Поиск по сайту

.

Современная библиотека и ее гуманистический потенциал: роль библиотек в формировании культуры межнационального взаимодействия.

Кокорина Светлана Васильевна,
Свердловская областная специальная библиотека для слепых, Главный библиограф,
Аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной
академии культуры и искусств

Аннотация: Рассматривается гуманистическая миссия библиотек в условиях культурного многообразия. Представлена деятельность библиотек по формированию культуры межнационального взаимодействия в качестве приоритетной задачи, от решения которой во многом зависит судьба российской идентичности.

Annotation: Humanistic mission of libraries in terms of cultural diversity is considered. Library activities aimed at forming culture of cross national interaction as foreground task are presented.

Ключевые слова: культура межнационального взаимодействия, миссия библиотеки, средство аккультурации.

Key words: culture of cross national interaction, library mission, mean of acculturation.

Сложные процессы современной действительности актуализировали проблему настоящего и будущего библиотек, определение перспектив их дальнейшего развития. На рубеже тысячелетий наблюдался настоящий бум, связанный с обсуждением темы

«Какой должна быть библиотека в ХХI веке?». Данный вопрос остается открытым и по сей день. Это объясняется тем, что устоявшиеся нормы и ценности деятельности библиотек приходят в противоречие с новыми социокультурными тенденциями последних  лет.  В  связи  с  чем  вопросы  социальных  функций,  социальных  ролей, базовые миссии библиотеки приобретают совершенно новые наименования и оттенки.

Изменения, происходящие в обществе, являются мощными факторами трансформации современных библиотек. В глобальных изменениях общественной жизни библиотеке, как верно подметил профессор А. В. Соколов, «предстоит сдать экзамен на жизнеспособность» [15, с. 2]. И от того, как выдержит библиотека данное испытание, насколько правильно будет выбран, по образному выражению И.И. Тихомировой, «вектор развития» [18, с. 21], - зависит судьба всего библиотечного сообщества.

«В зависимости от изменений в структуре общества библиотеку можно охарактеризовать как систему целостного отражения развития человечества, как способ видения мира посредством собирания книг, классификаций знаний, систематизации предметов науки, техники, искусства» [7, с. 13].

Как социокультурный институт библиотека включена во все сферы жизнедеятельности человека. Несомненно, она способна не только «удовлетворять потребность в каком-либо виде деятельности, но также и формировать сами потребности, особенно потребности в самостоятельном, избирательном реагировании  на  жизненно  важные  условия,  в  которых  находится  пользовательбиблиотеки; потребности изменения внутреннего мира и компонентов внешней среды посредством осознанной активности (выделено мной, - С. Кокорина)» [10, с. 51].

Включаясь  в  процесс  формирования  и  удовлетворения  потребностей, библиотека тем самым выполняет свою культурообразующую роль посредством социальных функций, определяющихся как «обобщенный перечень главных обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки» [13, с. 168] как социокультурного института.

В условиях культурного многообразия, экономической и социальной дезинтеграции, библиотеки выдвигаются в число немногих социокультурных институтов, которые способны взять на себя ответственность за обеспечение культурного и информационного единства народов России на всей ее территории [16].

В данной ситуации «главное, что нужно сделать, дабы выжить во времена перемен, - это определить свою миссию. После этого станет понятно, к чему нужно стремиться и что для этого надо делать» [12, с. 36].

«Определить свою миссию и не потерять свое предназначение, - по определению А. В. Соколова, - это не просто, и заманчивые перспективы иногда заставляют терять частичку собственной уникальности» [15, с. 2].

Понятие «миссия» имеет много значений [3, с. 648; 5, с. 14], среди которых наиболее подходящее, по нашему утверждению, дано в толковом словаре В. И. Даля, где оно раскрыто в контексте с «миссионерством». Соответственно миссия библиотеки

«в этом смысле воспринимается как социальное предназначение, конвенциальная роль (общепринятая, официальная,- С. К.) <…> независимо от того, осознает ли эту роль библиотеки само общество или нет» [9, с. 7].

