Поиск по сайту

16. Секция детских библиотек

Ежегодные заседания

XI Ежегодная сессия Конференции РБА

18.05.2006
На заседании Секции, проходившем 18 мая, обсуждались проблемы развития детских библиотек в условиях реформ, выработки стратегий, тактики действий, которые позволили бы «вписаться» в современную жизнь общества и государства, сохранив систему библиотечного обслуживания детей, сохранив свою идентичность; двигаться вперёд, когда многое вокруг рушится (в том числе и с трудом завоёванное).

Для того чтобы вписаться в современную жизнь общества и государства, нужно быть готовым к работе в новых условиях, нужны большие изменения – новые смыслы – во всех направлениях библиотечной деятельности – управлении, формировании ресурсов, подготовке кадров, моделях и сценариях обслуживания читателей. Эта мысль была ключевой в докладе директора Свердловской областной библиотеки для детей и юношества Л.А. Воробьевой. Для этого необходимо научиться отстаивать права читателей-детей, владея современным языком – правовым, экономическим, управленческим, информационным. В докладах и сообщениях прозвучал опыт работы центральных региональных детских библиотек – Ленинградской, Свердловской, Пермской областей по подготовке нормативно-правовых региональных актов, позиционированию книги и чтения, представлению ценности чтения местным сообществам, органам власти.

Главный смысл, точка опоры, главный ресурс библиотеки, обслуживающей детей, – это полноценное информационное обслуживание пользователей, предоставление качественно сформированного фонда документов. В докладе представителя Центрального коллектора библиотек «Бибком» Л.Б. Гришкевича, подготовленного совместно со специалистами Российской государственной детской библиотеки, была представлена структура тематико-типологического плана комплектования детской библиотеки документами на различных носителях. Особенно интересен опыт республиканской детской библиотеки в комплектовании, систематизации, отборе документов на электронных носителях. Центральный коллектор библиотек «Бибком» видит свою роль в сборе наиболее полной информации об изданиях, выпускаемых в России и ближайшем зарубежье, отборе книг и электронных изданий, соответствующих тематико-типологическим планам библиотек и с помощью различных технологий комплектовании ими библиотечных фондов.

В докладе заместителя директора Российской государственной детской библиотеки Е.В. Куликовой и в ходе развернувшейся дискуссии прозвучала мысль о том, что детские библиотеки – это эффективный ресурс, который пока еще практически не используется государством. Возможности библиотек основаны на сочетании накопленных культурных традиций и современных цифровых технологий.

В преддверии Всероссийского года книги и чтения, возможного принятия Национального проекта в области культуры следует учесть уже накопившийся опыт реализации национальных проектов в области образования и здравоохранения. Они показывают, что главное – определить направление «главного удара», на котором будут сконцентрированы основное внимание, силы и средства

Именно поэтому детским библиотекам уже сейчас для себя надо определить:
· что конкретно они могут предложить для осуществления в рамках проекта (отдельное мероприятие, программу мероприятий и др.) и какой направленности;
нужно ли объединять библиотечные мероприятия актуальным ярким слоганом, чтобы легче было лоббировать библиотеки в рамках проекта, и каким он должен быть;
· что конкретно библиотеки хотят получить от национального проекта. Информатизация и автоматизация детских библиотек, создание корпоративных распределенных ресурсов – ведущее направление деятельности библиотек, обслуживающих детей.

Подчеркнув важность корпоративного объединения специалистов территорий в этой области, участники заседания Секции детских библиотек единогласно проголосовали за утверждение «Положения о координационном Совете по информатизации детских библиотеки» и создании распределенного электронного каталога «Детская литература» при содействии Секции по автоматизации, форматам и каталогизации РБА .

Н.С. Волкова, председатель Секции