Поиск по сайту

30. Секция по чтению

Ежегодные заседания

X Ежегодная сессия Конференции РБА

25.05.2005

Заседание Круглого стола по чтению было посвящено теме "Дети и родители: возможность диалога".

В работе Круглого стола по чтению приняли участие 103 человека из 52 регионов России, представители Республики Казахстан и директор Центра книги Библиотеки Конгресса США из Вашингтона Дж. Коул. Обсуждаемая тема привлекла специалистов из детских, юношеских, школьных и научных библиотек разного территориального уровня (республиканских, краевых, областных, городских и районных библиотек). В заседании приняли также участие представители НФ "Пушкинская библиотека" и Британского совета.
Тема для обсуждения в этом году была выбрана не случайно, она явилась продолжением темы "Чтение в кругу семьи: традиции, современность, будущее", которая обсуждалась на предыдущей сессии Конференции РБА в Новосибирске и в рамках международной ярмарки "Невский книжный форум" в Санкт-Петербурге. При сегодняшней неудовлетворительной читательской ситуации в стране среди детей и подростков роль взрослых, особенно молодых родителей, многократно возрастает. Какие пути, стратегии могут выработать взрослые по развитию интереса детей к книге и чтению и какова роль библиотек в этом процессе – все эти и другие важные проблемы чтения стали предметом обсуждения на Круглом столе по чтению.
Участники Круглого стола заслушали 9 докладов и обменялись мнениями в ходе дискуссии по заданной теме.

Общую ситуацию чтения детей в России охарактеризовала заведующий отделом Российской государственной детской библиотеки В.П. Чудинова по материалам исследований последних лет. В своем докладе она отметила определенные тенденции снижения интереса к чтению в процессе взросления: если в 4-м классе 34 % любят читать, то в 10 – только 17%. С возрастом меняются и жанровые предпочтения. Младшие читают сказки, старшие – любовные романы, в 4-7х классах много читают приключений и фантастики, романов ужасов. К старшим классам снижается такая мотивация чтения как интересное содержание, рекомендация учителя, красивая обложка. Чтение детьми периодики носит в основном развлекательный характер. В.П. Чудинова подробно проанализировала результаты исследования чтения сельских детей. Опросы сельских школьников проводились в школах, библиотеках и т. п. Опрошенные дифференцировались на любителей чтения, слабых читателей и читающих периодически. Результаты исследования показали, что у детей, которые много и с удовольствием читают, более разнообразный досуг, они получают информацию из разных источников, при выборе книг руководствуются более разнообразными мотивами, в том числе и желанием взять книгу данной серии, автора, или советом библиотекаря. Докладчик отметила, что сейчас детское чтение в России похоже на западную модель. В заключение было сказано, что РГДБ в течение последних лет выдвигает предложения о первостепенной необходимости государственной поддержки чтения. Необходима дополнительная популяризация «Золотой полки», в том числе и через виртуальное пространство.

Чтению юношества было посвящено выступление заведующего отделом по проблемам чтения РГЮБ С.И. Забелышинской. Она отметила, что с юношеской аудиторией сложно работать, так как эта возрастная группа не терпит давления. Библиотеку юноши и девушки воспринимают в основном как место, где можно получить конкретную информацию. Докладчик рассказала об исследовании, проводимом Ярославской областной юношеской библиотекой, выявившем социально-психологический аспект восприятия молодежью действительности в ситуации рисков и страхов. В результате возник проект «Красная книга человека» – о рисках, катастрофах. Докладчик отметила также, что библиотекам не хватает библиографических материалов рекомендательного характера, в частности о современном взгляде на историю, о проблемах терроризма и др.

Ряд докладов был посвящен проблеме приобщения детей к чтению в регионах. Т. А. Соловьева, заместитель директора по работе с детьми Сланцевской районной детской библиотеки Ленинградской области рассказала о работе передвижной выставки детской книги, организованной Ленинградской областной детской библиотекой, а также об интересном опыте по продвижению чтения. В частности, о школе детского чтения, которая проводится в г. Сланцы. Сами дети принимают активное участие в работе библиотеки по распространению чтения. Для взрослых дети проводят «Уроки прочтения». Доверительная атмосфера на таких мероприятиях помогает детям и взрослым лучше понять друг друга.