Приравнивая библиотеку к миссионерской организации, ей (библиотеке) присваиваются все характерные черты данного сообщества, а именно – духовность, проповедничество, просветительство. Очень важно отметить, что миссия библиотек одна для всех, а ее реализация разная [9].

По утверждению специалистов, традиционная миссия библиотеки - нести грамотность, знание и культуру - не уменьшилась с появлением техногенного общества в постоянно развивающемся информационном пространстве. «В действительности круг задач библиотеки расширился и теперь имеет большее число аспектов» [6, с. 33].

Несомненно, старый формат библиотеки, нацеленный, прежде всего, на книги, как и способы передачи информации через книги неизменно уходят в прошлое. Традиционная модель библиотеки претерпевает изменения, что порой расценивается многими учеными как кризис системы.

Однако, изменяющийся мир ставит библиотеки перед необходимостью преобразований. Библиотека становится не только собранием книг, но и играет важную роль в осмыслении социокультурных процессов сегодняшнего дня. «Обновление деятельности библиотек становится необходимым условием их функционирования в современной социокультурной ситуации» [4, с. 3].

Не вызывает сомнения и то, что множество функций библиотеки «не исчезают с течением времени, а напротив усиливают друг друга. Превратить библиотеку в книгохранилище – значит оставить ее за пределами современной культуры» [10, с. 54]. Поэтому воззрения на библиотеку как на консервативную и чуждую новациям среду порождает ряд вопросов из серии «Кому нужны библиотеки в двадцать первом веке?» [15, с. 3].

Безусловно, прав профессор А. В. Соколов утверждая, что в процветающем информационном обществе многие не видят будущее библиотек, выполняющих полезные миссии или функции [14, с. 8]. Однако, уверенность в том, что «библиотеки станут жизненно необходимы грядущему информационному обществу, если библиотекари отдадут приоритет не информационной функции, а гуманистическоймиссии (выделено мной, - С. Кокорина)» [там же] вполне обоснована и аргументирована.

С  этим  суждением  соглашаются  многие  ведущие  отечественные библиотековеды. Например, И. И. Тихомирова, рассуждая о гуманизме, говорит, как «важно сохранить не только отдельные примеры проявления гуманности, но и целые социальные институты гуманистические по своей сути» [18, с. 20]. И констатирует: «К таким институтам, пока еще не утратившим в погоне за информационными технологиями своего гуманистического назначения, мы вправе отнести библиотеку, которую иногда называют заповедником человечности» [там же].

Член совета Российской Библиотечной Ассоциации (РБА) С. А. Басов весьма уместно замечает, что рассматривать гуманизм надо не только в свете современных этических норм, но и современного законодательства: «Моя мысль направлена на то, чтобы категория гуманизма «читалась» нами не только как этическая, но и как правовая проблема. Если этого не сделать, то библиотечный гуманизм станет очередным благим пожеланием» [2, с. 19].

Гуманистическая миссия библиотек, по нашему утверждению, есть реакция на процессы глобализации. Как известно, одной из характерных особенностей современного состояния общества является мультикультурная (культурно- плюралистическая) модель мира, представленная «в качестве разношерстного ансамбля субкультур» [17, с. 45].

Ориентация российского сообщества на мультикультурное (культурно- плюралистическое) развитие есть результат отражения реалий социокультурной динамики в России, в связи с общественно-политическими, социально-экономическими и технико-технологическими преобразованиями в обществе. Быстрые жизненные перемены способствуют «перегрузке» сознания не только общества в целом, но и каждого отдельного человека, что даже улучшение условий существования могут отвергаться в пользу более привычного уклада.

Поэтому  сегодня,  в  начале  нового  столетия,  когда  угрозы  и  вызовы коллективной безопасности, а также дестабилизация демократических институтов и ценностные кризисы, связанные с конфликтами идентичностей, приобретают характер гуманитарной безопасности, библиотеки как никогда должны придерживаться гуманистической направленности своего развития.

