Поиск по сайту

.

Ежегодные заседания

XI Ежегодная сессия Конференции РБА

18.05.2006
Работа Секции началась 15 мая с автобусной экскурсии по школьным библиотекам Екатеринбурга. Библиотечной общественности России был представлен инновационный опыт деятельности библиотеки МОУ № 14 Октябрьского района: практика создания собственных информационных ресурсов на основе передач спутникового TV «НТВ+» как альтернативного источника комплектования.

Заседание секции проходило в помещении гимназии № 94 в информационном центре «Чтение и новые технологии». Тема заседания: «Инновационные идеи и технологии в деятельности школьных библиотек».

В заседании приняли участие 48 человек: специалисты школьных библиотек, информационных центров, книжных издательств, редакций библиотечных изданий городов Москвы, С-Петербурга, Тобольска, НижнегоТагила , а также США. В подготовке заседания секции активное участие приняла Ассоциация школьных библиотек города Екатеринбурга. Именно поэтому вести это заседание председатель секции О.В. Козлова попросила руководителя информационного центра «Чтение и новые технологии», председателя ассоциации И.А. Тихонову.

В начале заседания екатеринбургская Ассоциация за вклад в развитие библиотечного дела школьных библиотек наградила памятными кубками – Министра общего и среднего образования Свердловской области В.В. Нестерова, начальника управления образования Администрации г. Екатеринбурга Е.Л. Умникову, главного редактора газеты «Библиотека в школе» О.К. Громову.

C приоритетами развития школьных библиотек города Екатеринбурга слушателей познакомила начальник Управления образования Е.Л. Умникова. Среди важнейших приоритетов:

функционирование школьной библиотеки как информационного центра для учащихся, педагогов, родителей;
профессиональное взаимодействие библиотечных работников;
становление школьной библиотеки как компонента педагогической системы.

В настоящее время в Екатеринбурге на базе школьных библиотек создано 52 информационных центра. Согласно программе компьютеризации закуплено и установлено 195 автоматизированных рабочих места библиотекаря. Разработан алгоритм внедрения новых информационных технологий в практику библиотек. Е.Л. Умникова отметила огромную консолидирующую роль Ассоциации школьных библиотек Екатеринбурга как профессионального и творческого объединения специалистов, способных отстаивать и умело воплощать новые идеи и проекты. Среди значимых инициатив ассоциации – проведение городских школьных библиотечных чтений, в которых приняли участие более 250 школьных библиотекарей. В докладе отмечалось тесное сотрудничество библиотекарей с педагогами. В этой связи актуальна инициатива гимназии № 94 по созданию сетевого проекта «Городской педагогический медиа клуб (руководитель И.А. Тихонова).

В докладе «Инфоцентр общеобразовательного учреждения, как модельная площадка корпоративного проекта Ассоциации школьных библиотек «Сетевая библиотека» И.А. Тихонова обрисовала суть проекта. Проект создан для решения проблемы качества и меры доступности информации, а так же содействия повышению информационной культуры в целях соответствия потребностям современного общества. Среди задач проекта: обеспечить доступ всех субъектов образовательного процесса к источникам информации, сформировать единое информационно-образовательное пространство района и города, подготовить мультимедийные проекты социального характера и научить эффективной работе с информацией. Предусматривается три этапа в реализации проекта: установочный (2005-2007 гг.), формирующий (2008-2009 гг.), аналитический (2010 г.). Для каждого этапа определены ожидаемые результаты. В выступлении учителя русского языка и литературы, заведующей библиотекой лицея № 135 И.М. Некрасовой была проанализирована речевая культура выпускника образовательного учреждения ХХI века, «загрязнение» ее жаргонизмами, словами-паразитами и ненормативной лексикой. Участие детей в читательских конкурсах, в частности в городском конкурсе «Суперчитатель» помогает противостоять негативным явлениям. Дети этого лицея становятся призерами районных и городских конкурсов. Интерес к чтению поддерживается как традиционными методами, так и неординарными. В лицее три года выпускается газета «Лига» с публикациями учащихся.

Тема аналитического чтения прозвучала в докладе доцента кафедры лингвистики и коммуникативной культуры Д.И. Архаровой. Была обозначена роль библиотек в воздействии на качество чтения учащихся. В школе № 64 при библиотеке создан клуб «Штурманы книжных морей». Основная цель проектов, создаваемых в клубе – популяризация чтения, создание содержательной, творческой информационной среды школы. Г.А. Пестова, заведующая библиотекой школы № 64, рс целью вовлечения детей в творчество развернула редакционно-издательскую деятельность: издаются списки литературы, буклеты, грамоты, дипломы, календари.

Заведующей библиотекой школы № 45 г. Новоуральска В.В. Елтышевой была представлена презентация работы ее библиотеки, вызвавший живой интерес слушателей.

В папки участников заседания секции были вложены издания, выпущенные усилиями Ассоциации школьных библиотек Екатеринбурга: информационный сборник «Проблемы детского чтения: Первые городские школьные Библиотечные чтения», «Суперчитатель года: Сборник вопросов конкурса». На диске была подарена «Слайдовая презентация по профилактике наркомании, экстремизма и других аддитивных явлений».

Заседание секции продолжилось с 18 до 19 часов 18 мая в Генеральном консульстве США в форме видеоконференции в режиме on-line по теме: «Международная роль школьной библиотеки». По прямой видеосвязи участники конференции общались с членом Американской ассоциации школьных библиотек профессором Сарой Келли Джонс. Обсуждались вопросы педагогической адаптации информационно-цифровых технологий, развития академической и функциональной грамотности учащихся и т.д.

Рекомендации заседания секции:

1. Провести подготовительную работу по созданию федеральной целевой программы информатизации школьных библиотек.
2. Содействовать внедрению новых информационных технологий в работу школьных библиотек, создавая единое информационное образовательное пространство.
3. Развивать формы и методы воспитания информационной культуры всех участников образовательного процесса.
4. Строить работу в тесном контакте с педагогами, активнее внедрять инновационные методы содействия образовательному процессу.

О.В. Козлова,
председатель секции