Поиск по сайту

09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования

Ежегодные заседания

XI Ежегодная сессия Конференции РБА

17.05.2006

17 мая 2006 года на XI Ежегодной сессии Конференции РБА состоялось совместное заседание Круглого стола «Общение и профессиональная этика библиотекаря» и Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования.

Заседание проходило в Библиотеке Главы города Екатеринбурга. В нем приняли участие 44 человека. В качестве ведущих выступили председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Т.Я. Кузнецова и член Постоянного комитета Круглого стола «Общение и профессиональная этика» И.А. Трушина.

Удачным оказалось решение Программного комитета провести совместное заседание Круглого стола и Секции. Обсуждение проблем профессиональной этики совместно с Секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования представляется нам важным, поскольку владение профессиональной этикой — это один из неотъемлемых элементов профессиональной квалификации библиотекаря. Библиотечные кадры — это главный потребитель библиотечной этики.

В ходе обсуждения проблем непрерывного образования и кадровых потребностей библиотек возникли вопросы о важности достаточного отражения библиотечной и информационной этики в образовании библиотекарей. О существующем учебном курсе библиотечной этики в рамках программ повышения квалификации Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) в ходе дискуссии рассказала Т.Я. Кузнецова, заведующий кафедрой библиотековедения и информатики Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ, Москва).

Во время заседания Круглого стола обсуждались проблемы профессиональной этики библиотечной деятельности — вопросы этики обслуживания специальных категорий читателей (слепых, инвалидов и т.п.). На эту тему с докладом «К вопросу о профессионализме библиотекаря, обслуживающего инвалидов» выступила Н.В. Антропова, директор Челябинской областной библиотеки для слепых (Челябинск), которая акцентировала внимание слушателей на необходимости особой профессиональной квалификации и высокой степени профессиональной этики при обслуживании слепых пользователей. Часто главное в отношении библиотечного работника к читателю инвалиду это жалость, однако, это не то, что нужно такому читателю. В ходе дискуссии вызвали интерес уже существующие методические рекомендации Российской государственной библиотеки для слепых — Памятка «Как помочь незрячему человеку» (сост. Т.Н. Елфимова).

В докладе «Кодексы корпоративной этики как условие развития библиотечных коллективов» И.А. Трушиной, старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) была затронута принципиально новая для нас проблема — корпоративной этики. На предыдущих сессиях РБА большое внимание уделялось в основном этике профессиональной, что было вполне обоснованно.

Понятия профессиональной и корпоративной этики часто путают, хотя это понятия не тождественные.

Профессиональная этика — это система моральных принципов, норм и правил поведения специалистов внутри одной профессиональной группы (например, «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря»). Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии.

Корпоративная этика — это система моральных принципов, оказывающих регулирующее воздействие на отношения внутри одной институциональной группы, организации или учреждения (например, внутри конкретной библиотеки). Корпоративная этика регулирует взаимоотношения представителей различных профессий, объединенных общностью трудового коллектива, работающих в одной организации.

В зависимости от самоидентификации специалиста (с организацией или с профессиональным сообществом) более значимым для него будет кодекс профессиональной или корпоративной этики.

Кодексы корпоративной этики являются эффективным инструментом управления и развития библиотечных коллективов. Они регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Корпоративный кодекс также усиливает значимость принадлежности к профессии.

По результатам обсуждения было принято решение о дальнейшей разработке темы с учетом внедрения кодексов корпоративной этики в практику конкретных российских библиотек для развития библиотечных коллективов, а также, что не менее важно, для повышения статуса той или иной библиотеки в местном сообществе.

На заседаними было представлено также новое издание «Современные проблемы библиотечной и информационной этики» (Сост. Ю.П. Мелентьева, И.А.Трушина, Науч. ред. В.Р.Фирсов. СПб.: РНБ, 2006. 244 с.). Это совместное издание РБА и ИФЛА. Книгу предваряют два предисловия: В.Н. Зайцева, президента РБА, и П. Старжеса, председателя Комитета ИФЛА по свободному доступу к информации и свободе выражения (FAIFE/IFLA). Издание посвящается пятилетию «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря». В сборник вошли статьи ведущих специалистов из 8 стран, а также международные документы в качестве приложений.

И. А. Трушина,
Член Постоянного комитета
Круглого стола «Общение и профессиональная этика»