«Конфлитогенность культурного пространства России определяется, прежде всего, незавершенностью процесса формирования новой российской идентичности, ее неустойчивостью, а также непоследовательностью действий (как политической, так и национальной, - С. Кокорина) элиты» [11, с. 29]. Поэтому приходится констатировать, что конструирование новой культурной идентичности продолжается и по сей день.

«Необходимо отметить, что российская идентичность сегодня – это постсоветская, т. е. переходная идентичность, конфликтная и негативная по убеждению» [там же].

Кроме того, в условиях глобальной экономической нестабильности и миграции населения вопрос о сосуществовании носителей различных культур, различных идентичностей становится особенно актуальным. Реакция на это вынужденное сосуществование проявляется в росте ксенофобии и экстремизма, как во всем мире, так и в России в частности. Этой негативной тенденции человечество должно противопоставить культуру межнационального взаимодействия.

В данной ситуации библиотека через организацию социокультурного взаимодействия среди членов общества способна снять особую общественную напряженность. В результате чего происходит улучшение психологического климата (психосоциального фона) в обществе.

Одновременно с этим, библиотека осуществляет развитие членов общества, приобщая  их  к  культурному  потенциалу  страны,  способствует  целенаправленной

активности различных субъектов социокультурного действия и стимулирует процессы общественного обновления через социальные и культурные компоненты.

Иными словами, в данных условиях библиотека является не только носителем национальной памяти человечества для различных культурных сообществ, групп, личностей,   но,   пожалуй,   самое   главное,   по   нашему   утверждению,   становится средством аккультурации и инкультурации, вытекающим «из гуманистической интерпретации библиотечной миссии» [15, с. 5]. Благодаря этому в новом социокультурном пространстве библиотеки приобретают статус основы дальнейшего развития социума.

В соответствии с этим, библиотеку можно рассматривать как один из инструментов социокультурной политики, целью которой «выступают поддержание и регулирование тех сторон социального развития, духовно-ценностного взаимодействия людей, которые связаны с важнейшими аспектами их жизнедеятельности в усложняющихся условиях общественного развития» [1, с. 105-106]. В результате чего библиотека  становится  одним  из  субъектов  формирования  культуры межнационального взаимодействия.

Как было отмечено ранее, причины нестабильности общественного развития следует  искать  в  слабом  уровне  организации  связей,  взаимоотношений, взаимодействий и низкой степени адаптации членов общества к изменениям, происходящим в современном мире. Поэтому в условиях культурного (этнического) многообразия существует насущная потребность в проведении библиотекой целенаправленной работы, которая бы содействовала формированию культуры межнационального взаимодействия.

Деятельность библиотек по формированию культуры межнационального взаимодействия  мы  склонны  рассматривать  в  качестве  приоритетной  задачи,  от решения которой во многом зависит судьба национальной идентичности России.

Выступая ретранслятором культурных ценностей, зафиксированных в документах, библиотека способна стимулировать творческую активность личности, формировать гражданско-патриотическое, российское сознание. Кроме того, обладая массой преимуществ, библиотека благоприятствует развитию позитивного опыта культуры общения с представителями различных культурных (этнических) групп, в том числе мигрантов.

Осуществляя обслуживание пользователей, библиотека содействует овладению ими культурных паттернов (образцов). Современные информационные технологии позволяют сделать культурные ценности «достоянием большого количества пользователей, а современные способы сохранения и трансформации информации создают реальность включения в этот процесс нескольких поколений людей. Таким образом, возникает возможность виртуального общения, сосуществования и соотнесения в едином пространственно-временном измерении различных культур» [8, с 116].

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: в современных условиях библиотеке, как социокультурному институту, отводится значительная роль в стабилизации  общественного  развития.  Одной  из  основных  задач  библиотеки  в условиях глобализации должно быть формирование культуры межнационального взаимодействия. Основные направления данной деятельности в нашей стране заключаются в развитии у населения российской идентичности, патриотизма, гражданственности, толерантности, творческой активности и позитивного опыта культуры взаимодействия (общения). Благодаря этому, библиотека способна помочь быстрее усвоить уроки глобализации и адаптировать к ним местное сообщество.