Тему взаимодействия родителей и детей в сфере чтения продолжила в своем выступлении заведующий Гатчинской Центральной городской детской библиотеки Н.Г. Краева. Доклад «Ребенок смотрящий, говорящий и его чтение. К проблеме развития позиции родителей» был посвящен развитию речевой культуры детей. Докладчик утверждает, что речевая и читательская культура детей тесно связаны, особенно сегодня, когда агрессивная среда формирует иные модели поведения и иные ценности. Работники кинематографа предложили библиотеке интересный алгоритм работы с детьми – через мультипликационное кино, привлекательное для дошкольников и младших школьников. Дети с удовольствием восприняли эту идею: рисовали, лепили героев мультфильмов, высказывали свои впечатления о мультфильмах и любимых героях, а также перечитывали книги, по которым они поставлены. На взгляд выступающего, библиотеке удалось найти приемлемую форму работы с детьми: от привлекательного просмотра мультфильма – к "проговариванию" своих впечатлений и переживаний и дальнейшему обращению к книге.

Проблемы чтения в подростковом и юношеском возрасте затрагивались в докладе директора Новосибирской областной юношеской библиотеки Л.П. Толмачевой. Ее выступление базировалось на результатах проведенного в Новосибирске телефонного опроса детей с 10 лет и молодежи. Среди опрошенных оказались учащиеся различных учебных заведений, государственного и частного сектора, работающая молодежь, а так же те, кто не работает и не учится. В ходе опроса было выяснено, что около четверти опрошенных читают каждый день. Среди литературных жанров наиболее популярны детектив и фантастика. Любимыми книгами подростков и молодежи являются «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Гарри Поттер» Дж. Ролинг, «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкиена, «Война и мир» Л.Н. Толстого. Прочитанные книги обсуждаются в основном с друзьями. При выборе книг принимаются во внимание советы родителей и учителей. Из периодических изданий наиболее популярны «Cosmopolitan», «Молоток», «Гео», «Все звезды».

Опрос содержал так же вопросы об использовании Интернет, о чтении английской литературы (по просьбе Британского совета), отечественной литературы, посещаемости библиотек города и ряд других. Результаты исследования послужили разработке Программы «Развитие чтения и грамотности», которая объединила три проекта под общим девизом «Читать престижно». Второй слоган этих проектов: «Много читаешь – заработай на этом». Наибольшей популярностью у читателей пользуется конкурс, когда нужно ответить на вопросы по каждой из прочитанных книг из предложенного списка (всего для этой цели было отобрано 100 книг). Главным призом за победу в этом конкурсе станет цифровой фотоаппарат.

Заведующий инновационно-методическим отделом Муниципальной Централизованной библиотечной системы г. Северодвинска Архангельской области Т.А. Новикова посвятила доклад работе библиотеки по формированию интереса к современной художественной литературе. Еще в 1990-е годы в библиотеках этого города проходили встречи-диалоги, привлекающие широкие круги общественности. Освещались проблемы, направления, понятия современной литературы, творчество современных писателей. Такие встречи способствовали формированию положительного имиджа библиотек. И в настоящее время библиотеки города ведут систематическую, активную работу по пропаганде лучшей отечественной литературы используя самые разнообразные формы и методы библиотечной и клубной работы. Однако, как отметила Т.А. Новикова, в целом, в последнее время, уровень читательской культуры снизился и у взрослых, и у юношества.

Так же остро стоит проблема читательского развития самого библиотекаря. Молодежь получает информацию о книгах, прежде всего от друзей и значительно меньше от учителей и библиотекарей.

Для сотрудников библиотек был проведен форум, на котором были сделаны выводы о популяризации чтения. Было высказано мнение о необходимости: 1) создания Интернет-сайтов с рекомендательными списками, 2) создания фильмов по литературным произведениям, 3) информации в СМИ о книгах, 4) создания молодежных клубов.

Клубы в библиотеке уже действуют, например, ФЭН-клуб, который собирает любителей фантастики. Для детей, с целью поощрения детского творчества, организован клуб «Гном».

Кроме того, проводятся уроки, лекции по современной литературе, например, по творчеству В. Пелевина, В. Маканина. Творческие инициативы библиотекарей поддерживает конкурс «Радуга новых идей».

Об использовании ресурсов Интернет в развитии информационной культуры детей рассказали коллеги из Республики Казахстан. Эта тема была отражена в докладе сотрудников Государственной республиканской детской библиотеки им. С. Бегалина: директора С.К. Раевой и заведующего отделом развития и внедрения новых информационных технологий Л.Н. Лукзен.

