержится поздравление с Общероссийским днем библиотек.

Во вступительном слове председатель Секции Ольга Викторовна Козлова обратила внимание участников заседания на благоприятные условия развития библиотечного дела в стране в связи с Посланием Президента России Федеральному собранию. В этом Послании поставлена задача на уровне субъектов Федерации, а также руководителям региональной и муниципальной власти принять меры по укреплению местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, в том числе школьных. Большим прорывом явится создание на федеральном уровне Программы по совершенствованию библиотечного дела в стране на основе дополнительного финансирования.

В докладе директора гимназии № 5 Галины Евгеньевны Евдокимовой «Роль библиотеки в образовательном и воспитательном процессе образовательных учреждений в условиях модернизации российского образования» была охарактеризована работа библиотеки гимназии как информационно-ресурсного центра, незаменимого помощника в организации всего учебно-воспитательного процесса, инновационных начинаний педагогического состава гимназии. Презентация учащихся принимающей гимназии «Поэтом можешь ты не быть, но быть читателем обязан» представляла собой целое научное исследование на тему чтения учащихся гимназии, в котором сделана попытка осмысления репертуара чтения школьников и недостаточного внимания детей к книге, а также выработаны рекомендации по проблемам чтения. Эмоциональное выступление сопровождалось мастерски подобранными слайдами, графиками, анимацией.

За удовольствие, полученное от презентации, Секция выразила особую благодарность руководителю проекта учителю русского языка и литературы – Вере Сергеевне Легоцкой.

Насыщенным конкретными фактами явился доклад о работе библиотеки этой гимназии ее заведующей – Надежды Николаевны Власовой. Не только отличная материальная база, оснащение и оборудование библиотеки, но и многоаспектное участие во всех делах гимназии выделяет эту библиотеку из многих. Творческий, профессиональный подход Надежды Николаевны определяет успех ее библиотечно-информационного центра.

В докладе Ирины Валентиновны Коткиной (г.Нарьян-Мар) «Изменение роли школьной библиотеки в контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование» основное место заняла проблема специфики работы в Ненецкой школе-интернате имени А.П. Пырерки. Особое место в докладе было отведено новым информационным технологиям в работе школьной библиотеки. В докладе рассказывается о роли, которую играет школьная библиотека в реализации образовательных программ. Её будущее зависит не только от поддержки государства, но и от способности библиотеки гибко реагировать на изменения потребностей всей системы образования и отдельно взятой школы. Доклад сопровождался презентацией, выполненной на высоком профессиональном и техническом уровне, и был окрашен взвешенным юмором и лирикой. Людмила Федоровна Сухова, заместитель главного редактора газеты «Библиотека в школе», ознакомила слушателей с совместным образовательным проектом газеты и НФ «Пушкинская библиотека». Необычная тема лидерства в библиотечной среде, лежащая в основе курсов обучения, привлекла внимание слушателей возможностью заочного обучения.

«Просветительские традиции школьных библиотек в век цифровых технологий и виртуального пространства» так назывался доклад заведующей библиотекой гимназии № 2 города Брянска Галины Вячеславовны Карташовой. В докладе отмечается, что информационные технологии оказывают серьезное воздействие не только на науку, промышленность, социальную сферу, но и на психический мир, культуру и духовность людей. Вырастает новое «Интернет-поколение», у которого другие ценности и стиль жизни, другие модели поведения и привычки. Задача школьной библиотеки – в коррекции интересов учащихся. В докладе Елены Дмитриевны Плаховой, заведующей библиотекой № 3 г. Брянска, «Совершенствование представляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий» последовательно доказано, что использование новых технологий существенно влияет на полноту и оперативность информационного обслуживания, повышает информационную культуру и эффективность самообразовательного и проектного уровня пользователя.

Тему школьных библиотек Брянской области в современном информационном пространстве подробно осветила ведущий специалист департамента общего и профессионального образования Брянской области Валентина Михайловна Моликова.

В частности она отметила, что сеть школьных библиотек представлена 655 библиотеками. Проблема заключается в недостаточном оснащении школьных библиотек компьютерной техникой – всего 16%, а выход в Интернет имеют только 5%. Далеки от совершенства и фонды школьных библиотек. По книгообеспеченности учащихся (54 книги на одного ученика) показатели неплохие, однако качество фондов оставляет желать лучшего. Некоторая компенсация происходит за счет периодических изданий. Возлагаются большие надежды на финансирование в связи с посланием президента России. Заседание Секции выработало рекомендации, которые на Совете Секции было решено оформить в виде обращения в Министерство образования и науки за подписью президента РБА В.Н.Зайцева и председателя секции О.В. Козловой отправить в Минобрнауки в самое ближайшее время.

Приняты следующие рекомендации:
1. Усилить роль государственной поддержки школьных библиотек в части централизованного обеспечения компьютерными лицензионными программами и доступом в Интернет, комплектования классической, справочной литературой и периодическими изданиями. В том числе – предусмотреть возможность подписки библиотечных методических изданий для повышения квалификации работников библиотек, с учетом того, что библиотекари не получают дотацию на приобретение методической литературы, предусмотренную для учителей.
2. Предусмотреть в смете расходов школ защищенную статью на комплектование художественно-познавательного фонда, отдельно от учебного.
3. В связи с увеличением нагрузки по внедрению в библиотеках НИТ, работе с учебниками разработать и рекомендовать от имени Минобразования общероссийские типовые нормативы по нагрузке школьного библиотекаря в соответствии с «Межотраслевыми нормами времени на работы, выполняемые в библиотеках» (утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 03.02.1997. № 6).
4. На основе выработанных нормативов рекомендовать увеличение в штатном расписании количества библиотечных работников или при обоснованном превышении норматива на одного библиотечного работника предусмотреть надбавки и доплаты за увеличение объема работ, компенсировать издержки за вредные условия труда (библиотечная пыль, превышение нормы работы на компьютере свыше 4-х часов).
5. Повысить статус библиотечных работников школьных библиотек введением в перечень должностей Минобразования должность «библиотекарь-педагог» как в европейских образовательных структурах, в связи с образовательно-воспитательной составляющей должности в соответствии с «Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения».
6. Разработать и рекомендовать от имени Министерства образования санитарные нормы и правила, а также требования к технике безопасности для школьных библиотек.
7. Поддержать инициативу Минобразования о проведении I-го съезда школьных библиотекарей в июле 2007 г. в городе Пскове, выразить готовность конструктивного участия в работе съезда и силами специалистов-практиков и консультантов секции школьных библиотек содействовать разработке концептуальных документов.

В адрес Департамента общего и профессионального образования Брянской области и Управления культуры Брянской области были отосланы благодарственные письма за организацию заседания секции.

О.В. Козлова,
председатель секции