Список литературы

1.   Астафьева О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы: монография / О. Н. Астафьева .- М.: МГИДА, 2002.- 295 с.

2. Басов С. А. Гуманизм: в поисках безупречной системы ценностей // Библиотечное дело.- 2011.- № 17 (154).- С. 16-19.

3.   Ванеев А. Н. Миссия библиотеки // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка .- М.: Пашков дом, 2007 .- С. 648.- Библиогр. в конце ст.

4.  Головко С. И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: науч.- метод. пособие / С. И. Головко.- М.: Либерея-Бибинформ, 2008.- 127 с.: табл. - (Библиотекарь и время. XXI век; вып. № 83).

5.   Дворкина М. Я.  Библиотечное обслуживание:  новая  реальность: лекции / М.Я. Дворкина; Моск. гос. ун-т культуры и искусств.- М.: Изд-во МГУКИ; Профиздат, 2001.- 47 с.- (Современная библиотека; вып. 2).

6.   Кюллёнен К. Кликай мышкой, веди блог, находи, зажигай – поддерживай свои навыки на современном уровне / К. Кюллёнен, П. Саллмен // Новости Междунар. Федерации Библ. Ассоц. и Учреждений.- 2011.- № 6 (93).- С. 33-36.

7. Маркова  Т.  Б.  Библиотека  в  контексте  культуры:  философско- культурологический анализ: дис. … д-ра филос. наук: 24.00.01 / Маркова Татьяна Борисовна .- СПб., 2008 .- 326 с.- Библиогр.: с. 311-326.

8. Матвеева  Е.  А.  Библиотека  как  фактор  сохранения  национальной идентичности в эпоху глобализации: дис. … канд. филос. наук: 09.00.01 / Матвеева Елена Анатольевна .- Омск, 2004 .- 146 с.- Библиогр.: с. 129-146.

9.  Матлина С. Г. О миссии, подвигах, славе … и о буднях: «высокое» и повседневное в работе библиотеки // Библиотечное дело.- 2009.- № 7 (97).- С. 6-9.

10. Позднякова   Р.   А.   Библиотека   в   системе   современной   гуманитарной культуры: дис. … канд. филос. наук: 24.00.01 / Позднякова Раиса Алексеевна .- Тамбов, 2005 .- 189 с.- Библиогр.: с. 167-189.

11. Попов М. Е. Безопасность российской культуры и конфликты идентичностей // Обсерватория культуры.- 2009.- № 4.- С. 28-32.

12. Равинский Д. К. Экзистенциальный аспект: библиотека как «скорая помощь»// Библиотечное дело.- 2009.- № 7 (97).- С. 36-39.

13. Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги: опыт моногр. иссл./ сост. Ю. П. Мелентьева; Рос. гос. б-ка .- М.: Фаир-Пресс; Пашков дом, 2003 .- 432 с.- (Специальный издательский проект для библиотек).

14. Соколов А. В. Библиотечный гуманизм и гуманистическая миссия библиотек в информационном обществе // Библиотечное дело.- 2011.- № 17 (154).- С. 8-15.

15. Соколов  А.  В.  Миссия  и  мутации  библиотек.  Раздумья  интеллигента-книжника // Библиотечное дело.- 2009.- № 14 (104).- С. 2-10.

16. Столяров Ю.Н. Итоги развития отечественных библиотек к концу второго тысячелетия // Науч. и техн. б-ки. 1998.- № 10.- С. 36-50.

17. Сыщук  О.  В.  Формирование  мультикультурной  модели  социо-системы  с точки зрения синергетического принципа (на примере США) // Вопросы культурологи.-2009.- № 12.- С. 43-45.

18. Тихомирова  И.  И.  Новый  вектор  развития  российских  библиотек,  или Гуманно мыслить научить // Библиотечное дело.- 2011.- № 17 (154). - С. 20-23.