Основная идея доклада – среди ресурсов Интернет есть много полезных, которые можно использовать в работе с читателями. В частности, библиотеки Казахстана не могут пригласить российских писателей, однако, новые информационные технологии дают возможность для заочных встреч и обсуждений. В библиотеке привлекают детей к Интернет-ресурсам: обучают методике поиска нужной информации, знакомят с полезными сайтами и страницами. Работа ведется по трем направлениям: 1) обучение малышей компьютерной грамотности, 2) работа Интернет-класса для учителей, родителей и детей, 3) собственный WEB-сайт библиотеки «Родник». В результате проведенной работы юные читатели библиотеки могут самостоятельно пользоваться электронными каталогами. Летом действует Интернет-лагерь, который могут посещать не только читатели библиотеки. В результате многие дети записываются в библиотеку.

Сайт "Родник" имеет три версии: русскую, казахскую и английскую. Среди рубрик сайта: «портрет писателя», «хит-парад 300 лучших книг для детей». В 2004 г. сайт «Родник» был признан в Казахстане лучшим в двух номинациях: детские сайты и сайты на казахском языке.

На круглом столе прозвучал и зарубежный опыт. О национальных программах поддержки чтения в США рассказал директор Центра книги Библиотеки Конгресса США Дж. Коул. Докладчик отметил, что детская литература на сегодняшний день – самая здоровая часть американской книжной индустрии. Продажа детских книг в США выше, чем другой литературы.

В США действуют различные программы в поддержку чтения. Однако помощь оказывает прежде всего частный сектор, а не государство.

Центр книги Библиотеки Конгресса был основан в 1977 г. с целью продвижения чтения и грамотности. Кроме того, действуют 50 региональных центров книги и чтения. Ежегодно представители центров из разных штатов собираются в Библиотеке Конгресса с целью обмена мнениями и опытом. У Центра книги много партнеров за рубежом. В России это фонд «Пушкинская библиотека». Деятельность центров книги и чтения осуществляется во многом за счет спонсорской помощи. Региональные центры организовывались первоначально при библиотеках. Сейчас при ухудшении финансирования библиотек некоторые Центры переходят в другие учреждения: университеты, гуманитарные центры и т. д.

Государство также оказывает поддержку в продвижении чтения. Большое внимание данному вопросу уделяют и первые леди США. Так, Барбара Буш была Почетным председателем трех национальных программ: 1) «Год молодого читателя», 2) «Исследуйте новые миры: читайте», 3) «Книги меняют жизнь». Нынешняя первая леди США Лора Буш является Почетным председателем программы «Американская история» и Национального книжного фестиваля.

Национальный книжный фестиваль преследует следующие цели: 1) стимулирование общественного интереса; 2) содействие исследованиям в области чтения; 3) повышение внимания к чтению, книгам, привлечение политиков к проблемам чтения; 4) встреча читателей и авторов, стимулирование писателей писать хорошие книги, а общества – читать их.

Выступления на круглом столе вызвали живой интерес у собравшихся. По итогам докладов и обсуждений был сделан вывод: на сегодняшний день диалог между взрослыми и детьми возможен, существует много различных путей для привлечения юного поколения к книге и чтению.

Проблемы чтения и "нечтения" сегодня волнуют не только профессионалов книжного и библиотечного дела, но и самые широкие круги общественности в разных странах. Поэтому и в юбилейной нашей конференции в Санкт-Петербурге эти проблемы обсуждались на заседаниях в различных секциях и Круглых столах. Помимо Круглого стола по чтению, проблемы детского, подросткового и юношеского чтения, продвижения книги и чтения в более широкие слои нашего общества горячо обсуждались на совместном заседании секций школьных, детских, юношеских библиотек и Круглого стола по чтению, а также на самостоятельных заседаниях секций. Можно считать знаковым событием на прошедшей Конференции РБА состоявшееся обсуждение проблем чтения на государственном уровне в рамках Круглого стола "Национальная программа чтения: государственная стратегия и общественные инициативы". Свой взгляд на проблему создания национальной программы высказали представители Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям РФ, НФ "Пушкинская библиотека", Круглого стола по чтению РБА и др.

Е.И. Кузьмин, начальник отдела архивов Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ отметил, что проблема чтения стоит в ряду самых приоритетных направлений государственной политики в области культуры, и на последнем совещании директоров федеральных и региональных библиотек поддержка чтения и продвижение книги к населению была названа одной из самых актуальных. Можно считать, что работа Общественной Комиссии по чтению, которая создана при Федеральном агенстве по печати и массовым коммуникациям РФ, будет способствовать более успешной реализации государственных и общественных инициатив и стратегий в области чтения. В конце заседания президент РБА, генеральный директор РНБ В.Н. Зайцев, выдвинул инициативу создания Ассоциации региональных центров чтения.

Е.Г. Муравьева,
председатель Круглого стола