Поиск по сайту

.

Ежегодные заседания

X Ежегодная сессия Конференции РБА

26.05.2005

В заседании приняли участие 31 человек. Было заслушано 7 докладов и 1 сообщение.

В докладе директора НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н.И. Гендиной «Комплекс средств обучения основам информационной культуры: возможности и перспективы использования в школьной библиотеке» была представлена развернутая программа адаптации курса «Основы информацион-ной культуры» для использования в работе с учащимися общеобразовательного учреждения. Значительное место уделено проблеме изучения уровня развития учащихся и их заинтересованности в освоении информации. Определены воз-можности применения передовых педагогических технологий при освоении курса.

Доклад вызвал живой интерес слушателей актуальностью проблемы и необходимостью применения результатов исследования в практике. Последую-щие докладчики комментировали отдельные положения представленного док-лада.

Заведующий медиатекой Ненецкой средней школы-интерната им. А.П. Пырерки И.В. Коткина в докладе «Воспитание информационно грамотного пользователя в медиатеке национальной школы-интерната» представила свое-образие работы в условиях Крайнего Севера. Школа–интернат является тради-ционной моделью национальной школы и предполагает отрыв детей от абори-генного образа жизни. Учет этнопсихологических особенностей детей является главнейшим условием работы школы и библиотеки, а особенно – помощи в ос-воении учащимися современной информации.

В докладе заведующей библиотекой гимназии № 5 города Сергиев Посад Московской области Л.Ф. Суховой «Библиотека в контексте воспитательной ра-боты в школе» была представлена работа библиотеки по поддержке социально-воспитательных технологий через информацию, непрерывность и сотрудниче-ство. В работе гимназии и библиотеки доминирует технология «Развитие кри-тического мышления средствами чтения и письма».

«Программа развития: библиотека – культурно-информационный центр школы» – тема доклада заведующего библиотекой средней общеобразователь-ной школы № 110 города Омска Т.В. Лавневич. Именно такое направление раз-вития она считает наиболее актуальным и значимым, чтобы обеспечить разви-тие интеллектуальных способностей ребенка и усвоение им норм общечелове-ческой морали. Задачи центра: сформировать интерес к чтению, повысить пре-стиж чтения и библиотеки, сформировать основы информационной культуры, предоставить возможность для развития интеллектуальных и творческих спо-собностей. Главным в работе библиотеки Т.В. Лавневич считает повышение уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса. 2005–2006 гг. объявлены в школе годами активного чтения. В последнее время 69 библиотек Омска работают над реализацией такой программы развития.

«Успешность ученика во многом зависит от умения ориентироваться в современном мире информации», – это девиз работы заведующего библиотекой школы № 3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга М.И. Савкиной. По ее мнению, библиотерапия дает варианты решения проблем, формирует социаль-ный оптимизм ребенка.

Огромный интерес слушателей вызвало выступление руководителя ме-диатеки школы № 183 Центрального района Санкт-Петербурга Т.М. Кашурниковой «Роль школьного библиотекаря в создании индивидуального самообразо-вательного маршрута учащихся старших классов». Школьная библиотека сего-дня – это служба педагогической поддержки самостоятельной информационной деятельности учащихся не только в стенах школьной библиотеки, но и в окру-жающем их информационном пространстве. Личностная педагогическая под-держка состоит в совместном определении интересов, целей и возможностей ученика и нахождении путей преодоления препятствий (проблем), мешающих достигать позитивных результатов в процессе самостоятельной информацион-ной деятельности.

«Социально– педагогическая составляющая информационной деятельно-сти библиотеки общеобразовательного учреждения» – тема доклада заведующе-го библиотекой школы № 383 Красносельского района Санкт-Петербурга Г.В. Целовальниковой. Главная социальная задача школы и библиотеки, по мнению докладчика, – преодоление мощного воздействия стихийной социализации и негативных влияний окружающей среды. Библиотеке необходимо обеспечить наличие источников информации по различным социально-педагогическим проблемам.

Актуальной проблеме патриотического воспитания учащихся был посвящен доклад заведующего библиотекой Приозерской коррекционной школы-интерната (Ленинградская обл.) Т.П. Пушкаревой. Было продемонстрировано разнообразие форм и методов в работе с детьми, наличие хорошей библиотечно-информационной базы.

Согласно предварительной договоренности участники заседания Секции посетили библиотеку школы № 457 и медиатеки гимназии № 56 Санкт-Петербурга. Здесь библиотеки-медиатеки являются структурами, вокруг кото-рых построен образовательный процесс. Понимая значимость в современном мире информационной подготовленности учащихся, администрация этих школ отлично укомплектовала библиотеки-медиатеки фондами, ресурсами и кадрами.

По итогам обсуждения поднятых на заседании проблем Постоянный комитет Секции выработал следующие рекомендации сообществу библиотек об-разовательных учреждений:

1. Активизировать деятельность школьных библиотек по продвижению курса «Основы информационной культуры» на основе работ Н.И. Гендиной.
2. Объединять школьные библиотеки в общественные организации на местах и усиливать их влияние на преобразования в библиотечной сфере региона и муниципалитета.
3. Активнее включать библиотеки образовательных учреждений в работу РБА.
4. Активнее налаживать горизонтальные связи, как с библиотеками других ведомств, так и с другими организациями.
5. Осваивать новые технологии и современную ресурсную базу инфор-мационной деятельности библиотеки.

О.В. Козлова,
председатель Секции